они никогда не считали себя творцами. Им казалось неприличным даже подписываться.
Вы видите, как ведут себя массы: они ничего не создали, но оставляют свои автографы в общественных туалетах и вырезают свои имена на сиденьях кинотеатров. Желание, чтобы имя осталось после смерти, желание славы, честолюбие не свойственны творческой душе, они' присущи лишь приземленным и посредственным людям.
Королева огня: Щедрость
Чем больше вы даете, тем больше вы имеете. С точки зрения обыкновенной экономики вы даете — и теряете, с тонки зрения духовной экономики вы даете — и получаете еще больше,
С точки зрения обыкновенной экономики, чтобы стать богатыми, вы должны быть жадными, вы должны накапливать и никогда ни с кем не делиться. Сточки зрения духовной экономики, если вы будете жадными, вы потеряете все, что имеете. Ваше имущество может жить лишь в том случае, если вы им делитесь; оно обладает жизнью. Делясь, оно продолжает свое динамическое движение.
Я слышал историю об одном молодом человеке, который выиграл много денег в лотерею и был бесконечно счастлив. Он остановил свой автомобиль возле нищего. Нищий сто- ял на этом месте каждый день, но молодой человек никогда возле него не останавливался. Но в этот день все было иначе. Он дал нищему сто долларов. Нищий рассмеялся.
— Не понимаю. почему вы смеетесь?
— Это напомнило мне время, когда у меня самого был автомобиль, и я был таким же щедрым, как вы. Я смеюсь, потому что очень скоро вы будете стоять
— рядом со мной. Не будьте таким щедрым! Научитесь хоть чему-то на моем примере.
С точки зрения обыкновенной экономики, как только вы даете, вы теряете ровно столько, сколько даете. Но разве вы когда-нибудь чувствовали, что, давая любовь, вы начинаете испытывать меньше любви? Или, делясь радостью, вы начинали радоваться меньше? Если вы обратите на это внимание, вы удивитесь: делясь радостью, вы начинаете радоваться еще больше; отдавая свою любовь, вы начинаете любить еще больше, еще глубже. Делясь собою со своими друзьями, вы ничего не теряете, вы приобретаете.
|
Не слушайте советов других людей. Им известна лишь обыкновенная экономика. Они ничего не знают о высшей экономике, где, отдавая,— вы делитесь и где жадность — разрушительна.
Чем больше вы отдаете, тем больше вы имеете, и, чем меньше вы отдаете, тем меньше вы имеете. А если вы совсем ничего не отдаете, у вас и вовсе ничего не будет.
Отдавайте тотально, без колебаний, ничего не удерживая. Не слушайте других. Слушайте свой опыт; наблюдайте за своими переживаниями — когда вы даете, вы теряете или приобретаете? Это должно иметь для вас решающее значение.
Рыцарь огня: Интенсивность
Если вы живете тотально, интенсивно, тогда вы свободны, тогда вы прожили момент, и он закончился. Вы не оглядываетесь назад и не смотрите вперед, вы просто остаетесь в настоящем.
Если вы вялы и нерешительны в своем поиске, то высшее — далеко от вас. Если вы тотальны в своей жажде и не сдерживаете себя, то вы совершаете
прыжок в это высшее, ничего не оставляя позади, ни одной части себя. Вы прыгаете, как целое органичное единство: со своим гневом, со своей любовью, со своей ненавистью, со своей жаждой — со всем вместе. Если вы поставили на кон все, что у вас было, все, что вам дала природа,— тогда расстояние — почти нулевое.
|
Это зависит от вашей интенсивности. Расстояние между божественным и вашим безблагодатным сном находит* ся в прямо пропорциональной зависимости от вашей интенсивности.
Вы обращали внимание на то, что, когда вы интенсивно что-либо делаете, ваше «Я» исчезает? Вы влюблены в кого-то — ив интенсивности любви ваше «Я» исчезает. Вас больше нет, есть только любовь. Или же вы гневаетесь — тогда в интенсивности и тотальности гнева «Я» исчезает. Вас больше нет, существует лишь гнев.
Вы можете наблюдать это в собственной жизни. Когда вами что-то целиком и полностью овладевает, «Я» исчезает. Это — великий ключ к пониманию. «Я» есть только тогда, когда вы не полностью вовлечены во что-либо. То, что вы удерживаете, уже становится вашим «Я».
Если вы полностью вовлечены в рисование, в какую-ни- будь работу, в пение, в танец или в игру на гитаре, если вы находитесь в этом всецело, вы тут же увидите, что вас там нет. Нечто запредельное завладело вами. «Я» — больше нет, есть «не-Я».
Вы достигали такого состояния много раз, неосознанно, конечно. Увидев прекрасный закат, вы теряли себя в его красоте и на секунду забывали о себе. Вас не было. Возникло совершенно иное качество: вас — не было. Что-то там было, но вы не можете назвать это «Я», вы не можете назвать это никаким застывшим состоянием эго. Вы были текучими, струящимися.
Кришнамурти называет этот момент моментом, когда наблюдатель становится наблюдаемым. Там был закат, и он был потрясающим. Он завладел вами. Наблюдатель исчез в наблюдаемом. Закат стал всем. Вы не были обособлены, вы не стояли в стороне и не смотрели на него, вы ие были зрителем, вы были в нем, вы были его частью. Вы начали чувствовать, что вы будто таете и сливаетесь с ним.
|
В этом и состоит освобождающее переживание красоты, освобождающее переживание любви, освобождающее переживание музыки, великой музыки. Вам знакомы эти моменты — они приходят сами по себе и уходят. Но вы никогда не были в состоянии подойти к ним с научной точки зрения. Вы не медитировали над ними, не исследовали скрытые в них ключи.
ООО
Посмотрите на трехлетнего ребенка, и вы поймете, что значит быть живым. Посмотрите, какой он радостный и восприимчивый ко всему, что происходит вокруг него, какой он бдительный, внимательный; от его взора не ускользает ничего. И какой интенсивный он во всем: если он гневается, он — сам гнев, чистый гнев. Ребенок в гневе прекрасен. Взрослые всегда пытаются сдерживать себя, даже если они гневаются, они не отдаются гневу целиком, они сдерживают себя. Они не любят тотально, они не гневаются тотально, они ничего не делают тотально, они всегда все высчитывают и взвешивают. Их жизнь стала вялой. Она никогда не достигает ста градусов интенсивности, когда вещи начинают испаряться, когда что-то происходит, когда становится возможной революция.
Однако ребенок всегда живет при температуре сто градусов — что бы он ни делал. Если он вас ненавидит, он ненавидит вас всецело, тотально, когда он любит вас, он любит вас тотально. И каждое мгновение он может измениться. Он такой быстрый! Он не медлит, не размышляет. Секунду назад он сидел у вас на коленях и говорил, как он вас любит. И вдруг что-то случилось — вы что-то ему сказали, и между вами возник разлад — он вскакивает с ваших коленей и кричит: «Я больше видеть тебя не хочу!» И в его глазах вы видите абсолютность этого желания!
И, поскольку оно абсолютно, тотально, оно не оставляет после себя никакого следа. В этом — красота тотальности: она не накапливает психологических воспоминаний. Только неполная жизнь создает психологическую память. И все, что вы прожили наполовину, висит над вами и преследует вас всю жизнь. Тысячи вещей висят недоделанными.
В этом и состоит принцип кармы: незаконченная работа, незаконченные действия продолжают ждать своего завершения, и они постоянно твердят: «Заверши нас!» — поскольку каждое действие стремится быть осуществлен- ным...
Однако если вы живете тотально, интенсивно,— тогда вы свободны, вы прожили момент, и он закончился. Вы не оглядываетесь и не смотрите вперед, вы просто остаетесь здесь и сейчас. Нет ни прошлого, ни настоящего. Вот что я имею в виду под празднованием. В истинный момент празднования существует только настоящее.
Паж огня: Игривость
Игривость — это нечто совершенно бесцельное. Прекрасно уже то, что вы вместе• в этом чистая радость! В лучшем мире, в мире. в котором будет больше понимания, игры исчезнут, останется только игривость.
В мире игривости карты не существуют. Все карты приводят к серьезности. Игривость возникает тогда, когда все карты сжигаются. К игривости нет пути, поскольку игривость — это не цель и не может быть целью. Когда вы забываете о целях, когда вы никуда не идете, когда вы отказываетесь от самой мысли куда-либо идти, тогда в вас начинает развиваться и расти игривость «здесь и сейчас».
Игривость возникает не там и тогда, а здесь и сейчас. Как же здесь может быть дорожная карта? Вы никуда не идете, вы просто есть.
Серьезность целенаправленна. И когда серьезный человек начинает играть, он даже трансформирует качество игривости — игривость превращается в игру с правилами» она перестает быть игривостью. Именно в этом и заключается разница между игрой и игривостью. Когда игривость становится серьезной, она превращается в игру с правилами.
Люди ходят смотреть на соревнования по борьбе, бой быков или американский футбол — безобразные, жестокие и нечеловеческие зрелища. Люди, которые ходят смотреть на это, являются незрелыми и немного извращенными. Зрители — такие же незрелые, как и эти «гладиаторы». И те и другие катарсируют; под видом игры они выбрасывают свой мусор, изрыгают свою жестокость.
Этот мир — очень жесток. Именно поэтому в нем не может существовать любовь. Когда люди действительно станут людьми, такие вещи, как борьба и бой быков, прекратят свое существование, станут частью истории. Сама мысль о том, что тысячи людей приходили смотреть на бой быков, будет казаться безобразной, отвратительной. Но люди — слишком серьезны. Они даже игривость превращают в серьезность.
Игривость — это нечто, совершенно лишенное цели. Прекрасно уже то, что вы вместе,— в этом чистая радость! В лучшем мире, в мире, в котором будет больше понимания, игры исчезнут, останется только игривость. Не будет ни победителей, ни побежденных, поскольку сама мысль о победе и поражении является нечеловеческой. Ей не место среди людей! Почему бы нам просто не наслаждаться тем, что мы — вместе? Не нужно ни подсчитывать баллы, ни оценивать. Не должно быть никакого результата.
Если вы любите играть в футбол, играйте — просто играйте в него! Не ждите результата. Если появится результат, вы станете серьезными. Игривость разрушится, она превратится в бизнес. Наслаждайтесь чистой изливающейся энергией, наслаждайтесь самим моментом — не жертвуйте им ради чего-то еще.
Туз огня: Источник
Когда энергия есть — когда она никуда не идет, а просто пульсирует в своем изначальном источнике, излучая свет, расцветая словно лотос, не приходя и не уходя,— она просто есть здесь и сейчас.
Когда я призываю вас идти внутрь, я имею в виду, что вы должны прекратить движение в голове. Все общество вынуждает вашу энергию двигаться в голове. В основе всего образования лежат методики накачивания энергии исключительно в голову, чтобы можно было сделать из вас великих математиков и великих физиков. Все образование в мире состоит в направлении энергии в голову/
Дзен призывает вас выйти из головы и направиться к главному источнику — к тому источнику, из которого все системы образования черпают энергию и направляют ее в голову, превращая ее в мысли, образы и создавая мышление. У головы есть свое предназначение. Дзен знает о том, какое именно предназначение имеет энергия в голове, но, если вся энергия используется в голове, вы никогда не осознаете своего бессмертия. Вы сможете стать великими мыслителями или философами, но вы никогда не узнаете на собственном опыте, что такое жизнь. Вы никогда не узнаете на собственном опыте, что значит стать одним целым с сущим.
ООО
Когда энергия просто присутствует в центре, пульсирует там... Когда она никуда не движется — ни в голову, ни в сердце, когда она остается в своем источнике, откуда ее
черпают и сердце, и голова, когда она пульсирует в самом источнике — это и есть задзен.
Задзен означает нахождение в самом источнике. Возникает огромная сила, энергия трансформируется в свет и любовь, в более интенсивную жизнь, в сострадание, в творчество. Она может принимать множество форм, но прежде всего вы должны научиться тому, как пребывать в источнике. Тогда источник решит, каков ваш потенциал. Вы просто растворитесь в источнике, и он приведет вас к вашим потенциальным возможностям. Это не значит, что вы вообще должны прекратить думать, это означает, что вы должны быть осознанными, бдительными и способными прийти к источнику. Когда вам понадобится разум, вы сможете направлять энергию в голову, когда вам понадобится любовь, вы сможете направлять энергию в сердце.
Но вам не нужно думать круглые сутки. Когда вы не думаете, вы должны расслабиться и вернуться в центр, в ваш постоянный источник счастья, осознанности и радости. Там вас окружает блаженство; это не действие, это сияние.
Задзен — это стратегия дзен. Буквально это слово обозначает «сидение». Сидение где? Сидение в самом источнике.
ООО
Источник света находится внутри вас. Он находится не снаружи. Если вы ищете его вовне, вы зря теряете время. Закройте глаза и погрузитесь в себя. Он — там, он ждет вас извечно. Это ваша глубочайшая природа. Вы являетесь светом, ваша сущность светозарна. Этот свет невозможно взять взаймы, он является вашей внутренней сущностью. Он — это вы.
Вы — сам свет.
2 огня: Возможности
Жить — значит жить рискуя; жить — значит оставаться доступными всем возможностям. Бесконечность — это возможности. Вы не ограничены одной возможностью, вы обладаете неограниченным, беспредельным бытием. Вы можете быть чем угодно; каждое следующее мгновение может принести что угодно.
Глубоко внутри каждый индивид — это всё человечество, и не только человечество, но и целое сущее. В вас существует дерево, в вас существует собака, в вас существует тигр; в вас существует все прошлое, а также все будущее. На очень тонком уровне в вас потенциально существует все, что произошло в этом мире, и все, что в нем произойдет. Ваше бытие может разворачиваться миллионами способов, поэтому жить — значит жить рискуя, жить — значит жить в изменении и движении. Человек — это река.
Если вы живете безопасно, вы превращаетесь в омут, в котором нет ни движения, ни динамики. Статичный, инертный омут становится грязным и постепенно умирает. Река жива, и никто не знает, что с ней произойдет. Она может потеряться в пустыне, ее жизнь непредсказуема. Предсказуемая жизнь механистична; если вы непредсказуемы, жизнь бьет в вас ключом, пульсирует и вибрирует. И тогда целое — живет через вас.
ООО
Природа — это кульминация бесконечных возможностей. В рамках этих возможностей нагревание воды до ста градусов является естественным явлением, точно так
же как и замерзание воды при нулевой температуре. Естественное явление, такое как замерзание воды при нуле градусов, не отрицает естественного испарения воды при ста градусах. Это не значит, что одно явление является естественным, а другое — нет; они оба естественны.
Тьма так же естественна, как и свет. Падение так же естественно, как и подъем. В природе существуют бесчисленные возможности. Мы всегда стоим на перепутье, от которого расходится бесконечное множество путей. Причем интересно: какой бы путь мы ни выбирали, сама способность выбора является подарком природы. Даже если бы мы выбрали неверный путь, природа довела бы нас до его конца.
Природа во всем нам содействует. Если мы выбираем дорогу в ад, природа расчищает нам путь и способствует в продвижении. Она не будет нам мешать. Если вы хотите превратить воду в лед, зачем природе мешать вам и заставлять вас превращать воду в пар? Природа будет счастлива расчистить вам дорогу в ад или в рай. Чего бы вы ни желали — жить или умереть,— природа всегда
I готова к сотрудничеству. Жить — естественно, уми-
I рать — естественно, и ваша способность выбирать то или иное тоже естественна. Если вы осознаете эту многомерность природы, для вас не составит труда понять то, что я говорю.
Страдание так же естественно, как и счастье. Жить вслепую так же естественно, как и жить с открытыми глазами. Состояние бодрствования так же естественно, как и состояние сна. Природа вмещает в себя бесконечные возможности. И самое интересное — то, что мы живем не за пределами природы, мы — являемся ее частью. Наш выбор происходит благодаря естественной способности, которую мы имеем внутри себя.
По мере того как индивид становится более осознанным, его способность выбирать становится более глубокой. Чем менее осознанным является индивид, тем менее глубокой является его способность выбирать.
Например, вода на солнце не может не превратиться в пар — ей будет очень сложно не сделать этого. Вода не может решить, превращаться ей в пар или нет. Если она находится под лучами солнца, она обязательно начинает испаряться, а если она попадает в холод, то обязательно начинает превращаться в лед. Воде придется это пережить, хотя она и не будет осознавать свои переживания, поскольку уровень ее сознания очень низок,— либо она совсем не обладает сознанием, либо оно спит.
Человек сталкивается с более широким выбором, поскольку его сознание является гораздо более развитым. Он выбирает не только телом, но также и умом. Он выбирает не только возможность ходить по земле, но также путешествовать в космосе; этот выбор также в его власти.
Хотя эта область еще не исследована, но я чувствую, что в ближайшем будущем ученые сделают открытие, что есть деревья, которые склонны к самоубийству,— деревья, которые делают выбор не жить, деревья, которые предпочитают остаться низкорослыми в густом лесу и, в конце концов, умереть. Это еще предстоит открыть.
Очевидно, что среди людей есть такие самоубийцы — они делают выбор не жить; они постоянно ищут способы, чтобы умереть. Каждый раз, увидев шип, они мчатся к нему, как сумасшедшие; цветы их не привлекают. Каждый раз, увидев поражение, они тянутся к нему, словно под гипнозом, но при виде победы они ищут повод от нее улизнуть. Такие люди находят тысячи аргументов против возможности роста, но, когда они предчувствуют гниение, они начинают двигаться прямо к нему.
Людям открыты все возможности. Чем сознательнее становится человек, тем больше его выбор приводит его к счастью; чем менее он сознателен, тем ближе он становится к страданию.
3 огня: Переживание
Сидя возле цветка, не будьте мужчиной или женщиной, будьте цветком. Сидя возле дерева, не будьте мужчиной или женщиной, будьте деревом. Купаясь в речке, не будьте человеком, будьте рекой. И тогда вам будут даны миллионы знаков.
Смотрите! Чувствуйте! Осязайте! Но — не думайте! Как только появляется мышление, вы сбиваетесь с пути и начинаете жить в своем собственном мире. Мышление — это ваш личный мир; он принадлежит только вам. Думая, вы замкнуты, изолированы, заключены в себе. Не думая, вы исчезаете. Вы перестаете быть замкнуты. Не думая, вы открыты, вы становитесь пористыми; сущее вливается в вас, и вы вливаетесь в сущее.
Однако ум склонен все интерпретировать. Прежде чем что-нибудь увидеть, вы его уже истолковали. Даже до того, как я что-то сказал, вы уже начинаете об этом думать. Именно из-за этого слушание становится невозможным.
Вам придется научиться слушать. Слушание означает, что вы открыты, уязвимы, восприимчивы и ни в коем случае не думаете. Мышление — это активное действие. Слушание — это пассивность: вы становитесь подобны долине и принимаете; вы уподобляетесь лону и принимаете. Если вы умеете слушать, то природа начинает говорить, но — не на языке. Природа не пользуется словами. Тогда чем же она пользуется? Она пользуется знаками. Возьмем, к примеру, цветок: знаком чего он является? Он не произносит слов, но разве он ничего не говорит? Он многое говорит, но не пользуется словами; его послание бессловесно.
Чтобы услышать бессловесное, вы сами должны стать бессловесными, поскольку только подобное может слы
шать подобное, только подобное может устанавливать связь с подобным.
Сидя возле цветка, не будьте мужчиной или женщиной, будьте цветком. Сидя возле дерева, не будьте мужчиной или женщиной, будьте деревом. Купаясь в речке, не будьте человеком, будьте рекой. И тогда вам будут даны миллионы знаков. Это не общение, это — единение. Тогда природа начинает говорить, и она говорит на тысячах языков, но не на человеческих языках. Она говорит со всех сторон, но словарь не поможет вам ее понять, и философ не разъяснит значения ее посланий. Как только вы начинаете думать о значении, вы тут же сбиваетесь с пути.
Сущее открывает для вас миллионы дверей, но вы — стоите снаружи и желаете узнать что-нибудь о том, что находится внутри. В природе не существует внешнего.
Я хотел бы повторить эти слова: для природы не существует внешнего. Для нее все является внутренним.
4 огня: Участие
Прыгните в реку — это единственный способ познать жизнь. Прыгните в реку. Никогда не будьте зрителями. Зритель — самый бедный человек на свете.
Жизнь можно познать, только участвуя в ней. Не будьте зрителями. Весь современный мир превратился в зрителей, в толпу зевак. Кто-нибудь танцует, а вы смотрите. Что вы делаете? Как можно просто смотреть на танец? Танец нужно почувствовать, танец нужно станцевать. Кто-нибудь поет, а вы смотрите и слушаете. Чтобы познать песню и ее красоту, вы должны спеть ее, вы должны участвовать в ней. Но это бедствие распространилось как эпидемия. Вы постоянно являетесь лишь зрителями.
Вы мчитесь в кино — зачем? Неужели вы не можете сами жить красивой жизнью? Зачем вы должны идти и смотреть какой-то фильм? Люди приклеиваются к своим креслами перед экранами телевизоров, чтобы посмотреть на жизнь других людей. А ведь те даже не живут, а играют для вас. Актеры играют для вас, а вы смотрите на них, и никто не живет. Танцор — не настоящий танцор, он — профессионал, выполняющий свою работу, а вы — публика. Всё фальшивое.
Ищите существенное. Когда вы начнете искать существенное, вы станете участником. Вы познаете. Танец можно познать одним-единственным способом — станцевать его.
Как можно узнать, что такое плавание, стоя на берегу и наблюдая, как кто-нибудь плавает? Вы увидите взмахи рук и какие-то движения под водой, но как вы почувствуете трепет, который испытывает пловец, восторг, который он переживает, его бурлящую энергию и радость? Ощущение реки, движение с рекой, танец с рекой — как вы сможете все это познать, стоя на берегу?
Прыгайте в реку — это единственный способ познать жизнь. Прыгайте в реку. Никогда не будьте зрителями. Зритель — самый бедный человек на свете. Участвуйте.
ООО
У меня такое ощущение, что, если Бог есть, он не будет вас спрашивать, что хорошего и что плохого вы сделали, какие грехи вы совершили и какими добродетелями обладали. Нет. Если Бог есть, он спросит вас: «Ваша жизнь была праздником или печалью?» Только об этом можно спросить.
Когда все сущее празднует, почему вы стоите особняком, одиноко, в изоляции? Вы чувствуете себя чужими. Когда цветы цветут, почему вы стоите в стороне? Почему вы не цветете? Когда птицы поют, почему вы стоите в стороне? Почему бы вам не петь вместе с ними, почему бы вам не стать участниками?
5 огня: Тотальность
Всегда делайте то, что вам хочется, но делайте это тотально, всем своим сущг-ст/юм.
Если это хорошо, оно станет вашей частью. Если это не хорошо, вы выйдете из new. В этом красота тотальности, в этом секрет тотальности.
Я не говорю, что вы должны совершать грехи. Я не даю заповедей. Я не говорю: «Делайте это. Это нравственно и добродетельно». Ничего подобного. Я говорю, что вы должны делать то, что вам хочется. Если вы хотите быть вором, будьте тотальным вором. Если это добродетель, она станет вашей частью. Если это не добродетель, вы выйдете из нее. Если вы хотите гневаться, гневайтесь тотально. Если оно того стоит, вы получите от этого удовольствие. Если вы почувствуете, что это чепуха, оно само отпадет.
Критерий — тотальность.
ООО
У будды не бывает сожалений. Он никогда не оглядывается назад — в этом нет смысла. Все, что он сделал, он сделал тотально и полностью.
Вам постоянно приходится оглядываться назад по той простой причине, что вы живете частично, фрагментарно. В жизни участвует только часть вас, вы никогда полностью не присутствуете в том, что делаете. После вы начинаете думать: «Мне следовало сделать это», или «Мне следовало сделать то», или «Вероятно, это можно было сделать лучше». Вы начинаете сожалеть, вы начинаете испытывать чувство вины. Ваши действия не завершены, именно поэтому они продолжают отягощать вас.
Когда действие совершается тотально, всецело, когда вы полностью отдаетесь ему — тогда, как только вы заканчиваете его, вы заканчиваете его целиком и полностью.
Запомните этот основной закон: если вы погружаетесь во что-то полностью, вы можете полностью и выйти из него. Если вы вошли в него не полностью, вы останетесь в нем, даже когда его время закончится. Даже когда дни его пройдут, вы — будете в нем. Какая-то ваша часть будет продолжать цепляться за прошлое, и вы всегда будете несчастны. Что бы вы ни выбрали, за этим непременно последует несчастье, поскольку рано или поздно вы поймете, что могли бы сделать это лучше.
Но человек осознания знает, что сделать что-либо лучше — невозможно. Зачем же о нем помнить? Будда не помнит прошлое. Это не значит, что у него нет памяти,— его память еще лучше, чем ваша, просто его память является молчаливым хранилищем. Если она ему нужна, он ее использует, но он не является рабом своей памяти.
И он никогда не думает о будущем. Он никогда не репетирует будущее, поскольку он знает: «Что бы ни произошло, я всегда буду в нем со всей своей тотальностью. Большее — невозможно». Поэтому он действует спонтанно, без воспоминаний, без будущих проекций. Его действие тотально и всегда принадлежит настоящему, а такое действие дает свободу.
6 огня: Успех
Просто продолжайте двигаться, на- слаждаться всем, что встречается на вашем пути. Если возникает успех, наслаждайтесь им. Если вояникает неудача, наслаждайтесь ею — поскольку неудача приносит наслаждение, которое не способен доставить успех. Успех также приносит радость, которую не может принести неудача.
Если вы хотите добиться успеха, вы всегда будете несчастны. Вы можете
преуспеть или не преуспеть, но одно можно сказать совершенно точно: вы будете несчастны.
Если вы хотите добиться успеха и случайно, нечаянно преуспеете, вы не достигнете самореализации, поскольку так устроен ваш ум. Все, чего бы вы ни добивались, сразу теряет смысл, и ум начинает идти впереди вас. Он желает все большего и большего; ум — это не что иное, как желание большего. Но это желание никогда не может осуществиться, поскольку, чего бы вы ни достигли, вы всегда можете представить себе нечто большее. И расстояние между этим «большим» и тем, что вы имеете, остается неизменным.
Это — одна из постоянных вещей в жизни человека: все меняется, но расстояние между тем, что вы имеете, и тем, что вы хотели бы иметь, остается неизменным.
Альберт Эйнштейн говорит: «Скорость времени остается неизменной — это единственная константа». А будды говорят: «Скорость ума остается неизменной. И истина в том, что ум и время — это ие разные вещи, это одно и то же; это разные названия одного и того же».
Поэтому, если вы хотите добиться успеха, вы можете преуспеть, но вы не будете довольны. В чем смысл успеха, если вы — недовольны? Да и преуспеть вы можете лишь случайно; вероятнее всего, вас постигнет неудача, поскольку вы не единственный, кто охотится за успехом,— миллионы людей пытаются достичь успеха.
ООО
В стране с населением в шестьсот миллионов людей только один человек может быть премьер-министром — а стать президентом или премьер-министром хотят все шестьсот миллионов жителей. Добивается же успеха только один, все остальные терпят неудачу. Вероятнее всего, вы потерпите неудачу; с точки зрения математики неудача гораздо вероятнее, чем успех.
Если вы потерпите неудачу, вы будете разочарованы; вся жизнь покажется вам пустой тратой времени. Если вы преуспеваете, вы на самом деле никогда не добиваетесь успеха; если вы терпите неудачу, вы действительно терпите неудачу — в этом весь фокус.
Но если вы — против достижения успеха, это означает, что у вас лишь иное представление об успехе: вы думаете, что успех — это избавление от бредовой идеи достичь успеха. У вас возникает другая идея, другое представление — и снова расстояние, снова желание.
Именно это вынуждает людей становиться монахами и уходить в монастырь. Эти люди — против успеха. Они хотят уйти от мира, в котором правит конкуренция,— они хотят убежать от. него, чтобы избежать провокации, искушения, чтобы пребывать в покое. И они стараются не желать успеха. Но это — все равно желание! Теперь они лелеют идею духовного успеха: как преуспеть и стать Буддой, как преуспеть и стать Христом. Снова идея, снова расстоя- ние. снова желание — и вся игра начинается заново.
Я — не против успеха; именно поэтому я остаюсь в мире, иначе я бы ушел. Я — не за успех и не против него. Я говорю: «Будьте бревном, плывущем по реке,— что бы ни случилось, позвольте ему случиться. Не делайте собственного выбора. С радостью принимайте все, что к вам приходит. Иногда наступает день, иногда наступает ночь; иногда приходит счастье, иногда приходит несчастье — не выбирайте, просто все принимайте».