Пояснительная записка.
Топографическая анатомия и оперативная хирургия представляет собой сложную дисциплину, которая создает базу для перехода от теоретической подготовки студентов к практическому применению полученных знаний в клинике.
Лекции по дисциплине читаются наиболее подготовленными преподавателями с применением новейших информационных образовательных технологий.
Основное время на практических занятиях используется для работы с трупным материалом, разбора ситуационных задач - согласно теме. Максимально используется иллюстративно–демонстрационный потенциал кафедры: показ учебных кинофильмов, влажных препаратах, демонстрация музейных препаратов, наборов таблиц. Соответственно разделам программы знания студентов проверяются текущим и промежуточным контролем.
Практические занятия проводятся в учебных комнатах, оборудованных мультимедийными установками. На практических занятиях основным методом изучения топографической анатомии является послойное препарирование. Оно проводится согласно требованиям к хирургическим операциям в данной области. Ее задачи - наглядно показать все слои и образования, встречающиеся на пути во время операции. В процессе препарирования акцентируется внимание студента на анатомических особенностях, имеющих прикладное, клиническое значение, подчеркиваются особенности строения мужского и женского организма, и возрастные особенности.
Оперативные вмешательства во время соответствующих занятий начинаются с рассечения тканей, выделения сосудов, нервов, органов и проводится с применением соответствующих хирургических приемов. Попутно обращается внимание на правильное использование хирургического инструментария, на правила послойного ушивания тканей, отработку практических навыков. По ходу операции отмечаются особенности хирургической техники.
|
На каждую операцию из студентов формируется операционная бригада: хирург, ассистент, операционная сестра, что формирует умения работать в бригаде. Такой подход вырабатывает у учащихся чувство коллективизма, коммуникабельности, внимательности, аккуратности и позволяет освоить деонтологические принципы поведения.
Для самостоятельной внеаудиторной работы студентов разрабатываются методические рекомендации по конкретным целям. Для эффективной работы организуются рабочие места, оборудованные инструментами и рабочим материалом.
Для развития научного мышления и практических навыков студенты привлекаются к научной работе в кружке СНО, участвуют в студенческих научных конференциях.
Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.
Оценка работы студентов на занятиях проводится в рамках балльно-рейтинговой системы оценки знаний и умений студентов. По результатам учебной деятельности студентов, а также их участие в изучении дисциплины, учебно-исследовательской работе и в соответствии с набранными балами, по решению кафедры студенты могут частично (один вопрос на выбор) или полностью освобождаться от проведения промежуточной аттестации, с выставлением им соответствующей оценки. Промежуточная аттестация студентов включает в себя несколько этапов: предварительное тестирование по окончании изучения курса, затем ответ по практическим навыкам, теоретическое собеседование по билету. Оценка складывается из результатов: тестирования, владения практическими навыками, ответов на теоретические вопросы. Кроме того, учитываются результаты сдачи коллоквиумов в течение года.
|
Особую роль кафедра уделяет воспитательной работе, которая проводится, как в ходе практических занятий, так и во внеаудиторное время. Она направлена на воспитание обязательности, пунктуальности, аккуратности. Будущий врач – высокообразованный, высококультурный человек, владеющий не только отличными базовыми знаниями, но и передовыми технологиями. Исходя их этого, кафедра стремится воспитывать у студентов добросовестное, прилежное и творческое отношение к учебе.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-11, ПК-8, ПК-10, ПК-11.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих трудовых функций: А/01.7, А/02.7, А/03.7, А/04.7, А/05.7, А/06.7.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины - формирование общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих подготовку врача, владеющего знаниями, умениями и навыками в области топографической анатомии и оперативной хирургии, развитие профессионально - значимых качеств личности.
Задачами дисциплины являются:
- Формирование знания в области хирургической и проекционной анатомии органов, сосудов и нервов;
- Формирование знания о взаимоотношении органов, сосудов и нервов, имеющих особое значение для выполнения хирургических операций;
- Научить умению обосновывать выбор оперативного доступа и технической выполнимости оперативного приема;
- Научить индивидуальному рассмотрению топографии органов;
- Научить владению хирургической терминологией;
- Научить владению хирургическим инструментарием;
- Воспитание нравственных качеств личности;
- Развитие врачебного мышления и поведения.