В силу характера и ограниченного объема работы мы не сможем сделать полного обзора тех ситуаций в развитии познания, когда мысленный эксперимент играл важную, а иногда даже решающую роль. Мы ограничимся только обзором тех мысленных экспериментов, которые оказались существенными для становления и развития основных теоретических концептуальных систем физики Нового времени, т. е. начиная с XVII в. Несколько опережая конкретный материал, скажем, что нет ни одной концептуальной системы физического знания, для которой роль мысленного эксперимента не была бы весьма значительной.
Первой теорией, которая может рассматриваться как современная научная теория, является классическая механика. Создание основ механики связано с трудами Галилея, установившего принципы существования движения по инерции и относительности движения. Средством установления этих фундаментальных принципов классической механики были чрезвычайно многочисленные мысленные эксперименты, подробно обсуждаемые в классических трудах Галилея. Наибольшую известность среди них приобрели мысленные эксперименты с движением шариков по наклонной плоскости и с мухами в каюте корабля[26].
Не менее важную роль в развитии механики сыграл также мысленный эксперимент Ньютона с вращающимся ведром[27], при помощи которого обосновывался абсолютный характер пространства.
В дальнейшем развитии механической картины мира мысленный эксперимент неоднократно использовался при создании механических теорий различных явлений, начиная от теории движения жидкости и кончая попытками построения механических моделей электромагнитных процессов. Классическим приемом в этих рассуждениях было мысленное выделение малого участка среды и рассмотрение его равновесия или движения под действием системы сил, действующих на него, включая силы, действующие со стороны соседних элементов. При этом вся схема мысленного выделения элемента строилась так, чтобы эффекты, связанные с конечностью его размеров, имели второй порядок малости. Классическим примером применения этого метода является вывод формулы Лапласа для избыточного давления над поверхностью жидкости, искривленной силами поверхностного натяжения[28].
|
Этот способ, развитый первоначально в механике, оказался очень плодотворным для получения дифференциальных уравнений, описывающих процессы, иногда достаточно далекие от механики. Он широко применяется в курсах математической физики для вывода уравнений теплопроводности, диффузии, колебаний струны и ряда других. Однако применимость этого приема ограничена областью явлений, обладающих достаточной степенью макроскопичности и близости к механическим явлениям. Он не может быть использован для получения уравнений, описывающих полевые электромагнитные процессы или квантовые не квазиклассические явления. Поэтому такой тип мысленного эксперимента в настоящее время имеет в основном (хотя и не исключительно) учебное значение.
Следующими после классической механики фундаментальными физическими теориями были термодинамика, естественно перераставшая в статистическую физику, и электродинамика. Эти теории развивались во времени в значительной степени параллельно, и в конце XIX — начале XX в. имело место достаточно сильное взаимодействие между ними. Эти обстоятельства затрудняют выполнение строго последовательного обзора и делают выбор несколько произвольным. Мы начнем с рассмотрения термодинамики.
|
Возникновение теоретической термодинамики в начале XIX в. связано с мысленным экспериментом С. Карно, проанализировавшим работу тепловой машины с идеальным газом в качестве рабочего тела и определенной последовательностью стадий работы (цикл Карно)[29]. Результатом этого анализа было установление второго закона термодинамики — принципа возрастания энтропии.
Значение мысленного эксперимента Карно в термодинамике не исчерпывается этим основополагающим, но все же единственным результатом. Цикл Карно явился прототипом метода циклов. Содержание этого метода состоит в том, чтобы для очень многих явлений построить циклический процесс и, применяя второй закон термодинамики, получить важное соотношение, связывающее параметры изучаемого явления. Таким способом, например, выводится уравнение Клапейрона — Клаузиуса для зависимости давления насыщенного пара от температуры[30]. Наиболее известным мысленным экспериментом этого типа является «ящик обратимости» Вант-Гоффа, позволяющий рассмотреть равновесие в системе реагирующих газов[31].
После успешного применения этого метода Я. Вант-Гоффом он получил очень широкое распространение в приложениях термодинамики к конкретным системам. Как пишет Дж. Партингтон, «со времени Вант-Гоффа метод круговых процессов, придумываемых ad hoc для вывода необходимого уравнения, широко применяется в физической химии»[32]. На использовании метода циклов полностью построен известный в начале XX в. курс теоретической химии В. Нернста[33]. Этот метод нашел применение и за пределами химической термодинамики. Здесь наиболее значительным его достижением является термодинамическое обоснование существования светового давления в мысленном эксперименте Бартоли—Больцмана с тепловой машиной, в которой рабочим телом является равновесное излучение[34].
|
Вообще развитие термодинамики излучения (тем самым и начало квантовой теории) тесно связано с мысленными экспериментами Г. Кирхгофа, «Л. Больцмана, В. Вина[35].
Дальнейшее развитие термодинамики привело к постепенному вытеснению метода термодинамических циклов более строгим формальным методом термодинамических потенциалов, но как учебный и иллюстративный прием он сохраняется и в современных книгах.
Основным принципом получения результата в методе термодинамических циклов является II закон термодинамики — принцип возрастания энтропии. Однако существует модификация метода циклов, использующая I закон термодинамики — закон сохранения энергии, это метод круговых процессов типа Борна—Габера. В круговом процессе Борна—Габера производится мысленное разделение материальной системы (кристалла, молекулы) на ионы, превращение ионов в атомы, атомов в чистые вещества (молекулы газа или куски металла) и, наконец, реакция веществ с образованием исходной системы. В конечном итоге составляется уравнение баланса энергии для всего кругового процесса, позволяющее найти трудно доступную (или вообще недоступную) для прямого измерения энергетическую характеристику одного из этапов, если энергетические характеристики всех остальных этапов известны из эксперимента или теоретического расчета.
Метод круговых процессов Борна—Габера сыграл выдающуюся роль в развитии физики ионных кристаллов[36], он применялся также для нахождения энергии связи атомов в молекулах[37], энергии адсорбции атомов на поверхности твердых тел[38]. Общим условием применимости метода энергетических циклов является возможность достаточно однозначного разделения взаимодействующей системы на отдельные индивидуализируемые части. Например, в случае молекулы таким условием выступает резко выраженный характер связи — ионный или ковалентный. В промежуточных случаях этот метод неприменим.
Метод энергетических циклов, так же как и метод термодинамических циклов, в настоящее время последовательно вытесняется более строгими теоретическими методами расчета, сохраняя свое значение лишь как качественный полуэмпирический способ оценки.
Развитие термодинамики в первой половине XIX в. закономерно привело к возникновению молекулярно-кинетической теории. При этом важным моментом была тенденция дать термодинамике более глубокое обоснование. И у истоков этого этапа развития физики также стоит выдающийся мысленный эксперимент — «демон» Максвелла. Подробный и разносторонний анализ «демона» Максвелла дан в книге Л. Бриллюэна[39]. Здесь же мы отметим лишь то характерное обстоятельство, что в этом мысленном эксперименте Максвелл, бывший сам одним из создателей молекулярно-кинетической теории, установил противоречие между II законом термодинамики и элементарными молекулярными представлениями. Анализ этого противоречия стал началом развития статистической интерпретации энтропии и вообще статистической физики как новой ветви точного естествознания.
Однако дальнейшее развитие статистической физики уже не связано с применением мысленных экспериментов и носит резко выраженный математический характер.
Как уже говорилось выше, параллельно с термодинамикой в XIX в. шло развитие электродинамики. Создание полевой теории электромагнитных явлений потребовало совершенно нового, немеханического представления о непрерывной среде. Поле не является совокупностью «частиц», действующих друг на друга посредством сил и подчиняющихся законам Ньютона. Учет этого обстоятельства связан с необходимостью выработки новых подходов к анализу явлений, что и было выполнено Фарадеем и Максвеллом, причем в этом процессе значительную роль играли мысленные эксперименты. Мы не будем рассматривать конкретные мысленные эксперименты самих Фарадея и Максвелла, в большем числе встречающиеся в их работах[40]. Укажем лишь, что они по своему характеру близки к мысленным экспериментам математической физики, упоминавшимся выше. В этом отношении показательной является реконструкция мысленного эксперимента Максвелла, выполненная Эйнштейном и Инфельдом[41]. Рассматривается виток, для которого выполняется закон индукции Фарадея и который мысленно стягивается в точку с целью исключения влияний конкретной формы витка. Эта процедура используется для того, чтобы ввести понятие поля в точке, и по своей сути является содержательным определением математической операции ротора.
Дальнейшее развитие классической физики было связано с углублением анализа электромагнитных процессов и формированием электромагнитно-полевой картины мира. При этом физики очень активно использовали метод мысленного эксперимента. Выше уже упоминались мысленные эксперименты Кирхгофа, Бартоли—Больцмана и Вина при анализе термодинамических закономерностей излучения. Аналогичную роль играли мысленные эксперименты по электромагнитно-полевому обоснованию механики. Таким образом, например, Газенерлем[42] было установлено существование инерции излучения и выведена формула связи между инертной массой и энергией, явившаяся предшественницей знаменитой формулы Е = тс2. Сложность этого мысленного эксперимента состоит в том, что электрические силы на электромагнитное излучение не действуют, а прикрепить к ним стержень или пружину невозможно даже в воображении. Газенерль рассмотрел излучение в зеркальном ящике, подвергающемся ускорению. При этом в силу эффекта Допплера для электромагнитных волн возникает разность давлений света на противоположные стенки ящика, которая фиксируется как проявление инерции излучения.
Электромагнитно-полевая картина мира и термодинамика излучения образуют завершающий этап развития классической физики. Физика XX в. знаменуется возникновением и развитием неклассических теорий — специальной и общей теорий относительности, квантовой механики и квантовой теории поля. В процессе формирования этих теорий мысленный эксперимент играл не меньшую роль, чем в период развития классической физики.
Первым из них был мысленный эксперимент Эйнштейна по установлению относительности понятия одновременности в различных системах отсчета («поезд» Эйнштейна)[43]. В этом рассуждении впервые было введено представление о необходимости обмена сигналами для синхронизации часов и получены следствия из принципа конечности скорости распространения сигнала в любой системе отсчета. Не менее важное значение анализируемый нами метод имел и в становлении общей теории относительности. Здесь необходимо отметить мысленный эксперимент П. Эренфеста, рассмотревшего метрические отношения во вращающейся системе[44]. Эренфест показал, что учет релятивистского сокращения масштабов приводит к изменению метрических отношений в неинерциальной системе, и тем самым продемонстрировал необходимость перехода к неевклидовой (римановой) метрике пространства. В дальнейшем к обсуждению этого эксперимента неоднократно обращался сам Эйнштейн[45]. Еще большую известность получил мысленный эксперимент Эйнштейна по анализу физических процессов в локально ускоренной системе отсчета («лифт» Эйнштейна)[46]. Он стал началом для формулирования принципа эквивалентности ускорения и гравитационных сил. Таким образом, два фундаментальных положения ОТО (неевклидовость пространства и принцип эквивалентности) обязаны своим происхождением использованию метода мысленного эксперимента. Однако необходимо отметить, что дальнейшее развитие этих теорий, в особенности ОТО, происходило без использования мысленных экспериментов и скорее связано с методом математической гипотезы.
Несколько позднее теории относительности начала развиваться новая ветвь неклассической физики — квантовая теория. В этом процессе метод мысленного эксперимента использовался чрезвычайно» широко, и с этим этапом его применения связано, видимо, широко распространенное мнение о его особой роли в физике микромира. Наиболее важными для развития квантовой механики явились мысленные эксперименты Гейзенберга («микроскоп» Гейзенберга)[47],. Эйнштейна и Бора в их знаменитой дискуссии об основаниях квантовой механики[48], Эйнштейна—Подольского—Розена[49], а также мысленные опыты Ландау—Пайерлса и Бора—Розенфельда, посвященные проблеме измеримости в квантовой теории поля[50]. Мы рассмотрим подробно только «микроскоп» Гейзенберга, поскольку в этом рассуждении очень выпукло выступают наиболее характерные черты мысленного эксперимента как метода исследования.
Рассматривая вопрос об измерении координаты микрочастицы с помощью пучка света, рассеиваемого этой частицей, Гейзенберг установил, что ошибка в определении координаты Dх имеет величину порядка длины волны используемого излучения l. Одновременно неопределенность импульса частицы, появляющаяся в результате рассеяния (комптон-эффект), Ар примерно равна импульсу фотона. Далее, используя классические формулы lv = с, Е = ср и квантовую формулу Е = hv, где v — частота излучения, Е — энергия фотона, а р — его импульс, Гейзенберг получил знаменитое соотношение неопределенностей: Dх×Dр ~ h. Эта формула устанавливает условие совместности классических (волновых) и квантовых представлений, атакже границы применимости таких классических понятий, как координата и импульс.
Такой же смысл имеют и мысленные эксперименты, явившиеся предметом дискуссии Эйнштейна и Бора. В них также рассматриваются условия совместности корпускулярных и волновых представлений, но инструментами служат измерение координаты при помощи щели и выявление волновых свойств в дифракционной картине.
И наконец, так же как и в предыдущих случаях, в квантовой механике и теории поля метод мысленного эксперимента играет значительную роль в период становления теории, вытесняясь в дальнейшем более строгим математическим анализом. В современных учебниках соотношение неопределенностей уже не выводится при помощи «микроскопа» Гейзенберга. Для этого используются коммутационные соотношения операторов координаты и импульса.
После 1935 г. появился только один яркий пример мысленного эксперимента — «опыты» Пайса—Пиччиони, посвященный анализу принципа суперпозиции состояний в квантовой теории элементарных частиц[51]. Это не значит, что мысленный эксперимент полностью исчез из обихода физиков. Им часто пользуются в устных обсуждениях и дискуссиях, но в научной литературе к нему избегают обращаться.
В заключение данного параграфа мы хотим повторить положение, выдвинутое в начале: нет ни одной крупной физической теории в возникновении или развитии которой метод мысленного эксперимента не сыграл бы очень важной роли. Одновременно надо отметить, что по мере развития любой теории этот метод уступает место более строгому математизированному рассмотрению.
ОБСУЖДЕНИЕ МЫСЛЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Широкая распространенность и очевидная эффективность мысленных экспериментов не могли не вызвать у методологов и физиков, занимавшихся методологией научного познания, тенденции обсудить сущность, основания и функции этого метода. Первыми авторами, обратившими на него внимание, были П. Дюгем[52] и Э. Мах[53]. Оба они рассматривают мысленный эксперимент примерно с одинаковых позиций, а именно как продумывание в мысленном варианте будущих реальных экспериментов, как еще не поставленный опыт. Тем более замечательным является радикальное расхождение между ними в оценках его значимости. Дюгем относился к нему резко отрицательно, называя этот прием «фиктивным экспериментом», и полностью отвергал его значение в процессе познания. Мах же очень высоко оценивал роль мысленного эксперимента, рассматривая его как предшественника реальных экспериментов, как еще не поставленный опыт[54]. При этом Мах выделил очень важную черту мысленных экспериментов — идеализацию и устранение некоторых факторов для того, чтобы иметь возможность оценить действие других, так сказать» «в чистом виде»[55]. Но в общем понимание сущности мысленного эксперимента у Дюгема было глубже, чем у Маха. Мах все время подчеркивает психологический аспект мысленного опыта, тогда как Дюгем обращает внимание на зависимость его от принципа[56], т. е. на теоретический аспект этого метода.
Однако в целом ни Дюгем, ни Мах не смогли вскрыть действительной природы мысленного эксперимента, хотя оба они сумели заметить очень важные его аспекты. Это произошло вследствие порочности их исходных философских установок, имевших, если так можно выразиться, ультраэмпиристский характер. Это вообще характерно для позитивизма, полностью отрицавшего или существенно ограничивавшего гносеологическое значение теории.
Поэтому неудивительно, что после первых двух работ, в которых делалась попытка анализа мысленного эксперимента, в зарубежной философской литературе практически не появлялось трудов, посвященных этому вопросу. «Третий» позитивизм с его отказом от анализа возникновения нового значения вообще не оставлял места для подобной проблематики. В то же время марксистская методология научного познания находилась в стадии становления, и ее внимание было привлечено к более фундаментальным и принципиальным вопросам. Кроме того, ряд обстоятельств, связанных с ситуацией конца 40-х — начала 50-х годов, привел к резко ошибочным оценкам мысленного эксперимента.
Таким образом, длительное время в литературе практически отсутствовал анализ мысленного эксперимента, если не считать работ ряда крупных физиков (М. Планк, А. Эйнштейн), в которых этот метод не столько анализировался, сколько описывался[57].
Существенный сдвиг в этом отношении приходится на начало 60-х годов, причем происходит он именно в советской философской литературе. Это обстоятельство не является случайным, так как в зарубежной литературе проблема возникновения новых научных представлений и развития науки начала рассматриваться под очень специфичным углом зрения, при котором внутренний анализ науки и ее методов был существенно подавлен (известная работа одного из видных представителей постпозитивистского направления в зарубежной философии науки — П. Фейерабенда носит достаточно вызывающее название «Против метода»). Поэтому в дальнейшем изложении нашей темы мы будем опираться в основном на результаты советских исследований.
Центральным пунктом методологического анализа мысленного эксперимента является выяснение его сущности как метода исследования, а также структуры и функций в научном познании. При этом различные авторы делают акцент на разных аспектах общей проблемы, выделяя ту или иную ее сторону, но очевидно, что наиболее принципиальным является именно вопрос о сущности мысленного эксперимента. Понимание структуры и функций указанного метода существенно зависит от ответа на этот основной вопрос.
В современной методологической литературе (начиная с 1959 г.) можно выделить три точки зрения на мысленный эксперимент.
1. Первая из них, восходящая к Дюгему и Маху, рассматривает его как продумывание реального эксперимента и подготовку к нему. Эта точка зрения, которую можно квалифицировать как радикально экспериментистскую, не получила широкого распространения и представлена в известной автору литературе всего одной работой[58]. Основанием здесь является весьма очевидная аналогия между продумыванием опыта и процедурой, выполняемой в мысленном эксперименте. Более того, некоторые из мысленных экспериментов явно оказались прототипами реальных, хотя конкретная реализация обычно существенно отличается от общей схемы первоначальных рассуждений. Так, например, мысленный эксперимент Эйнштейна — Подольского — Розена оказался реализован в ряде современных опытов с распадающимися квантовыми системами, а «опыт» Пайса — Пиччиони был реализован почти без всяких изменений принципиальной схемы. В этом отношении, видимо, можно частично согласиться с А. В. Славиным, который выделяет два типа мысленных экспериментов — такие, которые служат частью подготовительной работы для постановки реального опыта, и такие, которые на практике не могут быть реализованы[59]. Однако правильнее было бы говорить о мысленных экспериментах, допускающих и не допускающих реализацию. И дело здесь не в использовании идеализированных элементов, на чем настаивает А. В. Славин, а скорее в том, какую функцию выполняет мысленный эксперимент.
Как правило, он проводится не в расчете на реализацию, и большинство самых известных рассуждений — «ведро» Ньютона, «демон» Максвелла, «ящик обратимости» Вант-Гоффа, «микроскоп»-Гейзенберга — относится к этому типу. Поэтому подавляющая часть авторов работ, посвященных анализу мысленного эксперимента, не разделяют радикально экспериментистской позиции и обращают основное внимание на теоретический аспект этого метода. Но в рамках этой общей точки зрения возникают различные оттенки. Так, П. В. Копнин полагал, что мысленный эксперимент представляет собой обычное теоретическое рассуждение и, видимо, поэтому не считал нужным анализировать этот метод[60]. Аналогичного взгляда придерживался Т. Кун[61], в силу чего он рассматривал только функцию мысленного эксперимента, но не его природу и структуру. С этим мнением нельзя согласиться. Дело в том, что понятие «теоретическое рассуждение» является слишком общим и, когда речь идет о методе, который применяется достаточно широко и очевидно обладает своей спецификой, мало проясняет суть дела. Поэтому большинство исследователей, соглашаясь с тем, что мысленный эксперимент представляет собой теоретическое рассуждение, все же настаивают на том, что это не совсем обычное теоретическое рассуждение, и пытаются выявить его собственное содержание.
3. Наконец, определенной популярностью пользуется взгляд, согласно которому мысленный эксперимент — это некий гибрид теоретического рассуждения и реального эксперимента. Причем в ряде работ такая точка зрения присутствует, так сказать, в неявной форме. Наиболее очевидно она высказана К. Макаревичусом[62], который считает мысленный эксперимент продолжением и обобщением реального и именно с этим связывает возможность получения этим методом нового знания[63]. Здесь «гибридная» позиция почти смыкается с «радикальным экспериментизмом», хотя надо заметить, что в самой работе К. Макаревичуса достаточно много внимания уделяется теоретическому содержанию мысленного эксперимента. Более распространенным вариантом «гибридной» точки зрения является выделение в нем как принципиальной части мысленного оперирования чувственно наглядными образами[64].
Можно было бы подробнее рассмотреть градации в «гибридной» позиции, однако в силу недостатка места ограничимся лишь замечанием, что, по нашему мнению, исследователи, усиленно подчеркивающие оперирование чувственно наглядными образами, увлеклись чисто внешней, не общей чертой мысленных экспериментов. В них действительно достаточно часто используются наглядные модели, но отнюдь не всегда. Так, например, в цикле Карно фигурирует не чувственно наглядное представление о газе как совокупности движущихся молекул, а довольно абстрактное термодинамическое понятие идеального газа. Равным образом в круговых процессах типа Борна — Габера (энергетических циклах) используются не наглядные образы кристаллической решетки, иона, атома, молекулы и т. д., а абстрактные идеализированные схемы, определяемые лишь энергетическими характеристиками.
Вариантом экспериментизма является также точка зрения, что метод мысленного эксперимента может быть эффективен в тех условиях, когда реальный эксперимент поставить невозможно или очень трудно. Однако в практике научного познания к этому методу прибегают и тогда, когда реальный эксперимент осуществим, и тогда, когда его постановка затруднительна. Суть в том, что мысленный эксперимент дает знание иного типа и иным способом, нежели реальный.
Наиболее последовательный анализ мысленного эксперимента содержится в работах Т. Куна, А. В. Славина, М. В. Мостепаненко, а также в ранней работе автора этих строк[65], однако в каждой из них есть некоторая односторонность. В настоящей статье мы пытаемся дать синтез результатов ряда трудов и расширить достигнутое в них понимание.
Общим итогом предшествующего обсуждения является вывод о том, что мысленный эксперимент является специальным типом теоретического рассуждения. То обстоятельство, что теоретическое рассуждение способно давать новое знание, сомнений не вызывает. Вопрос в том, каков механизм получения этого нового знания. Очевидно, что способ порождения нового знания методом мысленного эксперимента отличается от обычного формально-логического вывода или решения уравнений аналитически или численно. И в этом отношении совершенно правы те авторы, которые подчеркивают содержательный характер рассуждений, проводимых в мысленных экспериментах. Следует, правда, отметить, что иногда проявляется тенденция связать содержательность с близостью к эксперименту[66], что видимо, является рецидивом экспериментизма в понимании метода. В действительности, содержательность рассуждения зависит от близости к эксперименту в той степени, в какой любая теория связана с эмпирическим уровнем, т. е. эту черту нельзя считать характерной особенностью мысленного эксперимента.
То же самое относится и к другой характеристике, которую очень многие авторы считают особенностью мысленного эксперимента,— оперированию идеализированными объектами. Ведь в любом теоретическом рассуждении имеют дело с идеализацией, поэтому выяснение сущности мысленного эксперимента связано не просто с указанием на этот непреложный факт, а с установлением того, какие именно идеализации используются в этом методе. Нам представляется, что фундаментальной идеализацией, характерной для мысленного эксперимента, является так называемая абстракция потенциальной осуществимости. Этот важный момент впервые рассмотрен вработе К. Макаревичуса. Общий логический анализ процедур идеализации и абстрагирования дан в ряде работ Д. П. Горского[67]. Однако в применении к естественным наукам идеализация потенциальной осуществимости получает специфическое выражение, ориентированное на теорию, в рамках которой она формулируется. В этом аспекте смысл этой идеализации можно определить так: потенциально осуществимой является любая процедура, не запрещаемая данной теорией, независимо от ее технической осуществимости. Специальной формой этого принципа выступает часто используемая в физике процедура схематизации (или, как ее часто называют, тривиализация). Суть ее состоит в требовании того, чтобы теория была применима не только в реалистической ситуации, но и к предельно упрощенной схеме. Например, в мысленных экспериментах, обсуждавшихся в дискуссии Эйнштейна и Бора, рассматривается дифракция электронов на системе двух щелей, хотя технически создать такие щели, которые были бы пригодны для наблюдения этого явления, невозможно вследствие наличия неоднородностей краев, а если бы и было возможно, то ограниченная чувствительность приборов все равно требовала бы более сложной системы, нежели две щели.
Использование подобного рода предельно упрощенных схем иногда принимается за необходимое условие проведения мысленного эксперимента, позволяющее выделить изучаемое явление, так сказать, «в чистом виде». На наш взгляд, это не вполне верно: действительно, процедура схематизации применяется очень часто, но все же не всегда. Например, в круговых процессах типа Борна — Габера схематизация (или тривиализация) не фигурирует, но идеализация потенциальной осуществимости используется в полной мере.
Однако выделение идеализации потенциальной осуществимости каких-либо операций еще не разъясняет содержания метода мысленного эксперимента. Для выяснения этого необходимо рассмотреть, как проводится рассуждение в нем. Любой мысленный эксперимент состоит в том, что приводится во взаимодействие ряд объектов или выполняется последовательно или параллельно ряд этапов. Все это, конечно, мысленно, на уровне теоретического рассуждения. При этом предполагается, что результат взаимодействия или результат каждого этапа известен нам по крайней мере принципиально, с точностью до некоторой числовой характеристики. В этом, собственно, и состоит «теоретичность» мысленного эксперимента. Но отсюда не становится понятным источник нового знания, получаемого
этим методом. Таким источником служит рассмотрение всех элементов мысленного эксперимента или всех его этапов как целостности (системы). То есть вторым фундаментальным принципом (после потенциальной осуществимости) является принцип системности теоретического знания. Эта важнейшая особенность обсуждаемого метода рассматривалась в работах Т. Куна, М. В. Мостепаненко и автора.
Таким образом, в любом мысленном эксперименте используется некоторый системообразующий принцип. Иногда он явно формулируется в самой структуре рассуждения. Например, в циклах типа Борна — Габера это закон сохранения энергии, а в методе термодинамических циклов — одна из форм II закона термодинамики (возрастание энтропии или максимальная возможная работа). В тех же случаях, когда системообразующий принцип еще неизвестен, мысленный эксперимент может стать средством его установления. К этому классу относятся соответствующие рассуждения Галилея, цикл Карно, «микроскоп» Гейзенберга. Специальным вариантом здесь выступают мысленные эксперименты, в которых устанавливается отсутствие в нашем знании системообразующего принципа — противоречивость системы. Таковым является «демон» Максвелла.
Подводя итоги данного параграфа, можно сформулировать следующие положения:
- мысленный эксперимент является специальным содержательным (неформальным) типом теоретического рассуждения;
- в мысленном эксперименте рассматривается модель взаимодействия нескольких объектов или модель процесса, содержащего
несколько взаимосвязанных этапов (стадий), причем результат взаимодействия или каждого этапа предполагается принципиально
известным;
- новое знание в мысленном эксперименте получается в результате рассмотрения взаимодействия разных элементов или совокупности этапов как целостной системы.