Словарь санскритских имен и терминов




 

 

А

 

аватар(а) – «нисхождение» или «тот, кто нисходит»; инкарнация, нисхождение Божества на землю, его воплощение в смертное» существо в какой-либо форме (животного или человека); проявление Божества в человеческой природе; время нахождения на земле Божественного воплощения.

адвайта – «недвойственное»; единое; философское учение, разработанное мыслителями школы Веданты. Согласно этому учению, единственной реальностью признается Абсолют – Брахман. Школа Веданты выдвинула тезис об идентичности, тождественности Бога, души и природы.

адвайта-даршана-джняна – школа философии недвойственности.

адхарма – «не- дхарма », все, что противоречит дхарме; беззаконие; безнравственность, несправедливость, несоответствие предназначению, бесчестие; нарушение долга; проступок.

адхьятмика - видья – духовное знание.

акаша – пространство, один из пяти природных элементов.

ананда – радость; высшая, божественная радость, блаженство, духовный экстаз; бесконечный источник радости.

анатман– «не- Атман »; то, что противоположно Атману, истинному «Я» человека, его ложное «я».

ангавати – духовная практика поклонения Богу через почитание Его благих проявлений (анг) – огня, ветра, дождя и т. д.

аньявати – (анья – «другое», «приписанное», «дополнительное»). Духовная практика, путь поклонения Божественному, выраженному в символе (атрибутах божеств – флейте, трезубце, раковине, лютне и т. д.).

а - пурушейя – «безличное»; то, что не относится к конкретному человеческому лицу.

Арджуна – «белый», «чистый»; имя третьего из братьев Пандавов, сын Кунти и бога Индры; друг, ученик и преданный почитатель Кришны.

Артха – польза, благополучие, а также – смысл, цель; в системе ведического деления индийского общества на классы (варнашрамы) – одна из 4-х главных целей, определяющих смысл человеческого существования – материальное благополучие. Термином артха обозначается всякая деятельность, направленная на улучшение материального благополучия и повышение социального статуса, а также так обозначают одну из 4-х разновидностей верующих – тех, кто ищет Божественного в личных целях.

арья-дхарма – «долг ария »; долг благородного искателя (арья – добрый и благородный человек, чьей жизненной целью является достижение духовного совершенства; цивилизованный последователь ведической культуры).

Атман – одно из кардинальных понятий индийской философии, выработанное Ведами и Упанишадами; в ведической литературе употреблялось как санск. возвратн. местоимение «сам», «себя», «само», затем – в значении «тело», и, наконец (прежде всего в Упанишадах), как обозначение субъективного психологического начала, бессмертного Духа, тождественного Брахману, Абсолюту, истинного «Я».

Атма-джняна – «знание Атмана », знание своего высшего «Я», своей божественной природы, наивысшая мудрость.

Атмананда – «блаженство Атмана», блаженство Духа.

Атма-таттва – «сущность Атмана»; сущностная природа Атмана; атмический, или высший духовный принцип.

атмический – относящийся к Атману, проистекающий из природы Атмана, духовный.

ахамкара (аханкара) – «создающий “я”»; индивидуальное самосознание (ахам), облеченное в форму (кару), и вследствие этого представление о себе как об индивидуальной личности, деятеле, вызывающее отождествление истинного «Я», Атмана, с иллюзорным «я»; чувство эго, личного «я»; принцип обособления, индивидуализации.

ахимса– «ненанесение вреда», «ненасилие»; отказ от причинения вреда какому-либо живому существу. Учение о непричинении зла (химсы) – один из основных принципов морали индусов, существовавший еще в древней Индии и получивший дальнейшее развитие в буддизме и джайнизме.

ашрам – уединенная обитель; монастырь; духовный центр, где обитает гуру и его ученики.

ашрама – название четырех этапов жизни индуса, принадлежащего к одному из трех высших сословий (варн), а именно: ученичество (брахмачарья), стадия семейной, мирской жизни (грихастхья), отшельничество (ванапрастха) и самоотречение (санньяса).

 

Б

 

Бали – праведный царь-демон, пожертвовавший богу Вишну в образе брамина «три шага» земли – небо, землю и подземный мир (Ригведа, Вишну-пурана).

Брахма – бог-творец, открывающий триаду (тримурти) верховных богов индуистского пантеона, воплощение космической силы созидания.

Брахма-видья – «знание Брахмана »; знание Бога, высшее, священное знание; дисциплина, которая ведет к осознанию Бога; процесс духовного размышления.

Брахмалока – божественный план существования.

Брахман– высший принцип ортодоксальной (т. е. признающей авторитет Вед) философии Индии. Основа учения о Брахмане положена Упанишадами и разработана с разных сторон философскими ортодоксальными школами; высшая объективная реальность; единая духовная первооснова всего сущего.

брамин – знаток ведических законов, представитель первой из 4-х варн – высшей, особо привилегированной варны жрецов, священнослужителей, гуру, знатоков Вед.

брахмачарья – период ученичества (12 лет), обязательный для высших варн; правила поведения для ученика; само это поведение; в дальнейшем слово часто употребляется в узком смысле – жизнь в воздержании; соблюдение целомудрия.

Будда – «просветленный», «пробужденный»; человек, достигший в результате многих перерождений абсолютного совершенства и способный указать другим путь к подобному состоянию. Последним земным буддой в буддизме считается Будда Гаутама (Сиддхартха Шакьямуни) [ «мудрец из рода Шакья»].

буддхи – просветление; в философской системе Веданты – один из аспектов человеческого сознания: разум, интеллект; мудрость; интуиция, способность к различению, благодаря которой обретается прямое и достоверное знание, духовный разум.

Бхагавад Гита – «Песнь Господа», или «Божественная Песнь» – религиозно-философская поэма в форме диалога между Кришной и Арджуной, состоявшегося на поле сражения Курукшетра; считается философской основой индуизма.

Бхагаван – тот, кто наделен всевозможными дарами, отмечен божественными признаками или являет собой божественную сущность; имя-эпитет индуистских богов. На санскрите Бхагаван – обычная форма обращения к почитаемому лицу – Богу, святому, царю и др.

бхакт(а) – носитель бхакти; беззаветно преданный Богу адепт, верующий в Бога через любовь к Нему; человек, следующий путем бхакти-йоги.

бхакти – преданность, верность; служение; преданное любовное служение Господу; полное предание себя в руки Божества.

бхакти-йога – «йога преданности», посредством которой человек обретает связь с Господом; воссоединение с Богом через преданное служение Ему.

Бхарат(а) – «тот, кто имеет привязанность [ рату ] к Богу [ Бхагавану ]» – легендарный родоначальник ведического племени бхаратов, царь Лунной династии, объединивший, по преданию, под своей властью всю территорию Индостана. История жизни Бхараты рассказана в пятой песни «Шримад-бхагаваты». Бхарата-варша (букв. «Земля бхаратов », «Земля потомков Бхараты») – историческое название Индийского субконтинента; имя брата Рамы.

бхога – пища; польза; удовольствие.

Бхумата – Мать-земля.

 

В

 

вайшнав – поклонник Вишну; преданный слуга Вишну.

вайшья – согласно ведической системе общественного деления соответственно роду занятий, представитель третьей из четырех варн – торговцев, фермеров, производителей, ремесленников, земледельцев.

Вальмики – «[вышедший из] муравейника» – великий мудрец, певец и поэт, автор величайшего эпоса древней Индии – Рамаяны, стоящей в одном ряду с Махабхаратой.

ванапрастха – третий из четырех этапов жизни (ашрам) индуса – пребывание в лесу, стадия лесной жизни; жизнь в уединении, созерцании и размышлении.

варна – цвет, окраска; разновидность; раса; сущность; в Ведах обозначает качество, темперамент; в Брахманах используется в смысле сословия или класса, на которые делилось индийское общество в древности.

Варуна – «небо»; один из главных богов ведического пантеона, хранитель закона и миропорядка; в более поздней традиции – Владыка вод; один из восьми повелителей стран света (хранитель западного направления).

Васиштха – «богатейший» – один из семи «великих риши», слагателей ведических гимнов, духовный сын Брахмы, сын Варуны и апсары (небесной девы) Урваши, домашний жрец царей Солнечной династии, считавшийся идеалом брахмана. Веданги – («часть Вед), цикл обрядовой и научной литературы, примыкающий к Ведам. Содержит в себе руководства по шести отраслям знания (фонетика, размер стиха, грамматика, этимология, астрология и астрономия, ритуаловедение) предназначенные для правильного проведения ведийских ритуалов, а так же для надлежащего толкования Вед.

Веданта – «завершение Вед»; одна из ортодоксальных школ индийской философии, основанная на сакральных текстах ведической литературы (Упанишадах, Брахма-сутре, Бхагавад Гите, Бхагавата-пуране). Главная тема Веданты – соотношение Абсолюта и мира, мирового сознания с сознанием индивидуальным, пути освобождения от цикла рождений.

Веды – изначальные Священные писания древней Индии, передававшиеся изустно, обладающие безусловным авторитетом как откровение Божества, услышанное мудрецами. До нас дошли четыре Веды, четыре сборника (самхиты), записанные, по преданию, мудрецом Вьясой: Ригведа – собрание гимнов (риг), Яджурведа – собрание жертвенных формул, Самаведа – сборник песнопений и Атхарваведа – сборник заговоров и магических заклинаний.

виджняна – высший тип мудрости – практическая мудрость, жизнь в соответствии с мироощущением единства всего сущего в Божественном.

видья – «ведение»; образование; наука; знание в наивысшем духовном смысле.

вина – индийский музыкальный инструмент, род лиры, состоящий из барабана-резонатора и грифа с натянутыми струнами.

Вишвамитра – «друг всех»; мудрец, чье имя встречается в Ведах; был рожден воином (кшатрием), но благодаря своей учености и аскетическим подвигам добился положения жреца (брахмана) и стал одним из семи «великих мудрецов» (махариши). Обретя огромную силу, Вишвамитра бросил вызов «божественному мудрецу» (брахмариши) Васиштхе и потерпел поражение, потеряв силу, которую обрел.

вишишт-адвайта (букв. учение о тождестве в различиях) – разновидность Веданты, которая, в отличие от адвайта- веданты, считает реально существующими материальный мир, человеческую индивидуальность и Брахмана как проявленного, личностного Бога. Основоположник школы – Рамануджа.

Вишну – «проникающий во все», «всеобъемлющий»; один из высших богов индуистского пантеона, составляющий вместе с Брахмой и Шивой божественную Триаду (Тримурти), хранитель мироздания, воплощение космической силы сохранения.

Вьяса – «составитель», «собиратель»; имя, данное святому мудрецу Кришне-Двайпаяне (букв. «Черному островитянину»), которому приписывается составление Вед, а также авторство Махабхараты, Брахма-сутры и 18 Великих пуран. В Махабхарате Вьяса является также одним из героев: он фактический отец Панду и Дхритараштры, дед Пандавов и Кауравов.

 

Г

 

Ганга – великая река Индии, берущая начало с гор Гималаев; священная река, согласно легендам вытекающая из ступни Вишну, которая течет по небу в виде Млечного Пути, а затем низвергается на Землю с волос Шивы.

Гаруда – царь птиц, сын мудреца Кашьяпы и Винаты, истребитель змей. Золотокрылый орел Гаруда, вахана бога Вишну, олицетворяет собой восходящее солнце.

Гаятри – «Спасительная песнь»; название знаменитой мантры Ригведы (см. Веды), обращенной к Савитару (Спасителю – одному из ипостасей Солнца) и прославляющей единого Бога; считается «матерью» ведических мантр; одно из имен богини Савитри; ведический размер, ритм. Классическая Гаятри рассматривалась как прототип для всех остальных Гаятри: Вишну-, Рудра-, Ганеша-, Лакшми – и т. д.

гита – песня, песнь; принятое сокращение для Бхагавад Гиты.

гитачарья – [ ачарья – наставник] наставник Гиты.

гуна – «то, что связывает»; веревка; волокно; качество; атрибут. Различают три гуны, три основные нити, из которых сплетается вся ткань природы, три состояния природы, определяющие степень духовного развития человека, его темперамент, а именно: тамогуну, раджогуну и саттвогуну. Наиболее последовательную разработку учение о гунах получило в философской системе санкхье.

гуру – «большой», «важный», «тяжелый»; почтенное лицо (отец, мать, старший родственник) и особенно учитель, духовный наставник.

гурукула – традиционный тип учебного заведения, где ученики живут в семье наставника (гуру), служа ему и учась у него; в настоящее время – также и школа (кулу) при храме.

грихастха – домохозяин.

грихастха-ашрама – один из четырех этапов жизни индуса (ашрам), 2-я ступень духовной жизни – период семейной жизни, жизни в роли домохозяина в соответствии с предписаниями священных книг (Шастр).

 

Д

 

Дадичи – легендарный мудрец из рода Ангираса. По просьбе богов он отдал им свою голову, и они заменили ее на конскую. Когда мудрец взошел на небо, из костей этой головы было изготовлено оружие, истребившее демонов (Ригведа, Махабхарата).

даршан (а) – лицезрение, возможность видеть кого-либо, обычно святого; видение, восприятие; лицезрение Божества, Господа; учение; философская система, взгляды.

двайта – двойственность, дуалистическая разновидность Веданты, созданная Мадхвой и не признающая тождественность индивидуальной души и Брахмана.

деха – то, что подлежит сожжению; физическое тело.

Дехи – то, что обитает в теле; сокрытый в теле бессмертный Дух (Атман); воплощенный Дух.

джагат – проявленный мир, мироздание, космос, подверженный непрерывному изменению.

джаграт (а) – «пробуждение»; «бодрствование».

джива – душа, воплощенная в теле;

дживи – живое существо, индивидуум.

дживатман – «живой дух»; Дух, воплотившийся в теле, индивидуальная душа.

джняна – знание, в первую очередь духовное, в обиходе просто общее знание; разбуженное сознание; высшая универсальная мудрость.

джняна-йога – йога познания, йога духовной мудрости; одно из 4-х основных направлений в йоге – самореализация и познание истинной природы мира и самого себя.

джняна-марга – путь мудрости.

джняна-яджна – «жертвоприношение [путем обретения] знания»; изучение и размышление над священными поучениями.

джняни – «знающий»; мудрец; обладающий высшим знанием, реализованная личность.

Драупади – героиня Махабхараты, дочь царя Панчалы Драупады (драупада – «деревянная колонна»), супруга пяти братьев Пандавов, слывшая первой в мире красавицей.

дхарма – религия; долг; ноша; основа; закон; мерило истины, добродетели, справедливости; закон социальной гармонии; истинное предназначение существ и вещей; в индуистской традиции – обязанности человека в соответствии с его положением в обществе, совокупность общественных, семейных и религиозных обязанностей, определяющих должное поведение человека; считается главной основой поддержания миропорядка; в узком смысле – праведная жизнь, праведность, справедливость. В ведической мифологии – имя бога справедливости и закона.

Дхармараджа – «праведный царь»; имя-эпитет Юдхиштхиры, старшего из пяти братьев Пандавов, сына Панду и Кунти, считающегося также сыном бога Дхармы; эпитет Ямы, бога смерти.

дхармакшетра – «поле дхармы»; поле исполнения долга, место великой битвы Махабхараты.

дхьяна – медитация, молчаливый процесс погружения в созерцание и растворение в объекте созерцания, состояние сознания вне сферы чувств; 7-я ступень в практике Аштанга-йоги [8-ступенчатой йоги] Патанджали.

 

И

 

индуизм – одна из мировых религий, самая распространенная религия современной Индии; сформировался в сер. I тыс. н. э. на основе брахманизма – древнеиндийской религии, связанной с почитанием бога Брахмы. Помимо Брахмы объектами почитания в индуизме являются Вишну и Шива, составляющие индуистскую Триаду (Тримурти). Основы вероучения и обрядности индуизма изложены в Ведах. Важное место в индуизме отведено учению о сансаре. В систему индуизма как постоянный элемент вошло 6 философских ортодоксальных учений: санкхья, вайшешика, миманса, ньяя, веданта и йога.

Индра – «властитель»; царь небожителей, главный бог позднего ведического пантеона. В эпический период – бог грома и молнии, связанный с дождем и плодородием. Индра воплощает и воинскую функцию, мужественен и победоносен, участвует во многих сражениях против демонов и чуждых ариям племен.

индрии – «силы Индры»; чувственные способности; органы чувств; психофизиологические органы, числом 10: 5 органов восприятия (глаза, уши, кожа, нос, язык) и 5 органов действия (пищеварительная, речевая, детородно-выделительная системы, 2 пары двигательных органов).

Ишвара – «властелин», «владыка», «Всевышний», эпитет многих богов; так называют верховных богов индуизма, реже Вишну, гораздо чаще Шиву.

 

Й

 

йога – (от юдж – «запрягать»); дисциплина духа; приведенное в систему усилие, направленное к самосовершенствованию посредством выражения потенциальных возможностей, скрытых в человеке, и единение человека с универсальным и трансцендентным существованием; соединение, союз с Божественным. Философия, согласно которой слияние с Богом достигается с помощью специальных физических и ментальных упражнений. Философское учение, систематизированное, по преданию, ученым и философом Патанджали (предполож. II в. до н. э.)

йогин (йог) – аскет, практикующий йогу, адепт учения йоги, упражняющийся в ней с целью развить в себе особые психические свойства; тот, кто устремлен к самореализации.

йога - бхуми – земля йоги.

Йогешвара – «властелин йоги »; знаток йоги, носитель совершенного знания; эпитет Кришны и Шивы.

 

К

 

кала – фаза развития; лунная фаза; последовательность; время; вечное время; название планеты Сатурн; имя бога Смерти Ямы; реже эпитет Вишну, чаще – Шивы как разрушительной силы мироздания.

Кали – «черная»; темнота; дикость. В индуизме – одна из ипостасей Дэви, жены Шивы, олицетворение грозного, губительного аспекта его шакти. В конце каждой кальпы (мирового периода) Кали окутывает мир тьмой, содействуя его уничтожению.

Кали-юга – «эпоха Кали», «черная эпоха»; эпоха физической и моральной деградации человека; согласно европейской традиции – «железный век», для которого характерна атмосфера вражды; последняя в цикле из четырех эпох, составляющих одну Маха-югу (Великую югу).

кама – чувственное желание, желание обладания, вожделение; олицетворение страсти. В индуизме – обозначение чувственной, эмоциональной жизни; возбуждение и удовлетворение чувств; согласно Ведам, одна из целей жизни человека (исполнение естественных и праведных желаний).

карма – действие; работа; обряд; благотворная деятельность; причинно-следственная связь деятельности или вселенский закон воздаяния; совокупность добрых и дурных дел, совершенных индивидуальной душой и определяющих ее дальнейшую судьбу.

карма-бхуми – «земля кармы »; земля духовной деятельности.

карма-йога – йога действия, бескорыстная деятельность во имя идеи; путь духовного совершенствования и осознания Господа посредством посвящения Ему плодов своей деятельности; одно из 4-х основных направлений в йоге.

«Карма-канда» – раздел Вед, посвященный карме, то есть правильному совершению обрядов и ритуалов богопочитания и жизненного цикла.

карма-кшетра – поле действия.

карма-марга – путь действия.

Карна – «ухо», «чуткий»; внебрачный сын Кунти и бога Солнца Сурьи, в детстве воспитывавшийся в семье возничего. Обладавший сверхъестественной силой, Карна в свое время принял участие в сваямваре (выборе жениха невестой) Драупади. Драупади отвергла Карну под предлогом его низкого происхождения, предпочтя всем женихам Арджуну. Не зная своего настоящего происхождения, Карна затаил обиду на Пандавов и Драупади и стал наиболее могущественным и верным союзником Кауравов в борьбе с Пандавами; погиб в битве на Курукшетре.

Кришна – «черный», «темный»; в эпосе – раджа из племени Ядавов, сын Васудевы и Деваки, внук Яду, одного из царей Лунной династии, и двоюродный брат и сторонник Пандавов. В индуизме почитается как Пурна - аватар, «Полный Аватар», полное божественное воплощение Вишну, Носитель новой религии и новой философии, Владыка ананды (блаженства), премы (любви) и бхакти (преданности).

кшатрий(я) – воинственный; воин; в ведической системе деления общества – член 2-й варны «дваждырожденных» (т. е. получивших особое посвящение) – воинов, правителей, знати.

кшетра – поле; пашня; поле боя; место (паломничества); обиталище; тело человека как местопребывание души; в йоге – тело как поле сознания.

Кшетраджня – «господин поля» или «знающий поле»; тот, кто познал поле, то есть бессмертный дух, обитающий в теле (Атман).

 

Л

 

лакх – сто тысяч.

лока – сфера, место, земля, мир, план существования.

 

М

 

Мадхава – «потомок Мадху» или «медвяный», «весенний»; эпитет Кришны и Его имя по роду отца; Мадху – предок племени Ядавов.

майя – иллюзия, волшебство, чары; созидательная, мистическая и обманчивая сила Бога (Брахмана), посредством которой Он осуществляет проявление вселенной. Мировая иллюзия, видимость разнообразия мира; метафизическое неведение; невежество.

майя - майи – относящийся к майе; творческое сознание Брахмана.

мама – мой.

мама - дхарма – личная дхарма.

Ману – мыслитель, человек; имя праотца (прародителя) человечества, появляющегося в каждом периоде развития сотворенного мира. Бхагавад Гита говорит о четырех Ману, позже их насчитывали десять. Согласно легенде, Ману был единственным человеком, спасенным Вишну от потопа. Ману, сын бога Солнца Сурьи, являлся царем и родоначальником Солнечной и Лунной династии, прекратившим хаос и установившим на земле дхарму.

мантра – духовное заклинание, молитвенная формула, взятая из ведических гимнов; священная аксиома, обладающая трансцендентной звуковой вибрацией, помогающей достичь высоких состояний сознания.

марга – дорога, путь.

Махабхарата – «Великое сказание о потомках Бхараты» или «Великая битва потомков Бхараты» – эпическая поэма в 18 частях (парвах), создание которой приписывается мудрецу Вьясе. Основной сюжет поэмы – борьба за право на престол между представителями царского рода пятью братьями Пандавами и ста сыновьями их дяди (царя Дхритараштры) Кауравами. В великой битве на поле Куру (произошедшей в 3141 г. до н. э.) принимали участие на той или другой стороне все цари и народы Индии. Бо́льшую часть поэмы занимают мифологические, былинные, философские и социологические темы. Махабхарата – бесценный литературный памятник индийской культуры, относящийся, приблиз., к 1-й пол. I тыс. до н. э.

махараджа – «великий раджа »; раджа -завоеватель, совершивший ашвамедха - ягу (жертвоприношение коня); уважительное обращение к человеку.

махатма – «великий духом»; «великая душа»; тот, кто свободен от переживания всякой двойственности, кого не затрагивает ни привязанность, ни ненависть.

Махешвара – «великий Владыка»; эпитет Шивы и Вишну.

мокша (мукти) – освобождение; освобождение дживы от кармического груза, то есть избавление человека от уз сансары – круга рождений и смертей; в индуизме – одна из четырех целей (конечная) существования человека.

 

Н

 

Нарада – имя знаменитого наставника богов, божественного риши, духовного сына Брахмы, которому приписывается авторство нескольких ведических гимнов и изобретение инструмента ви́ны. История его жизни описана в I-й песни «Шримад-бхагаваты».

ниргуна – «не имеющий качеств»; лишенный физических свойств, безличный.

ниргуна - Брахман – «не имеющий качеств Брахман », то есть Брахман, лишенный формы и атрибутов, единый Бог, Абсолют.

нишкама - карма – действие, лишенное личной мотивации; вовлечение в деятельность без привязанности к результатам действий; бескорыстное исполнение своего долга.

 

П

 

Пандавы – «потомки Панду». Этим словом Махабхарата обозначает пятерых братьев: Дхармараджу, Бхиму, Арджуну (сыновей царя Панду и его жены Кунти) и Накулу и Сахадэву (сыновей Панду и Мадри). Поскольку Панду, пораженный проклятием, не мог иметь детей, фактическими отцами царевичей считаются боги Дхарма, Вайю, Индра и братья-близнецы Ашвины.

пандит – образованный человек; ученый; знаток ведической мудрости; почетный титул, присваиваемый людям, получившим богословское образование.

панчабхута – «пять стихий», «пять элементов»; пять элементарных состояний вещества: акаша (пространство), вайю (воздух, ветер), агни (огонь), джала (вода), притхиви (земля).

панчапрана – пять жизненных токов, или жизненных энергий.

Парабрахма (н) – «Верховный Брахман », Брахман в Его трансцендентном аспекте, универсальный единый Бог, Абсолют.

парамананда – высшее блаженство.

Параматман – «Верховный Атман »; высший Дух, верховная божественная сущность, отождествляемая с Брахманом.

парамахамса – «совершенный лебедь»; хамса – небесный лебедь, вахана бога Брахмы, способный отделить молоко от воды в их смеси и пить только молоко; подвижник, достигший высшего духовного уровня и способности к различению; освобожденный; святой.

Парамешвара (Парама-Ишвара) – «Верховный Повелитель», «Всевышний»; эпитет Вишну и Шивы.

Парвати – супруга Ишвары (Шивы).

парджанья – дождевое облако, дождевая туча, источник дождя; в древнеиндийской мифологии – бог грозовой тучи и дождя.

Партха – «сын Притх[и]ви»; Притхви («широкая», «ладонь») – эпитет Земли и имя Кунти. Партхами называли трех старших сыновей Кунти – Дхармараджу, Бхиму и Арджуну.

Патанджали – легендарный ведический философ (предполож., II в. до н. э.), которому приписывается систематизация философского учения йоги, авторство трактата «Йога-сутра» и создание 8-ступенчатой йоги.

пашу – живое существо; животное; домашний скот.

Пашупати – Господин тварей; Повелитель животных; Владыка домашнего скота; в древнеиндийской мифологии – эпитет Шивы.

праджняна – высшая мудрость, полное, совершенное знание; познающий принцип; знание Бога, находящееся внутри человека; состояние, соответствующее высшему уровню сознания – постоянному всеобъемлющему сознанию.

пракрити – природа; в философии Веданты – материальный мир, создаваемый и одухотворяемый творческой энергией Бога; первородная материя, составленная из пяти элементов или грубая и инертная природа, составленная из атомов; видимый проявленный мир, воспринимаемый нашими органами чувств; вечное женское начало; женская сущность, бренная и преходящая.

прана – жизнь; дыхание; животворящая сила, жизненная энергия, жизненный принцип. В теле человека различают 5 основных пран.

Пранава – изначальный звук; изначальное слово.

прарабдха-карма – карма, переживаемая в настоящий момент как следствие всех предшествующих карм.

Прахлада – «радостное возбуждение», «восторг»; имя благочестивого царя демонов- асуров, ревностного поклонника Вишну, сына царя-демона Хираньякашипу.

према – любовь; космическая, универсальная, божественная любовь.

пуджа – честь; почитание, преклонение; уважение к высшим существам или поклонение богам; церемония чествования; ритуал богослужения.

Пурана – былина, быль; во мн. числе – древние сказания, легенды, мифы. Насчитывают 18 «Великих пуран» и 32 «Малых пуран», дополняющих Веды. Позже, в IV в. н. э., слово «пурана» приобрело более узкое значение. Так назывались литературные произведения более позднего происхождения преимущественно вишнуитского направления, например, «Вишну-пурана», «Бхагавата-пурана». Есть шиваитские Пураны, например, «Вайю-пурана», «Линга-пурана».

пурна – целостный, полный, неделимый, включающий в себя все.

Пуруша – человек; муж, мужчина; горожанин; в философии Веданты – совершенный человек, воплощенный Дух, проявление Бога в материальном мире; абсолютный Субъект, созерцающий миропроявление и поддерживающий игру природы (пракрити); мужская сущность, неразрушимая и вечная; вечное мужское начало.

пурушартхи (мн.) – согласно Ведам, четыре цели жизненных усилий человека (дхарма, артха, кама и мокша – праведная жизнь, достижение благосостояния, исполнение похвальных желаний и освобождение)

«Пуруша-сукта» – гимн Ригведы, посвященный описанию мирового Духа (Пуруши) и повествующий о Вират-Пуруше – космическом гиганте, принесенном в жертву богами; из его частей были созданы основные элементы космоса.

Пурушоттама – «лучший из мужей»; эпитет Вишну; Верховный Пуруша, или Бог, вселенский высочайший Дух, объединяющий индивидуальные Атманы.

пхалам – фрукт; плод; результат, награда.

 

Р

 

раджа-йога – «царственная» йога.

раджас (раджогуна) – движение; стремление; страстность; подвижное, страстное начало; второе из основных качеств (гун) природы; холерический темперамент.

раджасический – свойственный природе раджаса; подвижный; беспокойный; страстный.

Рама – «отрадный»; герой древнеиндийского эпоса Рамаяна; царь Солнечной династии, правитель Айодхьи, сын Дашаратхи и Каушальи, одержавший победу над всесильным демоном Раваной. Вишнуитская традиция признает Раму седьмым Аватаром Вишну, Хранителем дхармы.

Рамачандра – «Рама [прекрасный как] месяц».

Рамаяна – «Сказание о Раме», эпическая поэма в семи книгах, повествующая о жизни и деяниях Рамы, о его борьбе с демоном Раваной, похитившим его жену Ситу. Создание Рамаяны приписывается мудрецу Вальмики.

риши – «слагатель гимнов (риг)»; учитель, мудрец, святой, обладающий очищенным сознанием и проясненным интеллектом; во мн. числе – святые провидцы, воспринявшие свыше гимны Ригведы. Мифология постведического периода выделяет группу великих риши (махариши), порожденных разумом Брахмы и помогающих ему в создании мира и миропорядка. Другие мудрецы достигают статуса риши путем аскетических подвигов. Среди них различаются брахмариши ( мудрецы -брахманы), раджариши (царственные мудрецы) и дэвариши (божественные мудрецы).

рога-бхуми – земля болезней.

Рудра – «ревун»; ведический бог, ипостась Шивы, упоминаемый в гимнах Ригведы, глава марутов (богов ветра, грозы), руководящий дыханием и жизненными энергиями (пранами); в некоторых гимнах отождествлялся с Варуной.

 

С

 

сагуна – «наделенный [благими] качествами»; воплощенное божество.

сагуна-Брахман – Брахман, наделенный качествами; Бог, обладающий формой.

садгуру – «хороший [или истинный, святой] гуру ».

садхака – «исполняющий что-либо»; помощник; духовный искатель, следующий путем садханы.

садхана – «приводящая к цели»; метод, духовное упражнение; духовная практика; дисциплина, предпринимаемая для духовной реализации.

самсара (сансара) – проистечение, блуждание, круговорот; мировой поток жизни; переход через различные состояния; обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход; в узком смысле – семья; родственные привязанности.

Санатана-дхарма – «непреходящая дхарма»; универсальная дхарма; вечная универсальная религия; следование Закону вселенной.

Санаткумара – «вечно юный»; самый достойный среди божественных мудрецов (дэвариши), один из четырех сыновей Брахмы.

санкальпа – цель или план; желание, воля; сила воли; акт волеизъявления; воля Божества.

санкхья – счет; исчисление; рассуждение; аналитическое осознание истины, аналитическое различение Духа и материи. Наиболее древняя из всех шести философских ортодоксальных систем древней Индии. О ней упоминается в Бхагавад Гите; в начальной форме она встречается в Упанишадах, ее основателем считается легендарный мудрец Капила. Характеризуется рационализмом и дуализмом, так как пытается объяснить все мироздание из взаимодействия двух изначальных реальностей – природы и Духа, Сознания. С. разработала учение о трех составляющих материальную природу качествах (гунах) и о 26 таттвах (фундаментальных принципах) природы. С. лежит в основе йоги, близка буддизму учением о страдании и освобождении от него.

санньяса – отречение; отречение от мирских помыслов; обет отречения; образ жизни в отречении; 4-я ступень духовного совершенствования в системе ведического деления общества на 4 сословия и 4 ступени духовного совершенствования.

санньяси (н) – человек, принявший санньясу; отрекшийся от мира странствующий отшельник.

Сарасвати – «многоводная»; священная река древних индийцев, которая протекала недалеко от Курукшетры. Согласно Ведам, С. берет начало в Гималаях. В древности она была мощной рекой, но затем пересохла и в настоящее время представляет собой небольшую речку, теряющуюся в песках пустыни, но окруженную особым почитанием.

Сарватман – космическая Душа, космический Дух.

сат – настоящий, существующий, благой; аспект вечности, Божественного, Брахмана, реальное бытие в отличие от иллюзорного, бытие вне субъекта и объекта, осознающего и осознаваемого.

сат-чит-ананда – бытие-сознание-блаженство или истина-сознание-блаженство; древняя священная санскритская формула; тот, кто исполнен вечности, знания и блаженства; Бог как средоточие этих свойств.

саттва (саттвогуна) – название первой из трех основополагающих качеств (гун) природы, олицетворяющей собою мир, чистоту, святость; гармоничное благое начало; сангвинический темперамент.

саттвический – несущий саттву, то есть мир, гармонию, чистоту, святость.

сатья (м) – правда; истина, реальность; вечная, абсолютная и неизменная истина.

сатьявати – «основанный на истине», духовная практика, один из путей поклонения Богу, основанный на убеждении, что Бог присутствует везде и во всем.

свадхарма – индивидуальная дхарма; долг человека, проистекающий из его природы, уровня духовного развития и общественного статуса, целью которого является реализация его высшего «Я»; кодекс поведения, соответствующий положению человека в обществе.

свапна – фаза сновидений.

Сиби – легендарный царь из рода Ану, отдавший «соколу» (богу Индре) свою плоть, чтобы накормить просящего у него защиты «голубя» (бога Агни), когда боги явились к нему, чтобы убедиться в его праведности и справедливости (Махабхарата).

сиддха – осуществление; совершенство; во мн. числе – цели самодисциплины, достигнутые поср<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: