Содержание работы туроператора в сфере организации выездных туров зависит от выбранной им схемы организации поездок -презентативной или репрезентативной.
Прямая (презентатиеная) организация туров подразумевает контактирование аутгонингового туроператора со всеми поставщиками туристических услуг: перевозчиком, средствами размещения, экскурсионными бюро, досуговыми организациями и т. д. Для прямой организации туров необходимо:
· отличное владение работниками туроператора всей информацией об особенностях работы поставщиков туристических услуг;
· личные связи менеджмента туроператора с руководством компаний-поставщиков туристических услуг (перевозчиками, хотельерами, аниматорами и т. д.);
· владение иностранными языками, что необходимо для ведения деловых переговоров;
· наличие возможностей легального перевода денежных средств за рубеж (банковские переводы, вывоз наличных средств).
Положительными чертами такой схемы организации работы аутгоинг-оператора являются:
· возможности заключения выгодных договоров оператора и хотельеров (подразумевающие значительные скидки за оптовые покупки номеров на туристический сезон), оператора и перевозчиков (фрахт транспортного средства);
· непосредственная ответственность туроператора за качество продаваемых им услуг;
· отсутствие необходимости переплачивать за посреднические услуги иностранным партнерам.
Однако можно выделить и некоторые негативные последствия при организации «прямой» схемы работы на аутгоинге:
· необходимость владеть информационной базой (относительно всех средств размещения в ассортименте оператора, анимационных и экскурсионных фирм, перевозчиков), что несомненно требует от туроператора значительного штата работников;
|
· необходимость командировок в курортные местности (с целью заключения договоров о сотрудничестве с местными предприятиями-поставщиками туристических услуг), что существенно повышает издержки оператора;
· необходимость международных переводов денежных средств (для осуществления валютных денежных переводов по банковской системе необходимо наличие валютного счета, кроме того, все переводы денег по банку фиксируются бухгалтерией, что приводит к росту налоговых отчислений и снижению прибыли оператора);
· необходимость учитывать специфику работы персонала зарубежных фирм – поставщиков туристических услуг (график работы, их национальные праздники, часовые пояса, менталитет, отношение к работе и т.д.);
· необходимость высоких издержек в организации туров (международные переговоры, обмен документацией);
Опосредованная (репрезентативная) организация зарубежных турпоездок отличается от прямой появлением в отношениях между отечественным аутгоинговым туроператором и зарубежными поставщиками туристических услуг некоего посредника, которыми в настоящее время выступают так называемые meet-компании. Meet-компания – это зарубежный инкаминговый туроператор, специализирующийся на приеме туристов из страны оператора. Услуги meet-компаний обычно включают расселение в отелях курорта, организацию трансфера из аэропорта и обратно, экскурсионную и культурную программу, то есть в полном объеме так называемое «наземное обслуживание». Это приводит к значительному упрощению аутгоинговой деятельности туроператора (которая в данном случае сводится только к организации доставки туристов к месту отдыха и обратно и работе с meet-компанией).
|
К достоинствам организации работы туроператора посредством услуг meet-компании можно отнести следующие:
· текущая информация о предложениях хотельеров, наличии мест, описание отелей и т.д. исходит из одного источника (meet-компании), что существенно облегчает работу менеджеров оператора (не требуется знание иностранных языков, трудного мониторинга предложений нескольких десятков отелей и транспортных организаций);
· работа с meet-компанией сулит значительно меньшие издержки, чем прямая организация туров;
· определение единого ответственного за качественное предоставление оплаченных оператором услуг лица (в данном случае, это будет ответственный менеджер meet-компании);
· экономическая выгода - возможность приобретать услуги «наземного обслуживания» у крупных зарубежных инкам-операторов, которые, по причине наличия у них жестких блоков мест в ряде местных отелей, имеют значительные скидки на услуги хотельеров.
· упрощение или значительное облегчение процедуры международных переводов валюты. В этом случае валютные расчеты ограничиваются один договор о сотрудничестве сторон.
Действительной же проблемой посреднической схемы организации международного выездного туризма является перспектива усиления лобби крупных meet-компаний в отношении небольших аутгоинговых операторов. Ввиду того, что крупная принимающая компания всегда даст минимальные цены «наземного обслуживания», чем не оставит аутгоинг-оператору другой альтернативы совместной работы, она получает реальную возможность оказания влияния на оператора (в особенности, если он - небольшая фирма).
Однако, несмотря на реальность наступления негативных последствий, схема работы аутгоинговых операторов через посредника — meet-компанию на современном российском рынке наиболее распространена. Именно к такой схеме работы прибегают большинство небольших или многопрофильных туроператоров, а также операторов, работающих на массовых и популярных направлениях. Тогда как схема прямой организации туров типична для солидных туроператоров, работающих на индивидуальных направлениях.