Ориентации, направленной




Институт имени Д.И.МендФЛеева»

(Чиииип«но-исикологич#окий факультет

Пр()1 |)ИММИ lid профи nioiMNiMloll

оривИТПЩШ, минринт'ниии

ни рииинис профтиони imioH

HMOHIMH III

 

Тобольск, 2008


 

1. «Развитие эмоционального компонента» Занятия 1-3

K ppiK'kuiioiitiaa программа по профессиональной ориентации,

направленная на развитие

профессиональной готовности

Пояснительная записка

Профессиональная готовность - это способность личности в Соответствии со своими интересами, склонностями и способностями спланировать и совершить профессиональный выбор.

I [роведя теоретический анализ литературы по проблеме профессиональной готовности как значимого фактора в профессиональном самоопределении старшеклассников, мы предположили, что в структуру профессиональной готовности включены эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Наиболее эффективным будет подход, охватывающий формирование выявленных компонентов профессиональной готовности.

Предлагаемая программа ориентирована на групповую работу с учащимися старших классов, характеризующимися разными уровнями профессиональной готовности.

Цели и задачи программы

Цель программы:

Развитие профессиональной готовности как наиболее значимого фактора в профессиональном самоопределении старшеклассников. Задачи:

1. Введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения;

2. Повышение внутреннего интереса каждого участника к самому себе с точки зрения особенностей личности; анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии;

3. Повышение интереса членов группы к самим себе; анализ способностей как одного из факторов выбора профессии;

4. Познание членами группы собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни;

5. Актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора:


 

6. Помощь в осознании собственного эмоционального отношения к выбору и его влияния на выбор;

7. Освоение участниками занятия алгоритма принятия решения;

8. Помощь в освоении навыков по планированию своего пути.

Работу, направленную на развитие профессиональной готовности условно можно разделить на 3 блока.

Техники

Цели
Блок
1. Невербальное упражнение «Совместное рисование»; 2. Групповое убеждение и принятие решения; 3.Дискуссия по результатам выполнения техник; 4.Моделирование конструктивной обратной связи; 5. Проективный рисунок «Эмоциональное отношение к выбору профессии».

Задачи ведущего

1. Включение в групповую работу; 2.Познание себя как субъекта межличностного взаимодействия.

1. Вовлечь членов

группы в групповую

работу;

2.Направлять работу

группы, пока ее

члены не приняли на

себя ответственность

за групповой

процесс;

3.Дать членам

группы объективную

информацию о них

как субъектах

межличностного

взаимодействия.

__________________________ i__________________________________ i_______________________________________

Роль консультанта на этом этапе является ведущей. Обсуждение затрагивает видимое поведение членов группы, поэтому не вызывает у них какого-то

1.Игра «Отдел кадров»; 2.Ролевой тренинг; 3.Игра «Шестое чувство»; 4.Самоописание «Мои
1. Направить самопознание на то, чтобы у каждого члена группы сформировалось цельное, адекватное представление о своем образе «Я»;

сопро тивления при самораскрытии.

2.«Развитие когнитивного компонента» Занятия 4 -7

1.Самопознание субъектов выбора профессии; 2.Применение результатов самопознания в принятии решения о выб оре профессии.



    2.Дать членам группы алгоритм самоанализа и способ определения целей; 3. Активизировать и направлять процесс обратной связи. способности»; 5.Самоописание «Моя личность»; 6.«Циферблат качеств»; 7.Дискуссия по результатам выполнения техник; 8.Использование конструктивной обратной связи
Роль ведущего уменьшается. Члены группы принимают на себя ведение конструктивной дискуссии. Особо велика роль обратной связи при обсуждении результатов самопознания.
3.«Развитие поведенческого компонента » Занятия 8-10 Применение результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего. Стимулировать личную ответственность за использование результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего. 1. Проективный рисунок «Я через 10 лет», «Мои друзья через 10 лет»; 2.Проективный рисунок «Дорога в мир»; 3.Разбор ситуаций по выбору профессии; 4.Дискуссия по результатам выполнения техник; 5.Использование конструктивной обратной связи; 6.Проективный рисунок «Эмоциональное отношение к выбору профессии».
Помощь ведущего при обсуждениях минимальна. Группа становится единой саморегулирующей смысловой единицей.

Методы, используемые в программе: проективные методы, дискуссии, беседа, ролевые игры, ряд техник, включающих анализ особенностей и способностей личности.

Общие требования к проведению п рограммы

1. Вести группу целесообразно лицам с высшим психологическим образованием либо специалистам с высшим образованием другого профиля (педагогическим, медицинским, социально-педагогическим и др.), прошедшим определенную стажировку и имеющим опыт работы с подростками соответствующего возраста. Необходимость данного требования вызвана тем, что в ходе занятий затрагиваются глубокие личностные образования участников.

2. Количество ведущих — 1-2 человека. Наибольший эффект достигается, когда в группе работают два ведущих разного пола, что дает возможность школьникам ощутить разницу в ролевом поведении мужчины и женщины: мужчина более активен в обсуждении тем планирования, принятия решения там, где необходим рациональный подход к делу, женщина лидирует при обсуждении тем самопознания, межличностного взаимодействия, где необходимо внимание к самому себе и окружающим.

 

3. В ходе занятий могут проводиться индивидуальные консультации с ведущими группы или другим экспертом, если в этом возникнет необходимость. Возможны также дополнительные индивидуальные задания для участником: прочитать литературу, посетить учебное заведение или службу занятости и др. В этом случае о выполнении задания участник рассказывает группе, а группа должна оказать поддержку участнику в его активности.

4. В ходе занятия в случае необходимости можно устроить небольшой перерыв на 10-15 мин.

5. Оптимальная частота встреч — 2 раза в неделю. Всего 20 часов (по 2 часа на занятие).

6. Встречи должны проводиться в неформальной обстановке, вне стен учебного заведения. Правда, в целом ряде случаев это требование не может быть соблюдено. Проведение занятий в стенах школы резко снижает глубину обсуждения тем, особенно по самопознанию, что снижает эффективность группового профконсультирования. Наличие отдельного


помещения сплачивает членов группы, гарантирует отвлечение от привычной обстановки, от традиционных мыслей и решений.

7. Помещение для проведения группы должно быть оборудовано
соответствующим образом:

• в нем не должно быть лишней мебели;

• должны обязательно стоять кресла с высокими спинками;

• необходим магнитофон. Ребята могут приносить кассеты с любимыми записями, которые прослушиваются в перерыве или звучат фоном при выполнении некоторых техник;

• освещение — необходимое для работы, но не утомляющее;

• просторная комната, желательно с ковром на полу, — для проведения двигательных техник;

• звукоизоляция, препятствующая проникновению шумов.

 

8. Для выполнения ряда техник необходимы бумага (писчая и ватман), ручки, карандаши, наборы фломастеров или цветных карандашей, столик или жесткие подставки для письма.

9. Для активизации механизмов рефлексий ведущие просят участников группы вести дневник, в который записываются впечатления от встреч и мысли, возникшие по окончании каждого занятия. Каждое занятие начинается с обмена впечатлениями участников группы от предыдущей встречи.

10. Занятие будет более эффективным, если группа укомплектована людьми примерно одного возраста, уровня интеллектуального и общего развития, со сходными проблемами, мало знакомыми друг с другом; желательно, чтобы в группе было равное количество лиц обоего пола.

Принципы ведения группы

1. Постоянство. Каждый участник работает от начала до конца работы всей группы.

2. Правило «0:0» - без опозданий.

3. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

4. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего, и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.

5. Искренность в общении и право сказать «нет».


Обращение по имени.

Доверительный стиль общения и обращение «ты». Персонификация высказываний, или говорим от нерпою лица. Недопустимость непосредственных оценок человека. Обсуждение процедур по принципу «Здесь и теперь».

Механизмы группового во здействия

Активность. В ходе занятия люди вовлекаются в совершенно
особый вид активности. Как правило, это специально
разработанные действия. Активность возрастает, если членам
группы дается установка на готовность включиться в
совершаемые действия в любой момент. Особенно
эффективны те действия и упражнения, которые позволяют
активно участвовать в них всем членам. Принцип активности,
в частности, опирается на известную из области
экспериментальной психологии идею: человек усваивает 10%
того, что он слышит, 50% того, что видит, 70% того, что
проговаривает, и 90% того, что делает сам.
Исследовательская творческая позиция. Суть его
заключается в том, что в ходе тренинга участники группы
осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности,
уже известные в психологии, а также, что особенно важно,
свои личные ресурсы, особенности. Если исходить из этого
принципа, то работа ведущего (тренера) заключается в том,
чтобы придумать, сконструировать такие ситуации, которые
давали бы возможность членам группы осознавать и,
тренировать новые способы поведения, экспериментировать с
ними. В тренинговой группе создается креативная среда,
основными характеристиками которой являются

проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность. Реализация этого принципа порой вызывает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт обучения в школе, где, как правило, им предлагались те или иные правила, модели, которым надо следовать. Сталкиваясь с другими, непривычными для них способами обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Подростки, конечно, меньше страдают от влияния прочных стереотипов, но и в их поведении наблюдается сопротивление. Преодолеть его помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга


осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни и к самому себе.

3. Объективация (осознание) поведения. В процессе занятий поведение подростков переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь, т.е. выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли или действия человека. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы. В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения, например аудио- или видеозапись поведения подростков.

4. Партнерское общение. Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Факторы профессиональной готовности, на которые делается акцент в

ходе занятий

• Автономность.

• Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями.

• Умение принимать решения.

• Умение планировать свою профессиональную жизнь.

• Эмоциональная включенность в ситуацию решения.

Развитие факторов профессиональной готовности*

Автономность. Очень важный вопрос — каким образом, кроме проведения диагностической методики, ведущие группы могут оценить развитие уровня автономности у ее участников? В ходе занятий наиболее эффективной является оценка высказываний ^Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. - Киев, 1990


участников группы о самих себе. Если в самоописаниях преооладают
(согласно Р. Бернсу) высказывания о своей внешности, половой,
национальной, территориальной идентификации, друзьях,

родственниках, семье, окружающих вещах, то можно сделать вывод о низком уровне развития Я-концепции и автономности. При высоком их уровне преобладают высказывания об обобщенных личностных качествах, устойчивых особенностях поведения, направленности, интересах и увлечениях, убеждениях и ценностных установках, отношении к себе, отношении к лицам противоположного пола, сопоставлении себя с другими людьми, своих мнений с мнениями других.

Косвенным показателем уровня развития автономности могут служить описания работы, которую хотел бы иметь человек. Такие характеристики, как «спокойная», «малоответственная», «сидячая», «не требующая усилий» и подобные им, свидетельствуют о невысоком уровне автономности. О высоком уровне говорят определения «творческая», «интересная», «с возможностью показать себя», «с возможностью роста», «популярная» и др.

Информированность. Очень важно уже на первых занятиях составить впечатление об уровне информированности членов группы. Важно знать не просто ее уровень, что диагностируется с помощью методики, но и особенности информационного поля каждого. Ориентироваться при этом можно на характер рассказа о будущей или нынешней профессии — тон рассказа, уточняющие вопросы, полнота описания могут сказать многое не только об информированности, но и о путях ее развития. О развитии уровня информированности можно судить при сравнении первоначальных описаний и рассуждений о профессии и сделанных на заключительных занятиях.

Принятие решения. Развитие умений по принятию решения молено оценить по самоотчетам ребят в ходе занятий.

Планирование. Как показывает опыт, обсуждение тем, связанных с планированием, вызывает наибольшие трудности. Во-первых, молодые люди неохотно обсуждают столь значимые для них темы вследствие неумения рассказывать о себе. Во-вторых, иногда только в ходе занятий они впервые задумываются о необходимости и возможности планирования в реальной жизни. Даже если в ходе занятий члены группы не могут освоить всех характеристик планирования, большим достижением является то, что они задумываются о целостности своей жизни. Об этом можно также судить по самоотчетам.

Эмоциональное отношение. Отсутствие эмоционального отношения зачастую говорит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения или о тщательно



скрываемом страхе принятия решения. Поэтому формирование умения осознавать и выражать эмоции в ходе занятий очень важно. Судить о его развитии можно по самоотчетам и рисункам.

Консультирование в группе имеет еще один эффект. Группа становится миниатюрной моделью общества, живущего по законам взрослых людей. Здесь происходит распределение ролей, устанавливаются иерархия и ритуалы взаимоотношений. Ведущим следует прослеживать динамику взаимоотношений и периодически выносить ее на обсуждение группы с целью развития у ее членов умения видеть и анализировать отношения.

Оценка эффективности программы

Оценка эффективности программы определяется путем сравнения результатов методики «Профессиональная готовность». Опрос проводится перед первым занятием и в конце последнего. Полученная разница баллов свидетельствует о происшедших изменениях (см.).

Содержание программы занятий по профессиональной

ориентации, направленной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: