Подумай и выполни задание. Ролевые игры




Аффирмации являются полезной техникой «программирования» сво­его сознания. Смысл метода заключается в создании и регулярном по­вторении некоего позитивного утверждения. Оформите аффирмации в виде карточек или заставок на рабочем столе компьютера. Примеры утверждений:

- Я успешный коммуникатор.

- Я намерен реализовать свои способности и возможности.

- Мое общение с людьми становится все лучше.

- У меня появляются новые друзья.

- Каждый новый человек — это дверь, открывающая мне возмож­ность узнать его и проявить себя.

- Несколько простых техник конструктивного взаимодействия помо­гут мне улучшить мои контакты.

Ролевые игры

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ро­левой игры являются отношения между людьми (система «человек—человек»), осуществляемые через действия с предметами. Если в игровой деятельности акцент делается на общение, то в ролевой игре преобладают взаимоотношения.

Межличностный уровень общения сочетается в ролевой игре с элементами внутриличностного уровня. В целом ролевая игра на­целена на внутриличностные изменения и самокоррекцию.

Отмеченная специфика ролевой игры позволяет применять ее в психотерапевтических и личностных тренингах для моло­дежи. Ролевая игра может использоваться также в обучающих и развивающих целях. Обычно ее содержанием становится любая житейская ситуация, а игра направлена на развитие умения взаи­модействовать с другими людьми. Ролевая игра — способ рас­ширения опыта участников посредством предъявления им не­ожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, ко­торый позволит привести эту ситуацию к достойному заверше­нию (игра).

Самый известный разработчик теории ролей Дж. Морено пи­сал, что слово (роль) происходит от латинского (не­большое колесо или круглое бревно), которое позднее стало оз­начать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записыва­ли слова пьес для актеров. Лишь в XVI — XVII вв. слово «роль» стало означать игру актеров.

Понятие «ролевая игра» впервые появилось в XX в. Прототип ситуационно-ролевых игр — импровизированные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 г. Дж. Морено. В нача­ле XX в. он описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. С середины 1950-х гг. применение ролевых игр в США по­шло двумя путями. Первый путь — использование в психотера­пии, включая группы личностного роста, социометрию, психодраму, гештальттерапию, а также группы встреч. Второй путь — тренинговые группы, задача которых — саморазвитие и самосо­вершенствование, а не психотерапия. Тренинговые группы спо­собствуют развитию в людях лидерских навыков, отработке пра­вильного поведения в больших и малых группах, конструктивно­му взаимодействию, разрешению конфликтов в группах, форми­рованию адекватного самовосприятия и восприятия других.

Специалисты по ролевым играм отмечают, что такая игра дает возможность проявить индивидуальность каждого участника, его творческие возможности, развивает умение «входить в положение других», лучше понимать их позиции и чувства, а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения и об­щения. Это, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов при взаимодействии с дру­гими людьми. Кроме того, приобретается важный социально-пси­хологический опыт более объективного анализа поведения как своего собственного, так и других, развивается психологическая ком­петентность человека.

Роли каждого участника (в соответствии с общими условиями ролевой игры) могут привести обучаемых к живой дискуссии, особенно когда каждый вживается в роль, а не просто исполняет ролевые обязанности. Упражнения позволяют развивать коммуни­кативные навыки.

Как и в любой игровой технологии, участников ролевой игры знакомят с ситуацией, а затем предлагают распределить между собой ее роли.

Как правило, возможно два варианта распределения ро­лей:

1) роли распределяются между некоторыми участниками, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрите­лями, наблюдателями или выполняют функции арбитра, записы­вая особенности поведения играющих и затем оценивая его по­следствия;

2) участники анализа ролевой ситуации разбиваются на не­большие группы единомышленников, и каждая группа берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации.

К основным характеристикам ролевых игр относят:

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- наличие ролей и их взаимодействие;

- различие целей участников игры, исполняющих разные роли;

- наличие группового оценивания поведения участников игры;

- наличие управляемого эмоционального напряжения.

В практике обучения подростков и молодых людей иногда ис­пользуется очень похожий на ролевые игры метод «разыгрыва­ние ситуаций в ролях». Однако эти методы хотя и имеют между собой много общего, все же весьма существенно различаются. Так, при «разыгрывании ситуаций в ролях» участники исполняют роль так, как сами считают нужным, импровизируя содержание сценария. Такая игра ведется без предварительной подготовки, ее называют спонтанной. Роли обычно распределяются сознательно и по общему согласию участников игры. Основная задача «разыг­рывания ситуации в ролях» —. проявить творческие способности к решению проблемы, к импровизации в поведении. Обычно на таких игровых занятиях обучаемые играют или самих себя, демонстри­руя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную куль­туру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.

При обсуждении результатов такой игры преподаватель может решать не только образовательные, но и развивающие задачи, осуществляя коррекцию личности обучаемого, а также проанали­зировать, как возникают и развиваются все динамические груп­повые процессы: нормообразование, групповое давление и кон­формизм, лидерство и руководство.

В отличие от «разыгрывания ситуаций в ролях» в ролевой игре участнику анализируемой ситуации, наряду с ее описанием, вы­дается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, ка­кой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать. Такая игра называется сюжетной или сце­нарной. Сюжетная игра направлена на проживание и анализ ти­пичных проблем взаимодействия. С ее помощью участники игры осваивают новые, непривычные для себя, но эффективные моде­ли поведения.

Инструкция к ролевой игре детально прописывает все аспекты ситуации, но не ставит жестких границ, препятствующих участ­никам сыграть свои роли в соответствии с их собственными пред­ставлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях.

Таким образом, ролевые игры — это игры по заданному сцена­рию, который требует не только знакомства с материалом ситуа­ции, но и вхождения в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства. Однако задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в роле­вой игре, — создание модели поведения, характерного в повсе­дневной жизни для реальных людей, поэтому именно поведение, а не просто проявление талантов участников затем становится ос­новой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за со­держанием каждой разыгрываемой сцены. Проигрывание ролей может быть приятным средством для получения многих новых на­выков. Ролевые игры помогают участникам стать более восприим­чивыми к чувствам других.

Ролевые игры проводятся либо в форме совещания, либо в фор­ме свободно развивающегося ролевого общения — диалога между участниками. В заключение занятия обсуждают итог и ход реше­ния проблемы (конфликта), оценивают поведение в данной ситу­ации каждого из ее участников, его продуктивность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает — педагог, делая критический разбор итогов ролевого общения, отмечая неудачи и достижения.

Наблюдения могут стать более эффективными, если будут сде­ланы видеозаписи ролевой игры и использованы для обеспечения обратной связи, а также для консультирования. Метод ролевых игр позволяет молодым людям «походить в чужих ботинках», по­смотреть на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, как бы со стороны, достигать взаимопонимания.

Ролевая игра используется как самостоятельная технология обучения, так и в коммуникативных тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия. Участники занятия становятся очевидцами того, как и каким образом каж­дый из них влияет на других, какова при этом роль совместной деятельности и ее содержание, как ситуация в целом (т.е. дина­мика взаимоотношений и действий) управляет поведением от­дельных обучаемых и всей группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: