№п/п | Наименование последующих дисциплин | Раздела данной дисциплины,
необходимые для изучения
последующих дисциплин | ||||||||
1. | Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. | Педиатрия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3. | Общая хирургия, лучевая диагностика | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4. | Факультетская хирургия, урология | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. | Госпитальная хирургия, детская хирургия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
6. | Онкология, лучевая терапия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7. | Госпитальная хирургия, детская хирургия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
8. | Отоларингология | + | + | + | + | |||||
9. | Офтальмология | + | + | + | + | |||||
10. | Стоматология | + | + | + | + | |||||
11. | Медицинская реабилитация | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
12. | Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
13. | Травмотология и ортопедия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
14. | Акушерство и гинекология | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
15. | Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
16. | Факультетская терапия, профессиональные болезни | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
17. | Поликлиническая терапия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
18. | Госпитальная терапия, эндокринология | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
19. | Фтизиатрия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
20. | Судебная медицина | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
21. | Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Обучение складывается из контактных занятий (108час.), включающих лекционный курс (21час.) и практические занятия (51 час.), и самостоятельной работы (36 час.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по оперативной технике и этапы хирургических вмешательств.
|
При изучении учебной дисциплины (модуля) топографическая анатомия и оперативная хирургия необходимо использовать знания топографической анатомии и основные законы оперативной хирургии и освоить практические умения по оперативной технике, использовании хирургического инструментария при операциях на органах.
Практические занятия проводятся в виде теоретического разбора материала, демонстрации хирургического инструментария и оперативной техники, учебных фильмов и использования наглядных пособий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, разбора клинических больных.
Тематика лекций охватывает, прежде всего, общие теоретические проблемы оперативной хирургии и топографической анатомии. В ряде лекций рассматриваются важные, с практической точки зрения, вопросы частной оперативной хирургии. Лекции оснащаются комплектами диапозитивов, таблицами, рентгенограммами, муляжами, демонстрируются современная сшивающая аппаратура.
Практические занятия являются основной формой изучения конкретных, частных разделов оперативной хирургии и топографической анатомии. Основополагающим принципом изучения дисциплины является самостоятельное – под контролем преподавателя – послойное анатомическое препарирование тканей конкретной области трупа взрослого человека и ребенка с детальным анализом (обсуждением) всех клинически значимых образований расположенных в каждом слое области. Наряду с этим на занятиях широко используется музейные влажные препараты, подготовленные к занятию (например, верхняя и нижняя конечности, препарат по Шору, учебные муляжи, цветные таблицы, рентгенограммы, слайды и т.п.). Важной задачей практических занятий является не только приобретение знаний по клинической анатомии, приобретение умений, но и применение знаний по клинической анатомии при решении клинических проблем диагностики, выборе рациональных методов обследования и хирургических способов лечения, но и освоение общей оперативной техники, то есть получение практических навыков и умений, что является существенной частью анатомо-хирургической подготовки студентов. Отработка мануальных навыков производится на практических занятиях во время операции, которую выполняют студенты на трупах в учебных классах кафедры или в патологоанатомических отделениях. Ряд операций студенты выполняют на животных.
|
Текущий контроль за успеваемостью студента осуществляется посредством устного опроса, решением ситуационных задач и заданий в тестовой форме.
Необходимым этапом практических занятий является отработка практических навыков и умений на манекенах, муляжах, имитаторах.
В соответствии с требованием ФГОС ВО необходимо широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (ролевые игры, разбор клинических ситуаций, данных лабораторных и инструментальных методов исследования и т.д.) Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10% аудиторных занятий.
По каждому разделу дисциплины на кафедре разработаны методические рекомендации (для самостоятельной работы, для практических занятий и др.) для студентов, а также методические указания для преподавателей.
|
Формой промежуточного контроля является зачет, который рекомендуется проводить в три этапа:
выполнение тестовых заданий на бумажном или электронном носителе,
прием практических навыков и умений на трупных материалах и муляжах,
собеседование по вопросам билета.
Вопросы по дисциплине включены в задания для тестового этапа междисциплинарного экзамена итоговой государственной аттестации.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО в учебном процессе широко используются методы активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор клинических примеров). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30% от аудиторных занятий.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку рефератов, изготовление музейного препарата и наглядных пособий и включает разбор материала на научном кружке и практических занятиях подготовленного материала.
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине оперативная хирургия и хирургическая анатомия и выполняется в пределах 36 часов, отводимых на её изучение (в разделе СРО).
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.
По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей.
Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно проводят учебно-исследовательскую работу под руководством преподавателя, оформляют стенды и представляют к защите на практическом занятии или на научном кружке.
Написание реферата, учебной истории болезни способствуют формированию у студента – будущего врача навыков клинического мышления и способность использования умений приобретенных на кафедре оперативной хирургии.
Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.
В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.
Вопросы по учебной дисциплине (модулю) включены в Итоговую государственную аттестацию выпускников.