Глава 5. Основное верование




 

Санатана-дхарме (вечному учению индуизма) пришлось веками сталкиваться с решительным противодействием со стороны ислама. Проблема усложнялась политической зависимостью от мусульманских династий. Мощные крики «Аллах-акбар» возносились к небу и бросали вызов самому существованию бхаратийской культуры, столетиями взращиваемой мудрецами. Ни одна нация не страдала так глубоко и так долго от подобной угрозы. Но вечно новая и живая дхарма этой земли выдержала испытание и даже сегодня она сильна и надежна как всегда. Она готова принять любой вызов, с какой бы стороны он ни был брошен. Знамения времени ясно говорят о том, что и сегодня эта культура могущественна и влиятельна, мало того, она готова двигаться вперед и расширять границы своего творческого воздействия. Расширение – символ жизни, не так ли?

В наши дни принципы и практический опыт, утвержденные в бхаратийской культуре, взгляды и чувства, присущие ей, не покоятся, глубоко скрытые, в недрах субконтинента. Нравится кому-то это или нет, но они пересекли границы других стран и прочно утвердились там. Основные идеи, сущность мировоззрения проникли в литературу этих народов и пропитали их мышление. В некоторых странах, среди некоторых народов они даже выиграли первое место, не встретив никакого сопротивления. Причина тому, что Бхарата предлагает в качестве своего вклада в спокойствие и процветание мира ценнейшее вещество духовной мудрости. Этот вклад – самый возвышенный из тех, что могут внести другие страны. Этот факт становится все более очевиден всему человечеству.

Древние этой земли не чуждались исследования и других трудностей. Как и прочие народы, они пытались раскрыть тайны внешней природы. И даже и в этой области эта удивительная нация, применяя силу интеллекта, достигла результатов, о которых не смели и мечтать мыслители других народов.

Конечная цель образования, высшая цель духовного обучения – довести до сознания человека «всеобщее безличное, присущее всему». Эта истина во всеуслышание провозглашается в Ведах. Мудрецы и провидцы Бхараты отважно внедрялись в эту область. Вечно изменяющиеся аспекты природы, процессы возникновения и исчезновения в ее работе могут послужить прекрасным предметом для исследования. Но древние мудрецы Бхараты провозгласили, что наука о трансцендентном начале, пронизывающем Вселенную, о неизменном, о вечном, о воплощении неиссякаемой, всегда полной ананды, об обители нерушимого, неисчерпаемого покоя, о конечном пристанище во все времена для индивидуальной души (дживы) – наивысшее знание из всех, что может достичь человек.

Изучение законов, управляющих объективным миром природы, может в лучшем случае обеспечить человека пищей и одеждой; это исследование также учит человека, какими способами можно их добыть. Все это ведет к эксплуатации слабых сильными. Если бы ученые Бхараты направили свою энергию на раскрытие секретов этого мира, они легко достигли бы в этой области больших высот.

Но очень скоро индийцы осознали, что это исследование вторично и что первое место следует отвести духовности. Они решили, что осведомленность о секретах внешней природы не является истинным признаком жителя Бхараты. И именно это решение принесло стране славу. Другие не смогли приблизиться даже к краю этой проблемы. Как легендарный Прахлада, индийцы оказались способными выдерживать огненные пытки в течение веков и остались не затронутыми ими. Те, у кого не было духовного видения мира и духовной устремленности, не считались настоящими бхаратийцами. Многие люди в заморских странах были убеждены, что большинство индийцев склонно к политике, а не к духовности; они были уверены, что только небольшая часть индийцев нацелена на духовность – но это неверное мнение. Напротив, бхаратийцы всегда настаивали, что духовно ориентированный образ жизни – первый и самый главный долг каждого индийца. И как только шанс наконец появился и этот долг был исполнен, индийцы ощутили, что они должны собрать воедино и закрепить духовное могущество, которым овладели. Именно это и произошло в далеком прошлом.

Смысл национальной интеграции в те дни подразумевал, что все духовные силы и побуждения, рассеянные среди духовных искателей по всей стране, должны быть сконцентрированы и объединены. Слово «нация» означает в Индии, что сердца, откликающиеся на звук одной песни, бьются вместе, в унисон, что одной общей вибрацией отзываются они на духовный призыв. Фундаментальные истины, проповедуемые этой верой, были широки как небо, вечны, как творение. Эти истины описывались многими утонченными способами и толковались очень точно и глубоко. Но в результате широты видения, открывшего и утвердившего эти истины, было неизбежно, что на основе рожденных им идей появилось много новых верований.

Разнообразие во взглядах и практиках естественно и должно приветствоваться – нет нужды в вере, твердой как железо. Одной всемирной веры просто не может быть. Но вражда между последователями разных путей не может принести покоя и процветания никакой стране. Без свободы в выборе вероисповедания мир не продвинется к совершенству. Индия учила, что малая группа людей не должна распоряжаться всеми неисчерпаемыми ресурсами мира, что для эффективного функционирования общества необходимо разделять труд между различными группами людей и каждому общественному сословию поручать задачу распределения общих благ среди групп населения.

Это создавало благоприятные условия для многообразия и взаимодействия. Многообразие поощрялось ради практического применения духовных сил и способностей; в таких условиях нет повода для фракционности и вражды. Многообразие, на самом деле, всего лишь поверхностно, в действительности оно не реально. Но притягательное ощущение скрытой тайны побуждает исследовать это многообразие и обнаружить способ, как увидеть Единого, стоящего за многим. Это и есть самое драгоценное откровение, возглашаемое древними текстами: экам сат випрах бахудха ваданти (есть только Один, мудрецы дают Ему разные имена). Поэтому можно смело заявить, что вера бхаратийцев – это одна вера, которая принимает и почитает все верования. Когда мы лелеем в душе обособленность и фанатизм – в отношении собственной веры или веры других, мы, как наследники тех отцов, ввергаем в бесславие самих себя. Придерживаемся ли мы классических принципов Веданты или принимаем новейшие течения ведантийской мысли, мы должны помнить ряд основных общепризнанных истин. Все, кто называет себя индуистами, должны верить в них и строить соответственно свою жизнь. Пусть же на то будет их добрая воля.

 

Первый принцип

 

Бхаратийцы не настаивают, что все обязательно должны держаться только одной позиции; что каждый должен следовать только одному толкованию или комментарию, отрицая другие возможные объяснения или точки зрения; что образ жизни со всеми ее сложностями должен диктоваться какой-то одной личностью или группой людей. Культура Бхараты настаивает на том, что любое принуждение в делах, касающихся духовной области – тягчайший грех.

 

Второй принцип

 

Вечная всеобщая дхарма, или религия – это учение Вед. Священное тело учения, известного как ведийское, одного возраста с Творением, его начало и конец невозможно определить. А исходя из этого, все духовные изыскания, все разветвления веры неизбежно находят в нем свое завершение и осуществление. Этого вывода невозможно избежать, если изучать Веды и применять их учение в жизни. Ибо убедительные ответы на все вопросы, включая различия в духовных взглядах и устремлениях, мы можем найти в самих текстах Вед.

Есть разные точки зрения на то, какие части Вед более авторитетны; принадлежащие к какой-то секте люди могут считать, что некоторые разделы Вед более святы и «божественны», чем другие. На самом деле все люди – братья и в равной степени разделяют все учения и уроки, преподанные Ведами.

Все, что сегодня для нас возвышенно и благотворно, все, что чисто и свято, все, что прекрасно и благородно, стало доступно нам из этих удивительных древних текстов – и доступно с их же помощью. Пока мы держимся этого мнения и объявляем о нем во всеуслышание, могут ли небольшие различия во взглядах – причем по поводу незначительных вопросов – послужить для нас причиной для разлада? Именно поэтому мы должны возглашать эти уроки и принципы, чтобы они распространились за пределы всех горизонтов.

 

Третий принцип

 

Предмет учения и описания Вед – Высшее Существо, Ишвара (Всевышний), Тот, кто создал эту Вселенную, кто хранит ее, с кем она сливается согласно течению времени и в ком снова проявляется как Его Форма этот восхитительный мир. У нас могут быть разные представления по поводу природы и свойств этого Ишвары. Кто-то, возможно, видит Его в человеческой форме и с человеческими чертами. Другой может считать, что Ему не присущи человеческие атрибуты, что Ишвара не имеет формы.

И каждый из них может найти в Ведах изречения, подтверждающие его точку зрения. Факт остается фактом: хотя мнения у людей разные, все они верят в Ишвару, Всевышнего. А это значит, они верят, что существует, несомненно, единая превосходящая все вечная сила, и что все это возникло из нее и все это должно раствориться в ней снова. Эта вера – отличительный признак бхаратийца. Тот, кто не обрел этой веры, не может называть себя бхаратийцем. Он не заслуживает звания индуиста.

Спрашивается, какая же природа, каковы свойства этого Ишвары? Этот вопрос для нас неактуален. Это не так важно. Давайте не будем дискутировать о различных точках зрения, которые только разобщают людей. Для нас достаточно, если Ишвара признан и Ему придается особое значение. Ибо весьма возможно, что одно описание и изображение может быть лучше и яснее другого, но никакое описание и изображение не может быть «плохим».

Одно утверждение назовут «хорошим», другое «еще лучше», третье – «самым лучшим». Но в потоке духовных изысканий Бхараты никакое описание, никакое представление не будет объявлено «плохим и неприемлемым». По этой причине Ишвара посылает милость всем тем, кто почитает святыми и действенными любое Имя и любую Форму, которые могут привлечь и вдохновить человека. Пусть эта вера становится более и более крепкой. Чем больше она применяется в действии, тем сильнее духовный прогресс. Единственно, что устремление должно быть направлено к Богу, Ишваре.

 

Четвертый принцип

 

Для духовных изысканий и открытий не существует никаких «преимуществ» – таких, например, как богатство, или ущемления прав – допустим, в случае «бедности». Это непреложное правило должны внушать детям Бхараты их родители. В них нужно воспитывать широту мышления.

 

Пятый принцип

 

Бхаратийцы не разделяют мнения, популярного в других странах, что Вселенная проявилась тысячи лет назад и в конце концов будет уничтожена навсегда: в какой-то определенный день в будущем наступит «конец света». Бхаратийцы также не разделяют теорию, что Вселенная возникла из «ничего». Они верят, что Вселенная, или материальный мир, не имеет ни начала, ни конца, и что согласно закону эволюции придет время, когда она сожмется в тонкую форму, а после пребывания в этой форме в течение некоторого периода вновь наступит переход в каузальную стадию, из которой она возникла. Из Единого, в котором она растворится, она постепенно вновь возникнет как множество, пройдя через тонкую и грубую стадии проявления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: