Синдром профессионального сгорания - довольно специфический процесс. Его запускающий механизм обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние это первично возникает в "душе" из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в усложнившихся условиях и связано не только с социальными характеристиками (уровнем жизни и заработной платы), не столько с биографическими характеристиками (счастьем в личной жизни, объективным и субъективным восприятием трудности жизненного пути), сколько с характеристиками психологическими. Человек, как электрическая лампочка, под большим напряжением от навалившейся работы (справиться не в состоянии, а отказать не в силах), если не хватает сопротивления душевных ресурсов, вспыхивает на мгновение, а потом постепенно гаснет, черствеет душой. И только эмоционально зрелые, духовно богатые, целостные личности в состоянии справиться с описанными трудностями.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:
• чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
|
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
• безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").
|
• дегуманизация: человек становится более черствым, менее отзывчивым к другим людям, чужим проблемам.
• негативное отношение к клиентам. Например, учитель на уроке злится на весь класс, хотя в глубине души понимает, что это он не в состоянии контролировать ситуацию.
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:
• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
• вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, выпитого кофе, повышенное применение лекарств, а то и применение наркотических средств.
|
Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно "стираются" индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими одинаковыми, как бы "на одно лицо". Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.
Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
Симптомы профессионального выгорания организаций:
• неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года);
• сниженная мотивация к труду, слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени);
• профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства;
• слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в организации.
Работоспособность можно рассматривать как максимальные возможности системы в выполнении определенной деятельности (работы); как возможность и способность выполнять работу с предельной отдачей физических и духовных сил.
Различают два уровня работоспособности:
♦ актуализированная — реально существующая в данный момент;
♦ резервная — меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.
Фаза мобилизации (врабатывания) или стадия нарастающей работоспособности (постепенное вхождение человека в конкретную производственную деятельность). Человек непроизвольно или через инструктаж мобилизуется, чтобы начать работу. В «мобилизацию» включаются все системы организма. Особенно это проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. Таким образом активизируются энергетические ресурсы, происходит активизация функции долговременной и оперативной памяти, мыслительное «проигрывание» разрешения наиболее вероятных проблемных ситуаций, возникающих вначале работы, планирование тактики и стратегии поведения, повышается уровень обменных процессов, увеличивается мышечный тонус, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, повышается активность ЦНС.
В этот период работоспособность неустойчива, а эффективность ее не очень высока.
Продолжительность этой фазы зависит от интенсивности факторов трудового процесса и индивидуальных особенностей работника. Длится она от нескольких минут до 1,0-1,5 часа, а при умственном, творческом труде - до 2-2,5 часов.
Предрабочее психофизиологическое состояние может быть адекватным и неадекватным специфике предстоящей деятельности. В первом случае оно называется состоянием готовности. Во втором случае, как правило, выделяют два состояния. При дисбалансе процессов возбуждения и торможения в пользу последнего возникает состояние предстартовой апатии. Второй вариант характеризуется значительным преобладанием процесса возбуждения – это состояние предстартовой лихорадки.
Степень адекватности предрабочего состояния зависит в основном от двух факторов: квалифицированности работника и его психофизического состояния (фонового), предшествующего фазе мобилизации. На фоне состояния монотонии, пресыщения, утомления и переутомления, как правило, возникает состояние предстартовой апатии. Состояния психической напряженности могут провоцировать возникновение предстартовой лихорадки.
Время возникновения (длительность) и интенсивность предрабочего состояния зависит от уровня квалификации, индивидуальных особенностей характера, предшествующего состояния работника, сложности и значимости предстоящей деятельности.
Высокая квалификация, слабость и подвижность нервной системы, большая интенсивность фонового состояния способствует быстрой мобилизации и кратковременности предрабочего состояния. Сложность и особенно важность предстоящей работы, напротив, являются факторами более раннего возникновения предрабочего состояния. Известно, что работоспособность в предстоящей деятельности во многом зависит от соотношения интенсивности предрабочего состояния и характера предстоящей деятельности. Высокий уровень благоприятствует работоспособности в интенсивной, кратковременной и операционно-простой деятельности. Низкий уровень более оптимален для малоинтенсивной, операционно-сложной и длительной работы. Вместе с тем, для высококвалифицированных специалистов наиболее оптимальным является высокий уровень интенсивности предрабочего состояния.
Фаза первичной реакции может возникать в начале деятельности и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей психофизиологического состояния. Эта фаза является результатом внешнего торможения, вызванного в основном изменением характера, поступающей информации и ее непредсказуемости.
При адекватном предрабочем состоянии и у специалистов высокой квалификации эта фаза, как правило, не возникает. Она не появляется и в процессе выполнения операционно-простой интенсивной деятельности. Возникновению этой фазы способствуют высокий уровень тревоги в предрабочем состоянии и тревожность как свойство личности.
Фаза гиперкомпенсации. Эта фаза возникает также в начальном периоде работы и характеризуется поиском энергетически оптимального режима деятельности. Если в предыдущей фазе организм и психика человека подготавливаются к общему алгоритму работы, то на этой фазе посредством борьбы неосознаваемых установок на максимизацию и на экономизацию происходит избыточное приспособление к конкретным условиям деятельности, формирование четкого динамического стереотипа. В отличие от предыдущей фазы эта фаза существует всегда, но у высококвалифицированных работников она длиться короткое время. Быстроте ее прохождения способствует также высокая подвижность нервной системы. Окончание фазы гиперкомпенсации свидетельствует об окончании стадии врабатывания.
На продолжительность периода врабатываемости влияют многие факторы:
- интенсивность работы;
- возраст;
- опыт, тренированность;
- отношение человека к предстоящей работе;
- состояние здоровья.
Пример для учителя: Динамика работоспособности во время урока в начальной школе подчиняется тем же закономерностям: первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности, еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности и - утомление. Если учитель, входя в класс, говорит: «Открыли тетради, быстро начинаем писать контрольную работу (решать примеры, писать изложение)», то результат может быть очень низким (отсутствие времени на врабатывание приведет к эмоциональному напряжению, повышению тревожности, что удлинит врабатывание и резко сократит период оптимума). То же самое происходит в ходе урока при смене видов деятельности - «Быстро закрыли учебники, открыли тетради, начинаем писать (считать)...».
Методы психологии труда
Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Онаразделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятсяразличные варианты метода наблюдения.Метод наблюдения· Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;· Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаютсявспомогательные методы и средства.· Измерения различных параметров процесса труда;· Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;· Анализ продуктов трудовой деятельности;· Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;· Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходепротекания профессиональной деятельности.Второй блок раздела А содержит разновидности метода опросаМетод опроса· Беседа;· Устный опрос (интервью);· Письменный опрос (Анкета);· Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);· Метод обобщения независимых характеристикТретий блок методик раздела А – это анализ различной производственнойдокументации помогает в работе методикам из I и II блока.Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий видыэкспериментальных методик.· Лабораторный эксперимент· Абстрактный;· Модель отдельных элементов трудового процесса;· Модели профессиональной деятельности в целом;· Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;· Метод тестов· Производственный эксперимент· Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию,приёмы, темп и ритм работы.· Метод искусственной деавтоматизации.К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работыс данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к ужеперечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В.Котеловой добавляетМетоды построения теории· Методы построения простых и сложных теоретических объектов;· Методы интерпретации;· Номологизации;· Определения;· Верификации;· Доказательства;· Объяснения.Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:· методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры);· консультирование – метод обогащения и преобразования знаний ипредставлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностейи интересов с определенной группой или несколькими группами профессий;· методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;· методы реконструкции - преобразования рабочего пространства,органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способовпланирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационногопроектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).