Первоначальные места обитания, этническая принадлежность и образ жизни костобоков. Причины вторжения в империю




Установив точно дату нашествия костобоков, можно пе­рейти к рассмотрению сравнительно скудных данных об этом племени, о его вторжении в пределы Римской империи и к

Нижней Месии я, в частности, легионы были расположены на правом берегу Дуная (V Macedonica в Тресме, XI Claudia в Дуросторе, I Ita-lica в Новах); если бы земли к северу от Дуная ниже Алуты входили в состав провинции Дакии, вряд ли Нижняя Месия сохранила бы три легиона (к этому времени из непограничных провинций легионы, да и то в количестве одного, имела только Тарраконская Испания) и, наоборот, вряд ли Дакия могла бы довольствоваться одним легионом (XIII Gemina), как это было в действительности. Весьма характерно также, что если в Нижней и Верхней Месии лагери легионов были расположены сравни­тельно на близком расстоянии друг от друга (в Верхней Месии IV Flavia в Сингедуне и VII Claudia в Виминации), то на весьма большом расстоя­нии от Нов до Виминация, т. е. как раз там, где соответствующие части границ Верхней и Нижней Месии были прикрыты с севера Дакией, не было ни одного легиона. Именно потому, что Дакия не доходила до берегов Понта, Тира и Ольвия после окончательного подчинения Риму были включены в состав Нижней Месии, а гарнизон Херсонеса состоял исключительно из месийских войск. Таким образом, Восточная Валахия и Молдавия почти не были подчинены римскому контролю и были открыты для вторжений извне. В обычное время это не представляло особой угрозы для империи, так как граница Нижней Месии была хорошо укреп­лена. Однако, когда легион V Macedonica был переведен в Дакию, нижне­дунайская граница около Треема была сильно ослаблена, что и облегчило проникновение костобоков на территорию империи. Что костобоки пере­шли Дунай именно здесь, видно из того, что, судя по эпиграфическим данным, их путь лежал через Малую Скифию и Tropaeum Traiani (Адам-клисси).

258

 

 

оценке исторического значения этого события. Проблема ло­кализации первоначальных мест обитания костобоков пред­ставляет весьма значительные трудности и не может в насто­ящее время считаться окончательно решенной. В новой исто­риографии одни помещают костобоков на верхней Тисе \ т. е. к северу от провинции Дакии, другие — на северо-западном берегу Понта2, третьи — по восточному склону Карпат3; су­ществует, наконец, мнение, что одно племя костобоков жило к северу, а другое — к югу от Карпат4, т. е. на севере Дакии. Истолкование античных данных по этнографии Средней и Се­верной Европы представляет еще значительные трудности и может стать на твердую почву лишь при систематическом археологическом обследовании изучаемых местностей и при­том не только в отношении местных, культур, которые имеют, разумеется, некоторое значение при этнографическом разгра­ничении этих областей 5, но и в отношении предметов, ввезен­ных из сферы античной культуры, поскольку изучение путей проникновения греческих и римских товаров на север должна способствовать истолкованию взаимного расположения племен в географических сочинениях типа трудов Страбона, Помпо-ния Мелы или Птолемея 6. Этнография Прикарпатья в первые века нашей эры (а подавляющее большинство исследовате­лей, несмотря на различия в точках зрения, помещают косто­боков так или иначе в районе Карпат) изучена еще недоста­точно, и это затрудняет прочное решение вопроса о локализа­ции костобоков.

1 К. MiiП., DA, II2, 83—87; 91.

2 Т. М о м м з е н, ИР, V, 209.

3 А. Р г em., RE, XI, 2, 1505.

4 G. Schiitte, Die quellen der Ptolemaischen karten von Nord-
europa, BGDS, XLI, 1916, стр. 28.

5 Впрочем, довольно ограниченное, так как часто одна культура охва­
тывает ряд различных по этнической принадлежности племен. Так, носи­
телями культуры «полей погребений» были, возможно, не только славяне,
но на юге также иллирийские и дако-фракийские племена. Другой харак­
терный пример — этруски; по своему происхождению и языку они были
резко отличны от остального населения Италии, тогда как их материаль­
ная культура во многом представляет естественное продолжение культуры
Вилланова и во многом напоминает материальную культуру умбров и
других племен, принадлежавших к коренному населению Италии.

6 Полный обзор римских предметов, найденных на землях, населен­
ных ныне славянами, см. К- М a j e w s k i, Importy rzymskie na ziemiach
slowianskidi, PWTN, A, 13, 1949,—работа, которая, устанавливая основ­
ные пути проникновения римских предметов на территорию Средней и
Восточной Европы, может дать многое для истолкования античных сви­
детельств о племенах, населявших эти части Евразийского материка; см.
о ней В. В i П п s к i, Drogi swiata starozytnego ku ziemiom slowianskiro
w swietle starozytnych swiadectw literackich, «Arch.», I, 1947, стр. 147; 164.

259

 

 

Разногласия, существующие в новой историографии по во­просу о локализации костобоков, объясняются разноречивыми сведениями античных авторов '. У Птолемея, например, косто-боки упоминаются дважды, но в обоих случаях локализуются различно. В одном месте они помещаются к северу от Кар­патских гор. «Восточнее же названных [племен, населяющих Сарматию и живущих в области, простирающейся от Вистулы до Карпатского хребта], живут под венедами снова [?] галинды и судины и ставаны до аланов; под ними игиллионы, потом коистобоки и трансмонтаны до Певкинских гор» 2. Дру­гое известие Птолемея помещает костобоков на севере Дакии, т. е. к югу от Карпат. «Населяют же Дакию на самом севере, если начать с запада, анарты и тевриски и коистобоки; под ни­ми же предавенсии и ратакенсии и кавкоэнсии; под ними рав­ным образом биэфы и буридавенсии и котенсии и еще под этими альбокенсии и потулатенсии и сенсии; под ними на •самом юге салденсии и кейагисы и пиэфиги» 3. В первом слу­чае племена расположены в меридиональном направлении, с северо-запада на юго-восток, от венедов, живших по берегу Венедского залива4, т. е. Балтийского моря, до Певкинских гор, которые отождествляются с восточной частью Карпат (Птолемей не видит в Карпатах единой горной системы и разделяет их на Сарматские, Карпатские и Певкинские горы, идущие, в таком порядке с запада на восток). В таком случае костобоков и трансмонтанов следует помещать к северу и се­веро-западу от восточной части Карпат. Во втором случае об­щий план перечисления племен, населяющих Дакию, такой же, но внутри каждой тройки племена расположены в широт­ном направлении с запада на восток, так что костобоки ока­зываются на северо-востоке Дакии, т. е. к югу от Карпат. Большинство исследователей клали в основу своих рассужде­ний одно из этих мест и, дополняя его данными других авто­ров, делали отсюда заключения о месте жительства косто-

1 Сводку географических свидетельств о костобоках см. А. Р г е т.,
«КНо», XII,'145.

2 Р t о 1., Geogr., III, 5/9. Форма «койстобоки», которую употребляет
Птолемей, находит параллель в латинской надписи (CIL, VI, 1, 1801 = ILS,
854 — rex Coisstobocensis), однако совокупность литературных и эпигра­
фических источников заставляет считать форму «костобоки» (с вариан­
тами) более правильной.

3 Ptol, Geogr., Ill, 8, 3: «хатёхоиот. 8s Trjv Aaxiav яртьх отато1 jxey
apxo[j.svob(; ало Suafiuv J'Avaproi xai Tsupiaxoi xai Коютсфсихог бло 8г
toutou; ripE8auVjvnoi xat cPaTaxi]V(Hoi xai Kauxoijvawi' otp' ou? 6(oioi; Birjtpoj.
xat Boupt8aui]VJioi xai Kotrvaioi, xat e-u итсо топтои? 3AxPoxY)vaioi _xa"t
ПотоиХат^(Л01 xa'i Sijvmoi' utp' 00? [xcn)(xPpiva>Ta-roi 2aXB"f|vHH xat Keiayi-

4 Ptol, Geogr., Ill, 5, 7.

260

 

 

боков '. Другие принимали во внимание оба места 2 и заклю- чали отсюда о наличии двух племен костобоков, разделенных Карпатским хребтом 3. Это последнее мнение представляется из всех предшествующих наиболее близким к истине, тем бо- лее что обе местности, в которых, по данным Птолемея, мож- но локализовать костобоков, расположены симметрично по обеим сторонам Карпатского хребта, являющегося их грани­цей 4.

1 Так поступают, например, К. Мюлленгофф, следующий второму из
приведенных свидетельств, отвергая первое, как возникшее вследствие
смешения и искажения данных греческих и латинских источников Птоле­
мея, и Т. Моммэен, исходивший, повидимому, из отправной точки удара,
нанесенного костобоками в сердце империи (см. стр. 259).

2 Оба свидетельства Птолемея имеет в виду А. Премерштейн (ом.
стр. 259, прим. 3; ср. A. Prem., «Klio», XII, 145), который, тем не ме­
нее, помещает костобоков на восточном краю Карпат, т. е. как будто
исходя только из первого свидетельства.

3 К этому выводу приходил еще Г. Шютте (см. стр. 259), у которого
одно племя костобоков помещается к. северу от Карпат, а другое — к югу.
Такого же мнения придерживается Д. Люстхаус (D. L u s t h а и s, Brazowa
raczka wotywna z Myszkowa, «Arch.», I, 180), который из двух приведен­
ных свидетельств Птолемея выводит, что костобоии жили по обе стороны
Карпат, ссылаясь при этом на A. D о т., Mark., 122 слл., откуда видно, что
римляне сталкивались с костобоками и к северу и к югу от Карпат. На
той же точке зрения стоит и Б. Билиньский (В. Bilinski, «Arch.», I,
163), который вслед за Г. Шютте считает, что название «трансмонтаны»,
взятое Птолемеем, без сомнения, из латинского источника, не представ­
ляло особого племенного наименования (таким оно сделалось лишь
в тексте Птолемея), а было только эпитетом костобоков, живших по ту
сторону Карпат (сходным образом, племя анартофрактов появилось лишь
как искажение латинского выражения Anartes fracti). Таким образом, по
мнению Б. Билиньского, наряду с костобоками, жившими на севере Да­
нии, существовали еще костобоки-трансмонтаны, обитавшие за Карпат­
скими горами.

4 В опубликованном ранее исследовании (О. В. Кудрявцев. Втор­
жение костобоков в балканские провинции Римской империи, ВДИ, 1950,
№ 3 (33), стр. 64) автор пытался решить проблему локализации костобо­
ков и без предположения о двух частях племени, разделенных Карпатским
хребтом, ссылаясь на разновременность источников, легших в основу «Гео­
графии» Птолемея, и движение костобоков к югу в процессе общего
смещения племен Средней Европы в середине II в. Автор предполагал при
этом, что костобоки, двинувшись со своих первоначальных мест обитания
у восточного края Карпат — а это является наиболее вероятным истолко­
ванием первой локализации Птолемея (см. стр. 260) — в середине II в.
в обход Карпатских гор, проникли в северо-восточную Дакию, укрепились
там, вклинились затем в свободное пространство между восточной грани­
цей римской Дакии и Петром и оттуда совершили набег на внутренние
провинции империи. Автор пытался примирить таким образом различные
данные античных авторов и различные мнения современных исследовате­
лей. Однако дальнейшее исследование вопроса побуждает автора отка­
заться от этого предположения. Гипотеза о наличии двух костобокских
племен, разделенных Карпатами, представляется ему наиболее вероятной.
Дакийские костобоки жили на территории Дакии, видимо, уже во времена
Траяна (возможно, что латинский список народов Дакии, легший в осно-

261

 

 

Этническая принадлежность костобоков не вполне ясна; в новой историографии костобоки рассматриваются как кельт­ское, сарматское, славянское, фракийское' и кельто-фракийское 2 племя. Наиболее убедительными доказательствами рас­полагают фракийская и славянская теории; их сторонники оперируют местами обитания костобоков, их именем и сохра­нившимися в двух латинских надписях (впрочем, одну из них некоторые исследователи считают подложной) костобокскими именами3. Четвертый аргумент, выдвигаемый некоторыми сторонниками фракийской теории,— ссылку на то, что царский род костобоков был в свойстве с царским родом даков,— разу­меется, нельзя считать серьезным. В остальном фракийская и славянская теории располагают каждая рядом серьезных до­казательств в свою пользу. Напротив, сарматская 4, кельтская и кельто-фракийская теории мало убедительны 5. Данные архео-

ву соответствующего места Птолемея, восходит к этому времени), тогда как участвовало в великом союзе «варварских» народов против империи и совершило набег на балканские провинции северное племя костобоков, не зависимое от римской власти. Автор собирается рассмотреть более подробно эти вопросы в специальном исследовании, посвященном этниче­ской принадлежности костобоков.

1 Костобоки в этом случае считаются частью даков; см., например,
A. Do т., SH, 12; ср. А. Ргет., «КНо», XII, 147, прим. 7.

2 Кельто-фракийским племенем костобоков, равно как и бастарнов,
считает, например, П. Н. Третьяков, ВП1, 56, В новом издании во­
прос об этнической принадлежности костобоков не ставится (костобоки
в книге вообще упоминаются всего один раз, в цитате из Капитолина,
ВП2, 143), тогда как бастарнов П. Н. Третьяков (стр. 104) считает
в настоящее время «одним из дако-фракийских племен, испытавших на
себе сильное кельтское воздействие».

3 Наиболее важна в этом отношении надпись CIL, VI, 1, 1801 = ILS,
I, 854: «d[is] Mfanibus]; Ziai, Tiati filfiae], Dacae, uxori Piepori regis Coissto-
bocensis, Natoporus et Drilgisa aviae carisspmae] b[ene] m[erenti]
fecer[unt]», «б[огам] М[анам]; Зии, Тиата доч[ери], дакийке, супруге Пие-
пора, царя коиестобокского, бабке своей дражай[шей], м[ного] д{остойной],
Натопор и Дрильгиса сдел[али]». Разумеется, речь идет о независимых
даках, живших к востоку от римской провинции.

4 Вряд ли в свете всего сказанного выше можно отождествлять их
с котобакхами (Cotobacchi), упоминаемыми Плинием (NH, VI, 19) в
числе сарматских племен, живущих на берегах Танаида, а также делать
заключения о близости к сарматам на том основании, что А м м и а н
М а р ц е л л и н упоминает их рядом с европейскими аланами (XXII, 8,42:
«in medio autem spatio arcus... Europaei sunt Halani et Costobocae,
gentesque Scytharum innumerae...», «в срединном же пространстве лука
[Аммиан вслед за Гекатеем сопоставляет Понт Эвксинский по форме со
скифским луком]... находятся европейские аланы и костобоки и бесчислен­
ные племена скифов»).

5 В олубликованном ранее исследовании (О. В. Кудрявцев, ВДИ,
1950, № 3 (33), стр. 64—65) автор колебался между фракийской и кельто-
фракийской теориями, не решаясь, однако, высказать определенное суж­
дение по вопросу об этнической принадлежности костобоков. В настоящее
время автор считает кельто-фракийскую теорию, представляющую собой
компромисс между кельтской и фракийской, малоубедительной, признает

262

 

 

логии для решения вопроса об этнической принадлежности костобоков не дают фактически ничего. Культура «полей погре­бений», частично захватывающая область расселения костобо­ков, как эта последняя должна быть нанесена на карту на основании первого свидетельства Птолемея, сохраняет в Сред­нем Поднепровье в последние века до нашей эры многочислен­ные генетические связи с культурой местного раннеславянского населения скифской поры. Наиболее вероятно, что «поля погре­бений» первых веков н. э. восходят в значительной мере к сла­вянам, однако возможно и то, что в области Прикарпатья ее носителями были иллирийские и дако-фракийские племена. Ни в коем случае нельзя представлять отдельные этнические эле­менты Средней и Северной Европы существовавшими незави­симо друг от друга; наоборот, они находились в постоянном соприкосновении и взаимодействии. На это указывает еще Стра-бон '. Все это показывает, что вопрос об этнической принад­лежности костобоков нельзя решить вполне определенно.

Об образе жизни и общественном строе костобоков судить трудно. По данным Птолемея, они жили на границе земле­дельческой культуры «полей погребений». Быстрота, с кото­рой они проникли с берегов Прута и Серета вплоть до Атти­ки, быть может, указывает на то, что они были кочевым пле­менем. По своему общественному строю они находились, по всей вероятности, на стадии разложения первобытно-общинно­го строя. «Цари» костобоков были скорее всего лишь племен­ными предводителями, напоминая в этом отношении басилеев гомеровской Греции, современных им сарматских царей и т. д. Постоянное состояние войны, характерное для военной демо­кратии, формирование племенной знати, стремление к добыче. и накоплению богатств были общими основными предпосыл­ками, толкнувшими костобоков к вторжению на территорию империи.

Непосредственной причиной вторжения костобоков была общая политическая обстановка, сложившаяся в середине II в. в Средней Европе. В это время с нижней Вистулы к берегам Понта Эвксинского двинулись готы2. Вступив в борьбу с

аргументы приверженцев фракийской теории весьма серьезными, но скло­няется на сторону славянской теории. Как уже указывалось, автор соби­рается посвятить этому вопросу специальную работу.

1 S t г a b о, VII, 3, 2, 296: «ибо и ныне смешались эти народы [скифы и
сарматы] с фракийцами, а также бастарнсние [народы], более, конечно,
с теми, что за Истром, но и с теми, что по эту сторону [Истра]».

2 В Rappaport, Die Einfalle der Goten in das romische Reich bis
auf Coiistantin, 1899, стр..13—15; L. Schmidt, Geschichte der deutschen
Stamme bis zum Ausgange der Volkerwanderung, I, 1910, стр. 53—54.
П. Н. Третьяков (ВП1, 65) раньше также относил движения готов
ко времени Маркоманской войны. В настоящее время (ВП2, 144) он скло-

263

 

племенами, жившими на границах империи, они привели в движение все население Средней Европы. К середине 60-х годов II в. образовался обширный союз «варварских» племен против Рима, куда входили и костобоки '. Вторжение костобо-ков было составной частью общего наступления «варварских» племен против империи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: