Взаимодействие взрослых людей друг с другом описано в литературе по общению довольно полно — как в плане анализа трудностей, так и на уровне советов и практических рекомендаций. Внимание к этим вопросам со стороны специалистов объяснимо: большинство взрослых проводят основную часть своей жизни на работе. От того, каким образом они взаимодействуют (конструктивно или деструктивно), решают профессиональные проблемы (через конфликты или через сотрудничество), зависит не только их личное благополучие, работоспособность и комфорт, но и результаты совместной деятельности, стабильность или банкротство организации, личная и корпоративная конкурентоспособность.
Общение с людьми, не соответствующими тебе по возрасту, взаимодействие взрослых и детей, семейное общение — эти вопросы в меньшей степени рассмотрены в литературе по общению. Это, по-видимому, связано со спецификой возрастного характера контактов. Они порождают серьезные трудности, ведущие к разрушению отношений и к индивидуальным личностным проблемам, решение которых чаще находится в компетенции психологов-консультантов и врачей-психиатров.
Трудности межличностного общения с детьми в разных возрастах, как считают психологи, вызваны наличием у многих детей разнообразных характерологических особенностей, негативно влияющих на контакты. Так, в ходе исследования В.Н. Куницыной (1991 г.) с помощью различных психологических тестов были обследованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте: на первом месте стоит застенчивость (от 25 до 35 %) — она встречается чаще других трудностей, далее идет отчужденность (19 %), затем глубокая интровертированность (17 %), аутистичность (15%), чрезмерная сенситивность (12%). Кроме перечисленных довольно велико количество людей с личностными свойствами, снижающими их коммуникативную успешность и совместимость: лиц с пониженным самоуважением — 43 %, высокоавторитарных — 36 %, агрессивных и конфликтных — по 25 %. Почти половина школьников крайне не удовлетворены общением и отношениями в близком кругу (43 %), испытывают острое чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности в детских контактах и иногда отражает реальное положение вещей, т.е. полное отсутствие друзей.
|
Можно выделить следующие свойства личности, приводящие к трудностям в общении:
- человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитанность, беззастенчивость, эгоцентричность);
- не хочет, не умеет и не может общаться (аутистичность, глубокое одиночество);
- умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность из социальных связей, одиночество в толпе);
- умеет, может, но не стремится (глубокая интроверсия, самодостаточность, отсутствие мотивации);
-и может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).
Перечисленные свойства относятся, как правило, к глубоко личностным. В практике межличностного общения они могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и, если их игнорировать, превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов. Общение с такими детьми требует от учителей и родителей не только толерантности, о которой мы писали выше, но также интеллекта и сочувствия, позволяющих понимать существующие трудности у тех или иных детей и дифференцированно взаимодействовать с ними, создавая им максимально комфортные условия.
|
Вместе с тем конфликты в системе межличностных отношений «учитель—ученик» являются достаточно распространенным явлением. В этой диаде конфликты чаще всего возникают, как отмечают специалисты, из-за невыдержанности учителя, допускающего оскорбительные или унизительные выпады против ученика. Педагогическая деятельность учителя предполагает развитие высокой культуры подчинения со стороны учащихся. Многие педагоги добиваются такого подчинения путем ужесточения требовательности, увеличения дистанции между учителем и учащимися с помощью административных средств воздействия, включая императивную форму общения. В последнее время в литературе употребляется термин «палочная педагогика» для обозначения жестких требований к ученикам. «Палочная педагогика» формирует у детей отрицательное отношение к школе и учителям, гасит естественный интерес к познавательной деятельности. Поскольку такая педагогика не принесла позитивных результатов, постольку более прогрессивные учителя стали осваивать педагогику сотрудничества.
Школа потребовала серьезной перестройки, изменились формы и методы психолого-педагогического воздействия на учеников. По-новому складываются отношения с родителями трудных детей: учителя перешли от бесконечных жалоб на детей к описанию их достоинств и позитивных продвижений в обучении. Однако такие способы общения с учениками и с родителями потребовали от учителя развитых психологических способностей, умений управлять конфликтом, в основе которых лежит коммуникативная компетентность. К сожалению, в педагогических вузах и в системе повышения квалификации учителей не обучают в необходимой мере психологии общения, управлению группой и коллективом, коммуникации, культуре педагогического общения. Именно этим и вызваны трудности перехода учителей к педагогике сотрудничества.
|
Зачастую причинами конфликтов учеников с учителями становится неадекватное поведение ученика, его дерзость и даже оскорбления в адрес учителя. В последние годы такие симптомы проявляются достаточно часто. Именно в таких конфликтах особенно проявляются возрастные особенности детей. В младшем подростковом возрасте, к примеру, наиболее характерной причиной негативного поведения является стремление к самоутверждению, боязнь уронить достоинство в глазах класса, утвердить свои позиции в референтной группе и др. Если учитель не может самостоятельно разрешить такой конфликт конструктивно, то целесообразно в отдельных случаях привлекать или представителей администрации (завуча, директора), или родителей.
Для анализа трудностей во взаимоотношениях людей разного возраста учителю полезно использовать так называемое «окно Джохари» (по именам разработчиков — Джо Люфта и Харри Ин-грэма). Оно представляет собой таблицу из четырех клеток, или окно, через которое личность глядит на окружающий мир, а окружающие — через раму — на нее; в раму вставлены четыре стекла: одно из них (открытое Я) «обоюдопрозрачно» — то, что попадает в эту область, одинаково видно как самому человеку, так и окружающим; следующие два стекла — тонированные, как в иномарках, — позволяют видеть только в одну сторону. Установлены они таким образом, что через одно из них «хозяину» все видно, а окружающим внутрь не заглянуть (секретное Я), через другое же стекло, наоборот, хозяину ничего не видно, зато окружающим прекрасно видно все («слепое пятно»). Наконец, последнее стекло матовое, через него ничего не разглядеть (бессознательное Я).
Известное мне | Неизвестное мне | |
Известное другим | Открытое Я («АРЕНА») | «Слепое пятно» |
Неизвестное другим | Секретное Я («фасад») | Бессознательное Я |
Большую помощь учителю может также оказать профессиональный психолог и даже сам класс. Важно научиться прощать детей, не вспоминать их промахи и некорректные действия, не показывать неприязни после разрешения конфликтной ситуации.
Бывают конфликтные ситуации в школьной среде, когда виноваты и учителя и ученики. Такие конфликты нужно анализировать особенно тщательно и разрешать самому директору, который, выступая в роли посредника, должен будет не только эффективно разрешить конфликт, но и начать обучать персонал сотрудничеству, партнерским взаимоотношениям. Полезны уроки общения и для самих школьников. В таких конфликтах наиважнейшими условиями являются объективность, сочетание слова и дела у взрослых, анализ и извлечение уроков из педагогических ошибок и промахов.