Объекты финансового менеджмента




 

В этом разделе обратимся к объектам финансового менеджмента, или попытаемся ответить на вопрос: чем управляет финансовый менеджер? В самом общем виде ответ на поставленный вопрос содержится в названии настоящего раздела. Это – комплексы финансовых задач, каковыми являются финансовые показатели: показатели денежных доходов и расходов, а также процессы их осуществления и, что особенно важно, показатели оценки эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия (объединения).[21, с. 13]

Учитывая, что все финансовые показатели – доходов и поступлений, расходов и отчислений, оценки эффективности – образуются в процессе денежных отношений предприятия со своими контрагентами внутри- и внепроизводственной среды, попытаемся определить сферы и контрагентов (субъектов) этих отношений.

Денежные отношения, составляющие систему финансовых отношений между[21, с. 17]:

- предприятиями и занятыми на них трудящимися;

- подразделениями внутри отрасли и предприятия;

- поставщиками и плательщиками;

- предприятиями и государством – федеральным, региональными, местными бюджетами и внебюджетными фондами;

- предприятиями и кредитной системой;

- предприятиями и биржами (фондовыми, валютными, товарными), страховыми организациями, имущественными фондами и прочими инструментами или звеньями финансово – кредитной системы;

- населением и государством, а также общественными организациями и инструментами финансовой инфраструктуры.

Все это отражает процесс концентрации денежных ресурсов в фонды (в том числе формирование капитала), их распределение, использование и оценка эффективности экономического и социального развития (в том числе капитала).

К объектам финансового менеджмента следует отнести и сами финансовые показатели доходов, расходов или оценки результатов описанных выше процессов образования доходов и осуществление расходов.

Результирующие финансовые показатели особенно важны для финансового менеджмент, ибо представляют собой не только объект управления (постоянного финансового контроля), но и цель его, если имеют положительное значение и тенденции. Они называются показателями эффективности. В это понятие эффективности, охватывающей и экономический, и социальный потребительский результат воспроизводства, следует включать помимо растущей рентабельности еще два компонента – оптимизацию ассортимента (приемлемость его по структуре, ценам и качественным параметрам продукции или услуг для современного и перспективного потребительского рынка), а также сохранение и улучшение материально – экономической и интеллектуально – психологическую среду обитания человека в условиях прогресса производительных сил общества.

К наиболее общим и существенным компонентам эффективности относится рентабельность. Приведем несколько форм выражения рентабельности[17, с. 26]:

1. Экономическая рентабельность – применяется при общей оценки эффективности деятельности за отчетный период, планово аналитических расчетах.

(П бал х100%)/А, (1)

где П бал - Прибыль балансовая;

А - Активы по бухгалтерскому балансу.

2. Рентабельность производства – применяется при оценке эффективности вложений основного и оборотного капитала, как правило, в среднегодовом исчислений, ценообразовании, планово аналитических расчетах.

(П бал х100%)/ (ОФ+ОС), (2)

где ОФ - Основные фонды;

ОС - Основные средства.

3. Рентабельность продукции – применяется при оценке эффективности текущих затрат, критерии оптимизации ассортимента продукции (услуг) и диверсификации видов деятельности, ценообразований, планово финансовом расчете, в том числе при планировании прибыли.

(П х 100%) / С/ст, (3)

где П-прибыль;

С/ст-себестоимость.

4. Рентабельность трудовых затрат – применяется при оценке эффективности затрат труда, ценообразований, в аналитических расчетах.(П х 100%) / ФОТ, (4)

5. Рентабельность капиталовложений – применяется при оценке эффективности капитальных вложений, необходимая для определения сроков окупаемости капитальных затрат.

(П х 100%) / К/в, (5)

 

где К/в - капиталовложения.

6. Народнохозяйственная рентабельность – при оценке эффективности вновь созданной стоимости в глобальном и локальном масштабах.

(НД или ВД)/(ОФ+ОС). (6)

Где, НД – национальный доход;

ВД – валовой доход.

7. Модификация и частные показатели рентабельности, например затраты на 1 руб. товарной продукции (ТП) – копеек - применяется при оценочных расчетах эффективности соответствующих вложений, ресурсов. Планово аналитических финансовых расчетов.

С/ст Тп / Объм ТП, (7)

где, ТП – товарная продукция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: