Институт имени Д.И.МендФЛеева»
(Чиииип«но-исикологич#окий факультет
Пр()1 |)ИММИ lid профи nioiMNiMloll
оривИТПЩШ, минринт'ниии
ни рииинис профтиони imioH
HMOHIMH III
Тобольск, 2008
1. «Развитие эмоционального компонента» Занятия 1-3 |
K ppiK'kuiioiitiaa программа по профессиональной ориентации,
направленная на развитие
профессиональной готовности
Пояснительная записка
Профессиональная готовность - это способность личности в Соответствии со своими интересами, склонностями и способностями спланировать и совершить профессиональный выбор.
I [роведя теоретический анализ литературы по проблеме профессиональной готовности как значимого фактора в профессиональном самоопределении старшеклассников, мы предположили, что в структуру профессиональной готовности включены эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Наиболее эффективным будет подход, охватывающий формирование выявленных компонентов профессиональной готовности.
Предлагаемая программа ориентирована на групповую работу с учащимися старших классов, характеризующимися разными уровнями профессиональной готовности.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Развитие профессиональной готовности как наиболее значимого фактора в профессиональном самоопределении старшеклассников. Задачи:
1. Введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения;
2. Повышение внутреннего интереса каждого участника к самому себе с точки зрения особенностей личности; анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии;
3. Повышение интереса членов группы к самим себе; анализ способностей как одного из факторов выбора профессии;
4. Познание членами группы собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни;
5. Актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора:
6. Помощь в осознании собственного эмоционального отношения к выбору и его влияния на выбор;
7. Освоение участниками занятия алгоритма принятия решения;
8. Помощь в освоении навыков по планированию своего пути.
Работу, направленную на развитие профессиональной готовности условно можно разделить на 3 блока.
Техники
Цели |
Блок |
1. Невербальное упражнение «Совместное рисование»; 2. Групповое убеждение и принятие решения; 3.Дискуссия по результатам выполнения техник; 4.Моделирование конструктивной обратной связи; 5. Проективный рисунок «Эмоциональное отношение к выбору профессии». |
Задачи ведущего
1. Включение в групповую работу; 2.Познание себя как субъекта межличностного взаимодействия. |
1. Вовлечь членов
группы в групповую
работу;
2.Направлять работу
группы, пока ее
члены не приняли на
себя ответственность
за групповой
процесс;
3.Дать членам
группы объективную
информацию о них
как субъектах
межличностного
взаимодействия.
__________________________ i__________________________________ i_______________________________________
Роль консультанта на этом этапе является ведущей. Обсуждение затрагивает видимое поведение членов группы, поэтому не вызывает у них какого-то
1.Игра «Отдел кадров»; 2.Ролевой тренинг; 3.Игра «Шестое чувство»; 4.Самоописание «Мои |
1. Направить самопознание на то, чтобы у каждого члена группы сформировалось цельное, адекватное представление о своем образе «Я»; |
сопро тивления при самораскрытии.
2.«Развитие когнитивного компонента» Занятия 4 -7 |
1.Самопознание субъектов выбора профессии; 2.Применение результатов самопознания в принятии решения о выб оре профессии.
2.Дать членам группы алгоритм самоанализа и способ определения целей; 3. Активизировать и направлять процесс обратной связи. | способности»; 5.Самоописание «Моя личность»; 6.«Циферблат качеств»; 7.Дискуссия по результатам выполнения техник; 8.Использование конструктивной обратной связи | ||
Роль ведущего уменьшается. Члены группы принимают на себя ведение конструктивной дискуссии. Особо велика роль обратной связи при обсуждении результатов самопознания. | |||
3.«Развитие поведенческого компонента » Занятия 8-10 | Применение результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего. | Стимулировать личную ответственность за использование результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего. | 1. Проективный рисунок «Я через 10 лет», «Мои друзья через 10 лет»; 2.Проективный рисунок «Дорога в мир»; 3.Разбор ситуаций по выбору профессии; 4.Дискуссия по результатам выполнения техник; 5.Использование конструктивной обратной связи; 6.Проективный рисунок «Эмоциональное отношение к выбору профессии». |
Помощь ведущего при обсуждениях минимальна. Группа становится единой саморегулирующей смысловой единицей. |
Методы, используемые в программе: проективные методы, дискуссии, беседа, ролевые игры, ряд техник, включающих анализ особенностей и способностей личности.
Общие требования к проведению п рограммы
1. Вести группу целесообразно лицам с высшим психологическим образованием либо специалистам с высшим образованием другого профиля (педагогическим, медицинским, социально-педагогическим и др.), прошедшим определенную стажировку и имеющим опыт работы с подростками соответствующего возраста. Необходимость данного требования вызвана тем, что в ходе занятий затрагиваются глубокие личностные образования участников.
2. Количество ведущих — 1-2 человека. Наибольший эффект достигается, когда в группе работают два ведущих разного пола, что дает возможность школьникам ощутить разницу в ролевом поведении мужчины и женщины: мужчина более активен в обсуждении тем планирования, принятия решения там, где необходим рациональный подход к делу, женщина лидирует при обсуждении тем самопознания, межличностного взаимодействия, где необходимо внимание к самому себе и окружающим.
3. В ходе занятий могут проводиться индивидуальные консультации с ведущими группы или другим экспертом, если в этом возникнет необходимость. Возможны также дополнительные индивидуальные задания для участником: прочитать литературу, посетить учебное заведение или службу занятости и др. В этом случае о выполнении задания участник рассказывает группе, а группа должна оказать поддержку участнику в его активности.
4. В ходе занятия в случае необходимости можно устроить небольшой перерыв на 10-15 мин.
5. Оптимальная частота встреч — 2 раза в неделю. Всего 20 часов (по 2 часа на занятие).
6. Встречи должны проводиться в неформальной обстановке, вне стен учебного заведения. Правда, в целом ряде случаев это требование не может быть соблюдено. Проведение занятий в стенах школы резко снижает глубину обсуждения тем, особенно по самопознанию, что снижает эффективность группового профконсультирования. Наличие отдельного
помещения сплачивает членов группы, гарантирует отвлечение от привычной обстановки, от традиционных мыслей и решений.
7. Помещение для проведения группы должно быть оборудовано
соответствующим образом:
• в нем не должно быть лишней мебели;
• должны обязательно стоять кресла с высокими спинками;
• необходим магнитофон. Ребята могут приносить кассеты с любимыми записями, которые прослушиваются в перерыве или звучат фоном при выполнении некоторых техник;
• освещение — необходимое для работы, но не утомляющее;
• просторная комната, желательно с ковром на полу, — для проведения двигательных техник;
• звукоизоляция, препятствующая проникновению шумов.
8. Для выполнения ряда техник необходимы бумага (писчая и ватман), ручки, карандаши, наборы фломастеров или цветных карандашей, столик или жесткие подставки для письма.
9. Для активизации механизмов рефлексий ведущие просят участников группы вести дневник, в который записываются впечатления от встреч и мысли, возникшие по окончании каждого занятия. Каждое занятие начинается с обмена впечатлениями участников группы от предыдущей встречи.
10. Занятие будет более эффективным, если группа укомплектована людьми примерно одного возраста, уровня интеллектуального и общего развития, со сходными проблемами, мало знакомыми друг с другом; желательно, чтобы в группе было равное количество лиц обоего пола.
Принципы ведения группы
1. Постоянство. Каждый участник работает от начала до конца работы всей группы.
2. Правило «0:0» - без опозданий.
3. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.
4. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего, и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.
5. Искренность в общении и право сказать «нет».
Обращение по имени.
Доверительный стиль общения и обращение «ты». Персонификация высказываний, или говорим от нерпою лица. Недопустимость непосредственных оценок человека. Обсуждение процедур по принципу «Здесь и теперь».
Механизмы группового во здействия
Активность. В ходе занятия люди вовлекаются в совершенно
особый вид активности. Как правило, это специально
разработанные действия. Активность возрастает, если членам
группы дается установка на готовность включиться в
совершаемые действия в любой момент. Особенно
эффективны те действия и упражнения, которые позволяют
активно участвовать в них всем членам. Принцип активности,
в частности, опирается на известную из области
экспериментальной психологии идею: человек усваивает 10%
того, что он слышит, 50% того, что видит, 70% того, что
проговаривает, и 90% того, что делает сам.
Исследовательская творческая позиция. Суть его
заключается в том, что в ходе тренинга участники группы
осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности,
уже известные в психологии, а также, что особенно важно,
свои личные ресурсы, особенности. Если исходить из этого
принципа, то работа ведущего (тренера) заключается в том,
чтобы придумать, сконструировать такие ситуации, которые
давали бы возможность членам группы осознавать и,
тренировать новые способы поведения, экспериментировать с
ними. В тренинговой группе создается креативная среда,
основными характеристиками которой являются
проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность. Реализация этого принципа порой вызывает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт обучения в школе, где, как правило, им предлагались те или иные правила, модели, которым надо следовать. Сталкиваясь с другими, непривычными для них способами обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Подростки, конечно, меньше страдают от влияния прочных стереотипов, но и в их поведении наблюдается сопротивление. Преодолеть его помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга
осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни и к самому себе.
3. Объективация (осознание) поведения. В процессе занятий поведение подростков переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь, т.е. выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли или действия человека. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы. В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения, например аудио- или видеозапись поведения подростков.
4. Партнерское общение. Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Факторы профессиональной готовности, на которые делается акцент в
ходе занятий
• Автономность.
• Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями.
• Умение принимать решения.
• Умение планировать свою профессиональную жизнь.
• Эмоциональная включенность в ситуацию решения.
Развитие факторов профессиональной готовности*
Автономность. Очень важный вопрос — каким образом, кроме проведения диагностической методики, ведущие группы могут оценить развитие уровня автономности у ее участников? В ходе занятий наиболее эффективной является оценка высказываний ^Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. - Киев, 1990
участников группы о самих себе. Если в самоописаниях преооладают
(согласно Р. Бернсу) высказывания о своей внешности, половой,
национальной, территориальной идентификации, друзьях,
родственниках, семье, окружающих вещах, то можно сделать вывод о низком уровне развития Я-концепции и автономности. При высоком их уровне преобладают высказывания об обобщенных личностных качествах, устойчивых особенностях поведения, направленности, интересах и увлечениях, убеждениях и ценностных установках, отношении к себе, отношении к лицам противоположного пола, сопоставлении себя с другими людьми, своих мнений с мнениями других.
Косвенным показателем уровня развития автономности могут служить описания работы, которую хотел бы иметь человек. Такие характеристики, как «спокойная», «малоответственная», «сидячая», «не требующая усилий» и подобные им, свидетельствуют о невысоком уровне автономности. О высоком уровне говорят определения «творческая», «интересная», «с возможностью показать себя», «с возможностью роста», «популярная» и др.
Информированность. Очень важно уже на первых занятиях составить впечатление об уровне информированности членов группы. Важно знать не просто ее уровень, что диагностируется с помощью методики, но и особенности информационного поля каждого. Ориентироваться при этом можно на характер рассказа о будущей или нынешней профессии — тон рассказа, уточняющие вопросы, полнота описания могут сказать многое не только об информированности, но и о путях ее развития. О развитии уровня информированности можно судить при сравнении первоначальных описаний и рассуждений о профессии и сделанных на заключительных занятиях.
Принятие решения. Развитие умений по принятию решения молено оценить по самоотчетам ребят в ходе занятий.
Планирование. Как показывает опыт, обсуждение тем, связанных с планированием, вызывает наибольшие трудности. Во-первых, молодые люди неохотно обсуждают столь значимые для них темы вследствие неумения рассказывать о себе. Во-вторых, иногда только в ходе занятий они впервые задумываются о необходимости и возможности планирования в реальной жизни. Даже если в ходе занятий члены группы не могут освоить всех характеристик планирования, большим достижением является то, что они задумываются о целостности своей жизни. Об этом можно также судить по самоотчетам.
Эмоциональное отношение. Отсутствие эмоционального отношения зачастую говорит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения или о тщательно
скрываемом страхе принятия решения. Поэтому формирование умения осознавать и выражать эмоции в ходе занятий очень важно. Судить о его развитии можно по самоотчетам и рисункам.
Консультирование в группе имеет еще один эффект. Группа становится миниатюрной моделью общества, живущего по законам взрослых людей. Здесь происходит распределение ролей, устанавливаются иерархия и ритуалы взаимоотношений. Ведущим следует прослеживать динамику взаимоотношений и периодически выносить ее на обсуждение группы с целью развития у ее членов умения видеть и анализировать отношения.
Оценка эффективности программы
Оценка эффективности программы определяется путем сравнения результатов методики «Профессиональная готовность». Опрос проводится перед первым занятием и в конце последнего. Полученная разница баллов свидетельствует о происшедших изменениях (см.).
Содержание программы занятий по профессиональной
ориентации, направленной