Глава 23. Способы поклонения




 

Веда – самое древнее и самое долговременное знание (или Писание), обнаруженное человеком. Говоря точнее, Веда не придумана человеком. Он лишь «вспомнил» ее в безмятежном молчании души. Веда может привести человека к видению истины, недостижимой для чувств и не относящейся к материальному миру. Она превосходит человеческий разум и потому недоступна ему. Поэтому ее описывают как высшую защитницу (Парамам-вьому), а также как Неразрушимую, Истину, То (Тат). Это эпитеты относятся ко всем четырем Ведам, начиная с Ригведы.

Первоначально словом Веда называли Всевышнего Владыку, Парамешвару, Всезнающего: «Тот, кто знает – Веда» (ветти ити ведах). Потом этим словом стали обозначать принцип понимания: «То, что позволяет узнать – Веда» (ведаяти ити веда). И Ригведа, и другие Веды обладают свойством всезнания. Поэтому это определение тоже уместно. Позже словом Веда стали обозначать деятельность в согласии с Ведами, то есть действия, ведущие к предписанным в них четырем целям человека – праведности (дхарме), благосостоянию (артхе), исполнению его воли (каме) и духовному освобождению (мокше).

Всевышний обладает всевидящим оком. Он – Существо, на котором сходятся все гимны Вед. Веды позволяют человеку обрести видение этого Владыки; те, у кого открылось это видение, зовутся святыми мудрецами (риши). Веды вели их, и так, создаваемые мудрецами, появлялись многие гимны, псалмы и изречения. Поэтому в Брахма-сутре Всевышнему присвоен эпитет Великого Мудреца. Среди 108 имен Шивы в его ипостаси Всевышнего тоже есть эпитеты Махариши и Мукьяриши (Главный Мудрец, Первый среди мудрецов). По этой же причине даже сама Веда была персонифицирована и ее почитали как Риши. Брахман («бесконечно расширяющийся») – еще один эпитет, обозначающий Всевышнего Владыку, а также и Веду. В связи с этим все действия, руководимые лишь одним желанием – достичь Бога (Брахмана) – считаются божественными действиями, или божественным жертвоприношением (брахма-яджной). Риши - яджна – это священнодействие без тени желания завладеть его плодом, направленное на обретение видения истины.

В подобных священнодействиях и яджнах применяется выражение сваха. Яджны – это чистые, святые, благотворные действия. Восклицание сваха, используемое при подношении жертвенных даров или чтении Вед, полно значения. Оно звучит, к примеру, следующим образом: кешавайя сваха (да будет поднесено это Кешаве – Кришне), пранайя сваха (да будет поднесено это Пране), индрайя сваха (да будет поднесено это Индре) и т. д. Более широкий смысл выражения такой: «Пусть это будет поглощено должным образом. Пусть эти подношения, которые мы сейчас предаем священному огню, будут полностью приняты и сожжены, чтобы через этот огонь они могли достичь божества, которому предназначены (Кешавы, Праны, Индры)». Могут спросить – зачем просить огонь о чем-то, что и так неминуемо произойдет, ведь сама природа огня – сжигать все то, что бросают в него. Но Писания придают этому выражению другой смысл. Калидаса в своей поэме «Рождение Кумары» (Кумара Самбхавам) описывает Гималаи как Дэва-татма (обладающие божественной душой), иначе говоря, как воплощенную божественность. Писания различают божественное тело и материальное тело; каждая сущность и каждое создание обладает и тем и другим. Божественное тело не может быть распознано органами чувств. Когда жертвенный дар предлагается этому телу, он освящается. Ахути (предлагаемый дар) преобразуется в хавис (особое освещенное угощение во время ведийской жертвенной церемонии).

В Ведах ахути (подношение огню) описывается следующим образом. Когда огонь поглощает дары, подношение и тот, кто его принимает, становятся едины. Кто в данном случае является «получателем», принимающим жертву? Это агни, божественная сила, скрытая в огне, солнце, в тепле жизненных токов (праны), поддерживающих жизнь. Когда во время чтения предписанных ритуальных формул материальные дары предаются агни с восклицанием сваха, это не пустой звук. Это искупление, это осуществление молитвы, которую олицетворяет ритуал.

Веда известна также под именем Чандас[18]. Это слово означает приятный, радостный. Другие родственные этим значения – сильный, полный жизни, надежный. Поскольку Ведам могут быть приписаны все качества и черты, этот последний эпитет чрезвычайно уместен. Священные ритуалы и церемонии, описанные в Ведах, приносят радость не только их участникам, но и всему миру – и даже мирам за пределами видимого. Всевышний Владыка, являющийся источником блаженства, именуется в святых писаниях Яджнаангой (Тот, чьи части тела – ведийские ритуалы). Когда Высший Властелин принимает форму, первое проявление – это Хираньягарбха (Золотое Яйцо). Это тоже воплощенное блаженство, и несет его на себе птица с крыльями красоты – Гаруда. Всевышнего величают и Вриша-ратхой – тот, чья колесница – Бык, символ дхармы (праведности). Именно поэтому мы видим в храмах барельефы или скульптуры Гаруды перед святыней Вишну и фигуру быка перед изображениями Шивы.

В корне слова ча или чадана заключен еще один важный аспект Вед – защита, забота, или обеспечение – обеспечение благополучия, или окончательного освобождения людей, вовлеченных в нескончаемый круговорот мирских дел. Люди постоянно поглощены делами, имеющими своей конечной целью личные интересы. Но при этом из них необходимо сделать праведных мужчин и женщин. Древо жизни должно охраняться, чтобы оно могло давать им плоды и прохладу. Задача Веды – не допускать падения пылких «деятелей» (любителей кармы), оберегая их от искушения прибегать к неправедности, и ограждать склонных к самопознанию мыслителей – искателей джняны, мудрости, от искушения поддаться чувственным удовольствиям. Поскольку Веда руководит и оберегает, ее поэтический размер так и называется – чандас. В своей ипостаси «щита» и защитника она изливает блаженство на всех, кто полагается на нее. Изречение гласит: «Защищая, они стали защитой» (чаданатх чандаси).

Есть легенда о ведийских ритуалах, олицетворенных в божестве под именем Яджна. Однажды Яджна убежал от богов, приняв форму черной антилопы. Боги помчались в погоню, но им удалось найти лишь шкурку. Эта шкура антилопы и стала Яджной, символом ритуала. Белые, черные и рыжеватые оттенки этой шкуры представляют – Риг-, Яджур и Самаведы, поэтому она почитается священной. Ей оказываются почести как символу тройного знания – знания трех Вед. Шкуру антилопы используют проводящие ведийские ритуалы жрецы, чтобы защитные гимны (чандас) оказали свое действие. Люди верят, что три цвета символизируют также три мира, и потому тот, кто сидит на шкуре, читая гимны и предавая огню жертвенные дары, несет благо всем трем мирам.

Знаток всех ритуалов ведийской яджны описан в Ведах как «зародыш во чреве». Зародыш находится в надежном и безопасном месте, его ручки сложены вместе, а тело окутано материнской плотью. Так и главный жрец должен быть закутан в шкуру антилопы, символизирующую Мать-Веду. Со стороны это просто шкура, но во время ведийской церемонии она становится надежным щитом. Поэтому перед тем как надеть ее, первые молитвы жрец обращает к ней: «Ты чарма (щит), и как щит, защити меня». Поскольку «щит» оберегает человека от травм, горя и зла, он превращается в олицетворение счастья и блаженства. Вишну, второе божество Тримурти – воплощение блаженства. Ведийские жертвенные ритуалы тоже даруют блаженство. Вишну превозносят как саму Яджну (яджно ваи вишну). Бог Вишну – воплощение трех Вед.

Упасана означает достижение божественного Присутствия, обретение блаженства, даруемого поклонением. Ведийская традиция предписывает четыре способа достижения цели упасаны как самые приемлемые и плодотворные. Они называются сатьявати, ангавати, аньявати и ниданавати. Мы остановимся на них поподробнее.

Сатьявати. Писание определяет Божественное так: «Атман находится везде, как гхи присутствует внутри каждой капли молока». (сарва вьяпинам атманам кшере сарпитх ива арпитам). Когда искатель стремится к истине, движимый в своих усилиях этим убеждением, его садхана называется сатьявати (основанной на истине)». Всевышний провозглашает: «В Своей скрытой форме Я – все творение и управляю его таинством. Видьте Меня во всем этом, видьте все это как Меня» (майя титхам идам сарвам джагада вьякта муртина). Если вам это удастся, путь сатьявати приведет вас к победе. Всевышний заверяет: «Вы увидите Меня как все это и во всем этом». Он обещает дать это видение каждому, кто искренне и настойчиво следует пути сатьявати.

Ангавати. Вселенское Существо – это огонь, ветер, солнце, луна и все остальное. Он – дыхание, поддерживающее жизнь во всех созданиях. Он – огонь, освещающий все. Он – дождь, питающий растения, позволяющие нам жить. Поэтому ему можно поклоняться как огню (агни), как ветру (вайю), как дождю (варуне), ибо он милостиво принимает все эти благотворные формы. Это и есть путь Ангавати – через почитание его благих проявлений (анг). Анга означает «часть тела», «явление», «черта».

Аньявати. Когда искатель представляет себе многогранную божественность и в доступной восприятию форме символически выражает качества, свойственные этим граням, у него есть шанс оказаться в божественном присутствии. Например, одна из форм Божественного – Вишну (Вездесущий) изображается с традиционными атрибутами: он держит раковину (символ первородного слова или звука), с диском (символом времени) и с булавой (символом мощи и могущества). Одна из граней Божественности, приписываемых Вигнешваре (Ганеше) – благая сила, позволяющая преодолевать препятствия, и его символически изображают с одним бивнем, что указывает на твердую решимость и концентрацию. Атрибут Ишвары, или Шивы (грань разрушения и растворения) – тришула, трезубец: его три острия символизируют прошлое, настоящее и будущее. Рама, олицетворяющий дхарму (праведность), всегда изображается с луком (Кодандой): пущенная из него стрела («воля») всегда попадает прямо в цель. Корона Кришны, проявления вселенской любви, всегда украшено павлиньим пером – это символ милостивого взгляда Его тысячи тысяч глаз. В Его руках – флейта, и Он играет на ней чарующие мелодии. Флейта – символ искателя, лишенного желаний и эго. Божественная грань мудрости изображается в виде богини Сарасвати, она держит вину. Вина – струнный музыкальный инструмент, это струны сердца, откликающиеся мелодичным и совершенным звучанием на нежное прикосновение всего истинного, доброго, прекрасного. Духовные подвижники медитируют на эти притягательные проявления Божественности, погружаясь в смысл их символических атрибутов и восхваляют Бога в восторге, что переполняет их сердце. Это и есть путь аньявати – поклонение Божественному, выраженному в символе. Анья означает «другое», «приписанное», «дополнительное».

Ниданавати. Это медленный путь (нидана буквально означает «медленно, но верно»), но неуклонно ведущий вперед, если каждая стадия успешно преодолевается. Он включает одиннадцать ступеней поклонения Божественному. Это шраванам (искатель внимает рассказам о величии Всевышнего), киртанам (он радостно воспевает Его беспримерную милость), вишну-смаранам (он думает и постоянно вспоминает о могуществе и милости Всевышнего), пада-севанам (он мечтает припасть к Его стопам), арчанам (он возносит молитвы изображению Всевышнего), ванданам (он выражает благодарность за обретенные благословения), дасьям (он покорно отдается на Его волю), сакхьям (он проникается к Всевышнему полнейшим доверием как к другу), атма-ниведанам (он посвящает Ему всего себя – мысли, слова, дела), танмайя-ашакти (всей душой он стремится слиться с Ним) и парамавираха-ашакти (он испытывает муки при малейшем отдалении от Него). Эти одиннадцать ступеней должен пройти искатель, чтобы осуществить свою цель – погрузиться в вечное блаженство.

Если говорить о простоте и доступности на практике, то из этих четырех путей (сатьявати, ангавати, аньявати и ниданавати) каждый следующий более желателен, чем предыдущий. Но в конце любого из них искатель будет награжден единением с вселенской волей. Есть много других способов поклонения (упасан) и духовных дисциплин, описанных в священных текстах и применяемых искателями. Например, к категории ангавати-упасаны относится также поклонение фигурам и образам божества (пратика-упасана и пратиропа-упасана). Сказано: «Его руки и ноги повсюду, Его голова и лицо повсюду» (сарватах пани падам тат сарватокши широ мукхам). Руки Всевышнего – везде, ибо Он во всем. Он видит глазами всех, Он мыслит, строит планы и решает во всех головах. Он ест ртами всех живущих, слышит ушами каждого. Избрав одну Его форму, вы можете почитать Его как все формы. Это самая высокая цель – видеть Его скрыто пребывающим во всех существах. Невидимый, он действует внутри всех и через всех. Это пратиропа-упасана – поклонение ему как присутствующему в каждом. Есть множество других упасан, упомянутых в текстах.

Бханопасана. Искатель видит во Всевышнем вершину великолепия, глубочайшего сострадания, могущества и силы и поклоняется ему как таковому.

Гитопасана. Ему поклоняются как Учителю и Наставнику, тому, кто учит Гите и раскрывает путь. Эпос Махабхарата почитается как Пятая Веда. В нем заключен нравственный закон, которого должен придерживаться человек ради достижения цели – в этой и последующих жизнях. Это неисчерпаемая сокровищница заветов для праведной жизни и духовного возвышения. В Махабхарате мы видим Всевышнего на «театральной» сцене Дхармакшетры («Поля Дхармы») – со всеми декорациями и ролями, интригами и встречными заговорами, уловками и развязками, ибо Он ставит космическую драму сообразно своей чудодейственной воле. Этот божественный спектакль и составляет эпос Махабхарату, и все его актеры и актрисы, диалоги и тексты, реплики и песни – собраны и составлены Им Самим. Он – актерская труппа, Он режиссер и Он же – аудитория. Он Мадхава, Высший Владыка, и как Мадхава проявляется и действует в каждом объекте и существе. С одной стороны – огромная материальная сила, движимая недостойной жадностью, с другой – кажущаяся ограниченной сила Атмана (Духа) – вечно праведного. В этом вселенском противостоянии, в столкновении этих двух сил, Всевышний выступает как судья, как высочайшее воплощение победы праведности над материальной мощью. Бхагавад Гита, Песнь Торжества Божественности – самый драгоценный нектар, содержащийся в Махабхарате. Самый главный урок, который несет в себе эпос, заключен в Гите. Ученик всецело вручает себя Богу со словами: «Я сделаю, как Ты скажешь» (каришье вачанам тава), а Бог наставляет ученика: «Твоя безопасность, твое процветание состоят в исполнении вмененного тебе долга» (свадхарме ниданам шрейях). Это критерий для проверки всех ваших действий.

Путь бхакти – самозабвенного вручения себя божественной воле, не следует отвергать, ибо он может погрузить вас в состояние всепоглощающего блаженства и восторга. Если же вы, закрыв глаза, внушите себе горделивую мысль, что вы – Брахман, то упустите радость и станете добычей беспокойства. Если с рисового зерна снять оболочку, можно ли надеяться, что оно прорастет и даст урожай? А Кришна – не кто иной, как сам Брахман!

Адвайтопасана. Это путь адвайты, единства. «В теле коровы содержится молоко. В молоке содержится гхи. Но этот скрытый в корове гхи не может послужить для вас источником энергии. Корову нужно подоить, к молоку добавить закваску, чтобы оно свернулось, для получения масла простоквашу нужно взбить, а масло – растопить и очистить. Тогда вы получите гхи, и съев его, обретете силы. Так и с Богом: хотя он вездесущ и движет всем и вся, для обретения блаженства и осознания нужно Его обнаружить и воспринять. Как масло в горчичном семечке, гхи в простокваше, вода в земле, огонь в деревянном бруске, Бог присутствует во всем в неявном виде. Бог – в человеческом теле и в человеческом уме. Чтобы распознать его там, необходимы духовные усилия. Если их приложить, вы осознаете, что вы и Бог – одно. Тогда для вас больше не будет ощущения «двоих» или «разницы». Постижение Единого, «без второго» – это освобождение, избавление от зависимости.

Вишишта-адвайта-упасана – это путь видоизмененной адвайты. Рамануджа поднял вопрос, следует ли искателю воспринимать Бога, которого он жаждет почитать и познать как Реальность, как отдельную от себя сущность или как находящегося внутри него самого. Он дал такой ответ: жизнь – это душа тела. Бог – это душа жизни. Бог – даритель, сила, хранитель. С таким настроем стремитесь к Нему. Высший Владыка, Пуруша, в ком заключены все элементы, кто обитает во всем творении и является его внутреннем побудителем, может быть познан только в том случае, если вы завоюете Его милость, предавшись Ему. Всецело осознайте Его неотъемлемое присутствие во всем (имманентность) и его превосходство надо всем (трансцендентность) и, выявив собственные недостатки, откажитесь от эго ради приобщения к Его величию. Искатель должен быть твердо убежден, что «Ты, и только Ты – это все, о мой Бог богов. Ты – и стремление, и путь, и цель» (твам эва сарвам мама дэва дэва). Духовные усилия должны быть целенаправленны, неколебимы, неуклонны.

Двайта-упасана (дуализм). Дуалистический подход к отношениям между Богом и индивидуумом похож на отношения мужа и жены. Вишну, Высший Господин, вечно свободный и всеобъемлющий, должен почитаться, как жена почитает мужа. Среди подвижников такого рода самый выдающийся – Чайтанья. Он сам – основоположник особой чайтанья-упасаны. Без мучительной жажды Стоп Господа Кришны освобождения достичь невозможно. Почему? Чайтанья был свято убежден, что даже очищение разума невозможно без этой страстной жажды. Он провозгласил, что даже мудрецы и святые, способные погружаться во внутренний источник блаженства, могут наслаждаться экстазом высшего сознания только через созерцание благотворных, очистительных и животворящих свойств Всевышнего, Шри Хари. Чтобы окунуться в это блаженство, не нужны никакие книги или святые тексты. Купаясь в волнах божественного экстаза, человек отметает все правила «поведения в обществе» и освобождается от всех условностей. Он громко воспевает имена Хари, проливает потоки слез, танцует в божественном восторге и ощущает неподдельное, чистейшее блаженство. Он чувствует, что стопы Господа освящают каждый дюйм земли. Он поет хвалу Хари, пребывая в полной гармонии с Ним. Чайтанья утверждал, что эта садхана самая простая и плодотворная. Его главной целью было избавление от телесного сознания в потоке экстаза, рожденного прекрасной многоголосой песнью во славу милости и величия Господа.

Еще несколько форм поклонения заслуживают упоминания, среди них – гоудейопасана. Кришна, мыслимый и представленный как Пурушотамма (Непроявленное, Присущее всему) и Радха, мыслимая и представленная как Непроявленная Космическая Энергия, находят выражение в двойном образе, известном как Кришна-Радха, или, чаще, Радха-Кришна. Другое имя Кришны – Мадхава, оно означает, что Он властелин космоса, или пракрити (природы). Двойное имя такого объекта почитания – Радха-Мадхава. Приверженцы этого пути поклонения считают, что воспевание этого имени способно привести к экстазу, дарующего освобождения от всех видов зависимости. Основатели этой упасаны – ачарьи – заявляют, что эта цель достижима. Господь – само средоточие нектара, дарующего наслаждение. Живые существа могут погрузиться в это духовное наслаждение только если впитают этот нектар. Шрути, святые писания, гласят, что те, кто рожден в ананде (блаженстве), могут жить только в этом блаженстве и благодаря этому блаженству. Сказано, что святое имя Радха-Мадхава – это ключ к хранилищу драгоценного нектара.

Радха-Мадхава – это пракрити-пуруша (материя-дух), и это двуединое понятие было принято, чтобы выразить двойственность: дживатма и параматма (индивидуальная душа и Вселенская Душа) – как волна и океан. Повторение этого имени – поклонение обеим сущностям. Валлабхачарья, великий приверженец этого пути, оставил изречение: «Кришна – это сам Всевышний» (кришнасту бхагаван свайам). Он объяснял, что достижение Его равносильно слиянию со Всеобщим – целью чистых монистов.

Шайва-упасана – тоже известный путь. Его приверженцы поклоняются Шиве, выраженному в виде символа, или лингама: вневременной лингам (лингам сарва калам) – символ изначальной энергии, послужившей причиной возникновения, становления и развития «элементов», составляющих космос. Лингам – это форма самого Шивы и постижение его как такового видится как конечная цель, освобождение.

Вирасава-упасана призывает к поклонению Шиве, Всевышнему Владыке, или Ишваре как одному и единственному, пребывающему всегда и повсюду. Растворение индивидуума в сиянии лингама, или Ишвары – вершина садханы, достижение освобождения.

Пашупати-упасана. Индивидуальное существо (джива) связан узами (паша) качеств и стандартов, исходящих от природы (материального мира). Пашупати, владыка живых существ, почитается с целью избавления от зависимости.

Шакти-упасана. «Дэви – это все боги» (сарва дэва майи дэви). Первородная космическая энергия (ади парашакти) мыслится как матрица всех божественных форм. Космический Импульс, или пракрити – причина разнообразия и многогранности выражения всевозможных форм. Махешвара (Высшая Божественность) обладает такой способностью проявления, поэтому ему присвоен этот эпитет. Махешвара и парашакти – два аспекта одной и той же силы. Эта двойственная сила движет всей вселенной, как в просторах космоса, так и на земле. Непроявленное Высшее Существо проявляется как вселенское женское начало, как майя, парашакти. Каждый индивидуум ощущает ее как знание, силу и активность.

Джайна-упасана (поклонение в религии джайнов). Многие общины джайнов в поклонении Всевышнему придерживаются традиций вайшнавов (почитателей Вишну). В некоторых храмах джайнов можно увидеть фигуры Вишну с каноническими атрибутами – раковиной, диском, лотосом и булавой. Главная мантра джайнов звучит так:

 

Намо арихантанам

Намо сиддханам

Намо айирийанам

Намо уваджхайанам

Намо лойе сабба сахунам

 

 

Слава великим героям (махавира [19]), победившим желания.

Слава сиддхам (достигшим совершенства).

Слава великим носителям духовной мудрости.

Слава великим учителям, передающим мудрость.

Слава всем праведникам во всем мире.

 

Это пятикратное восхваление помогает очиститься от всех губительных последствий греховных поступков. Переживание смысла этой мантры дарует всю полноту процветания. Джайны считают, что, отдавшись этому всеобъемлющему восхвалению, человек освобождается – достигает спасения, мокши.

Сикх-упасана. В системе поклонения сикхов на самом высоком месте стоит наставник (гуру), раскрывающий природу Атмана и помогающий осознать его существование. Собрание учений гуру, носящее название Грант Сахеб, превозносится и почитается сикхами. Эта религия восходит к духовным традициям Бхараты. Ее доктрины вобрали в себя всю сокровенную суть индийской культуры.

Поклонение Христу. Иисус Христос – Спаситель людей. Человек по природе склонен к греху и вершит его вольно или невольно. Иисус, истекший кровью на кресте, освободил людей от грехов и очистил их души. Преклоняться перед этим Господом, петь Ему славу и восхвалять в псалмах, следовать Его учению, содержащемуся в Библии – в этом суть поклонения Христу.

Поклонение Моххамеду. Обрети уверенность в себе и отдай всю тяжесть забот Богу. Имей безоговорочную веру в силу Бога каждый момент своей жизни, ощущай ее на каждом шагу – вот правила осмысленной жизни. Каждый должен засвидетельствовать свою добродетель в дурбаре (дворце) Бога, совершая простирания на земле. По прямому пути, указанному Богом, нужно следовать до самого конца жизни. Поводырь на этом пути – Священный Коран. Его необходимо почитать, его наказы должны соблюдаться до последней буквы. Таковы духовные наставления этого вида поклонения.

Аллахо акбар, ла илах илл аллах – священная формула ислама (букв. «Бог самый великий, нет Бога кроме Аллаха»). Она означает, что Бог (Аллах) – наивысший Владыка, неоспоримый и непревзойденный Властелин творения. Только Он один достоин поклонения. Кришна в Бхагавад Гите заявляет: «Нет ничего выше Меня». То же гласит и формула Корана. Поклонение Моххамеду – пророку Аллаха – одна из форм той же самой духовной практики, основанной на одной и той же истине.

Все эти упасаны говорят об одном: с тех пор как человек начал длительный поиск правды о самом себе, он накопил, особенно в Бхарате, колоссальное духовное богатство, способное спасти его от печали и рабства. Это богатство столь обширно и неисчерпаемо, что выдержало испытания тысячелетий, сохранив всю широту и глубину знаний. На него не повлияли ни разнообразные новые течения, ни присоединение других форм поклонения Единому.

Более того, сегодня духовная мудрость Индии – ярчайший маяк, единственный свет, ослепительно сияющий в сгущающейся темноте. Он освещает все земли, указывает путь всем народам, притягивает все человечество.

Нет судьбы счастливей, чем родиться на священной земле Бхараты, хранящей изумительную и благотворную культуру, способную спасти мир. Осознание этого благословения – поистине, источник неизмеримого блаженства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: