Автобусные путешествия могут быть организованы как на собственных автобусах, принадлежащих турфирме, так и на арендованных. В России перевозки пассажиров автомобильным транспортом могут выполнять только предприятия, имеющие лицензию на право осуществлять такие перевозки. Порядок взаимоотношений между автотранспортными предприятиями и операторами определяется и регулируется заключенным договором. Договор содержит следующие пункты:
· Количество автобусов и машино-часов с разбивкой на будние и выходные дни;
· Сроки согласования планов выделения автобусов с разбивкой по дням недели (за 10 дней до нала каждого месяца);
· Ориентировочная сумма платежей по договору;
· Условия выделения автобусов;
· Сроки подачи заявок и их формы;
· Взаимные обязательства и ответственность сторон;
· Маршруты, подлежащие обслуживанию;
· Порядок взаиморасчетов и другие вопросы.
Транспортные путешествия туристские бюро реализуют совместно с автотранспортными предприятиями на основе разовых, сезонных или годовых договоров аренды, если они не имеют на балансе собственного транспорта. Неотъемлемой частью данного договора является паспорт маршрута или карточка транспортного туристского маршрута. В паспорте (карточке) транспортного маршрута следует указать или приложить: тип маршрута (линейный, кольцевой, радиальный и т.д.); карту-схему маршрута с привязкой к населенным пунктам или уличной сети; график движения по маршруту; карту скоростей по трассе маршрута с указанием потенциально опасных участков; обозначения остановок, мест ночлега; дислокацию пунктов технической помощи, заправочных станций, пунктов питания в пути следования, пунктов медицинской помощи, расположение постов ГИБДД, дорожно-эксплуатационных служб и др.; продолжительность маршрута в часах, календарных днях; состояние дорожного покрытия; количество туристов на маршруте и др.
|
Наряду с требованиями, регламентируемыми Правилами дорожного движения, следует в договор или приложение к нему включить следующие пункты:
· обеспечение культуры обслуживания туристов;
· о санитарном состоянии автобуса (автомобиля);
· об ограничении (или запрещении) движения в ночное время;
· обеспечение транспортного средства аптечкой для пассажиров;
· наличие микрофона, радиотрансляции, телевизора, видео и средств связи;
· наличие устройств отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
· наличие запаса питьевой воды;
· наличие чистых чехлов, подголовников, занавесок;
· наличие багажных отсеков, отсеков для ручной клади и др.
Для длительных путешествий следует использовать высоко комфортабельные автобусы с мягкой подвеской, регулируемыми креслами, низким уровнем шума и вибраций, большим запасом хода с одной заправки, желательно, с экологически чистым топливом. При этом предусматриваются также такие атрибуты жизнеобеспечения, как гардероб, туалет, бар, холодильник, кухня и др.
Для дальних маршрутов предусматривается видеомагнитофон с несколькими мониторами (телевизорами) и пультом дистанционного управления, портативная магнитола, а также радиотелефон или рация с симплексной связью.
На внутренних туристских маршрутах используются автобусы различных классов в зависимости от дальности поездки, числа туристов в группе, категории маршрута, уровня комфорта и т.д.
|
Организация круизов
Круиз – это путешествие по воде, предполагающее заходы в порты различных стран с организацией в ни экскурсий. В настоящее время тенденция круизного бизнеса определяется повышением качества и количества услуг на борту судна, некоторые из которых представляют 12-14 палубные «плавучие города», вмещающие 2-2,5 тыс. человек.
Качество услуг обеспечивается достаточным количеством обслуживающего персонала и его высокой квалификацией. Многие круизы используются для специализированных бизнес-школ, семинаров, конференций, шоу-программ. В современных круизных суднах кроме традиционных услуг (бассейны, лифты, кино, видео, рестораны, сауны, солярии и т.д.) предусмотрены волейбольные площадки, теннисные корты, гольф и др. Все виды питания на судне предоставляются бесплатно. Питание на суднах супер-люкс только индивидуальное с учетом конкретных запросов, привычек, традиций. Здесь реализуется элитный клубный отдых.
За рубежом наиболее распространенные круизы по Карибскому бассейну, Средиземному морю, Балтийскому морю и вокруг Скандинавии. Популярны круизы также на Дальнем Востоке, в Индийском океане, Австралии, Аляске, Антарктиде.
Современный круизный лайнер должен обладать инфраструктурой, необходимой для эффективного предоставления услуг проживания, питания и организации досуга его пассажирам. К компонентам такой инфраструктуры относятся:
1. Номерной (каютный фонд). Каюты расоплагаются чаще всего на средних палубах и представляют собой много функциональные помещения, предназначенные для сна и отдыха круизеров. Учитывая класс и вместимость судна каюты классифицируются в зависимости от ряда факторов:
|
номера палубы, на которой располагается каюта;
месторасположение каюты на палубе (самые престижные - в середине судна);
наличие в каюте иллюминатора;
наличие в каюте отдельного выхода на палубу;
вместимость каюты;
площадь каюты;
наличие в каюте санитарно-гигиенических удобств и технических средств.
2. Предприятия общественного питания. Круиз предполагает полный пансион туристов. Организуется трехразовое питание пассажиров. В последнее время на бортах предлагается питание по системе «все включено».
3. Места общего пользования и проведения досуга. Практически на всех круизных судах имеются музыкальный салон и кинозал. На всех палубах есть бытовые службы, бары или буфеты. На верхней палубе обычно находится дискотека или ночной клуб. Кроме этого туристам предоставляется услуги бассейна, солярия, теннисного корта, спортплощадки, тренажерного зала, фитнесс-центра. Обязательны на круизных судах наличие медицинского пункта, экскурсионного бюро, представительство дирекции круиза.
Организаторами круиза могут быть: сами судоходные компании – владельцы лайнера или их дочерние компании; туроператоры.
Туроператоры фрахтуют судно с командой и обслуживающим персоналом для выполнения определенного маршрута, при этом они полностью принимают на себя риск непродажи кают на маршруте, оплачивая стоимость фрахта судовладельцу задолго до выполнения круиза.
Фрахт водного судна бывает разовым, либо сезонным. Размер фрахта зависит от ряда факторов:
Тип судна и уровень его комфорта;
Длительность путешествия;
География маршрута (запланированные расстояния, сложность прохождения участков маршрута);
Состав и качество оказываемых на борту лайнера услуг;
Численность требующегося обслуживающего персонала на борту и уровень их профессиональной подготовки;
Стоимость стоянок в портах, прохождения шлюзов и каналов;
Длительность запланированных стоянок в портах по маршруту;
Стоимость холостого или обратного хода лайнера (во избежание этого туроператоры планируют круизы таким образом, чтобы они завершались в отправных пунктах).