Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.




Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психологических тестов:

1) стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество;

2) проведение стандартизированных обследований может освободить психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов и дает им возможность заняться терапией, обучением, и интерпретацией результатов;

3) использование стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом.

Недостаток стандартизированных процедур:

из-за своей доступности, стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях.

Надежность психодиагностических тестов.

Помимо стандартизации тест должен быть проверен на предмет своей эффективности по критерию надежности.

Надёжностью называется один из критериев качества теста, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Надежность - согласованность результатов, полученных при каждом повторном выполнении теста одним и тем же испытуемым, с результатами его первого тестирования. (Способность выдавать одни и те же результаты в разных условиях проведения теста).

Тест должен обладать надежностью. Этот показатель определяет независимость результатов теста от действия случайных факторов. Этих факторов множество, их трудно контролировать:

- качество измерительного инструмента;

- правильность понимания инструкции испытуемым;

- поведение экспериментатора;

- состояние испытуемого;

- наличие посторонних лиц;

- освещение и температура в помещении;

- отношение к тестированию и т.д.

Изменение факторов приводит к искажению полученного результата. Однако все факторы держать в постоянстве не возможно, поэтому возникает необходимость удалить помехи хотя бы в одном, в самой методике.

Одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация:

- одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы,

- однотипный характер инструкций,

- одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми,

- порядок предъявления заданий и т.д. (стандартизации процедуры исследования).

Количественным выражением надежности теста служит К (коэффициент) надежности.

Абсолютной тестовой надежности не существует, погрешности допускаются, однако чем они выше, тем ниже тестовая эффективность.

Надежность можно проверить следующими методами:

1) тест-ретестовая надежность предполагает повторное предъявление того же самого теста (ретест) тем же испытуемым примерно в те же условиях, а затем устанавливается корреляция между двумя ряда.

В данном методе предлагается провести несколько замеров с некоторым промежутком времени (от недели до года) одним и тем же тестом. Если корреляция между результатами различных замеров будет высокой, следовательно, тест достаточно надежный. (Наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является 0,7).

Однако надежность не всех тестов можно проверять этим методом, так как оцениваемое качество, явление или эффект могут быть сами по себе нестабильны (например, наше настроение, которое может меняться от одного замера к следующему).

Недостаток повторного тестирования - это эффект привыкания. Испытуемые уже знакомы с этим тестом, а может быть, даже помнят большую часть своих ответов после предыдущего заполнения.

2) разделенная надежность (метод расщепления), (надежность частей теста). Этот метод заключается в делении (расщеплении) теста на две равные части (например, четные и нечетные вопросы, первая и вторая половина), и сравнение результатов выполнения двух частей по отдельности, а затем находится корреляция между ними. Если корреляция высокая, тест можно считать надежным.

3) эквивалентная надежность (надежность параллельных форм) выявляется путем предъявления испытуемому теста и его альтернативного варианта, т.е. конструируются эквивалентные или параллельные наборы заданий. (Получается, что испытуемые выполняют совершенно другой тест при аналогичных условиях) (по аналогии с вариантами контрольных работ в школе). тест психодиагностический стандартизация инструментарий

Процедура проверки следующая: выборка делится на две равные части, каждая выполняет разные формы теста, затем процедура повторяется с заменой формы теста. Полученные в результате тестирования результаты сравниваются между собой. Однако имеются трудности в доказательстве того, что обе формы являются действительно эквивалентными. Несмотря на это, на практике параллельные формы тестов оказываются полезными в установлении надежности тестов.

4) есть еще понятие константности, т.е. независимости результатов от личности экспериментатора.

Этим показателем пользуются нечасто, однако, когда нужно придраться - о нем вспоминают.

Вывод: когда говорят о разных способах определения надежности, то имеют дело не с лучшей или худшей мерой, а с мерами разной по существу надежности. Каждый в отдельности показатель никак не заменит других способов проверки и, следовательно, не может рассматриваться в качестве необходимой и достаточной характеристики надежности. Только методика, располагающая полной характеристикой надежности, наиболее пригодна для диагностико-практического применения.

Валидность психодиагностических тестов

...





Читайте также:
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.