Вопрос о том, каковы функции мысленного эксперимента в научном познании, исследован в литературе значительно менее полно, чем вопрос о его сущности. Как правило, выделяются различные аспекты интерпретационной функции метода. Так, Т. Кун и автор рассмотрели мысленный эксперимент как средство упорядочивания теоретической системы — способ установления противоречивости[68]. Более общо (но неконкретно) подошел к проблеме М. В. Мостепаненко, сформулировавший положение о том, что основной функцией мысленного эксперимента является именно интерпретация его теоретической системы[69]. Однако и это решение, видимо, односторонне.
Дело в том, что авторы работ, посвященных анализу мысленного эксперимента, принимали во внимание только некоторые их классы, упуская из виду, что существуют и другие варианты. Если же попытаться рассмотреть все классы мысленных опытов, то оказывается, что функции этого метода в научном познании весьма многообразны и их нельзя свести только к одной или двум. Посмотрим, что же может дать метод мысленного эксперимента.
Прежде всего следует отметить, что он дает возможность получить в определенных условиях конкретную числовую оценку параметра. Это достигается, например, при использовании круговых процессов типа Борна — Габера, позволяющих определить неизвестную энергетическую характеристику сложных систем — энергию связи кристалл, молекулы и т. д. Правда, эта ситуация является чрезвычайна редкой (если вообще не уникальной).
Далее, мысленный эксперимент способен давать в качестве результатов соотношения, описывающие явления, уравнения процессов. Так, метод термодинамических циклов позволяет получать дифференциальные уравнения, связывающие физические параметры — уравнение Клапейрона — Клаузиуса для равновесных фазовых превращений и ряд других. Такие же функции выполняют мысленные эксперименты как тип рассуждений в математической физике (мысленные опыты Кирхгофа, Вина и многие другие).
Но все же важнейшей функцией мысленного эксперимента является интерпретационная. Как раз эту его сторону чаще всего выделяют методологи науки. Иногда она недооценивается, квалифицируется как иллюстративная. На самом же деле иллюстративность представляет собой частное проявление интерпретации, перешедшей из специально научной литературы в учебную. Именно эта функция мысленного эксперимента активно эксплуатируется в процессе обучения, создавая первичное понимание смысла физической теории. Одновременно эта сторона мысленного эксперимента в сочетании со схематизацией, часто сопровождающей его применение, создает наглядность, которая часто воспринимается как характерная черта метода. Тем не менее, одно указание на интерпретационную функцию еще не решает вопроса о том, как она реализуется. В действительности она сама имеет довольно сложную структуру, что связано со сложностью правил интерпретации теоретической системы.
В качестве предварительного результата анализа интерпретационной функции мысленного эксперимента можно выделить установление общего принципа, получение фундаментального соотношения, установление условий непротиворечивости системы или противоречия в системе. Эти характеристики не являются независимыми, так как общий принцип и условия непротиворечивости, как правило, выражаются в виде фундаментального соотношения, а противоречивость систем — в форме нарушения общего принципа или фундаментального соотношения. Наиболее важными соотношениями, полученными в результате применения метода мысленного эксперимента, являются формула Карно для максимального коэффициента полезного действия тепловой машины hmax= (T1 — T2)/T1 и соотношение неопределенностей Гейзенберга Dх×Dр ~ h.
Специальный интерес представляют мысленные эксперименты, в которых общий принцип выражается не в математической форме, а в виде аксиомы, позволяющей лишь в дальнейшем построить математическую форму теории. Так, в мысленных опытах Галилеем был установлен принцип существования инерциального движения, который смог быть выражен математически только после открытия Ньютоном законов динамики.
Весьма важными являются также мысленные эксперименты, указывающие на противоречивость системы. Обычно они формулируются в виде нарушения общего принципа или фундаментального соотношения и указывают на неполноту теоретической системы, в рамках которой строится данный мысленный эксперимент. Как правило, эта неполнота состоит в том, что в системе еще неизвестна важная характеристика элемента или этапа, использованного в процедуре распределения. Так, мысленный эксперимент Бартоли — Больцмана показал, что для получения правильной формы II закона термодинамики с тепловым излучением в качестве рабочего тела необходимо ввести световое давление. Наибольшую известность среди мысленных опытов, устанавливающих неполноту системы, получил «демон» Максвелла. Это был один из первых анализов физических явлений, вводивший «идеального наблюдателя». Разрешением этого парадокса явилось статистическое понимание энтропии и статистический анализ информации.
Аналогичная ситуация сложилась в дискуссии Эйнштейна и Бора. Мысленные эксперименты Эйнштейна, нарушавшие соотношение неопределенностей, фактически обнаруживали неполноту использования квантовых закономерностей, которые в то время применялись только к микрообъектам, но не к измерительным приборам. Боровский анализ этих противоречий привел к более последовательному применению квантовой механики и подвижным частям прибора.
Таким образом, мы видим, что функции мысленного эксперимента в научном познании достаточно многообразны и нет серьезных оснований выделять одну из них в ущерб остальным. Но для того чтобы иметь возможность выполнять эти функции, быть источником нового знания, мысленный эксперимент должен удовлетворять некоторым условиям корректности.
Вопрос о корректности мысленного эксперимента ставился в литературе, насколько нам известно, лишь в одной работе[70]. При этом в качестве условия корректности рассматривается последовательность позиции ученого, т. е., по сути дела, условие непротиворечивости (следует заметить, что в этой работе содержится грубая натяжка — автор говорит о каких-то неудавшихся мысленных экспериментах Гейзенберга без всяких доказательств и ссылок). С этой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку существуют мысленные эксперименты, которые явно направлены на установление противоречивости (непоследовательности, неполноты) теоретической системы. В этом случае само существование противоречия является результатом мысленного эксперимента. Примером такого рассуждения является знаменитый «демон» Максвелла. Равным образом нельзя считать некорректными мысленные эксперименты Эйнштейна в его дискуссии с Бором, хотя они и отличались непоследовательным использованием квантовых и классических представлений. Они дали положительный результат, хотя совсем не такой, какого ожидал Эйнштейн,— а именно привели к более последовательной системе анализа сочетания квантовых свойств микрообъекта и классических характеристик макроприбора.
Таким образом, условие корректности мысленного эксперимента состоит не в требовании непротиворечивости, а в другом. Как мы помним, при анализе сущности мысленного эксперимента мы обращали внимание на важную черту: результат взаимодействия идеальных элементов или результат каждого этапа в рассуждении считается известным[71]. Это требование выражает теоретическую сущность разбираемого метода. Но отсюда же вытекает и условие его корректности — каждый элемент и каждый этап его должны быть хорошо определены предшествующим знанием (опытом или теорией). Причина неудачи мысленного эксперимента — коль скоро она случается — заключается в использовании плохо определенных элементов или процедур (этапов).
В качество примера можно привести известное рассуждение-Беркли, при помощи которого он пытался обосновать отсутствие у объектов каких бы то ни было качеств, кроме ощущаемых, т. е. существование объектов только в ощущениях. Беркли рассматривает устранение (отнимание у объектов) чувственно воспринимаемых качеств и приходит к выводу, что оно означает ликвидацию самого существования объекта[72]. Здесь некорректность состоит в использовании неопределенной процедуры устранения чувственно воспринимаемых (по терминологии Дж. Локка — вторичных) качеств. Мы знаем, что такое лишать человека способности ощущать, но как отнимать «вторичные» качества у объекта (вишни) — совершенно неизвестно. Аналогичный характер имеет и более современный пример, использованный И. G. Алексеевым. В нем рассматривается «негеоцентрическое» разумное существо с размерами 10100 см (размер Метагалактики 1026 см). При этом утверждается, что в «негеоцентрической деятельности» этого субъекта не будет существовать таких объектов, как атомы, планеты и даже звезды[73]. Здесь неопределенным понятием является «негеоцентрическая деятельность», о которой ничего нельзя сказать, кроме отрицательного прилагательного «негеоцентрическая».
Использование плохо определенных объектов, свойств объектов и этапов процесса уничтожает познавательные возможности мысленного эксперимента, превращая его в фиктивный (по терминологии П. Дюгема).
Последний вопрос, которого мы коснемся, это вопрос о будущем мысленного эксперимента. Можно отметить то важное обстоятельство, что по своей сущности он обладает универсальной применимостью. Эта универсальность является следствием теоретической природы данного метода. Он не ограничен условием наглядности и может применяться к самым абстрактным объектам. Универсальность метода в сочетании с богатым историческим опытом его применения привели многих авторов к утверждению, что роль мысленного эксперимента в будущем развитии науки должна возрастать. Необходимость этого связывается часто с возрастанием роли модельных представлений в науке[74] или с усложнением объекта научного исследования, проникновением познания в области явлений, далекие от привычной практики[75].
Все эти рассуждения имеют абстрактный характер и не основаны на анализе реального процесса развития науки. В действительности же за последние 35 лет мысленный эксперимент в научных исследованиях использовался очень редко. Его, скорее, можно встретить в учебной литературе, что и дает зачастую повод характеризовать его не как метод познания, а как иллюстративный прием. Не соглашаясь с подобным мнением, мы все же вынуждены констатировать уменьшение в научной литературе числа ярких и значимых мысленных экспериментов и вытеснение их более строгими и формализованными методами.
В настоящее время еще трудно решить, является ли это уменьшение показателем изменения стиля мышления ученых или особенностью современного развития науки. Возможны оба варианта, но все же хотелось бы думать, что метод исследования, обладающий такими богатыми возможностями и имеющий такое замечательное историческое прошлое, не может исчезнуть из практической деятельности ученых. Тем более, что в устных беседах и обсуждениях мысленный эксперимент играет достаточно заметную роль.
Приложение 9
Литература [76]
- Arthur, R., 1999, "On Thought Experiments as A Priori Science," International Studies in the Philosophy of Science, 13/3: 215-229
- Bishop, M., 1998, "An Epistemological Role for thought Experiments", in N. Shanks (ed.), Idealization IX: Idealization in Contemporary Physics, Amsterdam: Rodopoi, pp. 19-33
- Bishop, M., 1999, "Why Thought Experiments are Not Arguments", Philosophy of Science, 66: 534-41
- Bokulich, A., 2001, "Rethinking Thought Experiments", Perspectives on Science, 9/3: 285-307
- Brendel, Elke, 2004, "Intuition Pumps and the Proper Use of Thought Experiments", Dialectica, 58/1: 88-108
- Brown, James Robert, 1991, Laboratory of the Mind: Thought Experiments in the Natural Sciences, London: Routledge
- Brown, James Robert, 1993, "Why Empiricism Won't Work." Proceedings of the Philosophy of Science Association, 2: 271-279
- Brown, J.R., 2004a, "Why Thought Experiments Transcend Experience," in C. Hitchcock (ed.), Contemporary Debates in the Philosophy of Science, Malden, MA: Blackwell, pp. 23-43
- Brown, James Robert, 2004b, "Peeking into Plato's Heaven." Philosophy of Science, vol. 71, 1126-1138
- Bunzl, Martin, 1996, "The Logic of Thought Experiments." Synthese, 106/2 (Fall): 227-240
- Buzzoni, Marco, 2004, Esperimento Ed Esperimento Mentale, Milano: FrankoAngeli
- Cargile, James, 1987, "Definitions and Counterexamples." Philosophy, 62: 179-193
- Cohen, M., 2005, Wittgenstein's Beetle and Other Classic Thought Experiments, Oxford: Blackwell
- Cohnitz, Daniel, 2006, Gedankenexperimente in der Philosophie, Paderborn: Verlag GmbH
- Cooper, Rachel, 2005, Metaphilosophy 36:3, 328
- Dancy, Jonathan, 1985, "The Role of Imaginary Cases in Ethics." Pacific Philosophical Quarterly, 66 (January-April): 141-153
- Dennett, D., 1991, Consciousness Explained, New York: Little Brown
- Dennett, D., 2005, Sweet Dreams, Cambridge, MA: MIT Press
- DePaul, M. And W. Ramsey (eds.), 2002, Rethinking Intuition: The Psychology of Intuition & Its Role in Philosophical Inquiry, New York: Rowan and Littlefield
- Duhem, P., 1954, Aim and Structure of Physical Theory, Princeton: Princeton University Press
- Gendler, Tamar Szabo, 1998, "Galileo and the Indispensability of Scientific Thought Experiment." The British Journal for the Philosophy of Science, 49/3 (Sept): 397-424
- Gendler, Tamar Szabo, 2000, Thought Experiment: On the Powers and Limits of Imaginary Cases. NY: Garland Press (now Routledge).
- Gendler, Tamar Szabo, 2002a, "Personal Identity and Thought-Experiments." Philosophical Quarterly, 52/206: 34-54.
- Gendler, Tamar Szabo., 2002b, "Thought Experiment." Encyclopedia of Cognitive Science. NY/London: Nature/Routledge.
- Gendler, Tamar Szabo, 2004, "Thought Experiments Rethought — and Reperceived." Philosophy of Science, 71: 1152-1164.
- Gendler, Tamar Szabo, 2005, "Thought Experiments in Science." Encyclopedia of Philosophy. New York: MacMillan
- Gendler, Tamar Szabo and John Hawthorne, eds., 2002, Conceivability and Possibility. NY/Oxford: Clarendon/Oxford University Press.
- Genz, H., 1999, Gedankenexperimente, Weinheim: Wiley-VCH (in German)
- Gooding, D., 1993, "What is Experimental About Thought Experiments?" in D. Hull, M. Forbes, and K. Okruhlik (eds.) PSA 1992, vol. 2, East Lansing, MI: Philosophy of Science Association, pp. 280-290
- Gooding, David C., 1992, "The Cognitive Turn, or, Why Do Thought Experiments Work?" In Giere ed., Cognitive Models of Science. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1992, 45-76
- Gooding, David C., 1994, "Imaginary Science." British Journal for the Philosophy of Science, 45/4 (December): 1029-1045
- Hacking, I., 1993, "Do Thought Experiments have a Life of Their Own?" in D. Hull, M. Forbes, and K. Okruhlik (eds.) PSA 1992, vol. 2, East Lansing, MI: Philosophy of Science Association, pp. 302-308
- Haggqvist, S., 1996, Thought Experiments in Philosophy, Stockholm: Almqvist & Wiksell International
- Horowitz, T. and G. Massey (eds.), 1991, Thought Experiments in Science and Philosophy, Savage, MD: Rowman and Littlefield
- Humphries, P., 1994, "Seven Theses on Thought Experiments", in J. Earman et al., (eds) Philosophical Problems of the Internal and External World, Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, pp. 205-227
- Ierodiakonou, K., 2005, "Ancient Thought Experiments: A First Approach", Ancient Philosophy, 25: 125-140
- Irvine, A., 1991, "Thought Experiments in Scientific Reasoning," in Horowitz and Massey 1991, pp. 149-166
- Jackson, F., 1982, "Epiphenomenal Qualia", Philosophical Quarterly, 32: 27-36
- Jackson, M. W., 1992, "The Gedankenexperiment Method of Ethics." The Journal of Value Inquiry, 26: 525-535
- Janis, Allen I., 1991, "Can Thought Experiments Fail?" In Horowitz and Massey 1991, pp. 113-118
- King, Peter, 1991, "Mediaeval Thought-Experiments: The Metamethodology of Mediaeval Science." In Horowitz and Massey 1991, pp. 43-64
- Klassen, S., 2006, "The Science Thought Experiment: How Might it be Used Profitably in the Classroom?", Interchange 37/1: 77-96.
- Koyré, Alexandre, 1968, Metaphysics and Measurement. London: Chapman and Hall.
- Kuhn, T., 1964, "A Function for Thought Experiments", reprinted in T. Kuhn, The Essential Tension, Chicago: University of Chicago Press, 1977, pp. 240-265
- Kühne, U., 2005, Die Methode des Gedankenexperiments, Frankfurt: Suhrkamp
- Kujundzic, Nebojsa, 1992, "How Does the Laboratory of the Mind Work?" Dialogue, 32/3 (Summer): 573-578
- Kujundzic, Nebojsa, 1995, "Thought Experiments: Architecture and Economy of Thought ." The Journal of the British Society for Phenomenology, 26/1 (January): 86-93.
- Laymon, Ronald, 1991, "Thought Experiments of Stevin, Mach and Gouy: Thought Experiments as Ideal Limits and as Semantic Domains." In Horowitz and Massey 1991, pp. 167-192.
- Lennox, James G., 1991, "Darwinian Thought Experiments: A Function for Just-So Stories." In Horowitz and Massey 1991, pp. 223-245
- Lichtenberg, Georg Christoph, 1983, Schriften und Briefe: Sudelbücher, Fragmente, Fabeln, Verse (Erster Band). Ed. Franz H. Mautner. Frankfurt: Insel Verlag
- Mach, E., 1960, The Science of Mechanics, trans. by J. McCormack, sixth edition, LaSalle Illinois: Open Court
- Mach, E., 1976, "On Thought Experiments", in Knowledge and Error, trans. by J. McCormack), Dordrecht: Reidel, pp. 134-147
- Massey, Gerald, 1991, "Backdoor Analyticity." In Horowitz and Massey 1991, pp. 285-296
- McAllister, James, 1996, "The Evidential Significance of Thought Experiments in Science", Studies in History and Philosophy of Science, 27/2: 233-250
- McAllister, James, 2004, "Thought Experiments and the Belief in Phenomena" Proceedings of the 2002 Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association, Philosophy of Science, 71: 1164-1175
- McAllister, James, 2005, "The Virtual Laboratory: Thought Experiments in Seventeenth-Century Mechanics", in Helmar Schramm, Ludger Schwarte, and Jan Lazardzig, eds., Collection, Laboratory, Theater: Scenes of Knowledge in the 17th Century. New York: Walter de Gruyter; pp. 35-56
- Miscevic, N., 1992, "Mental Models and Thought Experiments", International Studies in the Philosophy of Science, 6/3: 215-226
- Miscevic, Nenad, 1997, "Categorial and Essentialist Intuitions: A Naturalist Perspective." Acta Analytica 12/19: 21-39
- Nersessian, Nancy, 1992, "How Do Scientists Think? Capturing the Dynamics of Conceptual Change in Science." In R. Giere (ed), Cognitive Models of Science. Minneapolis: University of Minnesota Press, pp. 3-44
- Nersessian, N., 1993, "In the Theoretician's Laboratory: Thought Experimenting as Mental Modeling" in D. Hull, M. Forbes, and K. Okruhlik (eds.) PSA 1992, vol. 2, East Lansing, MI: Philosophy of Science Association, pp. 291-301
- Norton, J., 1991, "Thought Experiments in Einstein's Work", in Horowitz and Massey 1991, pp. 129-148
- Norton, J., 1996, "Are Thought Experiments Just What You Always Thought?" Canadian Journal of Philosophy, 26: 333-366
- Norton, J., 2004a, "On Thought Experiments: Is There More to the Argument?" Proceedings of the 2002 Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association, Philosophy of Science, 71: 1139-1151. [Preprint available online].
- Norton, J., 2004b, "Why Thought Experiments Do Not Transcend Empiricism", in Christopher Hitchcock (ed.) Contemporary Debates in the Philosophy of Science. Oxford: Blackwell, pp. 44-66. [Preprint available online].
- Parfit, Derek, 1984/1987, Reasons and Persons. Oxford: Clarendon Press
- Rescher, N., 2005, What If?: Thought Experimentation in Philosophy, New Brunswick, NJ: Transaction Publishers
- Schildknecht, Christiane, 1990, Philosophische Masken: Literarische Formen der Philosophie bei Platon, Descartes, Wolff und Lichtenberg. Stuttgart: Metzler
- Sorensen, R., 1992a, Thought Experiments, Oxford: Oxford University Press
- Sorensen, Roy, 1992b, "Thought Experiments and the Epistemology of Laws." Canadian Journal of Philosophy, 22/1 (March): 15-44
- Stinner, A., 1990, Philosophy, Thought Experiments, and Large Context Problems in the Secondary Physics Course. International Journal of Science Education, 12/3: 244-157
- Swirski, Peter, 2007, Of Literature and Knowledge: Explorations in Narrative Thought Experiments, Evolution and Game Theory. London & New York: Routledge
- Thompson, Judith Jarvis, 1971, "A Defense of Abortion." Philosophy and Public Affairs, 1/1 (Fall): 47-66
- Tittle, P., 2005, What If…Collected Thought Experiments in Philosophy, New York: Pearson Longman
- Urbaniec, Jacek, 1988, "In Search of a Philosophical Experiment." Metaphilosophy, 19 (July-August): 294-306
- Wilkes, Kathleen V., 1988, Real People: Personal Identity without Thought Experiments. Oxford: Clarendon Press
- Witt-Hansen, Johannes, 1976, "H.C. Orsted, Immanuel Kant, and the Thought Experiment." Danish Yearbook of Philosophy, 13: 48-65
- Yablo, Stephen, 1993, "Is Conceivability a Guide to Possibility?" Philosophy and Phenomenological Research, 53/1 (March): 1-42
[1] Нетривиальные, современные и все более актуальные в настоящее время МЭ подобного типа, все шире обсуждаются в научной литературе. См., например: Noonan H.W. E.J.Lowe on vague identity and quantum indeterminacy // Analysis. – Cambridge, 1995. – Vol.55, N 1. – P.14-19.
[2] Абушенко В.Л. Мысленный эксперимент // Философский словарь // https://philbook.ru/content247276/
[3] Абушенко В.Л. Мысленный эксперимент // Философский словарь // https://philbook.ru/content247276/
[4] Thought Experiments // Stanford Encyclopedia of Philosophy // https://plato.stanford.edu/entries/thought-experiment/
[5] Гейзенберг В. Физика и философия – М., 1989. – с. 20-21.
[6] Фролов В. П. Введение в физику черных дыр. — М.: Знание, 1983. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Физика”; № 1)
[7] Если квантовые закономерности однозначно относятся к неклассике, то теорию относительности нередко оставляют в рамках классической науки.
[8] Эйнштейн А. Эволюция физики – М., 1966. – С201-202.
[9] Тейлор Э., Уилер Дж. Физика пространства-времени. – М., 1971. -
[10] См.: Vaidman L.: 1) On the paradoxical aspects of new quantum experiments // D. Hull, M. Forbes, & R. Burian (eds.), Proc. of the 1994 Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association, East Lansing, Michigan, 1994, vol. 1, pp. 211-214; PITT-PHIL-SCI00000564.; 2) The Reality in Bohmian Quantum Mechanics or Can You Kill with an Empty Wave Bullet? // arXiv:quant-ph/0312227/ - (31 Dec 2003. - Vol.1); 3) On chizophrenic experiences of the neutron or why we should believe in the many-worlds interpretation of quantum theory // arXiv:quant-ph/9609006 7. – (Sep 1996. – Vol.1) и др.
[11] Кроме, конечно, законов природы.
[12] Илларионов С.В. Мысленный эксперимент в физике, его сущность и функции //
[13] Thought Experiments // Stanford Encyclopedia of Philosophy // https://plato.stanford.edu/entries/thought-experiment/
[14] См. библиографию в Приложении 8.
[15] См. лекцию «Метафизический эксперимент».
[16] Kuhn, T., 1964, "A Function for Thought Experiments", reprinted in T. Kuhn, The Essential Tension, Chicago: University of Chicago Press, 1977, pp. 240-265.
[17] Thought Experiments // Stanford Encyclopedia of Philosophy // https://plato.stanford.edu/entries/thought-experiment/
[18] Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира Птолемеевой и Коперниковой. – М-Л., 1948. – С.146-147.
[19] М.Гарднер. «Теория относительности для миллионов». М., 1965. – С. 49-51.
[20] Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1966. – С. 193-201.
[21] Менский М.Б. «Человек и квантовый мир». Фрязино, 2005. – С. 82-86.
[22] Мах Э. Познание и заблуждение. – М., 2003. – с.192-207
[23] Илларионов С.В. Мысленный эксперимент в физике, его сущность и функции // Теория познания и философия науки. – М., 2007. – С. 379-397.
[24] См.: Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1958, с. 53.
[25] См.: Мах Э. Познание и заблуждение. М., 1909, с. 188.
[26] См.: Галилей Галилео. Диалог о двух главнейших системах мира: птолемеевой и коперниковой. М.; Л., 1948, с. 138—147; см. также: Галилей Галилео. Беседы и математические доказательства.— Соч. М.; Л., 1934, т. 1, с. 417—418.
[27] См.: Ньютон И. Математические начала натуральной философии. Пг., 1915, кн. 1, с. 33—34.
[28] См.: Шебалин, О. Д. Молекулярная физика. М., 1978, с. 131—133.
[29] См.: Карно С. Размышление о движущей силе огня.— В кн.: Второе начало термодинамики. М.; Л., 1936, с. 26—31.
[30] См.: Партингтон Дж. Р., Раковский А. В. Курс химической термодинамики. Л., 1932, с. 77—78.
[31] См.: Там же, с. 158—159. же, с. 163.
[32] Там же, с. 163.
[33] См.: Nernst W. Theoretische Chemie. Leipzig, 1906.
[34] См.: Шепф X. Г. От Кирхгофа до Планка. М., 1981, с. 32—35.
[35] См.: Там же.
[36] См.: Ван Аркель, де-Бур. Химическая связь с электростатической точки зрения. Л., 1935, с. 45—52; см. также: Ормонт Б. Ф. Введение в физическую химию и кристаллохимию полупроводников. М., 1973, с. 338—340.
[37] См.: Кондратьев В. В. Физические и химические свойства молекул. М.; Л., 1928, с. 68—70.
[38] См.: Добрецов Л. Н., Гомоюнова М. В. Эмиссионная электроника. М., 1968, с. 461—462.
[39] См.: Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М., 1960.
[40] См.: Фарадей М. Избр. работы по электричеству и магнетизму. М.; Л., 1939; Максвелл Д. К. Избр. соч. по теории электромагнитного поля. М., 1952.
[41] См.: Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики.— Эйнштейн А. Собр. науч. тр. М., 1967, т. 4, с 436-457.
[42] См.: Кравец Т. П. Эволюция учения о энергии.— УФН, 1948, т. 36, № 3, с. 348-349.
[43] См.: Эйнштейн А. Собр. науч. тр. М., 1965, т. 1, с. 8—10.
[44] См.: Эренфест П. Равномерное вращательное движение твердых тел и теория относительности.— В кн.: Эренфест П. Относительность. Кванты. Статистика. М., 1972.
[45] См.: Эйнштейн А. Собр. науч. тр., т. 1, с. 189—190; т. 2, с. 28—29.
[46] См.: Эйнштейн А. Собр. науч. тр., т. 1, с. 452.
[47] См.: Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории. М.; Л., 1932, с. 15—207.
[48] См.: Бор Н. Дискуссия с Эйнштейном о проблемах теории познания в атомной физике.— В кн.: Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
[49] См.: Эйнштейн А. Собр. науч. тр. М.: 1966, т. 3, с. 604—611.
[50] См.: Розенфелъд Л. Квантовая электродинамика. - В кн.: Нильс Бор и развитие физики. М., 1958, с. 97—108.
[51] Окунь Л. Б. Слабое взаимодействие элементарных частиц. М., 1963, с. 202-203.
[52] См.: Дюгем П. Физическая теория, ее цель и строение СПб., 1910.
[53] См.: Max Э. Познание и заблуждение. М., 1909, с. 188—205.
[54] См.: Там же, с. 192—193.
[55] См.: Там же, с. 197—198.
[56] См.: Дюгем П.Физическая теория, ее цель и строение, с. 241.
[57] См.: Планк М. Физические очерки. М., 1925, с. 20; Эйнштейн А. Собр. науч. тр. Т. 3.
[58] См.: Korch H. Zur Kritik des physikalischen Idealisnras. Berlin, 1959.
[59] См.: Славин. А. В. Роль мысленного эксперимента в возникновении нового» знания.— В кн.: Очерки истории и теории развития науки. М., 1969, с. 203.
[60] См.: Копнин П. В. Гипотеза и познание действительности. Киев, 1962, с. 168.
[61] См..: Kuhn Т. A function for thought experiment.— In: Melanges Alexandre Koyre. P., 1964, vol. 2.
[62] См.: Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 1971.
[63] См.: Там же, с. 8—9.
[64] См.: Вальт Л. С. О роли мысленного эксперимента в развитии научных теории.— Учен. зап. Тарт. гос. у-та, 1962, вып. 24. Тр. по философии, № 6, с. 206; Глинский Б. С, Грязное В. С. и др. Моделирование как метод научного познания. М., 1965, с. 148—150; Славин А. в. Роль мысленного эксперимента в возникновении нового знания, с. 214—215.
[65] См.: Kuhn Т. A function for thought experiment; Славин А. В. Роль мысленного эксперимента в возникновении нового знания; Илларионов С. В. «Мысленные эксперименты» и их роль в развитии физики,— В кн.: Философские
проблемы современной физики. М., 1969; Мостепаненко М. В. Мысленный эксперимент и проблема формирования нового знания.— Вопр. философии, 1973, № 2.
[66] См.: например: Славин А. В. Роль мысленного эксперимента в возникновении нового знания, с. 208.
[67] См., например: Горский Д. П. Вопросы абстракции и образования понятий М., 1961.
[68] См.: цитированные работы Т. Куна и С. В. Илларионова.
[69] См.: Мостепаненко М. В. Мысленный эксперимент и проблема формирования нового знания, с. 98—99.
[70] См.: Жбанкова И. И. Гносеологическая роль математической модели в построении физической теории.— В к.: Логическая структура научного знания. М., 1960, с. 238.
[71] См.: Илларионов С. В. «Мысленные эксперименты» и их роль в развитии физики, с. 34—35.
[72] См.: Беркли Дж. Соч. М., 1978, с. 345. См.: Алексеев И. С. Концепция дополнительности. М., 1978, с. 223—224.
[73] См.: Алексеев И.С. Концепция дополнительности. М., 1978. С. 223-224.
[74] См.: Глинский Б. С, Грязное Б. С. и др. Моделирование как метод научного познания, с. 155—156.
[75] Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании, с. 77.
[76] Библиография взята из уже цитированной статьи «Thought Experiments» из Стэнфордской энциклопедии. Приведенный список является свидетельством серьезного и широкого внимания к проблеме МЭ и опровергает точку зрения о том, что «число работ, посвященных его методологическому анализу, сравнительно невелико».