Этапы психодиагностического процесса.
Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде
2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.
4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).
5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
Схема психодиагностического процесса по Каминскому
Цели, задачи и методы психодиагностики детей младенческого возраста.
Младенческий: обычно изучение начинают после 1,5 — 2 мес, изучают детей с признаками раннего органического поражения мозга, находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации. Методики включают наборы заданий для изучения моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста задания усложняются. Результаты оцениваются сравнением с нормативом.
Состояние двигательной сферы: контроль положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес - развитие шаговых движений.
Сенсорные реакции: характер прослеживаний и фиксаций, реакции предвосхищения, реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время
Предметные действия. оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. старше 8 мес - возможность пересечения рукой средней линии взора при захвате второй игрушки.
|
Взаимодействия со взрослым:наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. Характер и выраженность улыбки, характер отрицательных эмоциональных проявлений.
Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике ребенка.
Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой в советской психологии теории психического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие российские психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Для дефектологии (и в частности, для разработки основ психологической диагностики) особо важное значение имели два положения, сформулированные Л. С. Выготским (1983) в русле разработки теории психического развития ребенка.
Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окружающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Естественным выводом из этого положения Л. С. Выготского применительно к диагностике нарушений развития является признание важности данных специфических закономерностей, поскольку они могут служить весьма существенными ориентирами (В. И. Лубовский, 1971,1978). Именно опора на знание специфических, закономерностей и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях (Т. А. Власова, 1956), однако наше знание таких закономерностей пока весьма ограниченно.
|
Вторым, важнейшим для психологической диагностики, положением Л. С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».
Диагностический подход на основе теории созревания, теории трех ступеней развития К.Бюлера; нормативный подход к исследованию развития Л.Термена.
Теория созревания А. Гезелла. А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента рождения, через строго определенные промежутки времени у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. Пытаясь сформулировать общий правило детского роста, А. Гезелл обратил интерес на снижение темпа роста с Возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят перемены в его поведении. Однако что скрывается за изменением темпа роста? В работах А. Гезелла непросто изыскать ответ на этот вопрос. Теория трех ступеней развития - теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт - все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) - требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект - доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации. Механизм перехода с одной ступени на другую: созревание ЦНС и переход удовольствия с конца действия на начало. К. Бюлер сформулировал закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования. Ступени развития связаны не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
|
Нормативный подход к исследованию развития Л.Термена. Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, сделал новый возможность тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (1q) и попытался на основе фактов обосновать состояние о том, что он остается постоянным в течение жизни.
При помощи тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили собственной задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л. Термен осуществил равно из наиболее длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось на протяжении пятидесяти лет. В 1921 г. Л. Термен отобрал 1500 одаренных деток, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в сер. 70-х гг. уже после смерти Л. Термена.