Занятие 1 Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения




Цели: знакомство участников группы; введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения. Задачи ведущих:

• Познакомить с правилами работы в группе;

• Ввести в проблему профессионального самоопределения;

• Заполнить информационную карту - формирование первых умений по анализу необходимой информации.

Техники: «Знакомство», «Составление информационной карты»,

«Невербальное общение».

Необходимое оборудование: тетради для записей и выполнения

заданий, с которыми участники группы будут приходить на каждое

занятие, ручки.

Ход занятия:


Вступ ление ведущего (10 I'1 мим)

Задача вступления: добиться возникновения у участников Группы формирования начал мотивации на работу но самопознанию И на активное участие в ней.

Вступление посвящено ознакомлению участником группы с принципами организации подобных групп и правилами их ведения. 15 начале ведущий должен кратко представиться.

Ведущий: «Первый вопрос, который, наверное, ночник у многих из вас, - почему мы с вами расположились не за столами, а по кругу. Дело в том, что, только находясь лицом друг к Другу, имея возможность видеть каждого, мы сможем серьезно, обстоятельно разобраться в проблемах, которые будем обсуждать. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным членом нашего круга. Вступление в профессию предполагает и вхождение в мир взрослых как равного. У многих молодых людей процесс этот проходит очень болезненно и растягивается иногда на долгие годы. В школе и среди родителей у вас мало возможностей понять законы общения на равных. Чаще всего люди, особенно подростки и юноши, принимают крайние роли -подчиняющихся или повелевающих. К этому их вынуждает положение.

Наш круг, его члены, дадут вам возможность понять, каков каждый из вас в равном общении. Таким образом, постепенно у нас возникнет как бы модель взрослого общества, в которое вы очень скоро вступите. Вы и сейчас являетесь членами разных групп - школьного класса, своей дружеской компании, кружка или секции, где занимаетесь. В каждой группе вы ведете себя по-разному: в одной из них вас принимают, вы нужны другим, в другой вы находитесь в роли подчиненного, в третьей вовсе не интересуются вами как человеком, а лишь требуют от вас знаний и т.д. В силу своего малого опыта вы часто не в состоянии понять, почему, по каким причинам вас принимают в одном кругу и отвергают в другом. А понять это необходимо, чтобы уметь выстраивать свои отношения с другими людьми. Дело в том, что на протяжении всей жизни вы всегда будете членом какой-либо группы.

Человек формируется, развивается и живет в обществе. Вне общества развитие невозможно. Даже школьники могут развиваться либо посредством чтения книг (ранее созданных обществом), либо, познавая окружающий мир теми способами, которые они усвоили в детстве, опять-таки среди других людей. Но при этом личностью обычно считается человек, не утративший собственной индивидуальности и неповторимости. Нащупать баланс между общественным и личным сознанием непросто. Наш круг, в котором все отношения будут более открыты и сконцентрированы, даст вам такую возможность. Не для


всех понимание себя как члена общества окажется радостным, но польза будет для каждого - оно даст четкое и ясное направление для самосовершенствования. Моя задача как ведущей - дать вам способы развития себя.

Наша группа небольшая, поэтому вы сможете услышать и понять каждого и получить мнение о себе (или, как мы говорим, обратную связь) от всех. Иногда обсуждение может показаться немного затянувшимся, но только такое неспешное общение поможет нам понять себя и других. Круг - редкая для современного человека возможность неторопливого общения, в котором вы сможете воспринять себя в разных ситуациях, понять свои отношения с другими и к самому себе, приобрести активный опыт поведения в обществе и смоделировать некоторые ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни.

Цикл наших встреч рассчитан на 10 занятий по 2 часа. Встречаться мы будем по 2-3 раза в неделю, т.е. нам предстоит проработать вместе •I педели. У каждой встречи будет своя тема. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая половина -развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и в продвижении по профессиональному пути. Но, участвуя в занятиях, всегда помните, что все правила, приемы, знания по выбору профессии вы сможете применить в любой другой жизненной ситуации. Принципы и законы выбора, которые мы будем обсуждать, едины для всех ситуаций. Поэтому на модели выбора профессии мы будем тренироваться в совершении любого жизненного выбора, касающегося семьи, ваших будущих детей, работы, места жительства и т.д.

У таких групп, как наша, существуют определенные правила. Их соблюдение будет способствовать успешности работы». (Правила ведения группы - см. выше).

Техника «Знакомство» (1 час)

Задачи: познакомить участников группы друг с другом; дать им возможность почувствовать, какие они при общении в первичной ситуации.

Ведущий может фиксировать основные факты с тем, чтобы выйти на последующее общение в непривычной ситуации и объяснить психологическую суть профессионального самоопределения.

Инструкция: «Каждый из нас, включая и ведущую, в течение 3-5 мин расскажет о себе то, что хотел бы сказать незнакомому человеку. После того как мы выслушаем рассказ одного человека, каждый из нас может задать ему вопросы». Ведущий может задавать уточняющие вопросы.

• Расскажите о своих слабых и сильных сторонах.


 

• Что вы можете рассказать о своих интересах и увлечениях?

• Назовите свое имя, сколько вам лет?

• Расскажите о своих мыслях, связанных с выбором профессии и т.д.

В ходе обсуждения каждый должен ответить на следующие вопросы:

• Как вы себя чувствовали, рассказывая о себе?

• Чем вызвано такое поведение?

• Как вы себя чувствовали, задавая вопросы другому человеку о нем самом?

• Что легче - рассказывать о себе или самому задавать вопросы? Чем это вызвано?

• При рассказе о себе удавалось ли анализировать свое поведение?

• Понравилось ли вам собственное поведение, манера и суть рассказа о себе? С чем это связано?

Обсуждение лучше делать после небольшого перерыва. Выступление на тему «Психологическая суть профессионал ьного самоопределения» (10-15 мин)

Задачи: повысить ответственность в профессиональном
самоопределении; дать понять, что профессиональное

самоопределение - алгоритм, который можно освоить, а, освоив, использовать его и избежать при этом множества ошибок.

Слово ведущего: «Основная тема наших встреч - понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого понимания сделать выбор профессии. Поэтому сейчас мы поговорим о том, что такое выбор профессии с психологической точки зрения, какова его структура. Но начнем мы с понятия «профессиональный путь». Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает себе еще и образ жизни. Это мнение подкрепляется многочисленными примерами.

Достаточно назвать уже хрестоматийные. Так, когда мы говорим: «Он работает геологом (или полярником)», то мысленно выстраиваем себе и образ жизни такого человека. Были проведены исследования со студентами и абитуриентами гуманитарного университета и показали, что на отделение «Бухгалтерский учет» экономического факультета очень часто (гораздо чаще, чем на другие) поступают девушки, абсолютно не интересующиеся экономикой и математикой, Они выбирают образ профессии - спокойную, не требующую большой отдачи профессию бухгалтера, которая позволит им быть еще и женщиной - женой, матерью, хозяйкой дома.* Таким образом, уже в самом начале, на этапе выбора, они выстраивают не только свой * Климов Е.А. Как выбирать профессию. - Л/., 1986


профессиональный, но и жизненный путь.

Речь идет не только о выборе профессии, но и о прогнозировании того, что ждет каждого из вас дальше, после того, как вы начнете работать или учиться. Если анализировать человеческие жизни, то они оказываются похожими друг на друга: все мы рождаемся, учимся, вступаем или нет в общественные организации, имеем друзей, создаем семью, работаем, уходим на пенсию и т.д. Таким образом, жизнь каждого из нас складывается, с одной стороны, из стандартных событий, с другой стороны - из индивидуальных, являющихся вехами на пути только данного конкретного человека.

В то же время к стандартным событиям каждый человек относится по-разному. К примеру, если мы попросим нескольких взрослых людей рассказать, почему они поступили именно на эту работу, то услышим различные ответы: «Больше некуда было податься», «Друг посоветовал», «Попал по распределению» или полное перечисление причин выбора своей работы.

Попробуем разобраться в возможных причинах такого объяснения своего выбора. О чем говорит высказывание «Больше некуда было податься»? Отнюдь не о безысходности положения, а о том, что человек не анализировал ситуацию и, прежде всего не собирал сведений (информацию) о возможных местах приложения своих сил. Только человек, владеющий информацией, может принимать реальные решения. Это относится не только к выбору профессии, но и к любой сфере нашей жизни. Сказать конкретно, какая информация нужна при выборе профессии, очень сложно. Но обязательно нужны знания, во-первых, о мире профессий в целом: его сферах, законах, по которым он живет, и, во-вторых, специфические для данного человека: какие области мира профессий соответствуют его интересам, способностям, знаниям личности; что нужно сделать, чтобы осуществить свой выбор.

Таким образом, первый «кирпичик» структуры профессионального выбора- наличие информации, или информированность.

Фраза «Больше некуда было податься» говорит о пассивном отношении человека к своей судьбе. Он не чувствует себя хозяином своей жизни, не ценит себя как человека, как личность. Разбору причин такого отношения к себе у нас будет посвящено несколько встреч. А сейчас мы усвоим только одно: человек не ценит себя, если не чувствует своей автономности. Что такое автономность? Коротко говоря, это понимание, с одной стороны, своей принадлежности к миру людей, а с другой - того, что каждый человек и «Я» в том числе -индивидуален и неповторим; понимание своих сильных и слабых сторон; умение определить их в себе и использовать наилучшим


образом, знать как ими управлять; понимание, что ТОЛЬКО сам человек - хозяин своей судьбы, только он в состоянии сделать себя счастливым и удачливым и добиться всего, что наметил.

Автономность - второй «кирпичик» структуры профессионального выбора.

От уровня автономности зависит умение принимать решения. По сути, выбор профессии - это решение, которое принимает человек. По принимать решение, т.е. брать на себя ответственность, может только автономный человек. Принимая решение, человек на основе анализа выбирает путь для дальнейшего развития и совершенствования. Отказ от принятия решения, желание пустить дела на самотек всегда ведет к регрессу и деградации личности. У принятия решения есть свой алгоритм. Его разбору и применению будет посвящена отдельная встреча. Сегодня мы с вами просто запомним, что третий «кирпичик» -это умение принимать решение.

Мы уже говорили о том, что жизнь человека - это непрерывный процесс. Каждый настоящий момент - результат всего уже происшедшего с нами и обязательно влияет на будущее. Поэтому нельзя рассматривать выбор профессии как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Принимая решение, мы анализируем прошлое, но при этом мы обязательно заглядываем и в будущее, т.е. планируем. Во всем цивилизованном мире существует термин «планирование жизни, планирование профессионального пути». Не надо воспринимать его как жесткое расписание, хотя и такой вариант возможен. Наиболее типичен другой вид планирования - определение образа жизни, какого человек хочет достичь в 30, 40, 50 лет, и путей (конкретных) его достижения, а также промежуточных сроков.

Чтобы было яснее, разберем пример. Молодой человек хочет к 35-40 годам быть преуспевающим врачом - хорошим специалистом, к которому трудно попасть на прием, и обеспеченным человеком. Это планируемый образ. Теперь планируемые шаги: поступление в

медицинский вуз, успешная учеба в нем и усие.... ое окончание;

поступление на работу либо в солидную клинику, тле есть возможность продвижения, либо гуда, где возможна обширная самостоятельная практика. Причем это надо сделать к 25-26 годам, иначе к желаемому сроку не накопится достаточный ОПЬП I [ОВЫШСНИС квалификации. Это все относится к профессионализму, Для достижения материального благополучия надо иметь пибо ученую степень, либо заняться частной практикой Кроме Г0Г0, в ИМИДЖ преуспевающего человека входтп пне и наличие СЧй(шипим СбМЬИ П так далее. Таким образом, четвертым «КИрПИЧИКОМ» ИВЛЯвТСЯ умение планировать.


??


И, наконец, пятый «кирпичик» - эмоциональное отношение к

выбору. Каким тоном можно произнести фразу «Больше некуда было податься»? Скорее всего, удрученным, как минимум безразличным.

Страх перед выбором, страх перед началом самостоятельной жизни, безразличие, излишняя восторженность препятствует адекватному выбору. Более полезно ровное отношение, радость от достигнутого, то, что называется «здоровая злость, здоровый азарт» и т.д. Они увеличивают силы человека».

Техника «Составление информационной карты» (30 мин)

Задачи: практически закрепить полученные знания; повысить активность участников группы в поиске необходимой информации.

Упражнение выполняется письменно.

Инструкция: «Только что мы говорили о тех знаниях и качествах, которые необходимы при выборе. А теперь от абстрактных знаний перейдем к конкретному анализу. Начнем с первого «кирпичика» -информированности. Возьмите ручки и тетради и заполните таблицу как можно подробнее и четче, поскольку дальше мы продолжим работу С пей.

Информационная карта оценки мира профессий

Что мне интересно знать или делать? В какой профессии я этого смогу достичь? Что мне нужно для получения этой профессии
     

Записи в таблице должны располагаться блоками «интерес -профессия - необходимые шаги». Сейчас вы пишите все ваши интересы независимо от того, реальны они или нет. Вы определяете максимально широкое поле ваших интересов. В ходе последующих занятий это поле мы будем сужать, дополнять, изменять. Эта таблица -заготовка для нашей будущей работы. На работу вам отводится 25 мин. Если будут возникать вопросы - задавайте их сразу».

В ходе работы ведущий отвечает на вопросы, просит вспомнить все, что интересовало человека в детстве и юности, все его мечты, связанные с профессией. Если остается время, можно провести краткое обсуждение наиболее часто встречающегося вопроса или провести игру «Полет фантазии»: участники дополняют фразу «Я хочу...» и набирают как можно больше вариантов. Выигрывает тот. кто набрал и записал наибольшее количество вариантов. При низкой активности


группы с этой игры можно начать заполнение таблицы Но ВНЖНО, чтобы кроме фантастических в таблице присутствовали и реальные варианты.

Техника «Невербальное общени е» (15 мин)

Задачи: дать общее представление о роли невербального общения; использовать двигательную технику для поддержания интереса и внимания.

Вступление ведущего: «А теперь мы с вами вернемся к началу нашего разговора, когда мы говорили о том, что члены круга послужат как бы зеркалом для каждого из нас. Наш образ самою себя формируется в общении с другими людьми. Но очень часто люди совершают ошибку, считая общением лишь разговоры. Огромную часть сигналов о своем состоянии, отношениях мы подаем жестами, движениями, мимикой, т.е. невербально.

Примеры невербального общения: а) противоречие жеста и слов; б) некоторые типичные позы (1-2 примера истолкования поз). Для того чтобы понять невербальное общение глубже, мы выполним одно упражнение».

Инструкция: «Одного из нас мы выберем ведущим. Мы завяжем ему глаза. Его задача: придумать каким образом, по какому признаку можно разделить людей на две группы, не разговаривая с ними. После того как он придумает основание для классификации, он вытянет руки вперед, ладонями вверх. Задача всех остальных - по очереди подойти к ведущему и положить ему на ладони свои. Делать это надо в полной тишине, чтобы ведущий не понял, кто именно перед ним».

Ведущий разделяет людей на две группы - налево и направо. Ощупывать ладони и делать какие-то еще движения при этом нельзя.

В качестве ведущих должны побывать 3-4 человека. Ведущие группы также участвуют в упражнении.

Обсуждение после этого ведется по нескольким пунктам.

1. Основания для классификации и что за психологический смысл несут выдвигаемые классификации. Например: «руки дрожат - не дрожат» - боязнь оценочных ситуации; «руки кладут уверенно - неуверенно» - особенности характера, которые за этим кроются.

2. Каждый ли из присутствующих был согласен с тем, ЧТО его определили в данную группу?

3. Согласны ли были все, что данный человек попал именно в эту группу?

Выходная рефлексия

Резюме (1-2 мин)


И нем стоит кратко повторить основные из обсуждавшихся тем, а иноке выразить надежду, что хотя первое занятие могло показаться немного затянутым, оно было познавательным и способствовало тому, чтобы и дальше быть участником группы.

Н конце каждого занятия участники группы получают домашнее задание.

Домашнее задание

Еще раз проанализировать информационную карту и дополнить ее пунктом: какие книги нужно прочитать для знакомства с наиболее интересующими вас профессиями. Прочитать хотя бы одну книгу.

Занятие 2 Межличностное взаимодействие

Цель: актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора.

Задачи ведущего:

И ходе интерпретации дать знания о ролевом общении, о необходимости анализа своей роли в группе и учете этих знаний в общении;

• Показать необходимость анализа причин принятия той или иной роли для ее изменения.

Техника: «Совместное рисование»

Необходимое оборудование: 2-3 листа ватмана, карандаши, фломастеры или краски в таком количестве, чтобы у каждого участника был свой цвет для рисования.

Ход занятия:

Вступление ведущего (2-3 мин)

Задача: кратко напомнить содержание предыдущей встречи, ее основные цели.

Обсуждение впечатлений от предыдущей встречи (10-15 мин)

Задачи: развитие умений по рефлексии; построение логической цепочки всего цикла занятий.

Каждый из участников группы должен дать ответ на вопросы:

• Чем мне запомнилось предыдущее занятие?

• Что на нем было наиболее важно для меня?

• Что бы я изменил в ходе этого (предыдущего) занятия?

• Какие мысли оно у меня вызвало?

• Что вспомнилось после занятия?

• Что захотелось уточнить или обсудить дополнительно?


 

• Возникла ли потребность еще раз обдумать пни с кем m обсудить спои мысли?

• Что для этого сделано?

Резюме к последнему вопросу: реализация актуальной потребности одна из основ саморегуляции, т.е. делан, то, в чем возникла потребность, необходимо не откладывая на далекое будущее.

Примечание: не обязательно каждый участник должен отвечать на нее вопросы, главное - достичь задачи обсуждения.

Техника «Совместное рисование» ( 1,5 часа)

Задача: реализация цели всего занятия.

Описание: Техника «Совместное рисование» используется чешскими и словацкими психологами при работе с психотерапевтическими группами. В основе ее лежит творческая деятельность. Техника предусматривает выявление сложного взаимодействия в масштабах всей группы. Для выполнения техники необходимо приготовить большой лист бумаги (ватмана), фломастеры, карандаши или краски в таком количестве, чтобы каждый из участников мог рисовать одним, «своим» цветом. Менять цвета в ходе рисования не рекомендуется. Рисование начинается с инструкции. Теоретическое объяснение дается после того, как рисование закончится, в ходе интерпретации и обсуждения рисунков.

Группа усаживается вокруг листа бумаги, и участники выбирают цвета.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рисовать наш общий дом. Такой, в котором мы хотели бы жить. Рисунков будет два. На первом мы нарисуем вид дома снаружи, на втором - его внутреннее устройство: планировку, определение функций отдельных помещений и их обустройство. Рисовать будем не по очереди, а все вместе, одновременно. Работать надо без разговоров. Не допускать обсуждения, разъяснения того, что рисует участник группы, или указания другим: что и где рисовать. Каждый имеет право не только начинать рисунок сам, но и дорисовать все, что ему захочется. На рисунках должны быть изображены предметы, детали обстановки без людей».

После того как оба рисунка завершены, дается дополнительная инструкция: «Каждый из вас теперь может изобразить себя В ТОМ месте, которое ему больше всего нравится. Изображать себя можно как на первом, так и на втором рисунке, можно на обоих сразу».

Обсуждение: упражнение дает богатый материал, ОТНОСЯЩИЙСЯ к проекции и межличностному взаимодействию. ОбсуДИТЬ В ходе дискуссии все темы не представляется возможным. Группа М0ЖС1 сконцентрироваться на обсуждении наиболее актуальных ОЛЯ нес


«опросов. Все замечания в ходе дискуссии должны основываться на рисунке. Обсуждение вести достаточно просто, так как вклад каждого в общий рисунок отличается по цвету от вклада других.

Начинается обсуждение с темы «Как создавался рисунок». Речь идет о процессах, сопровождающих совместную работу группы.

1. Кто и как именно проявил активность при проектировании дома?

2. Кто рисовал детали, несущие основную смысловую нагрузку?

3. Кто предлагал идеи? Кто и в какой последовательности их осуществлял?

4. У кого были альтернативные предложения? Как развертывался процесс их принятия или отрицания?

5. Кто участвовал в создании центральной части дома, а кто держался на периферии?

6. Кто начинал новое, а кто лишь украшал и поправлял уже созданное?

7. Кто относился с уважением к труду другого, а кто рисовал свое поверх уже нарисованного (кем нарисованного?)?

8. Как участник проявлял активность на разных этапах рисования?

9. Что говорит расположение фигурок на рисунке о действительных отношениях; о привычках и привязанностях человека?

10. Кто изобразил себя вне дома, кто на одном из верхних этажей, кто - на крыше или в подвале?

Затем дискуссия переходит к теме «Содержание рисунка и его значение как проекции».

• Что говорит о рисовавших цвет, который они выбрали?

• Какова уверенность, сила и характер линий их рисунка?

• Кто какие помещения рисовал (кухню, спальню, гостиную и т.д.)?

• Кто сделал дорогу к дому, а кто рисовал забор и замки на дверях?

• В каком масштабе нарисовали участники самих себя?
Заключительные вопросы задаются по очереди всем участникам: «Что

нового ты узнал о себе? Что было для тебя неожиданным в этом узнавании себя? Что нового ты узнал о других участниках?». Необходимо добиваться полного и подробного ответа на эти вопросы от каждого участника, помогая дополнительными вопросами и прибегая к помощи участников группы. Когда участник отвечает на


вопросы, группа должна молчать и внимательно слушать, Необходимо объяснить группе смысл внимательного слушания.

Если позволяет время, можно обсудить тему «Как в повседневном общении можно быстро узнать человека'/» Обычно но обсуждение касается тех деталей, разнообразие которых нельзя предвиден, и описать заранее. Интерпретация проекций идет аналогично интерпретации индивидуальных проективных рисунков. Главное при этом для ведущего - добиться не мельчайшей и точнейшей интерпретации, а совместного обсуждения при поисках смысла той или иной детали.

В качестве резюме возможно обобщение всего происходившего и повтор цели занятия.

Домашнее задание

Попробовать проследить и проанализировать свои особенности в межличностном взаимодействии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: