Задание: изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).
Учитель показывает, как разминается «палочка» пластилина, как нужно лепить форму пальцами, как работать стекой. Парты (столы) должны быть предварительно накрыты газетами.
Следует посмотреть (на таблицах, фотографиях), как лепят животных художники, каковы формы, пропорции, движения выбранных для работы животных (использовать слайды, иллюстрации детских книжек и журналов).
Одновременная работа учителя и учащихся.
Делаем объемное изображение (скульптуру) животных родного края (заяц, лиса, кот, собака, медведь). В нашем случае - лиса и лошадка. Из небольших игрушек, принесенных детьми, отобрать для лепки наиболее выразительные и подходящие по форме и цвету.
- У кого из вас есть домашние животные?
- Что общего у разных животных, птиц? (Наличие определенных частей тела: головы, туловища, конечностей, шеи; тело покрыто шерстью, перьями, чешуей и т. д.)
- Как передвигаются звери? Где живут? Чем питаются? Лепим лошадку:
1) Скатать «колбаску» из цельного куска пластилина (коричневого, черного).
2) Разделить на 3 части:
- из первой лепим голову и шею способом скатывания, вытягивания, придавливания;
- из второй - туловище, вытягиваем и прогибаем посередине;
- из третьей - делаем ноги и хвост (тоже разделив на три части), вытягиваем гриву.
3) Можно украсить лошадку (упряжка, шерсть, «яблоки»), процарапать ноздри, рот, глаза.
4) Закрепить на дощечке.
Лепим лису:
1) Так же скатываем и делим «колбаску» на 3 части (из коричневого, желтого, оранжевого пластилина).
2) Голову и шею вытягиваем так же, но мордочка острее; нос -можно добавить шарик.
|
3) Туловище расположить вертикально (лиса стоит или сидит).
4) Верхние лапы крепим с боков, задние - сбоку, горизонтально вытягиваем их ступни.
5) Хвост заострить на кончике и у основания; можно отделать белым хвостик, лапы, уши.
6) Закрепить на дощечке.
Способы работы похожи, но разница в деталях.
Этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы:
1) Анализ основных форм, частей тела.
2) Уточнение характера движений.
3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.
4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).
5) Изучение среды.
Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к хозяину-человеку, о трудностях жизни диких и бездомных животных, о сохранении мира природы на Земле.
IV. Итоги урока.
Экспресс-выставка (по возможности) из лучших работ. Оценка выполненных учащимися работ. Требования к работам:
- анатомически верные;
- соблюдение пропорций;
- передача движения;
- работа над мелкими деталями (шерсть, глаза и др.); - общая завершенность, выразительность;
- аккуратное выполнение.
Домашнее задание: найти изображения скульптур по теме урока; рассказать, что в них понравилось (не понравилось).
Ход урока 7
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Выполнение задания предыдущего урока (продолжение).
Учитель. Сегодня мы лепим дополнительный элемент - дерево, с помощью которого мы создадим уже объемную композицию из двух элементов.
Лепка дерева (на картонном квадратике) с корнями, изогнутым живым стволом, все более утончающимся, и растущими в разном направлении ветвями дает представление об объеме (и объекте) в пространстве, видимом со всех сторон. Дерево должно быть выше зверя (лисы, лошадки). Лепим с использованием каркаса. В конце урока деревья компонуем в лес и заселяем зверушками. Создается игровая ситуация.
|
III. Итоги урока.
Экспресс-выставка. Оценка выполненных учащимися работ.
Урок 8
Тема: «ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА»
ДЛЯ ВЫЛЕПЛЕННЫХ ЗВЕРЕЙ.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БУМАГИ
Вид занятий: выполнение макета игровой площадки.
Цели и задачи: знакомство с макетом, его использование в дизайне, архитектуре, с материалом для этого (картон, бумага, пластик, пенопласт); первичное знакомство со сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги; перевод плоского листа бумаги в разнообразные объемные формы; склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»); соотнесение по размеру объемных форм построек с вылепленными животными; развитие воображения, зрительной памяти детей.
Форма организации: совместно-индивидуальная, группами, коллективная.
Оборудование урока: бумага, ножницы, тонкий картон, клей.
Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макеты прошлых лет, выполненные учащимися; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.