Опишите, как вы действуете и что вы чувствуете, оказавшись в каждой из ситуаций, приведенных в таблице ниже.
Конфликт | Я обычно поступаю | Я обычно чувствую |
Когда кто-то берет что-нибудь у меня и не возвращает | ||
Когда кто-то говорит мне сделать что-нибудь, а я не хочу делать | ||
Когда кто-то толкает или ударяет меня без причины | ||
Когда кто-то обзывает меня | ||
Когда кто-то обвиняет меня в чем-то, чего я не делал | ||
Когда кто-то говорит за моей спиной то, чего не было на самом деле | ||
Как видно из приведенной выше таблицы, в основе классификации конфликтов лежат разные признаки. В основе противоречий, порождающих деструктивную коммуникацию и приводящих к конфликту, могут быть как предметно-деловые разногласия, так и личностно-прагматические. В целом конфликт как разновидность проявления противоречий практически всегда является источником развития. Поэтому в классификации выделяют такие характеристики, как конструктивные и деструктивные конфликты.
Конструктивные конфликты возникают в тех случаях, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики: борьба противоположностей — источник развития). Причинами, например, конструктивных деловых конфликтов могут быть необеспеченность задания ресурсами или отсутствие необходимой компетентности. Разрешение конструктивного конфликта — это устранение причин, недостатков, т. е. усовершенствование процесса трудовой деятельности.
|
Деструктивные конфликты возникают в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Субъективными причинами, порождающими деструктивные конфликты, являются неправильные действия людей и несовместимость отдельных работников. В профессиональной деятельности причины конфликтов субъективного характера, как правило, возникают по вине самих руководителей (52 %) или по вине подчиненных (33 % — из-за несовместимости и 15 % — из-за несоответствия требованиям занимаемой должности). Причины конфликтов по вине руководителей:
- нарушение трудового законодательства;
- нарушение порядка распределения премий, несовершенная система стимулирования, неразвитая система мотивации;
- игнорирование проблем карьеры работников;
- неумение расставить людей в соответствии с их квалификацией и интересами;
- нарушение производственной субординации (соподчиненности), установленной штатным расписанием;
- размытые личные цели и ценности руководителя;
-высокая потребность во власти;
- нарушение межличностных отношений, грубое принуждение;
- неодинаковое личное отношение руководителя к подчиненным (любимчики и пасынки);
- поощрение подхалимажа и угодничества, конформизма;
- низкий уровень управленческой, профессиональной и социально-психологической компетентности руководителя;
|
- неадекватность стиля руководства уровню зрелости группы;
- игнорирование социальных проблем коллектива;
- нарушение норм служебного этикета;
- эмоциональная неустойчивость руководителя;
- недостаточность благожелательного внимания со стороны руководителя к достижениям и успехам подчиненных;
- отсутствие в организации корпоративных ценностей, миссии и культуры;
- неадекватный имидж руководителя и др.
Причины возникновения конфликтов по вине подчиненных:.
- отсутствие сознательной дисциплины и ответственности;
- эгоистические устремления отдельных личностей, завышенная самооценка;
- личная неорганизованность работников;
- нечестное отношение к труду;
- сложившаяся косность и инертность в стиле работы коллектива;
- антипатии, неприязнь друг к другу;
- чувство обиды и зависти одних людей к другим;
- низкий уровень профессиональной и коммуникативной культуры;
- незнание должностных обязанностей или умышленное их игнорирование;
- негативные и акцентуированные черты характера;
- чувство неопределенности, неуверенности;
- социально-психологическая несовместимость и низкий уровень эмоциональной культуры;
- конфликтогенность отдельных работников;
- неадекватный современным требованиям имидж работников;
- противоречия новаторских и консервативных устремлений работников;
- низкий уровень приверженности организации и др. Объективные причины конфликтов:
- размытость стратегических целей организации из-за экономической и политической нестабильности и экстремальных ситуаций в масштабах страны;
|
- неблагоприятные социальные условия труда и быта, низкая заработная плата работников;
- неразвитая материально-техническая база организации;
- низкий уровень организации труда, места и времени персонала;
- отсутствие рынка труда по многим видам деятельности;
- устарелость организационных структур, штатных расписаний, технологий.
Одной из важнейших причин конфликтов в процессе профессиональной деятельности является также демотивация работников, т.е. потеря заинтересованности в работе. Наиболее частой причиной, по которой работающие люди утрачивают мотивацию, является прежде всего отсутствие, признания. Для того чтобы предупреждать конфликты в профессиональной деятельности и своевременно выявлять демотивацию, необходимо отслеживать ее признаки, включающие в себя: прогулы, опоздания, притворство, безучастность, внезапные вспышки раздражения. Особенно характерным признаком демотивации является необщительность. Люди стараются ограничить контакты до минимума, избегают взаимодействия, демонстрируют вербальную и невербальную агрессию, апатию.