Глава 24. Божественное тело




 

Необходимо ясно представить социологическую основу культуры Бхараты. Если рассматривать внутреннюю природу и склонности человека, то все люди делятся на четыре группы: брамины, кшатрии, вайшьи и шудры. Это подразделение не является корыстным и коварным тайным сговором «высших» ради подавления «низших». Это не последствие злого умысла, имеющего своей целью помешать прогрессу человечества. Лучше всего считать это разграничение планом, где учитываются склонности и черты каждого человека и тем самым способствующим развитию человеческих достижений. Это прямая дорога, ведущая все человечество вперед. Этот план предназначен для совершенствования и регулирования человеческой деятельности, и действует он таким образом, что обеспечивает гармонию и социальное благополучие.

Гитачарья, Учитель Гиты Кришна, как уже знают читатели, сказал: «На основе естественных склонностей и желаний каждого человека Я произвел четыре варны: браминов, кшатриев, вайшьев и шудр. Познай Меня как Породившего их, а также как Не-породившего, Неизменным» (чатурварньям майа шриштам гуна карма вибхагасах тасья картха рамапи маам виддхи акартарам авьяйям).

Следовательно, кастовая система основана на свойствах человека и его склонности к той или иной деятельности. На заре своего существования мир по своей природе был преимущественно саттвическим и, как следствие этого, все были браминами. Затем, по мере выбора различных призваний, развития разнообразных склонностей и предпочтений, группы «схожих» людей образовали определенные касты. Прежде единственный и однородный «класс» человечества, состоявший только из святых и мудрецов (риши), был разделен на «части» в интересах социальной справедливости и гармонии.

В Шанти-парве (разделе Махабхараты) мудрец Бхригу дает подробное разъяснение мудрецу Бхарадвадже, задавшему вопрос относительно этого изменения. Он говорит: «У браминов, тяготеющих к мирским наслаждениям, затронутых эгоизмом, подверженных гневу, вожделению и другим страстям, к их изначальной саттвической природе примешана раджогуна, и поэтому они были отнесены к кшатриям. На самом деле все брамины не могут быть полностью саттвическими, а также не все из них всецело преданы чистому богослужению. Те, кто не привержен саттвическим идеалам истины и проявляет качества тамогуны, смешанной с чертами раджаса, и те, в ком преобладают тамас и раджас, были отнесены к вайшьям. Остальные, чей род занятий в той или иной степени связан с насилием, кто не придает значения очищению и увяз в тамасе, превратив это качество в единственный способ существования, были названы шудрами. Так брамины выделили разные касты и обеспечили безопасность и защиту человеческому обществу. Об этом сказано в Писаниях, Шрути».

Итак, те, кто обладает чисто саттвическими чертами – брамины. Те, кто наделен чертами раджаса и, вследствие этого, исполнены смелостью и героизмом – кшатрии, способные защищать человечество от зла. Кто не выказывает ни доблести, ни героизма, но является мастером своего дела, у кого есть талант к ремеслу и торговле и готовность добросовестно и честно использовать свои умения – вайшьи. В этом классе смешаны раджогуна и тамогуна. Остальные же, не склонные к аскетизму или обучению, не занимающиеся духовной практикой, не имеющие ни выносливости, ни храбрости для участия в сражениях, у кого нет торговой «жилки» и способности к ведению дел, по природе своей тамасичны и выбирают соответствующие этой гуне поприща. Это шудры. Они довольствуются своим трудом, вносящим вклад в благополучие и мирную жизнь людей.

Эти четыре касты – не что иное, как члены одного тела, это не обособленные сущности. Нет оснований считать какую-то часть высшей, а другую – низшей. Каждый член выполняет свою функцию, чтобы все тело было здоровым и бодрым. Представитель любой касты может подняться до высшего уровня сознания, имея отправной точкой свою роль в обществе. Поэтому древняя ведическая система варн, основанная на таких широких воззрениях, была сочтена с Божественным Замыслом. Этот Замысел подтверждает истину, что четыре касты были членами тела одной Божественной Космической Личности, или Пуруши.

Эта истина становится еще очевиднее, когда мы обращаемся к божественным словам Пуруша-сукты в Ригведе:

 

Брахманасья мукхам асит

Баху раджаньох критах

Уру тад асья йад вайшьях

Падбхьяйам шудро аджаятха

 

Смысл изречения таков: имеющие чистую саттвическую природу и утвердившиеся в высшем знании или мудрости, иначе говоря, брамины, провозглашаются «лицом» Космической Личности; те, кто исполнен смелости, телесной мощи, в чьей природе есть саттвические и раджасические качества, то есть кшатрии – это руки Космической Личности; те, у кого раджас смешан с тамасом, преуспевающие в ремеслах и торговле, то есть вайшьи – бедра Космической Личности; работящие, занятые физическим трудом люди с преобладанием тамаса, шудры – ноги Космической Личности. Бог в Ригведе описывается поэтому как удивительное и великолепное воплощение этих компонентов.

Но эта святая и проникнутая глубоким смыслом система варн попала в руки неразумных эгоистичных людей с ограниченными взглядами и узким мировоззрением. Они трактуют ее в своих сочинениях как им заблагорассудится. Этим они приносят миру огромный вред. В результате варновая система преподносится сегодня как хитроумный план, изобретенный «высшими» для подавления «низших».

Каста – это Сама Космическая Личность, проявленная как человеческое общество. Это видимая форма Всевышнего, каждая часть которой чарующе прекрасна. Очень жаль, что эту истину осознают далеко не все. Счастливая судьба этой страны, Бхараты, заключается в том, что Всевышний в этом образе – как Божественное Тело, части которого – касты людей, обеспечивает миром, гармонией, процветанием и благосостоянием все человечество. Не зная этой правды, люди утверждают, что такая система придумана человеком и на самом деле все люди равны. В своей пропаганде они исходят из внешних, «биологических» признаков, согласно которым все люди принадлежат к одному виду.

Да, разумеется все люди принадлежат к одному биологическому виду. Но разные группы (касты) появились в результате различий в их характере и предпочтениях в выборе жизненного поприща. Это неизбежный процесс развития общества. Никто не может это отрицать. Человеческий род состоит не только из людей чистой саттвы. Таких, на самом деле, совсем немного. Если люди внешне схожи как представители одного «вида», это не значит, что все они одинаковые. Нам следует разграничивать и различать группы с саттвическими, раджасическими, тамасическими свойствами или с их сочетаниями. Кто станет возражать, что это неправильно?

Как правило, людей с преобладанием тамаса относят к шудрам. Но ведь мы хорошо знаем, что среди рожденных шудрами есть много людей чистой (саттвической) природы. А среди тех, кто родился в роду браминов (саттвической касты), разве мало людей с преобладанием тамаса? Что из этого следует? Ведийская религия Бхараты ясно постулирует: ни внешность, ни происхождение сами по себе не определяют касту! Принадлежность к той или иной касте основана на чертах характера и роде деятельности человека.

Четыре варны – это четыре части Божественного Тела Единого и Единственного Бога. Каждая часть важна и необходима, ибо несет определенную функцию. Цель каждой части, или варны – служить Богу через служение человеку, сообразуя это служение с дхармой, предписанной этой варне – нормами поведения и моральным кодексом.

Некоторые люди заявляют, что шудры не имеют права заниматься духовной практикой или тапасом (аскезой) и что им это не обязательно. На это, мол, есть право только у браминов. Но нам нужно помнить, что такие ограничения правомерны лишь для шудр по природе, а не для тех, кто рожден в касте шудр; так же и разрешение касается лишь тех, кто по своей природе, а не по происхождению – брамины. На корову бесполезно надевать седло, а лошадь никто не станет доить. Эти очевидные факты основаны не на неприязни или отвращении к этим животным, а на их природных свойствах и особенностях. Как все люди – «хомо сапиенс», так коровы и лошади – четвероногие. Но не этот общий признак, а именно различия в их природе определяют, что корову используют для получения молока, а лошадь – для верховой езды. Касты формируются не по расовым признакам и не по происхождению, они основаны на внутренней природе, на склонностях, на предпочтениях в избрании жизненной стези.

Все искры – огонь. Существует лишь одна каста – человечество. Как нельзя утверждать, что каждая искра существует сама по себе, так нет нужды доказывать, что они неотличимы от огня. Так и люди, или индивидуальные существа. Они неотличимы от Брахмана или Всеобщего Абсолюта, и нет нужды доказывать, что они от него неотличимы. Отношения между Брахманом и дживой – это не вопрос тождественности или единства, это причинно-следственные отношения. До тех пор, пока не достигнуто освобождение, «индивидуальное» существует отдельно, само по себе. Освободившись, джива (индивидуальное существо) становится единым с Брахманом, поскольку причина его «индивидуализации» исчезает. Разлучение и соединение дживы с Брахманом, частного со Всеобщим – последствия иллюзии несвободы и осознания свободы.

Брахман сияет собственным светом, он сам – лучезарность. Он не является «объектом» осознания, Брахман сам сознает все объекты. Все вещи, все существа относятся к категории «видимого», «наблюдаемого», «узнаваемого». Но Брахман – Видящий, а не «видимое». Когда форма «видима», «видящий» – это ум. Когда ум и работа разума – «видимое», или «обозреваемое», тогда «видящий», или Свидетель – это сознание.

Никто не может увидеть этого Свидетеля. Все познаваемые вещи – это тело Атмана, не сам Атман. Это вариации имен-форм, как глиняные горшки и миски, которые запечатлеваются в сознании как «видимые» или обманывают его, заставляя видеть серебро вместо перламутра. Атман есть; он существует благодаря Себе и во имя Себя. Вселенная – это «другое», «для других», она «реальна» и доступна «другим». Вселенная не имеет собственной реальности. Она исходит из Брахмана и ее реальность основана на реальности Брахмана. Поэтому ее реальность ниже, чем реальность Брахмана.

Иллюзия, создаваемая магом для того, чтобы ввести в заблуждение других, не действует на него самого. Ясно, что и Вселенная, придуманная Брахманом, не может влиять на самого Брахмана.

Мы считаем, что Вселенная появляется, потом существует в воспринимаемой форме, а затем распадается. Эти три «стадии» – всего лишь идеи, спроецированные на Единую, не претерпевающую модификаций Реальность – как «змея», принимаемая в темноте за веревку. Эта способность к формированию идей – майя, она скрывает, но она же и раскрывает. Майю нельзя назвать нереальной. Когда мы убеждаемся, что змеи нет, веревка, казавшаяся нам змеей, становится для нас веревкой. Но Вселенная не исчезает таким же способом, как змея. Ее существование нельзя полностью опровергнуть. Это уникальное явление, которое нельзя сравнить ни с чем иным. Мы не можем отмахнуться от нее, считая ее нереальной или полностью принять как реальную. Она сат-асат, а не асат. То есть реальна-нереальна, не нереальна.

Она сохраняется некоторое время и поэтому реальна. Но она не сохраняется вечно, и поэтому нереальна. Любая вещь может быть настоящей только до тех пор, пока она не становится чем-то другим. предстает чем-то иным. Вселенная остается Вселенной, если иметь с ней дело на временно́м, практическом, относительном уровне. Она относительно реальна. Истина только одна, она полностью однородна. Но Вселенная ввиду времени, пространства и причинности разнородна. Следовательно, она нереальна. Шанкара провозгласил, что Вселенная, или джагат, нереальна. Когда Высшая Истина познана, Вселенная видится как мираж на фоне Реальности, обособленный от основы, Брахмана. Но поскольку джагат спроецирован умом на Истину Брахмана, к нему нужно относиться как к явленному Брахманом, как к божественному проявлению. «Все это поистине Брахман » (сарвам кхалвидам брахмам).

На самом деле, Брахман и майя тесно взаимосвязаны. Однажды установленная и закрепленная истина неизменна. Майя в основе своей не истинна. То, что узнано под воздействием «наваждения» – псевдознание (митья-джняна), оно равносильно авидье (незнанию). Митья (заблуждение), или авидья исчезнет, как только наваждение будет отринуто и истина постигнута. Майю нельзя назвать ни достоверной, ни недостоверной. Вселенная видится каждому в соответствии с его представлениями и углом зрения, она не обладает самостоятельным существованием, не зависимым от понятий наблюдателя, исходящих из его ума. Ее фундамент и источник сохранения – Брахман. Брахман – это Непосредственная Причина (как глина – причина горшков). Никакие следствия («горшки») не окажут на него влияния (как глина остается неизменной в горшках). Майя – это следствие, которое подлежит неизбежным изменениям. Брахман – Единственная, Высшая Истина, принявшая форму разнородного джагата как результат воздействия майи. Когда Брахман познается вместе с майей, Он становится материальной причиной Джагата. Она заключена в джагате как джагат. Считается, что Брахман – действенная причина джагата («гончар»), но майя – побудительный импульс.

Брахман находится вне причины и следствия. Он не может быть ни действенной, ни материальной причиной.

Джагат можно считать картиной, где чистый холст – это Брахман, а нанесенные на него краски – джагат, то есть видимость, неотъемлемая от фона. Человеческие фигуры на картине темны. Джива, связанный с джагатом, испытывает горе и боль. Он – «видимое», «наблюдаемое». Брахман – истина, джагат – игра, пантомима, развлечение. Мир – проявление Воли, сокрытой в Брахмане. Цель освобождения – распознать Волю, стоящую за игрой.

Дхьяна (медитация), пуджа (богослужение), карма (обряды и ритуалы) и другая деятельность предписаны для тех, кто слишком ленив, чтобы распознать эту Волю. Только те, кто способен отказаться от плодов мирских усилий, может претендовать на право следовать путем мудрости (джняны). Садхаки, вставшие на дорогу Веданты, должны запастись следующими качествами: способностью к различению, то есть умением отличать временное от вечного; решимостью отрешиться от мирских и запредельных миру удовольствий; умением управлять чувствами; самоконтролем, непривязанностью, силой духа, верой и невозмутимостью; неодолимым стремлением к освобождению.

Во всех объектах им следует видеть результат Божьей Воли и обходиться с ними почтительно, чтобы эта мудрость воссияла в их сознании.

Путь благочестивой деятельности (кармы) подходит для одних искателей, путь мудрости (джняны) – для других. Невозможно смешивать эти два пути и следовать им одновременно. Верность дхарме (праведности) может даровать новую жизнь. Процветание – это награда за знание дхармы, освобождение – награда за познание Брахмана. Если знание Брахмана достигнуто, никакая садхана для его сохранения и постоянства уже не нужна. Оно не зависит от выполнения рутинных обрядов и обязанностей.

Освобождение бывает двух видов: внезапное и постепенное. Первое – результат нисхождения мудрости, джняны. Второе – итог упасаны (поклонения), духовного ученичества и садханы. Джняна – чистое неподдельное переживание единства. Природа бхакти, или беззаветной преданности – высшая любовь, в основе которой – любовь к Богу только ради Самого Бога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: