Разработка туристского продукта — достаточно сложный, многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении ряда условий:
· проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды туристского продукта;
· определение видов, форм и элементов туристского продукта, периодичности его предоставления;
· анализ реальных затрат на разработку и реализацию предполагаемого к продаже туристского продукта;
· оценка экономической эффективности и целесообразности разработки туристского продукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах.
Процесс разработки и реализации туристского продукта потребителю включает четыре этапа.
1. Исследование рынка, спроса и предложения, разработка программы тура, его экономическая и ценовая проработка.
2. Экспериментальная оценка разработанной услуги и турпродукта, т.е. первый пробный тур, презентация продукта и его реклама, анализ предполагаемого спроса на данный турпродукт.
3. Внедрение туристского продукта; проработка технологической документации (договоров, графиков заезда, программ обслуживания и др.); обучение персонала, его стимулирование.
4. Формирование системы управления производством и сбытом нового турпродукта, обеспечивающей его реализацию и постоянное совершенствование в соответствии с запросами потребителей.
Рабочий цикл создания турпродукта требует тщательного планирования, подготовки и координации и содержит следующие направления деятельности туроператора:
1. Исследования. Результаты исследований заключаются в прогнозировании размера рынка и изменений моделей отдыха. Эти прогнозы помогают выбрать дестинации, которые определяют условия доступа, степень развития туристской инфраструктуры и политического климата в принимающей стране. После выбора дестинации исследовательский процесс дает возможность туроператору выбрать рыночную стратегию.
|
2. Планирование мощностей. Прогнозы рынка могут использоваться для планирования общей мощности, которая вместе с рыночной стратегией определяет характеристики тура по типу, дестинации и объему. После составления программы тура, туроператоры приступают к фазе переговоров с поставщиками услуг.
3. Финансовая оценка. Туроператор должен окончательно определить цены более чем за 8 месяцев до даты первого отправления. Риск заключен в том, что они определяются заранее. Существуют три основных риска, которые должны быть учтены:
1. Контракты с местными поставщиками обычно заключаются в национальной валюте страны дестинации.
2. Валютой платежа для расчетов с авиакомпаниями обычно выступает доллар США.
3. Авиакомпании имеют право поднять цены в ответ на рост цен на горючее.
Многие туроператоры покрывают эти риски следующим образом: заранее покупая иностранную валюту, необходимую для выполнения контрактных обязательств, по согласованному курсу; включая сумму перерасхода, связанную с изменением курса валют, в окончательный счет клиента.
Маркетинг. Для продвижения новой туруслуги туроператору необходимо уделить внимание созданию и публикации каталога. Производство каталога начинается за несколько месяцев до даты опубликования с момента соглашения об условиях печати. Основные требования определяют сотрудники компании, а сам макет каталога разрабатывают специалисты студии дизайна. Каталог должен включать следующую информацию:
|
· Иллюстрации, обеспечивающие визуальное знакомство с дестинацией и возможностями для отдыха;
· Словесное описание возможностей для отдыха;
· Цены и график поездок в зависимости от сезона, различных точек прибытия и мест проживания. При этом прайс-лист должен печататься в последний момент, что позволит избежать непредвиденных расходов на его замену.
Администрирование. Из-за сезонного характера деятельности для работы с системой резервирования требуется дополнительный персонал. Представительство туроператора за рубежом набирает и обучает персонал с условием работы в течение года.
Управление туром. Квалифицированные туроператоры чаще всего предлагают туры, в которых турлидер сопровождает отдыхающих на протяжении всей поездки, чтобы улаживать все трудности. В его обязанности входит встреча туристов, организация трансферта, наблюдение или организация культурной программы и экскурсий.