Контент-анализ в психологии




В социальной психологии контент-анализ может применяться, во-первых, как самостоятельный исследовательский прием исследования содержания сообщения; во-вторых, в комплексе с другими методами, т.е., когда одновременно исследуют не только сообщение, но и другие элементы коммуникационного процесса; в-третьих, как вспомогательный метод обработки массива данных, полученных другими методами

В социальной психологии контент-анализ в первую очередь используется для изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей микро- и макрогрупп. Непосредственными материалами исследования являются документы, которые рассматриваются как «сообщение». Понятие «сообщение» является специфичным социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т.е. имеется в виду зависимость сообщения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента).

Можно выделить основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях:

- изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их авторов (коммуникаторов);

- изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в том числе тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для исследования другими методами;

- изучение через содержание сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского;

- изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов;

- изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения.

Кроме того, можно выделить виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

- для обработки и уточнение данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях;

- специальное — применение для изучения научной литературы.

23. Психофизиологические методы в психодиагностике

Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, позволяющие диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Эти методики разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». Данные методики имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше.

Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.

При доказательстве диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тесто-логии (стандартизация, надежность, валидность).

По своей форме большинство психофизиологичесикх методик являются аппаратурными: используются как электроэпцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методики носят индивидуальный характер.

Психофизиологические методики составляют особый класс психодиагностических методов, позволяющих диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Они разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.

При доказательстве диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность).

По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.

24.Понятие конфликта в психологии, виды конфликтов. Три основные типа внутренних конфликтов по Левину-Лурия.

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

В структуре конфликта выделяют:

§ объект (предмет спора);

§ субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

§ условия протекания конфликта;

§ масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

§ стратегии и тактики поведения сторон;

§ исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

§ предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта

§ конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт

§ разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

§ диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

§ конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

§ деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

 

Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:

§ Междиндивидуальные конфликты

§ Межгрупповые конфликты и их типы:

§ группы интересов

§ группы этнонационального характера

§ группы, объединенные общностью положения;

§ конфликты между ассоциациями

§ внутри и межинституциональные конфликты

§ конфликты между государственными образованиями

§ конфликты между культурами или типами культур

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.

Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:

§ По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).

§ По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).

§ По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).

§ По формам борьбы (мирные и немирные).

§ По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).

§ По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).

§ По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

§ внутренние (личностные конфликты);

§ внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

 

К. Левин предложил классификацию внутриличностных конфликтов по типам:

I тип — эквивалентный (приближение — приближение). Конфликт возникает тогда, когда субъект должен выполнить два и более важных для него дела. Обычная модель разрешения конфликта — компромисс, частичное замещение.

II тип — витальный (избегание — избегание). Субъект вынужден принимать решения, в равной мере для него непривлекательные, напри­мер уволиться с работы, начать поиск новой работы либо продолжать вы­полнять неинтересную и малооплачиваемую работу.

III тип — амбивалентный (приближение—удаление). Конфликт воз­никает тогда, когда одни и те же действия, результат одновременно привле­кают и отталкивают, например признание высокого профессионализма человека и отрицательное отношение к его личностным качествам. Раз­решение подобного внутриличностного конфликта возможно только на основе компромисса.

IV тип — фрустрирующий (приближение — избегание). Конфликт возникает тогда, когда желаемый результат и действия, направленные на его достижение, не одобряются обществом, его нормами и правилами. Внутриличностный конфликт подобного типа может разрешаться разны­ми способами — агрессией, замещением, переориентацией, компромис­сом, уходом от решения.

 

25. Ценностно-ориентированная система «диагностика внутреннего конфликта». Основной замысел системы, методики, ее составляющие.

Система «Диагностика внутреннего конфликта» представляет собой комплекс методик, направленных во взаимодействии на выявление доминирующих ценностей и конфликтов личности, а также способов их эмоциональной переработки, отражающей, в свою очередь, глубокую индивидуальность и специфичность функционирования психологических защит. Поэтому для психологического прогноза и успешного психотерапевтического воздействия эта система может являться своего рода «аналитическим фильтром», с помощью которого, по крайней мере, частично, можно увидеть, какие мероприятия социально-психического профиля уместны для данного, конкретного случая, а каких в этом случае следует избежать.

Система, таким образом, помогает провести как бы дифференциацию психологических индивидуальностей по ценностям, конфликтам и их эмоциональной переработке для различных контингентов, находящихся в поле деятельности психологов и социальных работников. К примеру, это могут быть лица, находящиеся в состоянии посттравматического стресса или уже пережившие его, в частности инвалиды афганской и чеченской войн. Далее, это могут быть подростки, испытывающие конфликты в социальной деятельности и в семье.

Кроме того, психологический анализ внутренних конфликтов необходим для исследования лиц с различного рода девиациями, а также для всех, кто нуждается в компетентной социально-психологической помощи и адаптации.

Первой методикой, благодаря которой авторам позднее была создана система «Диагностика внутреннего конфликта», является методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД).

Она уже давно внедрена в практику и применяется в различных областях психологии, в частности, в общей, клинической, возрастной, социальной. Нередко ее используют при выполнении курсовых, дипломных и диссертационных работ в Институте психологии Московского Государственного Социального Университета. Однако, результаты, получаемые по ней, до сегодняшнего дня оставляют автору и ее коллегам психологам, включая студентов Института психологии МГСУ, немало вопросов и загадок, которые требуют своего разрешения. Последнее и явилось причиной того, что возникла необходимость создания еще серии методик, отвечающих на эти вопросы. Вновь созданные автором методики призваны ответить, в частности, на вопрос об индивидуальной специфике эмоциональных переживаний конфликтов, об их содержании и интенсивности (методика «Семь состояний»).

Методика «Шкала оценки дискомфорта» была создана с целью сопоставления объективно установленного уровня расхождения между «Ценностью» и «Доступностью» в мотивационно-личностной сфере (индекс расхождения «Ц-Д» по 12-ти понятиям методики УСЦД, ее интегральный показатель) и степени субъективно переживаемого при этом дискомфорта.

Методика «Свободный выбор ценностей», завершающая систему, направлена на дальнейшее исследование «ценностного ядра» субъекта, раскрытие его уникальности. Поэтому основной прием методики - это именно свободный, индивидуальный для каждого выбор ценностей из длинного предложенного списка.

Учитывая тот факт, что свободный выбор может завершиться слишком большим и трудным для интерпретации перечнем ценностей, мы ограничили его 10-ю наиболее значимыми ценностями, которые представляют уже второй, последний выбор испытуемого. Этот повторный выбор делается испытуемым на основе первого, составленного им из списка ценностей, в котором их выбор не ограничен.

26. Индекс расхождения «Ценность – Доступность» и его функциональная роль в мотивационно-личностной сфере.

Для решения поставленных задач, были использованы следующие методики: Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова) Направлена на диагностику рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а также уровня самореализации, интегрированности, гармонии. Данная методика рассматривает 12 основных общечеловеческих ценностей и выявляет соотношение таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д) для человека каждой из этих ценностей. Для любой жизненно важной сферы можно выделить несколько типичных вариантов взаимосвязи Ц и Д, а именно: 1) Ц и Д полностью совпадают; 2) Ц и Д в значительной степени совпадают; 3) Ц и Д в значительной степени расходятся, и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц>Д), Д превышает Ц (Д>Ц); 4) Ц и Д полностью расходятся. Таким образом, основной психометрической характеристикой данного теста является показатель «Ценность-Доступность» (Ц-Д), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере.

Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также об уровне самореализации, интегрированности, гармонии с другой стороны. ИНДЕКС РАСХОЖДЕНИЯ ЦЕННОСТЬ – ДОСТУПНОСТЬ (Ц–Д) n R= S ЅЦi – Дi Ѕ, где i – номер понятия в регистрационном бланке.

i=1 При n=12 теоретические границы индекса расхождения “Ц–Д” будут находиться в пределах 0 - 72, где 0 – означает полное совпадение “Ценности” и “Доступности” и указывает на однозначность того и другого для личности. 72 – максимальное расхождение “ценности” и “доступности” согласно верхней границе методики.

Оно указывает на полное несовпадение “желаемого” и “реального” в текущей жизненной ситуации. Субъективные формулы, т. е. оценки того, что происходит “изнутри”, для 0 и 72 будут следующие: 0 – “Ценное” – одно и тоже для меня, что “доступное”, и, наоборот, “доступное” – одно и тоже, что “ценное”. 72 – Того, что для меня ценно, нет, а то, что есть, мне не нужно.

Объективно, исходя из содержания, теоретико-методологического понятийного аппарата психологии, индекс расхождения “Ц – Д” (R) – это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также – об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии. Имеются следующие показатели индекса расхождения “Ц – Д” (R) в норме: (М ± m) Мужчины 33,07 ± 1,7 (n = 43 человека) Женщины 37,02 ± 1,6 (n = 46 человек) По величине индекса “Ц – Д” можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере: От 0 до НОРМЫ(33 у мужчин, 37 у женщин) – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. От НОРМЫдо 50 – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. 50 – 72 - высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

ВК – внутренний конфликт (степень расхождения между тем, что «есть», и тем, что «должно быть», между «хочу» и «имею», а также между «хочу» и «могу»). ВВ – внутренний вакуум (внутренней опустошенность, снижение побуждений). НЗ – нейтральная зона - это вся совокупность показателей, где нет заметных “внутренних конфликтов” и “внутренних вакуумов”.

27. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», ее замысел, основные показатели, их целевое назначение.

 

В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями “сознания”. А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в “обозримом психологическом поле”, в зоне “легкой досягаемости”. Далее легко заметить, что применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как “Ценность” (Ц) и “Доступность” (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.

Следует сразу подчеркнуть, что “Ценность” и “Доступность” не являются полярными характеристиками мотивационно-личностной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д, как будет показано ниже. Для любой жизненно важной сферы сразу можно выделить несколько типичных вариантов такой взаимосвязи Ц и Д.

 

А именно:

1. Ц и Д полностью совпадают;

2. Ц и Д в значительной степени совпадают;

3. Ц и Д в значительной степени расходятся и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц > Д), Д превышает Ц (Д > Ц);

4. Ц и Д полностью расходятся.

 

Таким образом, основной психометрической характеристикой методики явился показатель “Ценность–Доступность” (“Ц–Д”), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии с другой стороны.

Таким образом, интегральный показатель методики индекс расхождения “Ц–Д” в целом может выступать как индикатор блокады функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловых образований. Поэтому для оптимальной оценки состояния клиента и выбора тактики психотерапевтического воздействия важно прежде всего распознавание характера и степени диссоциации (расхождения) между “ценным” и “доступным” в основных жизненных сферах, а не просто выяснение той или иной ценности в сознании человека.

Результаты проведенных исследований показали, что состояние внутреннего конфликта – это, прежде всего, состояние “разрыва” в системе “сознание–бытие”, а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности [3–8].

В связи с этим индекс “Ц–Д” является, в свою очередь, индикатором внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере человека, поскольку его величина всегда будет указывать на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а также между хочу и могу.

Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность всегда будут иметь в предлагаемом методическом подходе точные качественные и количественные показатели.

Применительно к конкретной жизненной сфере показатель расхождения Ц–Д будет иметь двухмерную характеристику в зависимости от того, какой параметр выше, Ц или Д. Максимальное расхождение между Ц и Д, в случае, когда Ц>Д, будет означать стойкий, глубокий, до настоящего времени необратимый внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д > Ц, будет напротив означать, состояние “внутреннего вакуума”, внутренней опустошенности, снижения побуждений.

 

28. Понятие «внутренних конфликтов», «внутренних вакуумов» и «нейтральной зоны» в различных жизненных сферах.

ВК — состояние, когда ценностный объект малодоступен или не доступен совсем, «желаемое» не совпадает с «реальным», значимые потребности и ценности находятся в состоянии блокады;

 

ВВ — состояние, когда доступный объект не представляет интереса, может сопровождаться ощущением «внутреннего балласта», «избыточности присутствия», ненужности, никчемности, возможной внутренней пустоты.

 

НЗ — бесконфликтное, спокойное состояние, где «желаемое» и «реальное» полностью или частично совпадают, гармонически уравновешены во внутреннем мире субъекта. Состояние, когда значимые потребности в основном удовлетворены, а ценности реализованы...."

 

29. Применение методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» в психологическом консультировании и психотерапии.

 

Имея результаты по методике УСЦД, мы заметили, что вскоре после диагностики, они с легкостью становятся предметом обсуждения в психотерапевтических беседах с клиентом. Мы имели возможность наблюдать различные эмоциональные реакции клиентов на их результаты по методике УСЦД. Подводя итоги, можно сказать, что в основном мы встречались с двумя типами реакций. Одни клиенты узнавали в результатах самих себя, как бы подтверждая “образ самого себя” уже другими, научными данными. Другая группа клиентов не совсем соглашалась сразу, т. к. очень многие ВК и ВВ этих клиентов находились на бессознательном уровне, в состоянии вытеснения. Мы говорили им при этом, что это только объективные факты, но в силу своей проблематичности в жизни они могут и не осознаваться, но совсем “забыть” о себе связанные с этими фактами жизненные обстоятельства также не дадут и будут часто напоминать о себе в силу их, опять же, острой проблематичности…

Тактика психологической беседы с клиентом строилась таким образом, чтобы предоставить ему возможность рефлексивного сокращения разрыва между “Ценностью” и “Доступностью” в плане его неразрешенных проблем. Теоретически здесь предполагалось сближение смыслообразующего мотива, выходящего на определенную жизненную ценность, с представлением о путях его реализации. Особое внимание при этом уделялось усилению и расширению функций всех механизмов целеполагания, прямо или косвенно связанных с ценностно-ориентированным смыслообразующем мотивом, что в терминах методики может быть охарактеризовано как “подъем доступности”. Беседа с клиентом проходила, как правило, в диалогическом стиле “активного вслушивания в клиента”, предложенным Карлом Роджерсом. Важным элементом ее было установление достаточного эмпатического контакта и диалогической формы общения, к которой многие из наших клиентов не привыкли, идентифицируя поначалу психолога с врачом и некоторое время ожидая установления знакомой им традиционной директивой формы общения: “вопрос врача – ответ пациента”. И лишь позднее можно было затронуть наиболее актуальные для клиента проблемы, которые, как это видно, например, на рис. № 1, приведенном выше, “помещались” в “глубине разрыва” между “Ценностью” и “Доступностью” в случае более высокого показателя по “Ценности” в определенной жизненной сфере. Они по сути своей являлись содержательными, аффективно заряженными компонентами этого “разрыва”, перешедшими в процессе отрефлексирования их в конкретные переживания. Такое направление диалога “по разрывам” охотно подхватывалось клиентами, поскольку это обеспечивало непосредственный “выход” на их внутренние конфликты, лежащие в основе длительного ощущения неудовлетворенности, напряжения, скованности. Самораскрытие клиента в беседе обеспечивалось, во-первых, благодаря появлению возможности “психологического манипулирования проблемой”, ее дополнительного осмысления (снятия прессинга со стороны смыслообразующего мотива), во-вторых, благодаря “акцентированию” возможностей его компенсаторного фонда или “фонда доступности”, который им до сих пор отвергался. Специфика проводимых с клиентами бесед каждый раз зависела от конкретной ситуации, индивидуальности клиентов, которые не поддаются алгоритмизации. Однако, если все же попытаться структурировать беседу с клиентом на основе результатов, полученных по методике УСЦД, то условно можно выделить три содержательных аспекта ее проведения.

Первый аспект – попытка пересмотреть отношение к “Доступности” в случаях, когда “Ценность” резко превышает “Доступность”. Предусмотреть возможность сокращения “разрыва” за счет подъема уровня “Доступности”, достигаемого, благодаря актуализации всех резервных, неиспользованных возможностей решения проблемы. Прицельно остановиться на специфике переживаний клиента относительно того, что представляет собой “заблокировавшая” смыслообразующий мотив “недоступность”, чем она является для него в экзистенциальном плане рассмотрения его проблем, а именно – в контексте внутренней логики и рефлексии всей его жизни.

Второй аспект – попытка нейтрализовать субъективную, болезненную “остроту” недоступной ценности. Иными словами, переключить по возможности “фокус внимания” на временную перспективу решения жизненно важных проблем, на относительность и преходящий характер того, что внутренне принято считать “недостижимым идеалом”. Если анализировать диалог “психолог – клиент”, содержательно проходящий в этом направлении, то со стороны может показаться, что психолог как бы сознательно стремится “принизить” для клиента значимость недоступной ценности. На самом деле в этом случае речь должна идти не о дезактуализации ценности как таковой (т. е. не о снятии смыслообразующего мотива), а скорее об изменении ее эмоциальной переработки, снятии аффективных компонентов в переживании благодаря допустимой мобилизации других смыслообразующих мотивов, а также путем изменения способов переживания в отношении имеющихся “идеальных объектов”.

Третий аспект ведения беседы может включать в себя последовательное сочетание первого и второго аспектов.

Конечный выбор тактики диалога с клиентом возможен лишь в ходе самой беседы на этапе, когда уже четко “вырисовывается” специфика конкретного случая.

Говоря о применении методики УСЦД в целях индивидуальной психотерапии и консультирования, следует в заключении упомянуть еще об одном моменте. Он выражается в том, что само знакомство клиента с результатами методики позволяет затронуть ряд актуальных для него проблем и создает как бы “импульс” для такого самораскрытия, которое раньше в силу обстоятельств и отсутствия подходящей ситуации было для него недоступным. Клиенты часто бывают удивлены неожиданной осведомленностью психолога относительно своих проблем, о которых они “постоянно думают” и по поводу которых испытывают длительные мучительные переживания. Нередко можно услышать вопрос типа: “Как можно при помощи таких тестов все это узнать?” Беседы по конкретному разбору результатов по УСЦД проходят обычно с большой заинтересованностью со стороны клиентов и часто они сами стремятся их продлить.

 

30. Уровни психодиагностического исследования «Индивид», «Личность», «Душа». Методологическое обоснование введения каждого из уровней в контекст психодиагностики.

Это три взаимосвязанных, но вместе с тем различных по содержанию, структуре и функциям онтологических уровня, в совокупности отражающих целостную психологическую реальность человека. Если уровень «Индивид» раскрывает феноменологию характера, темперамента, свойств нервной системы, удовлетворенность базисных потребностей человека и отвечает на вопрос «Каковы эмоциональное состояние и личность больного?», то уровень «Личность» охватывает причинно-следственные звенья в системе социальных отношений человека, вскрывает иерархию мотивов, смыслообразований, отвечая в диапазоне социального контекста на вопрос «Почему эмоциональное состояние и личность больного имеют онтологически присущие "...им психологические характеристики?». Самым сложным для традиционного психологического исследования и психодиагностики является уровень «Душа», поскольку именно на нем раскрывается уже глубинный, давно сложившийся, интериоризованный, автономный внутренний мир человека с присущей ему системой ценностей, «внутренних опор», «внутренних авторитетов». В этой связи представляется целесообразным вспомнить, что зарождение психологии в древности прежде всего было связано с попытками проникновения во внутренний мир человека и само слово «психология» в переводе с греческого означает «познание души» (внутреннего мира), так же как и «психодиагностика» предполагает «распознавание души», а «психотерапия» — попечение души, целительство души. Хотя все три уровня «Индивид», «Личность», «Душа» взаимодополняюще раскрывают целостную психологическую реальность человека, нельзя не заметить, что в психологической картине отдельного случая все-таки имеет место доминирование какого-то одного из трех уровней, или, по крайней мере, диады «Индивид-Личность» или «Личность-Душа».

 

Уровень «ИНДИВИД». Методологически этот уровень 10 строится на биологических принципах и врожденной, генетической предопределенности большинства присущих ему психологических свойств и качеств. Понятие «индивид» предполагает рассмотрение человека как представителя вида homo sapiens и содержит два основных признака: неделимость, целостность субъекта, с одной стороны, и наличие у него особенных, индивидуальных свойств — с другой.

 

Если рассматривать психологические понятия, в совокупности охватывающие и раскрывающие уровень «индивид», то к ним прежде всего следует отнести такие, как темперамент, характер, свойства нервной системы, способности, черты, акцентуации, психопатии, эмоциональную и аффективную регуляцию, базисные потребности. Уровень «индивида» не исключает средовых, социальных влияний на психику человека, но, согласно его онтологии, приоритетом для этого уровня выступает все же биологическая тенденция, и потому психологические детерминанты этого уровня, такие, например, как темперамент, акцентуации, почти не поддаются коррекции и их влияние на личность больного должно просто учитываться при работе с ним и выборе адекватной для него психотерапевтической техники. В перечень психологических методов, адекватных для исследования уровня «индивид», можно отнести следующие: метод наблюдения, естественный эксперимент, специальные психологические эксперименты, тесты на исследование высших психических функций в психических функций в плане их динамических показателей (скорость, устойчивость, переключаемость), опросники темперамента, характера, эмоциональных состояний, типологии черт, экстра- и интроверсии, уровня невротизации и психопатизации и др.

 

Уровень «ЛИЧНОСТЬ ». В отличие от уровня «индивид» уровень «личность» предполагает прежде всего социальный контекст рассмотрения. Акцент при определении личности ставится на деятельность (А. Н. Леонтьев), на систему отношений (В. Н. Мясищев), и само понятие личности рассматривается 11 как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее его со стороны включенности в социальные отношения. В отечественной психологии понятие «личностное» тождественно понятию «общественно значимое», в зарубежной психологии понятие личности в целом приравнивается к понятию «человек». И все же, если рассматривать личность в плане психологических категорий и рабочих понятий, охватывающих названный уровень, то можно заметить, что для характеристики содержания и развития каждого из них необходимо исследовать функционирование личности в социуме, поскольку раскрывающие этот уровень понятия основываются на социальном, межличностном взаимодействии и функционировании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: