Глава 15. Уровни и стадии




 

«Религия индуизма поощряет поклонение множеству богов; это привело к разногласиям и размолвкам между многочисленными сектами, что наводняет страну страхом и беспокойством. Этот главный недостаток индуизма служит причиной всех внутренних столкновений и конфликтов» – таков непререкаемый приговор «внешних обозревателей». Но это суждение неверно! Это бездумная фантазия, свойственная людям, не способным глубоко мыслить.

На Западе большинство верующих исповедуют христианство. Несмотря, что все христиане почитают одного Бога, они уничтожали друг друга способами гораздо более жестокими, чем те, что применяют хищные звери, убивающие свою жертву. Разве не разжигали они войны, где целые народы, заклейменные «иноверцами», сметались с лица земли, где в безжалостном пламени сжигались невинные женщины, дети, старики? Можно ли сказать, что в этом бездушном, жестоком, глупом и демоническом опустошении и братоубийстве виновата сама их религия – христианство? Да, все они принадлежат к одной религии и почитают одного Бога, но за завесой этого почитания в человеке должно скрываться какое-то ядовитое качество, отравляющее всю его личность. Религия как таковая никоим образом не виновата в разногласиях, конфликтах и войнах.

В Германии не было разделения на касты, она не знала сектантских распрей. Эта страна достигла невероятного прогресса в науке и технике, славилась как самая передовая держава, знаменитая своей силой, мужеством, героизмом. Несмотря на это, она была расколота на четыре части силами, одержавшими над ней победу, и в каждой части установилось господство четырех разных наций. Япония, никогда не знавшая религиозных разногласий и конфликтов между сектами, многие годы страдала от террора со стороны других народов. Почему это так? Далеко не всегда падение державы связано с религией.

Никто даже вообразить не может мир, в котором не существует различий. Различия происходят от внутренних источников человеческого разума и от совокупного результата его воздействий. Жизнь каждого человека – внешнее выражение этого разума и его воздействия. Все сущности – живые и неживые – не что иное как проявление, на разных уровнях, этого разума. Попугай и ворона могут смотреть в одну и ту же сторону, но видеть совсем разное. Шакал оценивает ситуации совсем иначе, чем собака. У животных – своя природа, у человека – своя. Один человек отличается от другого уровнем полученных знаний. Не только в знаниях, есть масса вариаций внешности, личного обаяния и т. д. Предпочтения, антипатии, мысли, чувства бесконечно разнообразны и сформированы полученной информацией, профессией, родом занятий. Нет нужды ходить так далеко. Даже близнецы, появившиеся из одного чрева, часто не похожи друг на друга – в них обнаруживается разная природа. Какова причина? Причина в том, что их разум развивался по-разному.

Мы видим, что человечество никогда не сможет освободиться от разнообразия. Всеобщая однородность – недостижимая фантазия, желание установить равенство между всеми – полная утопия, это все равно что искать цветы в небе.

Животное живет с ощущением, что оно – животное, птица – с ощущением, что она птица, женщина сознает себя женщиной, и ее действия соответствуют этому самосознанию; так же ведет себя и мужчина. Самосознание, присущее каждому до погружения в сон, продолжает свою работу без всяких изменений после пробуждения. Живое существо возобновляет деятельность, которую вело до того, как заснуло, человек продолжает деятельность с того «места», где она была прервана сном. Подобно этому, человек в этой жизни продолжает действия, прерванные смертью, с того «места», где они закончились в прошлой. «В конце он оставляет тело, но чувства, служившие столь сильными побудителями его поступков, остаются с ним» (йам йам ваапи смаран бхавам тьяджатйянте калебарам); «Он приходит именно к такому состоянию, на которое были направлены все его чувства» (тхам тхамайвети каутейя сада тад бхава бхавитах – Гита).

Характер следующей жизни точно соответствует чувствам, которые занимали ум в том момент, когда человек оставлял свое мертвое тело, ибо эти чувства будут точно соответствовать тем, что побуждали его к действиям, когда он был жив. Если поразмышлять над этим поглубже, станет совершенно ясно, что главная истина заключается в следующем: все зависит от того, в какой степени человек продвинулся в возвышении своего разума.

Хотя по внешним признакам существа могут быть схожи, в их внутренней природе наблюдается широчайший диапазон всевозможных отличий. Род или вид живых организмов определяется по внешнему сходству. Но на самом деле они отражают проявления внутренней природы. Любой индивидуум изначально является какой-то формой. Человек, дерево, холм, ласточка, лиса, собака, корова, змея, скорпион – эти «звуки» указывают на представителя вида, которому присуща эта форма. Отдельная «особь» может погибнуть, но вид продолжает существовать. Люди умирают, но человечество остается; деревья падают и обращаются в пепел и прах, но род существует тысячелетиями.

Если мы проанализируем и исследуем даже самые незначительные явления повседневной жизни, эти факты станут нам абсолютно очевидны. Мы говорим, что всем представителям рода людей свойственны человеческие качества, но когда мы оцениваем конкретного человека, то придаем значение его личным достоинствам и привычкам, его положению в настоящем и видам на будущее.

Все коровы принадлежат к одному виду. Но когда мы собираемся купить корову, то стараемся узнать ее «родословную». Мы ищем благоприятные отметины на ее теле, хотим, чтобы она давала много молока, была послушным спокойным животным. Мы выбираем только «хорошую» и полноценную корову, а не любую – просто потому, что животное принадлежит к виду коров. Это нас как раз мало интересует. Мы не купим недойную, непослушную, буйную корову. Так и с людьми: хотя все люди чем-то схожи как представители одного биологического вида, мы оцениваем человека в основном по его внутренним качествам.

Есть и другой момент, заслуживающий глубокого рассмотрения. То, что мы чувствуем различие между «высоким» и «низким» – естественная реакция. Хотя мочу и экскременты обычно считают нечистыми, моча коровы и ее навоз почитаются священными. Это относится только к корове – выделения всех прочих животным безоговорочно признаются нечистотами. Или возьмем, к примеру, огонь, агни. Огонь есть огонь, какая бы ни была его форма. Мы освещаем дома масляными лампами, мы зажигаем огонь в очаге, есть жертвенный огонь, вздымающийся языками пламени. Этот ритуальный огонь почитается, ему поклоняются, люди простираются перед ним. Но огонь лампы или очага мы не ценим столь высоко. Огонь костра при кремации трупа считается нечистым и абсолютно непригодным для других целей. Никто не станет печь на этом костре лепешки, никто не предложит ему почтительных поклонов. Он признается низким, загрязненным, лишенным святости.

Так и люди в целом схожи обликом, но у каждого физического тела и у других оболочек, в которые заключен человек, есть свои особенности; люди также разнятся по внутренним качествам и характеру деятельности, поэтому проводить различия между людьми необходимо. Мы должны проводить границу между «возвышенным» и «низким» человеком и относиться к ним соответственно. Электрические лампочки светят по-разному, некоторые – очень яркие, некоторые – тусклые. Электрический ток в них – один и тот же, но одни лампочки являют его в полную силу, а у других нет такой возможности.

Мы обязаны принять ту истину, что для развития мира разные уровни осознанности, разные ступени совершенства, различия типа «высокий» и «низкий», святой и не святой, религиозный или нерелигиозный – необходимые факторы, они неизбежны. Они задуманы божественной волей.

 

Глава 16. Человек и бог

 

Для завершения человеческой эволюции, для осознания человеком своей наивысшей цели религия и духовное подвижничество совершенно необходимы. Религия – это связующее звено между индивидуумом и Вселенной, между дживой и Дэвой. Если бы религии не было, жизнь превратилась бы в хаос. Корова, забредшая на холм и желающая перебраться на соседний холм, встречает на пути бурный речной поток. Чтобы перейти его, нужен мост. Этот мост и есть религия. Между «холмом» индивидуальной жизни и Вселенской сферой течет бурная река природы со всеми ее порогами и водоворотами. Трудно обнаружить, где ее истоки, откуда она набирает свою мощь и куда в конце концов впадает. Но к счастью, в каждом человеческом сообществе есть мостостроители, помогающие людям перебраться через поток.

Мостов может быть много, но назначение у всех одинаковое. Мост, построенный мудрецами и провидцами Индии, носит название Санатана-дхарма. Он назван так потому, что вечен, несокрушим, неподвластен времени, стоит на незыблемой опоре Вед и столь надежен, что может быть использован всеми людьми, всех стран, во все времена. Поэтому его иногда называют ведийским мостом или ведийским путем, а также путем ариев. Все попытки проследить истоки происхождения тех, кто проложил путь, потерпели неудачу. Поэтому люди, оставив надежду найти эти истоки, определили этот путь как акартха (букв. «не построенный», «не сделанный людьми»), то есть пришли к убеждению, что конструктор моста – сами Веды, или иными словами сам Бог.

Все религии и духовные дороги, заложенные в веках, безусловно, священны, ибо они были основаны посланниками Всевышнего, избранными как самые выдающиеся среди людей. Имена Будды, Иисуса Христа, Зороастра, Моххамеда известны всему миру. Их идеалы, учения, мысли стали столь бесценными для их последователей, что их имена отождествляются с самой религией. Поскольку во времена Христа люди верили, что истинная религия должна быть посланием Бога и поскольку это послание возвестил и проповедовал Иисус Христос, Его именем была названа религия. Также буддизм назван в честь Будды, так как был воспринят его просветленным сознанием и распространен через него как через божественный инструмент. Моххамед, услышавший послание Бога, провозгласил религиозные доктрины и учение и те, кто следует ему, называют себя магометанами. Поэтому нет ошибки в том, чтобы сказать: все эти религии были заложены величайшими среди людей, идеальными посланниками Всевышнего.

Божественный разум – вселенский, он охватывает все. Человеческий разум ограничен узкими рамками, его диапазон очень невелик. Все Писания говорят об одной цели, но описывают разные пути ее достижения. Каждый путь может быть какой-то конкретной религией, и ее доктрины и методы считаются не такими как у других. Поэтому нельзя утверждать, что между Рамой, Христом, Буддой, Моххамедом и другими пророками нет никакой разницы.

Христианство провозглашает, что индивидуальные существа были созданы творцом такими, каковы они есть. В Исламе то же самое сказано про Аллаха. Даже зороастризм и буддизм описывают творение примерно таким же образом. Но у ведийской религии другой подход к этому вопросу. Индивидуум вечен так же, как и Бог. Если нет живых существ (джив), то нет и Дэвы (Бога)! Это особо подчеркивается в Ведах. Последователи других религий в последнее время начинают признавать эту истину. Текущая жизнь – некий период между предыдущей и следующий жизнями, это всего лишь шаг перед следующим шагом – так говорят Веды. Веды разъясняют, какова связь между прошлым и будущим рождением. Никакая другая религия не останавливается так подробно на связи между прошлой и будущей жизнями.

Еще один момент: разные религии по-разному толкуют одну из целей человеческой жизни (эти четыре цели – дхарма, артха, кама и мокша) – а именно мокшу, освобождение. Каждая выдвигает свою концепцию и настаивает на безоговорочной вере в нее. Поэтому в их описаниях «опыта спасения» нет тождества и единообразия. Но описание этого состояния в индуизме может быть доступно последователям всех религий. В деталях описаний освобождения разные религии могут сходиться во мнении. Но состояние освобождения в целом нигде не описывается так же, как в индуизме. Причина в том, что индуизм, пришедший из начала времен, стоит выше всех прочих религий. Другие вероучения основаны на тех или иных доктринах индуизма, избранных их основателями и развитых и расширенных в соответствии с традициями и культурой, их взрастившими. По этой причине многие истины, изначально присущие индуизму, часто можно проследить в других вероучениях.

Индуизм и индийская культура текли единым беспрерывным потоком. Индуизм предписывает человеку соблюдать карму (особые религиозные обряды, а также ритуалы и церемонии, сопутствующие повседневной жизни) с рассвета до заката без перерыва. Многие из обрядов – это сложные яджны (направленные на внутренний мир жертвоприношения), ягьи (жертвоприношения, обращенные к внешнему миру) и жертвенные подношения божественным силам. Но индуизм считает это недостаточным: кроме ритуалов и церемоний поклонения, совершаемых с того момента, как младенец появляется в утробе и до самой смерти человека – ради последующего достижения им высших миров – рекомендуются специальные практические дисциплины. Никакая другая религия не разрабатывает столь подробно правила для каждого жизненного шага. Поэтому объявлять, что все религии одинаковы, неправильно. Они позаимствовали некоторые (или многие) из этих ритуалов и правил из индуизма, поскольку индуизм изначально придавал им особое значение.

Чтобы выполнять этот трудный распорядок кармы (ритуалов жизненного цикла) не механически, человеку необходимы бхакти, джняна и йога – вера, понимание и самоконтроль. Дхарма – центральный корень великого древа религии. Это вечный источник его силы. Оно питается влагой бхакти, листья, цветы – отрешенность и другие добродетели, а плод его – джняна.

Если в стадиях роста дерева наступает какой-то перерыв, если наблюдается нехватка чего-либо, проще говоря, если какое-то правило дхармы упускается, то плоду джняны, созревающему на дереве, будет нанесен серьезный ущерб. Такие строгие указания для духовного подвижника можно найти только в индуизме, их нет ни в какой другой религии. Причина в том, что индуизм – это нектар, извлеченный и приготовленный древними риши из «молока» их собственного, пережитого ими опыта. Эти правила составлены не из обрывков книжных сочинений.

Никому не следует выбирать ту веру и мораль, которая просто больше всего ему нравится. Люди считают, что жизнь так коротка и поэтому можно себе позволить себе все, что заблагорассудится. Но жизнь – длинное путешествие во времени, и поэтому нравственный устав и самоконтроль необходимы. Религия дает покой в настоящем и поддержку для будущего. Нам нужно уяснить, что в настоящем мы переживаем последствия своих действий в прошлом. Если человек доволен условиями, в которые поставила его жизнь, он черпает из этого удовлетворения неизмеримый покой. Он знает, что только он сам – причина своего нынешнего состояния и если сейчас его поступки достойны и благородны, можно надеяться на счастливое будущее. Это дает большую поддержку в жизни. Только если человек держится такой позиции – не ропщет на настоящее и «строит» благое будущее, он будет всячески заботиться о нравственности и самоконтроле. Сила для верности этим двум идеалам складывается из поддержки и энтузиазма, которые дает религия.

Мы не можем определить, когда началась религия и когда она закончится. Так же трудно найти «начало» и «конец» индивидуума, или дживи. Согласно индуизму, дживи «нескончаем», и эта жизнь – лишь очередное звено длинной цепи, возникающее благодаря его собственным мыслям и действиям. Дживи не появился прямо сейчас в результате гнева или милости Бога. Ни то, ни другое не является причиной его нынешнего состояния. Об этом провозглашает Санатана-дхарма – религия индуизма.

Религиозные воззрения нельзя считать личным делом каждого человека. Возможно, многие думают именно так, поскольку вера каждого укоренилась в нем самом и каждый выражает ее по-своему, в своем поведении и поступках. Но насколько верно это мнение? На каком основании многие неглупые люди, желая потешить свое самолюбие, утверждают, что нет ни Бога, ни религии, ни четырех сословий людей? Сейчас все больше людей заявляет, что Бога нет и что все религиозные предписания, призванные возвышать и направлять людскую деятельность – не более чем предрассудки. Нельзя сказать, что эти люди – невежды, что у них нет никакого образования, но как нам нужно относиться к их словам, когда они объявляют мракобесием духовные верования и подвижничество? Ответ таков: если они «молчат» и хранят свои убеждения в уме, обществу не на что жаловаться, так как ему нет от этого вреда. Но эти люди не молчат, не сидят спокойно! Это можно сравнить с употреблением алкоголя, к которому пристрастились сейчас многие. Разве нам удается относиться к этому пристрастию как к личному делу каждого? Разве мы не страдаем от алкоголиков, от их поведения? С каким бы пафосом ни рассуждали о «личном деле», эта вредная привычка и скрыто и явно разъедает общество во многих отношениях. Несмотря ни на что, ее пагубное воздействие очевидно. Когда таким дурным привычкам подвержен заурядный человек, опасность для всего общества не так значительна. Но когда это делают люди уже не молодые и имеющие вес и репутацию в обществе, обычный народ последует дурному примеру.

Сочинения Вьясы и Вальмики – очень древние. Эти пришедшие из глубины веков произведения так и называются – Пураны («древние»). Но хотя они появились тысячи лет назад, время не властно над ними. В противном случае были бы они столь любимы и популярны по всей этой стране – от Гималаев до Сету[16]. Эти тексты всегда молоды и новы. На них не влияет время. Но хотя они появились тысячи лет назад, любой человек, жаждущий ананды, где бы он ни был, обретет ее, читая их.

Так же уникальна и Ману-дхарма-шастра (Свод Законов Ману – легендарного прародителя человечества). Во всей истории не найти произведения, сравнимого с ним. Мог ли кто-нибудь еще создать что-либо подобное этому тексту? Доктрины индуизма и хранящие их Шастры не придают особого значения мирским наукам. Конечно, эти отрасли знания развиваются день ото дня, но теории, высокочтимые сегодня, отвергаются завтра; выдвигается новая теория, объясняющая то же самое явление. Разве могут вечные и подлинные во все времена истины Духа превозносить материальные науки? Современные ученые оценивают это духовное мировоззрение как слепую веру. Они хотят низвергнуть, унизить ее. Они горят желанием исследовать научными методами субъективные или объективные явления и подвергнуть их точному эксперименту, но они обманывают себя, считая, что выбрали свой собственный, независимый от других, способ открытия истины. Их мнение неверно. Нет нужды копать так глубоко, громоздить теорию на теорию. Все законы, все пути уже готовы, доступны. Нам нужно только устремиться к их пониманию.

Западные философы, от Канта до Спенсера, по существу, разрабатывали отдельные аспекты древних школ мысли – двайты, вишишт-адвайты и адвайты. Индийская мысь давным-давно углубилась во все эти вопросы и оформила их в законы и доктрины.

 

Глава 17. Расы и касты

 

Дхарма индуизма и ее законы построены на принципах варны (сословия) и ашрамы (стадии жизни). Рассмотрим сначала принцип варны в религии. Слово майя – иллюзия, обсуждаемое в Веданте, как правило, было объектом критики и отрицания или вовсе игнорировалось. Так же обстоит дело с варной. Варны и связанные с ними разграничения осуждались как изобретения человеческого ума. Майя отвергалась подобным же образом, несмотря на все разумные доводы, так как она подразумевает нереальность мира, его иллюзорность. Смрити гласят: «Четыре варны были созданы Мной» (чатур варньям майя шриштам). В Шрути говорится: брамины появились из лица, кшатрии – из рук, вайшьи – из тела, шудры – из ног. Ясно, что варна создана Богом. И если кто-то проповедует, что система варн породила катастрофическое неравенство, ошибка заключается в неверном понимании смысла слова.

Есть ли в современном обществе настоящие варны? Что такое на самом деле варна? Пытается ли кто-то в этом разобраться? Нет. Варна – это некое слово. Каждое слово имеет смысл, и варна тоже должна что-то означать, не так ли? Для доказательства существования дерева достаточно слова «дерево». Само слово – это просто звук, но оно указывает на нечто существующее. Звук «слон» свидетельствует о существовании этого животного. Когда мы слышим звуки «кошка», «собака», «лиса», облик этих животных возникает во внутреннем зрении. Звуки существовали до нашего появления на свете. Мы рождаемся в хитросплетение звуков, мы не создаем их сами. Если есть необходимость создать новый звук и обратить его в имеющее смысл слово, требуются целые группы людей и объектов. Поэтому к каждому слову обиходной речи «привязано» его содержание. Мы не можем наполнить его содержанием по своей прихоти. Слова и то, что за ними стоит, уже есть и были до нашего рождения. Мы просто используем их по своему усмотрению, когда считаем нужным.

Слово влечет за собой речь. На санскрите это понятие пада (букв. опора, основание). Каждый объект этого мира называется на санскрите падартха – «значение слова», то есть «материальный объект». Холм – это куча земли, обозначенная словом «холм». Подобно этому, слова брамин и шудра говорят нам о том, что есть люди, соответствующие этим словам. Вопрос «кто брамин, а кто – не брамин» в данном случае неактуален. Нужно усвоить лишь одно: понятия «слово» и «значение». Весь космос принадлежит к категории «слово и значение», это просто имя и форма (имя – слово, форма – значение слова).

Так сказано в Ведах. Имя и форма – это одна неделимая общность (вача рамбханам викаро намадхейям), как Шива – Парвати, активное – инертное, объект – отражение, луна – лунный свет. Однако когда мы имеем дело с миром, слово имеет первостепенную важность. Слово возникает из мысли. Мысль оформляется из опыта. Опыт зависит от желания, а желание рождается невежеством, аджняной – иначе майей (мировой иллюзией, незнанием, или пракрити, материей). Основа основ материи – это Божественное.

Поскольку основа слова – Божественность, Всевышний, светоч мудрости, кладезь первозданного великолепия, то темнота майи – невежества, незнания, или материальных уз (пракрити) не должна одолевать нас. Всевышний провозгласил: «Я стану многим», и эта воля привела к мирозданию и управляет им. Мы видим, что имя и форма – изъявление этой воли, человеческая воля тут ни при чем. И если человек возомнит, что сам изобрел имена-формы, это будет вершиной нелепости. Только всемогущий Бог мог пожелать этого. По этой причине его и почитают Всевышним. Люди спрашивают, существует ли Бог. Само существование слова Бог является неоспоримым доказательством.

Мир состоит из множества разнообразных объектов, у каждого из них есть свое название. Никому не удалось определить, почему и как эти названия закрепились за объектами. Попытки, конечно, делались, но результаты их – только гипотезы, а не истина в первой инстанции. Поэтому благоразумнее сделать вывод, что слова снизошли к нам свыше. Все слова, употребляемые нами от рождения до смерти, до рождения и после смерти, слова, обозначающие мать, детей, праведность, неправедность, рай, ад – все они, безусловно, не были изобретены человеком и являются Божьим промыслом. Это утверждение мы находим в Ведах.

Только подумайте: можете ли вы привести хоть один пример – из этого мира или из иного – хотя бы одного слова, за которым не стоял бы его смысл? Нет, это невозможно. Каждое слово имеет свое значение. Это значение указывает на божественный замысел. Человек разгадает тайну жизни тогда, когда сполна осознает эту истину.

Так и со словом варна. Если сказано, что «брамин появился из лица» (брахмана асья мукхам асетх) и т. д. или что «четыре варны были созданы Мною» (чатур варна майя шриштам), разве не подразумевается, что должны существовать четыре варны, обозначенные словами, а также люди, которых можно описать как примеры, соответствующие значению слов? Разве из этих изречений не становится абсолютно ясно, что тот же самый Бог, что создал этих людей, разделил их на группы, варны, на основе их склонностей и рода деятельности?

Итак, слово варна и его значение можно понять только в процессе глубокого размышления и при полной ясности мысли. В обиходной речи самое распространенное и общепринятое значение санскритского слова варна – это «цвет», но немногие знают, каким образом слову был придан этот смысл. Чтобы уяснить истинное значение слова, мы должны это узнать. В слове варна корень вр означает «описание», «подробное рассмотрение», а также «процесс исчисления». Корни р, рн, от которого происходят такие слова как рамана, означают «радость», «наслаждение» и т. д. Поэтому слово варна означает «приятие с радостью после подробного рассмотрения». Что касается цвета, то основные цвета – это белый, красный и черный, все прочие – лишь их сочетания. Белый символизирует саттвическое (чистое) начало, красный – раджасическое, черный – тамасическое. Это тайна сотворения. Человеческое рождение определяется его излюбленными склонностями, к которым он тяготеет и с которыми «срастается». Человек сам предопределяет рождение в той или иной варне, это не решение какой-то внешней силы, облеченной властью. А какие именно склонности он предпочтет избрать и развивать, зависит от уровня развития его разума. Разум побуждает к деятельности, а деятельность определяет характер и качество жизни. Таково подлинное толкование изречения «свойства формируют карму » (гуна карма вибхагашах). Хотя в текстах Шрути и Смрити подробно разбираются причины, ведущие к рождению, жизни и смерти индивидуума в определенной касте, религии, семье, сообществе, люди, неспособные это понять, предлагают теории исходя из собственного ограниченного интеллекта и довольствуются этим.

Иначе как обыкновенным невежеством это не назовешь. Или это самолюбивые гордецы, желающие показать, что знают все, но разве эгоизм – не отпрыск того же невежества? Вывод из этого таков: каста, положение в обществе, семья и даже религия определяются гуной и кармой. Ни тем, ни другим человек не способен манипулировать. Так говорят Веды. Они гласят, что это предопределено божественной волей.

Бхарату называют Карма-бхуми, Карма-кшетрой – святой землей, где карма посвящена Богу. Все люди на этом свете – паломники к святой земле божественной кармы. Карма – это sin qua non (неотъемлемое свойство) Бхараты. Она ставит на первое место божественность кармы и обращает всю деятельность в духовную практику. По этой причине она носит такие имена.

Святые писания этой земли, Шрути, во весь голос объявляют, что сам человек – строитель своей судьбы, он сам – причина высокого или низкого статуса в обществе, роскоши или нищеты, свободы или зависимости. Человек достигает после смерти такого состояния, к которому стремится в течение жизни в этом мире (са йатха кратурасмин локе пурушо бхавати тате тат пратье бхавати). Так говорят Шрути. Отсюда следует, что карма определяет тип перерождения, и что богатство или нищета, характер и взгляды, уровень интеллекта, радости и горести этой жизни – итог того, что накоплено в прошлых воплощениях. Из этого неизбежен вывод, что следующая жизнь будет точно соответствовать уровню интеллекта, который управляет человеком здесь и сейчас и побуждает его к деятельности. Некоторые люди, несмотря на благородное перерождение, совершают дурные поступки. Другие, хотя и рождены в касте, считающейся низкой, ведут праведную жизнь. Нас часто беспокоит, почему это происходит. Люди, рожденные в роду браминов, ведут недостойную жизнь – иными словами, опускаются на уровень раджаса и тамаса. Люди из низких каст поднимаются до уровня саттвы и поступают достойно. Эти брамины – брамины только по рождению (джанма-брамины), но не карма-брамины (добродетельные в своих делах). Другие «низки» только по рождению, но высоки в своих добродетелях. Веды гласят, что в кастах необходимо соответствие происхождения и поведения.

Люди с «неразбавленной» саттвической природой очень редки в этом мире. В большинстве своем они обладают саттвической природой с примесью раджаса. У таких людей благородное происхождение, но деятельностью их руководит раджас. Своими делами они демонстрируют, что их каста – смешанная. Веды учитывают такую возможность и ее последующее влияние на касту в целом. Веды лишены предвзятости, в них нет осуждения одних и предпочтения других. Они не возвышают какой-то тип людей и не отвергают другой, они только констатируют существующую истину.

Возьмем какой-нибудь пример. Каушика (Вишвамитра) был кшатрием, то есть человеком с раджасической натурой. Однако в результате действий в предыдущих жизнях в его сознание проникли саттвические склонности и свойства и он стал стойким приверженцем истины. Он преобразовал себя и возвысил свое сознание до уровня саттвы. Мантра, которую он «услышал» и произносил и которая исходила из этого чистого сознания, была Гаятри- мантрой [17]. Теперь он известен всему миру как Вишвамитра – друг всего творения, ибо стал благожелателем для всего мира. Брамины приняли эту мантру и объявили ее божественным даром. Они почитали и повторяли ее, получая от этого несравненное блаженство. Мы видим, что Каушика был джанма-кшатрием (воином по рождению), но стал карма-брамином (брамином по действиям) и был признан таковым Ведами, а Веды – это голос самого Бога. Ясно, что Веды указывают путь всему человечеству без всякой предвзятости, они не знают неравенства и разграничения. Они придают значение только мыслям и делам индивидуума.

По этому поводу у современных мыслителей могут родиться сомнения. Это вполне естественно. Что же это за сомнения? Если сказано, что варны возникли по божественной воле, разве не должны они существовать во всем мире, во всех странах? Совершенно очевидно, что они не должны быть привязаны только к одной стране, Бхарате. Но нет такого правила, что все, что создано, обязательно должно существовать повсюду! Такое требование невозможно осуществить. Это естественно, что правила и предпочтения, касающиеся образа жизни и морального устава, должны устанавливаться с учетом условий каждой страны, ее духа, ее особенностей, ее климата и других уникальных свойств. Нет такого правила, чтобы деревья, растущие в индии, росли повсюду на земле! Никто не будет настаивать, чтобы звезды, видимые в небе, спустились на землю. Нет такого закона, чтобы живущие в воде рыбы жили также и на холмах.

Только один Бог знает, когда, что и как должно случиться с каждым. Все прочие в этом бессильны. События, подобные рождению, определяются условиями места, времени, причинности и т. д. Они не зависят от того, нравятся они нам или не нравятся, хотим мы их или не хотим. Поэтому поверхностные наблюдения и попытка изучить очевидное приводят только к смущающим ум сомнениям по поводу варн. Такие сомнения неизбежны, так как их порождает эгоизм. Сокровенная суть реальности далека и отлична от построения эгоистического разума. Когда люди начинают действовать исходя из своих прихотей и фантазий и легкомысленно высказывать все, что приходит на ум, мы можем оценить их лишь как примеры вопиющего невежества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: