Подумай и выполни задание




В старинных русских пословицах, приведенных ниже, заложены оп­ределенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня?

«Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину»;

«Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится»;

«А где как честь хранится строго, там не должно болтать-де много».

«Похвала доброт твоих быть должна в устах других».

Манеры, которые формируются в ходе изучения этикета, — это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, а также тон голоса, интонации и выражения, употребляемые в речи. Кроме того, это жесты, походка, мимика, взгляд, поза, характерные для человека. К хорошим манерам обыч­но относят скромное поведение, сдержанность в проявлении эмо­ций (своеобразная эмоциональная культура), тактичное и дели­катное отношение к другим людям. К дурным, плохим манерам относят обычно эмоциональную распущенность, хамское поведе­ние, использование нецензурных слов в общественном месте, бестактность и неэстетичный, неряшливый внешний вид.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулиру­ются этикетом. Люди с плохими манерами становятся инициато­рами конфликтных ситуаций, причиной переживаний чувстви­тельных и воспитанных людей. Когда поступки человека в любых ситуациях, в отношениях с разными людьми по возрасту и по статусу, в формальной или неформальной обстановке опираются на нравственные ценности и принципы, тогда можно говорить о культуре поведения личности.

Значимость культуры поведения человека особенно высока в профессиональном общении. Сократ, ученый и философ, заме­чал, что кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и част­ные, и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь, и там делает ошибки. Еще в 1936 г. Дейл Карнеги, специалист по человеческим отношениям, заметил, что успех делового человека и его финан­совое благополучие лишь на 15 % зависят от уровня его профессио­нальной квалификации и на 85 % — от его умения общаться с людьми. В то же время известно, что почти 70 % выгодных для деловых людей сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены пока еще недостаточно хорошо знают правила дело­вого общения и не владеют культурой поведения. В отличие от наших отечественных предпринимателей японцы тратят на обуче­ние хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, куль­туры поведения сотни миллионов долларов в год. Они хорошо зна­ют, что успех любой фирмы во многом зависит от умения ее со­трудников дружно взаимодействовать для достижения общей цели. Видимо, понимание значимости этикета и культуры общения в условиях жесткой конкуренции привели к тому, что книги Д. Кар­неги в первые годы перестройки, как и книги А. Пиза по невер­бальным средствам коммуникации, стали бестселлерами и пере­издавались в разных городах России десятки раз. Они востребова­ны и сегодня.

Для повседневного общения, особенно при установлении кон­такта, существуют правила хорошего тона, соблюдать которые це­лесообразно каждому, потому что они относятся к формальному (т. е. обязательному) этикету. Среди них выделим наиболее рас­пространенные и существенные в начале взаи­модействия.

1. При первом знакомстве в начале встречи необходимо устано­вить контакт глаз и улыбнуться.

2. Если это деловой этикет, то первым для приветствия руку подает руководитель или тот, кто старше по возрасту; если просто межличностный, неформальный контакт, то первой руку подает всегда женщина — мужчине, а он при этом обязательно встает.

3. При обращении к незнакомому или малознакомому челове­ку, а также на любом официальном мероприятии следует гово­рить «вы». Эта форма демонстрирует уважение к партнеру. Перейти на «ты» может предложить либо человек старше по возрасту, либо занимающий более высокое положение.

4. Если нужно к кому-то обратиться с просьбой, то не реко­мендуется делать это по тендерному (половому) признаку («муж­чина», «женщина»). Лучше обратиться к незнакомому человеку безлично: «Простите, не могли бы вы...», «Извините, позвольте пройти» или «Скажите, пожалуйста...». К молодым людям можно обратиться словами: «девушка», «молодой человек». К знакомым следует обращаться по имени или добавляя отчество — это зави­сит от ситуации (например, в деловых играх не принято исполь­зовать в обращении друг к другу отчество) и от возраста общаю­щихся.

5. Приветствие и прощание рекомендуется сопровождать жес­тами: поднятой рукой, кивком головы, поклоном. Вместе с тем следует помнить, что рукопожатие не должно быть излишне силь­ным, чтобы партнер не испытывал физического дискомфорта, в то же время оно должно чувствоваться, а не быть аморфным. Если в комнате находится несколько человек, то подать руку нужно или всем, или никому.

6. Приходя с улицы в любое помещение, мужчины должны обязательно снять головной убор. Женщинам не следует раскла­дывать сумки на чужом рабочем столе,

7. Если вы хотите попросить незнакомого человека оказать вам какую-то услугу или дать какую-нибудь информацию, то следует, сначала обратившись, вежливо поздороваться, а уж затем попро­сить об услуге.

Такого рода правила очень многочисленны, они касаются всех сторон жизни людей и их можно найти практически в любой кни­ге по этикету, например в такой, как: «Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях» (1995).

Однако для делового взаимодействия и для преуспевания толь­ко знать и демонстрировать нормы делового этикета недостаточ­но. Помимо них этика деловых отношений требует также соблю­дения речевых норм как в межличностном общении, так и во время деловых встреч, телефонных бесед, совещаний, перегово­ров, собраний и презентаций. Культура поведения в деловом об­щении немыслима без соблюдения правил вербального (словес­ного) этикета, связанного с формами и манерами речи, словар­ным запасом и с невербальными сигналами, демонстрирующи­ми вежливость, заинтересованность, доброжелательность и кон­груэнтность.

Существуют исторически отработанные стереотипы речевой культуры для взаимодействия. Это слова: «Уважаемые коллеги», «Дамы и господа», «Удачи вам!», «Желаем успеха», «Как ваши дела?», «Благодарю, все нормально» и т.д. Все эти правила и нор­мы должны учитывать существующие традиции, образ жизни людей и стиль, принятый в организации, национальные обычаи и традиции.

...





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.