Конфликты обладают различными характеристиками. Они классифицируются по направленности, характеру противоречий, динамике протекания, функциям, временным параметрам. По характеру противоречий социальные конфликты могут подразделяться на: подлинные, случайные, смещенные, неверно приписанные, скрытые и ложные. В наиболее общем виде типология конфликтов может быть выражена следующим образом.
Типология конфликтов | |
По источнику | Объективные факторы социальной ситуации; столкновение потребностей, мотивов |
По содержанию и сфере разрешения | Деловые; личностно-эмоциональные |
По значимости | Для отдельных личностей; для малых групп; для больших групп, слоев, классов, общества |
По типу разрешения | Уничтожение одной из противоположных тенденций; модификация обеих противоположных тенденций; отсрочка одной, победа другой; «буриданов осел» |
По источнику | Объективные факторы социальной ситуации; столкновение потребностей, мотивов |
По форме выражения | Сближение — удаление; сближение — сближение; удаление — удаление; агрессия, насилие; спор, вербальное и невербальное игнорирование; скрытые (латентные) и открытые конфликты |
По типу структуры взаимоотношений | Вертикальные (руководитель — подчиненный, 70 — 80 % от всех конфликтов); горизонтальные (коллега — коллега); смешанные |
По социальной формализации | Конфликты официальные; неофициальные |
По социально-психологическому эффекту | Развивающие участников; способствующие самоутверждению одной личности и ограничению другой |
По социальным результатам | Конструктивные (созидательные); деструктивные (разрушительные) |
По длительности | Кратковременные; затяжные |
По степени влияния на коллектив | Лихорадящие (мелкие инциденты); разрушительные (глубокие расхождения) |
Конфликтность человека нередко определяется его психологическим типом.
|
Первый тип поведения в конфликте — агрессор. Такое поведение свойственно людям, эмоционально неустойчивым, тревожным, которые стремятся компенсировать эти свои качества демонстрацией решительности, выраженной нередко в грубости, бесцеремонности, подчеркивании своей значимости.
Второй тип поведения — жертва. Такой человек провоцирует возникновение напряженности в отношениях между людьми.
Конфликты могут и должны приводить к позитивным изменениям и взаимной выгоде сторон, а не превращаться в борьбу амбиций сильных и унижение слабых. Даже такая не всегда эффективная стратегия, как компромисс (от лат. сотрютт — соглашение путем уступок) может стать первым шагом к сотрудничеству, так как в результате компромисса отношения между вчерашними врагами хоть и не превращаются в дружеские, но становятся менее враждебными. Кроме того, необходимо помнить, что в процессе конфликта у людей доминирует не разум, а эмоции, ведущие порой к аффекту (от лат. а//ес(из — душевное волнение, страсть), т.е. к относительно кратковременному, бурно протекающему эмоциональному переживанию, которое проявляется в ярости, отчаянии, зачастую сопровождается резкими движениями, криком и плачем. В такой момент человек, как правило, не контролирует свои эмоции, не отвечает за слова и жесты. Персидский мыслитель Саади по этому поводу советовал:
|
Разгневан — потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно.
Психологи считают, что наиболее приемлемой формой поведения в конфликтных ситуациях является толерантность, т. е. терпимость, снисходительность к участникам конфликта. Толерантность проявляется в трех формах:
1) спокойствие, рассудительность, извлечение урока;
2) напряжение, усилия, направленные на сдерживание аффектации;
3) бравирование с подчеркнутым равнодушием, которое маскирует истинное эмоциональное состояние.
Практика анализа конфликтных ситуаций показывает, что при проявлении указанных форм поведения состояние разочарования, как правило, отсутствует. Толерантность, таким образом, можно рассматривать как устойчивость против фрустрации, как способность в ситуации напряжения «не терять голову», контролировать свое эмоциональное состояние.
Организация совместной деятельности и взаимоотношений вызывает необходимость рассматривать все стороны общения в единстве. Для того чтобы общение было диалогическим, двусторонним, в реальной практике взаимодействия необходимо соблюдать следующие условия:
- равенство психологических позиций участников конфликта независимо от их социального статуса и возраста;
- равенство в признании активной коммуникативной роли друг
друга;
- равенство в психологической взаимной поддержке.