Общение с детьми разного возраста, общение в семье




Взаимодействие взрослых людей друг с другом описано в лите­ратуре по общению довольно полно — как в плане анализа труд­ностей, так и на уровне советов и практических рекомендаций. Внимание к этим вопросам со стороны специалистов объяснимо: большинство взрослых проводят основную часть своей жизни на работе. От того, каким образом они взаимодействуют (конструк­тивно или деструктивно), решают профессиональные проблемы (через конфликты или через сотрудничество), зависит не только их личное благополучие, работоспособность и комфорт, но и ре­зультаты совместной деятельности, стабильность или банкротство организации, личная и корпоративная конкурентоспособность.

Общение с людьми, не соответствующими тебе по возрасту, взаимодействие взрослых и детей, семейное общение — эти воп­росы в меньшей степени рассмотрены в литературе по общению. Это, по-видимому, связано со спецификой возрастного характе­ра контактов. Они порождают серьезные трудности, ведущие к разрушению отношений и к индивидуальным личностным про­блемам, решение которых чаще находится в компетенции психо­логов-консультантов и врачей-психиатров.

Трудности межличностного общения с детьми в разных возра­стах, как считают психологи, вызваны наличием у многих детей разнообразных характерологических особенностей, негативно влия­ющих на контакты. Так, в ходе исследования В.Н. Куницыной (1991 г.) с помощью различных психологических тестов были об­следованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте: на первом месте стоит застенчивость (от 25 до 35 %) — она встречается чаще других трудностей, далее идет от­чужденность (19 %), затем глубокая интровертированность (17 %), аутистичность (15%), чрезмерная сенситивность (12%). Кроме перечисленных довольно велико количество людей с личностны­ми свойствами, снижающими их коммуникативную успешность и совместимость: лиц с пониженным самоуважением — 43 %, вы­сокоавторитарных — 36 %, агрессивных и конфликтных — по 25 %. Почти половина школьников крайне не удовлетворены общени­ем и отношениями в близком кругу (43 %), испытывают острое чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности в детских контактах и иногда отражает реальное положение вещей, т.е. полное отсутствие друзей.

Можно выделить следующие свойства личности, приводящие к трудностям в общении:

- человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитан­ность, беззастенчивость, эгоцентричность);

- не хочет, не умеет и не может общаться (аутистичность, глубо­кое одиночество);

- умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность из социальных связей, одиночество в толпе);

- умеет, может, но не стремится (глубокая интроверсия, само­достаточность, отсутствие мотивации);

-и может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).

Перечисленные свойства относятся, как правило, к глубоко личностным. В практике межличностного общения они могут обо­стряться при неблагоприятных обстоятельствах и, если их игно­рировать, превращаться в объективное препятствие для полно­ценных личностных контактов. Общение с такими детьми требует от учителей и родителей не только толерантности, о которой мы писали выше, но также интеллекта и сочувствия, позволяющих понимать существующие трудности у тех или иных детей и дифференцированно взаимодействовать с ними, создавая им макси­мально комфортные условия.

Вместе с тем конфликты в системе межличностных отноше­ний «учитель—ученик» являются достаточно распространенным явлением. В этой диаде конфликты чаще всего возникают, как от­мечают специалисты, из-за невыдержанности учителя, допуска­ющего оскорбительные или унизительные выпады против учени­ка. Педагогическая деятельность учителя предполагает развитие высокой культуры подчинения со стороны учащихся. Многие пе­дагоги добиваются такого подчинения путем ужесточения требо­вательности, увеличения дистанции между учителем и учащими­ся с помощью административных средств воздействия, включая императивную форму общения. В последнее время в литературе употребляется термин «палочная педагогика» для обозначения же­стких требований к ученикам. «Палочная педагогика» формирует у детей отрицательное отношение к школе и учителям, гасит ес­тественный интерес к познавательной деятельности. Поскольку такая педагогика не принесла позитивных результатов, постольку более прогрессивные учителя стали осваивать педагогику сотруд­ничества.

Школа потребовала серьезной перестройки, изменились фор­мы и методы психолого-педагогического воздействия на учени­ков. По-новому складываются отношения с родителями трудных детей: учителя перешли от бесконечных жалоб на детей к описа­нию их достоинств и позитивных продвижений в обучении. Одна­ко такие способы общения с учениками и с родителями потребо­вали от учителя развитых психологических способностей, умений управлять конфликтом, в основе которых лежит коммуникатив­ная компетентность. К сожалению, в педагогических вузах и в си­стеме повышения квалификации учителей не обучают в необхо­димой мере психологии общения, управлению группой и коллек­тивом, коммуникации, культуре педагогического общения. Именно этим и вызваны трудности перехода учителей к педагогике со­трудничества.

Зачастую причинами конфликтов учеников с учителями ста­новится неадекватное поведение ученика, его дерзость и даже ос­корбления в адрес учителя. В последние годы такие симптомы про­являются достаточно часто. Именно в таких конфликтах особенно проявляются возрастные особенности детей. В младшем подрост­ковом возрасте, к примеру, наиболее характерной причиной не­гативного поведения является стремление к самоутверждению, бо­язнь уронить достоинство в глазах класса, утвердить свои позиции в референтной группе и др. Если учитель не может самостоятель­но разрешить такой конфликт конструктивно, то целесообразно в отдельных случаях привлекать или представителей администра­ции (завуча, директора), или родителей.

Для анализа трудностей во взаимоотношениях людей разного возраста учителю полезно использовать так называемое «окно Джохари» (по именам разработчиков — Джо Люфта и Харри Ин-грэма). Оно представляет собой таблицу из четырех клеток, или окно, через которое личность глядит на окружающий мир, а ок­ружающие — через раму — на нее; в раму вставлены четыре стек­ла: одно из них (открытое Я) «обоюдопрозрачно» — то, что попа­дает в эту область, одинаково видно как самому человеку, так и окружающим; следующие два стекла — тонированные, как в ино­марках, — позволяют видеть только в одну сторону. Установлены они таким образом, что через одно из них «хозяину» все видно, а окружающим внутрь не заглянуть (секретное Я), через другое же стекло, наоборот, хозяину ничего не видно, зато окружающим прекрасно видно все («слепое пятно»). Наконец, последнее стекло матовое, через него ничего не разглядеть (бессознательное Я).

 

    Известное мне   Неизвестное мне  
Известное другим   Открытое Я («АРЕНА»)   «Слепое пятно»  
Неизвестное другим   Секретное Я («фасад»)   Бессознательное Я  

 

Большую помощь учителю может также оказать профессиональ­ный психолог и даже сам класс. Важно научиться прощать детей, не вспоминать их промахи и некорректные действия, не показы­вать неприязни после разрешения конфликтной ситуации.

Бывают конфликтные ситуации в школьной среде, когда вино­ваты и учителя и ученики. Такие конфликты нужно анализировать особенно тщательно и разрешать самому директору, который, выступая в роли посредника, должен будет не только эффективно разрешить конфликт, но и начать обучать персонал сотрудниче­ству, партнерским взаимоотношениям. Полезны уроки общения и для самих школьников. В таких конфликтах наиважнейшими ус­ловиями являются объективность, сочетание слова и дела у взрос­лых, анализ и извлечение уроков из педагогических ошибок и промахов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: