Субъекты финансового менеджмента




 

Субъектом финансового менеджмента является финансист-менеджер, курирующий финансовые отношения данного звена финансовой инфраструктуры[20, с. 16].

Фундаментальным, базовым звеном финансовой инфраструктуры являются финансы коммерческих структур в сфере предпринимательства, где субъектами финансового менеджмента выступают финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового менеджера. В международном бизнесе их обычно называют финансовой бухгалтерией в отличие от просто бухгалтерии, занимающейся собственно бухгалтерским учетом и бухгалтерско-статистической отчетностью.

Служба финансового менеджера охватывает, как правило, не только финансовый отдел, но и планово-экономический, труда и зарплаты, иногда – снабженческо-сбытовой (маркетинговый), юридический, аналитический (если такой отдел, бюро или участок выделяется организационно). В зависимости от масштаба предприятия и от решения финансового топ-менеджера, каковым обычно является финансовый директор или заместитель генерального директор по экономике и финансам, финансовая бухгалтерия имеет ту или иную организационно-функциональную структуру и охват.

Несмотря на либерализацию экономики, государство строго регламентировало организационно-правовые форма предпринимательских структур и соответственно их финансово-налоговый статус, частности, условия формирования уставного (складочного) капитала, финансовую ответственность и прочее.

Профессиональные обязанности и права финансового менеджера можно сгруппировать следующим образом[20, с. 19]:

- перманентный финансовый контроль эффективности деятельности фирмы, что конкретно выражается в постоянной заботе об увеличении денежных доходов и поступлений, оптимизаций расходов и отчислений, росте суммы превышения первых над последними;

- планирование, анализ, решение;

- определение прав и обязанностей (участков финансовой работы) каждого сотрудника подведомственных служб;

- выбор системы оплаты труда, стимулирующий рост эффективности всех подразделений фирмы;

- подписание (визирование) всех документов финансовой службы;

- делегирование ответственности по отдельным участкам финансовой работы другим подразделениям фирмы или внешним «подрядчиком» - исполнителем: аудит, эккаутинг (расчеты и бизнес-справки о финансовом состояний контрагентов, смежников, конкурентов и пр.), трастовой (доверительное) управление, например ценными бумагами, партнеров по совместной деятельности, посредническая, в том числе биржевая деятельность, экономическая, юридическая и иная экспертиза при заключении контрактов или принятии инвестиционных решений и т. д.;

- выработка и определение финансовой стратегии в учетно-аналитической, инвестиционной, распределительной политике и т.д.

Перечень можно детализировать и расширить. Финансовому менеджеру и нижестоящим на иерархической лестнице финансистам, прежде всего, требуется высокий уровень профессиональных знаний и умение применить их на практике.

Кроме того, финансовый менеджер должен обладать организаторским талантом и владеть искусством общения, проявляющимся в способности психологической совместимости с различными людьми, терпимости в деловых отношениях, обеспечивающих продуктивность работы службы финансового менеджера.

Приведем небольшой пример эффективного сотрудничества банка и предприятия, финансовый директор которого совместно с руководством банка разработали взаимовыгодную схему деловых контактов. Банк создал на территории завода свой расчетно-кассовый центр, ускоривши расчеты со всеми контрагентами на сутки и увеличивший операционный день до размеров полного рабочего дня, обеспечил расчетно-кассовое обслуживание, взял на себя прием наличных денег от юридических и физических лиц, открыв на заводе свою кассу. При этом кассир банка работает по графику завода, ни минуты не заставляя ждать клиентов. Кроме экономии времени и денежных средств, банк намерен предоставлять платежный кредит покупателям продукции завода и т.п. В итоге финансовый союз партнеров обеспечивает удовлетворение интересов, спокойствие и стабильность – то, на что направлен финансовый менеджмент. Рассмотрим состав показателей информационной базы[12, с. 24].

Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется и зависит от используемой информационной базы. В свою очередь, формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятий представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятий стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Формирование системы информативных показателей финансового менеджмента для конкретного предприятия связанно с его отраслевыми особенностями, организационно – правовой формой, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. По этому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.

- К первой группе относится показателей, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования условий внешней среды функционирование предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. К данной группе относится следующие показатели[12, с. 30]:

- объем доходов государственного бюджета;

- объем расходов государственного бюджета;

- объем размера бюджетного дефицита;

- объем эмиссии денег;

- денежные доходы населения;

- вклады населения в банк;

- индекс инфляции;

- учетная ставка ЦБ России;

Формирование показателей этой группы основывается на публикации данных государственной статистики.

- Ко второй группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия.

Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности. К данной группе относятся следующие показатели:

- индекс цен на продукцию;

- ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

- общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;

- объем произведенной (реализованной) продукции и др.

К данной группе целесообразно отнести показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в процессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.

- К третьей группе относятся показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка[12, с. 33].

Система информативных показателей этой группы служит для принятий управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций. К данной группе относятся следующие показатели:

- виды основных котируемых фондовых инструментов (акции, облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

- котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;

- цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;

- сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;

- депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;

- официальные курсы отдельных валют;

- курсы покупки-продажи отдельных валют на межбанковской валютной бирже и коммерческими банками и т.д.

Источником формирования системы показателей этой группы при необходимости ежедневного использования служат публикации коммерческих изданий, представленных на соответствующих электронных источниках или получаемых по технологиям сетевых каналов связи.

- К четвертой группе относятся показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета.

Система показателей данной группы составляет основу информационной базы финансового менеджмента. На основе этой системы показателей производится анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия. Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, регулярность формирования, высокая степень достоверности и надежности, что определяется соответствующим статусом финансовой отчетности и общими финансовыми показателями, рассчитанными на ее основе.

Показатели финансового учета агрегируются в финансовую отчетность и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфраструктуры, выполнять функции инструмента взаимодействия предприятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источником финансовых ресурсов предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: