Риск-менеджмент по экономическому содержанию представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Как система управления, риск-менеджмент включает процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала, определение вероятности наступления события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения (т.е. приемов риск-менеджмента), осуществление целенаправленного воздействия на риск. Указанные процессы в совокупности составляют этапы организации риск-менеджмента.
Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском (рис.4).
Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска – это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. цель рисковых вложений капитала – получение максимальной прибыли.
Следующим важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость.
Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатом хозяйственной деятельности.
|
Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность.
Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представить объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.
На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала, и приводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.
|
|
Рисунок 4 - Схема организации риск-менеджмента
Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени риска. На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам. Финансовый менеджер, занимающийся вопросами риска (менеджер по риску), должен иметь два права: право выбора и право ответственности за него.
Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели рискового вложения. Решение должно приниматься менеджером единолично. В риск-менеджменте из-за его специфики, которая обусловлена, прежде всего, особой ответственностью за принятие риска, нецелесообразно, а в отдельных случаях и вовсе недопустимо коллективное (групповое) принятие решения, за которое никто не несет никакой ответственности. Коллектив принявший решение, никогда не отвечает за его выполнение.
|
При этом следует иметь в виду, что коллективное решение в силу психологических особенностей отдельных индивидов (их антагонизма, эгоизма, политической, экономической или идеологической платформы и т. п.)является более субъективным, чем решение, принимаемое одним специалистом.
Для управления риском могут создаваться специализированные группы людей, например сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала (т.е. венчурных и портфельных инвестиций) и др.
Данные группы людей могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (т.е. две трети, три четверти, единогласно) большинством голосов.
Однако окончательное решение о выборе варианта принятия риска и рискового вложения капитала должен принять один человек, так как он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение. Ответственность указывает на заинтересованность принимающего рисковое решение в достижении поставленной им цели.
При выборе стратегии и приемов управления риском часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний финансового менеджера в процессе
|
его работы и служит основой автоматических навыков в работе.
Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций финансовый менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных, приемлемых для себя рисковых решений.
Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому риск-менеджмент обладает многовариантностью. Многовариантность риск-менеджмента означает сочетание стандарта и неординарности финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации. Главное в риск-менеджменте – правильная постановка цели, отвечающая экономическим интересам объекта управления.
Риск-менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому риск-менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления риском, на умении быстро и правильно оценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный выход из этой ситуации.
В риск-менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации, сделав ее для себя более или менее определенной.
Особую роль в решении рисковых задач играет интуиция менеджера и инсайт (это осознание решения некоторой проблемы).
В случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики (это правила и приемы решения особо сложных задач).
Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решения в условиях риска.
Основными правилами риск-менеджмента являются:
1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
· Надо думать о последствиях риска.
3. Нельзя рисковать многим ради малого.
4. Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
5. При наличия сомнения принимается отрицательное решение.
6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.
Реализация первого правила означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала, финансовый менеджер должен:
определить максимально возможный объем убытка по данному риску;
сопоставить его с объемом вкладываемого капитала;
сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству данного инвестора.
Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его.
При прямых инвестициях объем убытка, как правило, равен объему венчурного капитала. Инвестор вложил 1 млн. рублей в рисковое дело. Дело прогорело. Инвестор потерял 1 млн. рублей. Однако с учетом снижения покупательной способности денег в условиях инфляции объем потерь может быть больше, чем сумма вкладываемых денег. В этом случае объем возможного убытка следует определять с учетом индекса инфляции. Инвестор вложил 1 млн. рублей в рисковое дело в надежде получить через год 5 млн. рублей. Дело прогорело. Если через год деньги не вернули, то объем убытка следует считать с учетом индекса инфляции (например, 220%), т.е. 2,2 млн. рублей. (2,2*1).При прямом убытке, нанесенном пожаром, наводнением, кражей и т.п., размер убытка больше прямых потерь имущества, так как он включает еще дополнительные денежные затраты на ликвидацию последствий убытка и приобретение нового имущества.
Пример. «В результате пожара сгорел производственный цех, в котором находилось сырье, полуфабрикаты и готовая продукция на сумму 5 млн. руб. и оборудование на сумму 20 млн. руб. Затраты на разборку сгоревшего здания и уборку в цехе, т.е. на ликвидацию последствий пожара, составляют 0,5 млн. руб. Затраты на ремонт здания – 3 млн. руб., на ремонт и приобретение нового оборудования взамен сгоревшего – 6,5 млн. руб. Определить размер убытка, нанесенного пожаром».
Общая величина убытка составит:
5 + 20 + 0,5 + 3 + 6,5 = 35 млн. руб.
При портфельных инвестициях, т.е. при покупке ценных бумаг, которые можно продать на вторичном рынке, объем убытка обычно меньше суммы затраченного капитала.
Соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных финансовых ресурсов представляет собой степень риска, ведущего к банкротству. Она измеряется с помощью коэффициента риска.
Кр = У / С, (17)
где Кр – коэффициент риска;
У - максимально возможная сумма убытка, рублей
С - объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно
известных поступлений средств, рублей.
Пример. Необходимо рассчитать коэффициент риска и выбрать наименее рисковый вариант вложения капитала.
Выбор оптимального варианта вложения капитала
По коэффициенту риска
Показатели | Вариант вложения капитала | |
первый | второй | |
Собственные средства, тыс. руб. | 10 000 | 60 000 |
Максимально возможная сумма убытка, тыс. руб. | 6 000 | 24 000 |
Коэффициент риска | 0,6 | 0,4 |
Данные таблицы показывают, что при втором варианте вложения капитала величина риска в 1,5 раза меньше, чем по первому варианту.
Исследования рисковых мероприятий позволяют сделать вывод, что оптимальный коэффициент риска составляет 0,3, а коэффициент риска, ведущий к банкротству инвестора, 0,7 и более.
Реализация второго правила требует, чтобы финансовый менеджер, зная максимально возможную величину убытка, определил бы, к чему она может привести, какова вероятность риска, и принял бы решение об отказе от риска (т.е. от мероприятия), принятии риска на свою собственность или передачи риска на ответственность другому лицу.
Действие третьего правила особенно ярко проявляется при передаче риска, т.е. при страховании. В этом случае он означает, что финансовый менеджер должен определить и выбрать приемлемое для него соотношение между страховым взносом и страховой суммой.
Страховой взнос – это плата страхователя страховщику за страховой риск.
Страховая сумма – это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности, ответственность, жизнь и здоровье страхователя. Риск не должен быть удержан, т.е. инвестор не должен принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховом взносе.
Реализация остальных правил означает, что в ситуации, для которой имеется только одно решение (положительное или отрицательное), надо сначала попытаться найти другие решения. Возможно, они действительно существуют. Если же анализ показывает, что других решений нет, то действуют по правилу «в расчете на худшее», т.е. если сомневаешься, то принимай отрицательное решение.
Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента является организация мероприятия по выполнению намеченной программы действия, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
Важным этапом организации риск-менеджмента является контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.
Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском на данном хозяйственном субъекте.
Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложения капитала и т.п.
Эти секторы или отделы являются структурными подразделениями финансовой службы хозяйствующего субъекта.
Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:
проводить венчурные и портфельные инвестиции, т.е. рисковые вложения капитала в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;
разрабатывать программу рисковой инвестиционной деятельности;
собирать, обрабатывать, анализировать и хранить информацию об окружающей обстановке;
определять степень и стоимость рисков, стратегию и приемы управления риском;
разрабатывать программу рисковых решений и организовывать ее выполнение, включая контроль и анализ результатов;
осуществлять страховую деятельность, заключать договоры страхования и перестрахования, проводить страховые и перестраховые операции, расчеты по страхованию;
разрабатывать условия страхования и перестрахования, устанавливать размеры тарифных ставок по страховым операциям;
выполнять функции аварийного комиссара, выдавать гарантию по поручительству российских и иностранных страховых компаний, производить возмещение убытков за их счет, поручать другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;
вести соответствующую бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность по рисковым вложениям капитала.