Глава 9. Единство с единым




 

Бог создал джагат, или космос, из самого себя, поэтому Он является как источником происхождения, так и материалом Вселенной. Из этого следует, что Бог – целостен, полон (парипурна). Творение тоже целостно, и индивидуальный Атман тоже целостен. Итак, Веданта признает несколько целостных сущностей. Бог проявил космос из Самого Себя. Когда мы встречаемся с этим утверждением, возникает естественное недоверие: «Как Бог мог стать всеми этими стенами, столами?» «Бог абсолютно чист, как мог Он превратиться во все эти нечистые вещи?» – это еще одно сомнение, которое сразу же одолевает многих.

Попробуем найти ответы. По своей истинной природе человек – Атман. Но он заключен в телесную оболочку, так ведь? С одной стороны, человек – вот он, перед нами, то есть его тело, не правда ли? Но, несмотря на это, человек чувствует, что он – не просто тело, что его сущность отличается от физической оболочки, что он и не ребенок, которым был, и не старик, которым стал теперь, даже не мужчина и не женщина, и что он, он сам оставался одним и тем же и в детстве, и в юности, и в зрелости, и в старости, в мужском начале или в женском, во всех других состояниях и изменениях.

Так и космос, и все творение – не что иное, как миллиарды тел Бога. Он – все это и во всем этом, но сам неизменен и вечен. Природа подвержена изменениям. Кажется, что Атман в теле тоже может «сужаться» или «расширяться», «расцветать» или «увядать». Дурные дела могут ослаблять его великолепие, затемнять его сияние. Его исконная, настоящая правда и мудрость могут быть скрыты плохими мыслями и поступками. Дела и поступки, которые могут выявить первозданное великолепие и славу Атмана, относятся к категории «хороших».

Сначала Атман «не связан», но потом он кажется суженным и ограниченным. С помощью благих дел и поступков он восстанавливает свою широту и безграничность. Каждый человек, без исключения, имеет возможность произвести это изменение. Когда наступает подходящее время, любой может добиться в этом успеха и освободиться от зависимости и ограничений. Но джагат (космос) не перестанет существовать. Он вечен, его невозможно уничтожить. Это толкование принадлежит второй школе индийской философии. Первая – философия дуализма (двайта). Вторая – вишишт-адвайта [9]или «видоизмененный монизм».

Это более высокая стадия духовного исследования и опыта. Она постулирует три сущности – Бога, Атман и природу и говорит, что они объединены в единое целое. Согласно дуалистам, космос – гигантский механизм, разработанный и управляемый Богом. Вишишт-адвайта гласит, что космос – явление, насыщенное и насквозь проникнутое Божественным. Но адвайтисты, или не-дуалисты, заявляют, что Бог – не вне космоса, что Он стал космосом (джагатом) и что все сущее – это Он.

Нет ничего кроме Бога, нет другого, второго. Эта истина должна быть принята всеми. Это высшая истина. Говорить, что Бог – это Атман и что космос подобен телу, которым Он управляет и в котором живет – неверно. Утверждение, что Атман (Бог) вечен и неизменен, но космос, являющийся Его телом, может подвергаться изменению и преобразованию – тоже неполноценно.

Каков смысл фразы: «Бог – упадана-карана, то есть непосредственная причина вселенной»? Непосредственная причина – это причина, которая влечет следствие. Но «следствие» – это «причина» в другой ее форме. Оно не может быть обособлено от причины. Каждое следствие, наблюдаемое нами – это та же причина, принявшая иную форму. Когда доказывают, что тело (космос) ограничено и нестойко, и что оно приводит нас к Причине, то есть к Богу, то есть что оно развилось и сформировалось из Бога, не-дуалисты ответят, что Сам Бог проявился в форме космоса.

Можно сомневаться, что все эти разнородные вещи и существа – на самом деле Бог. Да, это правда. Все то, что распознают наши органы чувств, все, что мы осознаем и воспринимаем, все это – Бог. Нет ничего, кроме Него. Наши тела, умы, наш интеллект, наше сознание, все это – Бог.

Здесь возникает еще один повод для сомнения. Зачем было Богу становиться столь многими индивидуализированными существами? Зачем стал Он многими дживатмами? С чего бы это Богу, который есть одна форма, проявляться как такое несметное множество? И как это произошло? Если Бог преобразовал Себя в космос, Он должен был подвергнуть себя изменению; все вещи и существа в природе, подверженные изменению в результате самой своей структуры, проходят через возникновение и уничтожение, через рождение и смерть. И если Бог вступил в пределы мира перемен, не значит ли это, что в один прекрасный день Он тоже исчезнет, умрет? Должен ли Он пройти через перемены и прийти к полному концу? Запомните этот вопрос. Пока что рассмотрим еще один момент. «Сколь много» Бога, какая Его часть становится космосом?

Адвайтисты на это отвечают: «Какую бы “порцию” вы ни выделяли, сколько бы ни гадали по этому поводу, помните одно: космоса не существует. Это иллюзия. Его никогда не было, нет и не будет. Сотворение космоса, растворение космоса, миллиарды возникающих и исчезающих существ – всего лишь наваждение, сон. Нет никакого индивидуализированного дживатмана, или обособленного Атмана. Разве могут быть миллиарды дживатм?

Есть только один неделимый и целостный Абсолют. Как одно солнце отражается в виде миллиона солнц в миллионах озер, прудов, капель воды, так дживатмы – только отражения Одного в умах, в которых он сияет. Вот самая главная и отчетливая мысль бхаратийцев, выраженная в философии адвайты. Те, кто не способны ее охватить, пребывают под воздействием майи, другими словами – заблуждения, иллюзии.

В основе любого сна, или наваждения, все равно должна стоять реальность. Без основополагающей реальности «зависимая идея», или факт, не может существовать. Если нет вещи, составляющей основу, то «последующие» вещи не могут появиться. Эта основа – Бог, Ишвара. Он полон, целостен. Он – и ум, и тело, и Атман. Вы реальны не больше чем сон. Для глаза, способного видеть реальность, космос – не это множественное скопление имен и форм, но только сат-чит-ананда – чистое бытие – осознание – блаженство. Подумайте, что такое ваш сон. Он не возникает откуда-то извне вас, как и не уходит во внешнюю среду весь калейдоскоп образов и действий, который виделся вам во сне.

Все это возникает в вас и уходит в вас. Когда вы видите сон, все события и существа для вас реальны и, как и во время бодрствования, вы испытываете чувства гнева, восторга, страха, волнения, радости. Пока вы спите, вы не отвергаете все эти переживания как иллюзорные. Космос – это сон Бога. Он возникает в Нем и уходит в Него. Космос – продукт Его Разума. Эти жизни, повторяющиеся «приходы» в мир, все это – причудливая паутина майи, нереальные фантазии, иллюзорные волнения, кажущиеся образы. Вы – Полнота, Целое, вы – Бог. Бог – это вы. Тот, кто на опыте пережил эту высшую мудрость, может достичь единства с этим Одним – здесь, в этой жизни, прямо сейчас.

 

Глава 10. Йоги

 

Философское изыскание, или мышление Веданты, прошло три стадии в своем развитии. Это адвайта, вишишт - адвайта и двайта. Никакое человеческое усилие не способно продвинуться выше этих трех ступеней. Истины адвайты недоступны разумению обычного человека: постичь их совсем не легко. Усвоить их с помощью работы интеллекта – сложная задача. Чтобы прочувствовать адвайту, нужна мощная способность к глубокому проникновению в суть. Поэтому лучше начать со ступени дуализма, или двайты, и пережить ее как реальность, что за пределами вещей; тогда будет проще одолеть вторую ступень, вишишт-адвайту. Индивидуум должен развиваться так же интенсивно и так же неуклонно, как общество. Мы проходим через младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость; это незаметное, но неизбежное развитие. Мы переживаем каждую стадию возраста, только когда находимся в ней. Так же обстоит дело и с тремя стадиями философского исследования. Каждая из этих школ скрыто присутствует в последующей и каждая продвигается вперед исходя из опыта предшествующей. Невозможно осознать все три школы мысли одновременно. В соответствии с нашей садханой (духовной практикой) и извлеченным из нее опытом каждая из точек зрения доходит до сознания и формирует источник действия и мысли.

Те, кто утверждает, что Вселенная реальна и в то же время настаивает, что существование Бога – не что иное как вымысел, греза, демонстрируют лишь свою глупость. Ибо если следствие, а именно космос, реально, оно должно иметь причину, ведь как может следствие существовать без причины? Бога правомерно отрицать только в том случае, если отрицается и Вселенная. Бог может исчезнуть, только если исчезнет космос.

То, что теперь кажется космосом, на самом деле – Бог; такое видение обретает истинный духовный подвижник, преуспевший на своем пути. На самом деле воспринимаемая нами Вселенная – это греза. Стоит нам очнуться от этой грезы, и истина («Космос – это Бог») воссияет в сознании. С начала времен Бог, которого мы считаем чем-то внешним по отношению к нам, был также и нашей внутренней сутью. Эта истина тоже станет неотъемлемым компонентом веры.

Разумеется, не существует такой философии, которая бы удовлетворяла всем типам и уровням человеческого менталитета. Каждая школа имеет свою особую ценность. Люди отличаются по умственному развитию, по способности к рассуждению. Поэтому каждое из трех философских толкований бытия, упомянутых выше (двайта, вишишт-адвайта, адвайта) находит признание у людей разных социумов, разных складов ума. В связи с этим ни у одной из школ нет права объявлять о своем превосходстве или принижать другую. К таким методам прибегают лишь люди неблагоразумные.

Когда нам встречаются личности с фанатичными взглядами, нам нужно общаться с ними с доброжелательной улыбкой, с искренней верой, с желанием выслушать их с интересом. Да, человек может опьянеть – но только оттого, что он захлебнулся вином премы (любви к Богу). Если же к нам приходит кто-то, рвущийся к работе, мы должны поделиться с ним своими навыками и своей силой и включиться в работу вместе с ним.

Такими способами можно добиться согласия между последователями различных верований и философских течений. Это поможет сблизить религиозные учения и убеждения. Если бы только эта идея согласия, мирного содружества стала «недвижимым имуществом» каждого человека, как это было бы прекрасно! Как счастлив был бы мир, если бы каждый понял: его грань восприятия может быть в лучшем случае неполной и, чтобы объявить себя истиной, она требует гармоничного сочетания с множеством других граней!

Йога означает «соединение вместе». В Индии, где испокон веку йога у каждого в крови, можно прийти к гармоничному сосуществованию многих верований и убеждений, а это и есть идеальный вариант Всеобщей Религии. Те, кто героически переносит свою веру на повседневную жизнь, способны осуществить это единение в человеческом сообществе.

Сближение, или единение может быть установлено между внешним поведением и внутренней природой. Садхака, упорный на пути премы (бескорыстной любви), может стремиться к единению между самим собой и воплощением премы – Богом. Ведантист, принявший идею «все есть Бог» может достичь единства со всем сущим. Путь йоги, или «соединения», может в разных контекстах звучать на санскрите по-разному, но те, кто способен постичь и реализовать это единение, относятся к йогам.

Те, кто стремится прийти к единству через активную деятельность, с помощью достижений – это карма-йоги. Те, кто следует пути чистой любви и преданности – это бхакти-йоги; те, кто пытается выявить свои скрытые силы и направить их в нужное русло – раджа-йоги; те, кто склонен к логическому анализу, рациональному толкованию и достигает интуитивного восприятия – джняна-йоги. Этими четырьмя путями вновь и вновь следуют искатели на протяжении всей духовной истории Бхараты.

Первый тип – это карма-йог. Чтобы прийти к единению с Всевышним, он выбирает путь действия, кармы – совершает благородные, возвышенные дела. В жизни мы часто встречаем людей, которые как будто бы родились для исполнения определенной миссии или плана. Их разум не довольствуется одними мечтами и воображением. Он полон реальных, насущных задач, которые они жаждут осуществить на деле. Таким людям нужен путеводитель – Шастра (Писание) в качестве руководства, чтобы вести их по благому пути.

Любой человек в мире все время занят той или иной деятельностью. И, несмотря на это, очень немногим известны смысл и настоящая ценность кармы, а именно – каков наилучший способ извлечь наилучшие результаты из этого неизбежного человеческого удела. Без этого знания жизнь превращается в рутину и проходит впустую. Карма-йога учит людей, как осознанно подходить к карме, дает руководство, каким образом извлечь максимальную пользу из деятельности. Где, когда, как нужно совершать действие, как духовные устремления укрепляют силу ума в совершении кармы, как подходить к карме, чтобы результатом ее оказалось духовное развитие – всему этому учит нас карма-йога.

Имеется один существенный довод против «пути деятельности», выдвигаемый рядом людей. Этот довод заключается в том, что карма - йога требует слишком много физических усилий. Но, как правило, причина всего напряжения, всех стрессов, испытываемых умом и телом – это компания, которую человек предпочитает. «Мне это очень нравится, и я хочу заниматься только этим»; «Я хотел для него только добра, но он пренебрег моим желанием и даже пытался навредить мне» – вот обычные причины напряжения и стресса. Встретившись с разочарованием, человек теряет интерес к деятельности. У человека могут быть самые благие намерения, он хочет сделать кому-то добро тем или иным способом, надеясь обрести радость самому и подарить ее другим. Но когда эта радость не приходит, ее место занимает отчаяние.

Но карма-йога преподает нам урок: совершай действие ради действия, ради самой кармы; не привязывайся к тому, что делаешь, не думай о том, помогут кому-то твои дела или нет. Почему руки карма - йога заняты работой? Для него это естественно, это его природа, работа доставляет ему удовольствие. Вот и вся причина. Он не торгуется, желая извлечь из нее побольше выгоды, не озабочен подсчетами. Он отдает, но никогда не ожидает ничего взамен. И он не знает ни горести, ни разочарования, ибо не надеется извлечь пользу для себя.

Второй путь: бхакти-йога. Это самый подходящий путь для эмоциональных людей, для тех, кто способен наполнить сердце любовью. Они жаждут, чтобы Бог стал их Возлюбленным. Действия бхакта будут другими: он занят воскурением благовоний, воспеванием славы Всевышнему, собирает цветы для обрядов поклонения, возводит святыни и храмы, где может установить символы красоты, мудрости и силы и почитать их.

Вы собираетесь возразить, что это неверный путь, он не ведет к единению с Божественным. Но помните, что именно эта стадия духовного подвижничества – преданность и поклонение – дала рождение святым и мудрецам, великим духовным вождям и учителям во всем мире. Некоторые религиозные учения, представлявшие Бога как не имеющего формы, объявляли богохульством всевозможные обряды поклонения Ему. Они даже пытались запрещать ритуалы бхакти, но, совершая это, они игнорировали Реальность во всем ее величии и могуществе.

Убежденность в том, что Бог не может быть символически выражен в форме – признак духовной слепоты; объявлять поклонение божественной форме бесполезным – все равно что стрелять холостыми патронами. Вся человеческая история свидетельствует об эффективности бхакти. Нехорошо высмеивать обряды, церемонии и ритуалы бхактов, а также жизнеописания подвижников, которые держались этих ритуалов, чтобы прийти к единению с Божественным. Пусть те, кто жаждет радости, что дарит им поклонение Образу, вершат свои ритуалы! Пытаться пошатнуть их веру, считать ее пустой, неплодотворной – несомненно, большой грех.

Слава великих героев Духа, покоривших высочайшие вершины самореализации, достигших духовного совершенства – цели человеческих устремлений – оказывает огромное влияние на разум всего человечества. Именно потому, что испокон веку сохраняется в Индии линии преемственности этих мудрых провидцев, духовное послание этой земли приковывало внимание всех народов. И причину тому, что Индии удалось завоевать уважение всего мира, нужно искать в бесценном сокровище, которое эти мудрецы открыли и сохранили. Здесь, на этой земле любовь к Богу и боязнь греха были главной опорой жизни и неизменным руководством на каждый день. Бхарата заслуженно зовется святой землей, землей, пропитанной отрешенностью и духовным подвижничеством, нацеленным на слияние с абсолютом, это земля, прославленная жертвенностью (тьягой) и йогой. Все устремления, поощряемые этой культурой, направлены на усмирение капризов ума.

Будут ли толкования природы и свойств Реальности, предлагаемые этой культурой, приятны тем, кто подвержен неудержимым страстям и эмоциям? Для великих строителей этой культуры Бог был ясно ощутимой истиной, одним-единственным реальным фактом, Тем, кому они отдавали всю свою любовь. Поэтому наследники и последователи этой культуры относятся к доводам нигилистов, основанным на заведомо ограниченных «доказательствах», так же, как люди относятся к «дурачку» в сказке. Этот дурачок увидел идола, и горя желанием найти в нем Бога, разбил его молотком на куски!

Таких людей бхакти-йога научит пути любви. Она расскажет им, как любить, не ожидая ничего взамен. Любить всех. Любить всех, как вы любите самих себя. Тогда с вами не случится ничего плохого и от вас будут исходить радость и счастье. Бог присутствует во всех существах как любовь. Поэтому ваша любовь предназначена не индивидууму, и принимает ее не индивидуум, а обитающий в нем Бог. Духовный искатель, избравший путь любви и преданности, очень скоро понимает это.

Некоторые любят Бога как мать, другие как отца, третьи как самого близкого и дорогого друга. Есть такие, кто видят Бога как возлюбленного, как одну-единственную желанную цель. Все они стремятся растворить свою любовь в океане любви, который есть Бог. Где бы вы ни ощутили явное присутствие любви, считайте, что это любовь самого Бога. Бог питает великую любовь к человечеству. Поэтому, если кто-то берет на себя заботу о любимом человеке, Бог изливает милость в избытке. Если сердце человека смягчается, когда он видит страдания ближнего, и становится шире, приняв в себя сочувствие, верьте, что Бог – с вами. Это признак действенности пути преданности, бхакти-йоги.

Теперь о раджа-йоге. Раджа-йога означает процесс укрепления контроля над умом. Раджа-йогу нет необходимости подчинять свой интеллект какому-либо религиозному лидеру и следовать его указаниям. Это избавляет его от возможных ошибок и неверных шагов на пути. На каждом этапе он должен доверять только своему разуму и опыту, через который прошел сам.

У каждого существа есть три типа инструментов для обретения знания, а с помощью знания – мудрости. Первый – «инстинктивный», он очень силен, наиболее действенен и развит у животных. Этот тип самый древний и примитивный и поэтому наименее плодотворный из трех. Второй тип – «рациональный», это инструмент, который пытается распознать причину и вытекающее из нее следствие. Он получил наивысшее развитие у человека. Инстинкт может работать только в ограниченной области органов чувств и сенсорного восприятия.

У человека инстинктивное знание в значительной степени подчинено инструментам рационального мышления. Но пределы «рационального» тоже очень узки; разум способен охватить гораздо более широкие области. Несмотря на это, сфера действия разума тоже ограничена определенными рамками. Разум может вести вперед только на небольшое расстояние, дальше путь ему будет закрыт. Путь, избираемый логикой, не является прямым. Логический разум идет кругами, вновь и вновь возвращаясь к отправной точке, к начальному пункту следования.

Возьмем, к примеру, наши знания о мире объектов, об элементах и силах, его составляющих. То, что движет этим объективным миром, но в то же время запредельно ему, То, что является его «побудителем», не умещается в рамки этого знания. И поэтому границы того, что может охватить и объяснить разум – все равно что «сознание», заключенное в темницу крошечной молекулы, по сравнению с широтой и грандиозностью трансцендентной (превосходящей все) полноты.

Для того чтобы мы могли преступить границы разума и внедриться в эту всеохватную свободную сферу интуиции, нужна определенная духовная практика и внутренняя дисциплина. Эти дисциплины и практические упражнения могут быть сгруппированы под одним названием – мудрость (джняна), приведенная в действие Богом. Ибо имеются только три стадии джняны: сахаджа-джняна («естественная», извлекаемая с помощью органов действия и восприятия), юкти-юктаджняна (знание, получаемое в процессе распознавания и оценки) иишвара-прерита джняна (внушенное Богом знание, завоеванное Его милостью через внутреннее видение, или интуицию). Первым типом знания обладают животные; второе характерно для обычного человека, а третье – особое сокровище высоко духовных личностей. Но каждый способен лелеять, питать и развивать ростки этой «третьей» мудрости, ибо способность к ней скрыта во всех.

При этом нужно всегда помнить об одной вещи. Три типа мудрости – это три стадии роста и поэтому не являются взаимоисключающими сферами знания. Внушенное Богом знание (третий тип) не будет противоречить второму (логическому), оно только привнесет свет, не проявленный в логическом (юкти-юкта) знании. Более поздняя стадия только подтверждает и обогащает предыдущую. Некоторые люди, потакающие причудам и прихотям ума, принимают свои извращенные взгляды за данные Богом или внушенные Богом. Они даже призывают других следовать их советам. Так люди под их бессмысленным руководством сбиваются с пути. Эти олухи объявляют, что их нелепая болтовня – богоданное знание.

Истинное учение никогда не может быть сведено к юкти-юкта джняне – выводам, сделанным путем распознавания и оценки. Все упомянутые выше йоги полностью согласны с этим мнением. Практика раджа-йоги осуществляется в основном рассудком и его решениями. Это очень обширный вопрос и мы рассмотрим здесь только его центральную тему. Есть нечто, являющееся единственным прибежищем как для людей самого низкого уровня, так и для высоко продвинутых йогов, а именно – однонаправленная медитация. Для научного работника, занятого лабораторным исследованием, для идущего по дороге путника, для читающего книгу ученого, для человека, пишущего письмо или ведущего машину, концентрация внимания на ближайших объектах или на выполняемой деятельности очень важна. Тогда он понимает природу и особенности предмета, с которым работает в данный момент. Чем сильнее концентрация, тем успешнее будет работа. Когда все умственные способности собраны в одном усилии, знание обретается быстрее и в более широком масштабе. А это и есть единственный путь получения знания.

Концентрация позволяет любому, чем бы он ни занимался, выполнять работу лучше, чем в ее отсутствии. Желаете ли вы добиться успеха в особых мирских начинаниях, в обычных повседневных делах или в духовной практике, концентрация умственной энергии обязательна. Это самый главный аспект раджа - йоги. Можно даже сказать, что это единственно важный аспект этой йоги. Миллионы нежелательных, недостойных, ненужных и даже вредных мыслей посещают нам ум и нарушают его деятельность. Эти мысли нужно держать в стороне, бдительно следить за умом, охранять его, держать под наблюдением. Раджа - йога – незаменимое прибежище доля тех, кто решился добиться успеха на этом пути.

Джняна-йога в основном посвящена изучению сущности вещей – основополагающих принципов. Космос, или Вселенная, который мы сознаем как внешний по отношению к нам, может быть объяснен с помощью различных теоретических систем знания, но ни одна из них не будет достаточно убедительной для непосвященного. Джняна-йог пытается сплести нить таких теорий. Он не уверен в реальности никакого объекта во Вселенной, любой деятельности, даже в реальности того, кто проповедует какое-либо другое толкование. Он верит в то, что может преодолеть рутину повседневной жизни и стать независимым от социальных и других обязательств. В необъятном океане бытия (сат) все объекты, согласно его точке зрения – всего лишь пузырьки пены. Все они стараются переместиться с окружности к центру, из которого проявились через майю, иллюзию. Джняна - йог тоже стремится слиться с этим центром, сокровенной сутью Реальности, вырваться из западни видимого разнообразия. Джняна - йог ставит себе задачу не только осознать истину, но стать ею. Разумеется, как только он осознает ее, он ею становится. Он не может выносить мысли, что он и истина разделены, обособлены друг от друга.

Только Божественное – родное и близкое ему. Он не лелеет иных устремлений, не питает иных привязанностей, не имеет иных желаний. Бог для него – всё во всем. Он не может быть подвержен горю и радости, его не трогают ни успех ни провал. Он видит и ощущает только один сплошной, неизбывный поток блаженства-сознания, ибо для личности, прочно утвердившейся в этом состоянии, мирская жизнь с ее взлетами и падениями кажется тривиальной и иллюзорной. Чтобы удержаться на этом уровне, он должен противостоять чувственным порывам и смотреть на соблазны мира без малейшего волнения в уме.

Джняна-йог бдителен по отношению к искушениям, поставляемым чувствами. Отбрасывая их в сторону, он приближается к Божественному и ищет в нем силу и утешение. Ему ведомо, что энергия и сила, дающие жизнь малейшему из малого и огромнейшему из огромного – один и тот же Божественный Принцип. Его мысли, слова и действия выражают его мироощущение. Это высшее видение, парамартха-дришти. Он видит все элементы – землю, воду, огонь воздух и пространство как само Божество, а всех существ – человека, зверя, птицу, червя как проявленных из Бога и поэтому полностью божественных.

Здесь нужно сказать еще об одном. Если у человека есть просто знание о том, что Божественное присуще всему и даже о том, что оно превосходит все, он еще не может почитаться как джняни, ибо знание должно усвоиться с помощью жизненного опыта. Это является решающим тестом. Недостаточно, что интеллект дает согласие и даже способен доказать, что все есть Всевышний. Эта вера должна насыщать и воодушевлять каждый момент жизни и каждое действие верующего. Джняна не может быть просто складом мыслей или стопкой аккуратно выстроенных принципов. Вера должна оживлять и заряжать каждую мысль, каждое слово и действие. Все ваше существо должно быть пропитано нектаром джняны.

Интеллект – слабый инструмент. Сегодня он что-то признает верным и сам же отвергает это завтра, заменяя одни мысли на другие. Интеллект не может вынести окончательного и постоянного суждения. Поэтому стремитесь накопить опыт. Когда он обретен, Атман может быть понят как «все это». Это джняна-йога. Согласно бхаратийскому мировоззрению, Веды считаются Голосом Бога. Поэтому для жителей Бхараты Веды – изначальный источник всего знания. Все проверяется на основе Вед. Древние мудрецы постановили, что все, что согласуется с Ведами, подходит человеку, а что не согласуется, не может подходить ему.

Веды не были изречены человеком, не были составлены людьми, мужчинами или женщинами. Они были услышаны и приняты мудрецами, передавались от гуру ученикам изустно в течение поколений. Гуру декламировал, ученик слушал и декламировал в точности так же, как это делал гуру, так же безупречно и усердно. Так из глубины веков до нас дошли Веды. Никто не может назвать точной даты, когда Веды были услышаны и произнесены впервые. Поэтому они почитаются вечными – санатана.

Здесь мы должны остановиться на еще одной важной детали. Все остальные религии, господствующие в мире, считают авторитетными послания, полученные святыми от самого Бога – или непосредственно от Его Вселенской Формы, или через какого-нибудь богочеловека, или через воплощение какой-то ипостаси или аспекта Божества. У бхаратийцев другие воззрения. Они объявляют, что авторитет Вед не основан на «человеческом факторе». В своей подлинности они не зависят от какой-то конкретной личности как «посредника». Они изошли прямо от Бога, они первозданны, они сами себе авторитет и достоверность. Они не были написаны или сочинены, искусственно собраны или кем-то составлены.

Космос, или творение, безгранично, вечно и не имеет ни начала ни конца. Так же и Голос Бога, а именно Веды, не имеют предела, они вечны, у них нет ни начала ни конца. Корень, из которого состоит слово Веда – вид (знать). Когда «началось» знание, тогда и появились Веды. Риши прозрели и провозгласили их. Они – «прозреватели» мантр, провидцы – мантра-дришта.

Веды имеют два основных раздела – Карма-канду и Джняна-канду (Раздел о Действии и Раздел о Мудрости). Первым идет Карма-канда, за ним следует Джняна-канда. В Карма-канде описывается множество различных крат (действ), или жертвоприношений, в которых огню алтаря предаются священные дары. В настоящее время бхаратийы отказались от большинства этих ритуалов, ибо очень трудно совершать их с той скрупулезной точностью, что предписывают Веды. Но некоторые все же проделывают их в чрезвычайно упрощенной форме. В Карма-канде так же огромный упор делается на моральный устав. Особые нравственные правила и ограничения, регулирующие повседневную жизнь и поведение, относятся к каждой из стадий жизни – ученичества (брахмачарье), семейной жизни (грихастхе), стадии уединения и созерцания (ванапрастхе) и отшельничества (санньясе). Так же в Карма-канде указано, что правильно и неправильно для людей разных занятий и профессий и занимающих разное положение в обществе. Эти правила так или иначе, в более скрытой или явной форме, соблюдает и по сей день народ Индии.

Джняна-канда иначе называется Ведантой, или завершением Вед. Это цель, конечный итог. Джняна-канда заключена в Упанишадах. Приверженцы философских школ двайты, вишишт - адвайты и адвайты, почитатели Шивы, Вишну, Шакти, Сурьи или Ганапати[10] – все признают высший авторитет Вед. Они могут трактовать Веды и Упанишады исходя из своих собственных предпосылок и в соответствии с уровнем интеллекта, но никто из них не ставит под сомнение авторитет Веды или Веданты. Поэтому одного и того же человека можно называть и индуистом, и ведантийцем, и бхаратийцем.

Разнообразные школы философской мысли, распространенные в настоящее время, могут казаться трудными для восприятия или рожденными незрелым пониманием, но если серьезно задуматься над темой, изучать тексты в спокойствии ума и подходить к ним без предубеждения, станет ясно, что все они основаны на вопросах, затронутых в Упанишадах и на выводах, сделанных Упанишадами. Упанишады стали символическим образом, которому поклоняются в храмах и домашних святынях. Это дань их универсальному призыву. Они прочно вплетены в саму ткань нашей жизни.

Веды бесконечны (ананто ваи ведах). Но вместе с тем они уменьшены до четырех сборников и в этой форме сохранилась их сущность. Эти четыре Веды проповедовались и им обучали ради поддержания мира и процветания на земле. Они носят название Риг-, Сама-, Яджур– и Атхарва-веды. Они поддерживают дхарму (нравственный закон), утверждают Реальность, способствуют миру и благоденствию, побуждая людей к поклонению Богу, к почитанию, развивают вкус к музыке, а также учат воинскому делу и искусству владения оружием. Они являют человеку идеальный образец жизни и призывают следовать ему.

Сознает это бхаратиец или нет, но всякий раз, как он поступает правильно, за этим стоит какое-либо предписание или запрет Вед, освещающий и указывающий путь. Во всех жизненных ритуалах, начиная со свадьбы и кончая похоронами, и даже в обрядах умилостивления предков Веды являются путеводителем. Истинный бхаратиец никогда не должен забывать Веды, утрачивать благодарность к ним. Дуалисты, последователи видоизмененного монизма и сторонники философии единства – все строят свою жизнь по законам, установленным мудрецами прошлого. Но сейчас они не знают, каковы изначальный источник и цель этих руководств и правил. Если бы только они знали об этом, результаты их начинаний были бы более весомыми и постоянными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: