III. Работа над заданием.




Самостоятельная работа учащихся.

Дети рисуют с натуры - чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся).

На классной доске учитель показывает различные приемы ка­рандашных набросков:

Первый прием: набросок начинается с указания прямыми от­резками общего расположения в пространстве (горизонтальное - у лебедя, вертикальное - у дятла, наклонное - если это утка, голубь) основных частей тела птиц. После чего прорисовываются (от ука­занных прямых линий) все части, детали чучела птицы (или рисун­ка из таблицы). Рисунок карандашом, затем раскраска способом лессировки.

Второй прием: набросок сразу начинается с определения очер­тания чучела птицы, далее сразу рисуем кистью быстрый этюд, за­тем по высохшему слою прорисовываем детали.

Справка. Лессировка (от нем. Lasierung) - тонкие прозрачные или полу­прозрачные слои красок, нанесенные на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита.

В течение урока выполнить по 3-4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рису­нок, крупно. Учитель стирает с доски свои рисунки, ставит на фоне белых драпировок чучела птиц и разрешает детям приступить к

рисованию.

По ходу работы можно задать вопросы, помогающие про­анализировать форму натуры:

- Какова общая форма туловища птицы и каково соотношение размера шеи и головы сравнительно с туловищем?

- Где располагаются лапы: посередине туловища или ближе к хвосту, и каково их положение - вертикальное или наклонное?

- С чего надо начинать этот рисунок, чтобы он был не мал и не велик по отношению к листу бумаги?

- Какие памятники и скульптуры животных ты знаешь? Где ты их видел? (Конные памятники полководцам, памятник козе в г. Урюпинске, скульптуры коней, быков в Москве на ВДНХ, утки и другие птицы у фонтанов, сфинкс в Египте.)

IV. Игровое задание: «Что забыл нарисовать художник?» (по методическому пособию).

V. Итоги урока.

Экспресс-выставка. Анализ выполненных работ. Подведение итогов, результатов работы. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: увидеть и нарисовать любимых зве­рей, а также друзей, родных

Урок 10

Тема: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА». ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

Вид занятий: рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи: знакомство с образом сказочной птицы в рус­ском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жан­ре анималистки; повтор изученного о «теплых» и «холодных» цве­тах, цветовом круге, контрастных цветах; закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлот-ными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отношения к действи­тельности, фантазии и умения творчески преображать формы ре­ального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся - гуашь (2-3 краски или холодная или теплая гамма), крупные и мелкие кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной), фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры, игрушки.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических жи­вотных и птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в европей­ском и восточном искусстве; М. Врубель «Царевна-Лебедь»; мето­дические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Пе­тушке», стихотворения, фольклор.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкаль­ных произведений на темы сказок.

Ходурока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшеб­ной птицы в русском фольклоре и других народов мира.

- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? («Фи-нистясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар-птица в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок», Матеуш - попугай в сказке Я. Бжех-вы «Академия Пана Кляксы», серены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Вини-Пух и ece-ece-ece» А. Милна (пер. Б. Заходера) и др.)

Целесообразно зачитать некоторые литературные отрывки.

В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворон­ки» - вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме челове­ка зиму. Был обычай, весело заклиная птиц, петь песенки про птиц (закличка - просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето):

Жавороночки, прилетите к нам,

Красно летичко принесите к нам,

А зимушку унесите от нас.

Синички - сестрички,

Чечётки - тетки,

Кулички - мужички,

Скворцы - молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите,

С шёлковой травой,

С жемчужною росой,

С тёплым солнышком

С пшеничным зёрнышком!

Курлы, курлы, курлы!

Летят, летят журавли!

Курлы-си, курлы-си,

По Руси! По Руси!

Кукушечка, кукушечка,

Серая ребушечка,

Покукуй в лесу:

«Ку, ку» -Сколько лет я проживу?

Показать изделия, фотографии вещей, украшенных стилизо­ванными рисунками птиц (приамурские узоры, скопинские гончар­ные изделия, дымковская и филимоновская игрушки, птицы из щепы Архангельской области). Объяснить, как таким рисунком укра­шаются полезные в быту вещи (в технике вышивки, аппликации, росписи).

- Должен ли художник, создающий подобные изображения, знать птиц, их повадки? Можно ли отнести создание такого худо­жественного образа к жанру анималистки? (Отчасти, так как форма декоративно перерабатывается.)

Наглядно раскрыть принцип творческой переработки реальных форм в декоративные с помощью методических таблиц, фотогра­фий живых птиц и изображений птиц (на изделиях).

 

Объяснить, что птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художником будут учитываться гармонич­ные сочетания цветов в росписи. Рассмотреть методические табли­цы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», как брать соче­тания контрастных цветов, сближенных, теплых и холодных сочетаний.

III. Выполнение упражнений на освоение «теплых» и «хо­лодных» цветов.

Вспомнить радугу. Расположить в порядке ее цветов все фло­мастеры, которые дети смогли найти дома (или старые цветные карандаши). Разделить на 3 группы цветов («теплые», зеленые, «холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломасте­ры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом.

- Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый.) - А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Чер­ный, чуть-чуть и очень осторожно.)

IV. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся: «Птица - фантазия «Сказочная птица».

Учитель. Особое условие при выполнении работы: вы изображаете свою птицу либо в холодном, либо в теплом колорите. Значит, вы должны выбрать

те краски из 7 цветов раду­ги, которые вам подойдут, и допол­нительно получить смеси цветов на их основе.

Также условием будет выполнить фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете-фон в «холодном», и наоборот).

Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в кото­рых проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изобра­жения.

V. Итоги урока.

Можно выполнить из работ учащихся коллективное панно либо в виде полосы, либо в виде прямоугольников (4-6 работ), приду­мать название.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, кентавр, русалка). Нарисовать «невидан­ного зверя» (рисунок - психологический тест), соединяя воедино элементы разных животных, птиц, насекомых и даже растений.


Урок 11

Тема: «УЗОРЫПАУТИНЫ».

УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ,

УКРАШЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Вид занятий: рисование узора паутинки.

Цели и задачи: ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать общее понятие о дизайне; выбор единого изобразительного материала и техники изображения для фона и изображения узора; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание); дать представление об использовании линейной и центральной симметрии; отработка графических навыков.

Оборудование урока: тонированная бумага (или белая), уголь, пастель, мел (если бумага черная), тонкая кисть, тушь или гуашь (один цвет), лак для волос, сладкая вода. Литературный ряд: загадки по теме. Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на кам­нях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабо­чек и насекомых, цветы и т. д.).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: