Трудовой пост и его структура.




Выделение и рассмотрение понятия трудовой пост и его структура важно для уточнения производственного "смысла" данной профессиональной деятельности.

Трудовой пост - это "многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются:
* цели, представление о результате труда;
* заданный предмет труда;
* система средств труда;
* система профессиональных служебных обязанностей;
* система прав работника;
* производственная среда (предметные и социальные условия труда).

Рабочее место определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто "отсиживание" на конкретном стуле и, по сути, имитацию работы). Такое понимание "трудового поста", возможно, поможет многим работникам, особенно творческих профессий, проще отвечать на несправедливые упреки начальства в том, что их "не видно на рабочем месте".

 

 

Классификация профессий

 

Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы [14]. Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

 

Типы профессий ( по предмету труда).

 

1. «Человек – человек» (Ч).

Главный предмет труда – люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

2. «Человек – технические системы» (Т).

Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: – токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

3. «Человек – природа» (П).

Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

4. «Человек – знак» (З)

Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек – художественный образ» (Х)

Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

 

Классы профессий

(по трудовым операциям или цели труда)

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

 

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

 

Классы профессий Типы профессий Гностические (Г) Преобразующие (Пр) Изыскательские(творческие) (И)
Человек – Техника Работник ОТК Слесарь, водитель, монтажник. Конструктор, изобретатель.
Человек – Человек Следователь Преподаватель, медсестра, врач, продавец. Психолог, предприниматель.
Человек – Природа Приемщик с/х продукции Полевод, ветеринар. Селекционер
Человек – Знак Корректор Программист, бухгалтер, шифровальщик Физик-теоретик
Человек – Художественный образ. Контролер-приемщик малярных работ Ювелир, маляр, оформитель. Композитор, писатель, скульптор.

 

 

Отделы профессий

(по средствам труда)

 

1. Ручной труд (Р) – ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) – механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3. Автоматизированный труд (А) – автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

 

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: – чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

 

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр: Р: Б.

Психолог – Ч: Пр: Ф: Б

Токарь – Т: Пр: М: Б

Слесарь - Т: Пр: Р: Б

Сталевар – Т: Пр: А: Н

Художник – Х: Тв: Р: Б

Следователь - Ч: Гн: Ф: Б

Шахтер – Т: Пр: М: Н

 

 

Профессиография….

Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии.

Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда. Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:

- аттестацией работников;

- проектированием новых профессий и специальностей;

- профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

- совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

- научными исследованиями профессионального развития личности.

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма – характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста.

Психограмма – психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

- комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;

- целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;

- типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

  • требования к должностным обязанностям работника;
  • требования к рабочему месту;
  • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

 

7. Индивидуально-типологические свойства личностей и их влияние на профессиональную деятельность. Основные характеристики нервных процессов (сила возбудительного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность) накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность в любой области, хотя разные профессии предъявляют требования к различным свойствам и категоричность этих требований различна. Индивидуально-типологические особенности мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным свойствам. При этом следует помнить, что одно и то же типологическое свойство может иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления: слабость нервных процессов определяет низкий предел работоспособности и в то же время высокую чувствительность; инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной деятельности и в прочности временных связей и т. д. Таким образом, природная недостаточность в области одной функции компенсируется преимуществом в области другой, не менее важной. А разные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные степени совершенства нервной деятельности, а как «разные способы уравновешивания организма со средой» [102, с. 445]. Это важнейшее положение, сформулированное Б. М. Тепловым, породило большой цикл исследований, направленных на выявление именно тех свойств, благодаря которым работники с противоположными типологическими свойствами достигают равной профессиональной успешности. Обусловленная типологическими особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, получила название индивидуального стиля деятельности [47]. С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества. Например; ткачихи с высокой подвижностью нервных процессов выполняют срочные работы по мере их возникновения, а инертные предпочитают ограждать себя от рывков в работе повышенным вниманием к предупредительным работам. Продуктивность тех и других одинакова, но достигается она разными путями [46]. Понятие «индивидуальный стиль» включает в себя не только внешние практические способы действия. К индивидуальному стилю относятся также способы и приемы организации психической деятельности, например способы умственных действий, организации внимания и т. п. Основным в этих способах и приемах является своеобразное соотношение ориентировочной и исполнительной деятельности. В одних случаях мысленный план действий очень детализирован и в большей степени создается до процесса их осуществления, а в процессе выполнения он изменяется незначительно. В других случаях мысленный план действий, создаваемый до их осуществления, имеет схематический характер, а в процессе выполнения значительно детализируется и видоизменяется. В первом варианте, познавательная, ориентировочная деятельность главным образом осуществляется до выполнения и лишь затем сочетается с исполнительной. Во втором - познавательная, ориентировочная деятельность в основном протекает одновременно и в связи с исполнительной. В зависимости от этого основного признака индивидуального стиля находится и различное соотношение контрольной и исполнительной деятельности. Если познавательная, ориентировочная деятельность в большей степени осуществляется до выполнения, то контролирующие действия занимают большее место в процессе выполнения. В обратном случае их удельный вес меньше. Оба эти типа индивидуального стиля наблюдаются при выполнении как физического, так и умственного труда, в практической и теоретической деятельности, при решении задач различной степени сложности и у людей различных возрастов. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что любая деятельность человека с необходимостью требует органической связи и единства ориентировочной, контролирующей и исполнительной деятельности. Во-вторых, тем, что характер и форма этой связи в любой деятельности определяются наиболее общими и типическими свойствам и нервной системы - силой и подвижностью нервных процессов. Следующий признак индивидуального стиля заключается в том, что характерные для него способы и приемы действия имеют обобщенный характер. Они применяются одним и тем же человеком не в какой-либо специфической ситуации деятельности или при разрешении каких-либо специфических задач, а в самых различных ситуациях и даже в различных видах деятельности. Наконец, успешные индивидуальные приемы и способы выполнения формируются лишь при условии активного положительного отношения к деятельности [67, с. 17 - 20]. Е. А. Климов обращает внимание на тот факт, что не все рабочие оказываются в состоянии самостоятельно найти свой индивидуальный, стиль, и следствием этого является «стихийный естественный отбор» рабочих. Задача производственного обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти наиболее подходящий, наиболее выгодный для него образец, стиль работы, а не стараться сделать всех обучаемых на одно лицо посредством стандартизации решительно всех приемов и способов работы [47, с. 219]. Возможности компенсации с помощью индивидуального стиля свойств, противодействующих успеху деятельности либо профессионально значимых, но выраженных недостаточно, ограничены. Никакой индивидуальный стиль не может компенсировать отсутствия необходимых задатков (музыкальных, художественных и т. п.), В некоторых случаях применение индивидуального стиля ограничивается или вообще невозможно в силу жестких требований деятельности, предъявляемых к способам и приемам выполнения. Если какого-то уровня достижений можно добиться благодаря индивидуальному стилю при самых различных свойствах индивидуума, то нередко более высокий уровень достижений становится возможным лишь при определенном специфическом симптомокомплексе свойств индивидуума. Так, в одном из исследований было обнаружено, что среди перворазрядников и мастеров спорта по акробатике встречаются спортсмены с инертными нервными процессами, но их не было среди испытуемых - чемпионов Советского Союза. Индивидуальный стиль не выручит и специалиста, работающего в такой области, где часто возникают экстремальные ситуации, предъявляющие повышенные требования к эмоциональной устойчивости, например в некоторых профессиях, связанных с ракетной техникой, космонавтикой, авиацией. Наконец, формирование индивидуального стиля требует достаточного осмысления требований деятельности и степени целесообразности применяемых способов действия. Только при таком условии человек может сознательно отобрать способы и приемы работы, соответствующие его возможностям и вместе с тем достаточно целесообразные при данных требованиях деятельности [67, с. 22]. Таково влияние типологических особенностей на результативность и характер выполнения профессиональных задач отдельным работником. Что же касается профессиональных задач, стоящих перед трудовым коллективом (бригадой, производственным участком), то, по-видимому, наличие в нем представителей каждого из типов делает общую работу более эффективной: подвижные обеспечивают быстрое приспособление к ситуации неожиданных перемен, новых профессиональных задач; инертные придают работе надежность, устойчивость в однообразных условиях, отрицательно влияющих на активность подвижных; слабые благодаря высокой чувствительности к едва заметным раздражителям обеспечивают тонкую реактивность группы; сильные заражают коллектив своей энергией. Иными словами, производственный организм, который, как правило, состоит из людей с разными индивидуально-типологическими свойствами, благодаря этому имеет в своем распоряжении все способы уравновешивания с профессиональной средой.   СОДЕРЖАНИЕ

 

По материалам работ А. А. Крылова и Е. А. Климова     8. Сенсорные и перцептивные свойства личности. В трудовой деятельности могут найти применение практически все виды чувствительности - от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной. Но было бы неверно подходить к индивиду как к случайному набору различных видов чувствительности, игнорируя структурный характер его сенсорной организации. Б. Г. Ананьев [2] предлагает рассматривать в качестве основной характеристики сенсорики человека общий для данного индивида способ чувствительности, являющийся свойством сенсорной организации человека в целом. Это общее свойство, называемое в психологии сенситивностью, входит в структуру темперамента. Несмотря на большое разнообразие видов и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особенностью личности, которая проявляется в разных условиях, при действии самых разных по своей природе внешних раздражителей. Тип нервной системы конкретного человека влияет на общий характер чувствительности всех его анализаторов. Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижных скорость ощущения больше, у тормозимого типа дифференцировка более точная и т. д.). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, каковы сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более неустойчивая у возбудимого типа, инертная у тормозного). Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процессов - большая у слабого типа, наименьшая - у инертного. Вследствие стабильности рассмотренной характеристики для профессий, предъявляющих повышенные требования к таким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т. п., реальным средством повышения эффективности деятельности специалистов является профессиональный отбор. Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности, - уровень чувствительности анализаторов. Для развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации человека характерна неравномерность: у одного и того же человека может быть повышенная чувствительность в области пространственного различия или речевого слуха и одновременно пониженная чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или с его ведущей ролью, сформированной в результате длительного профессионального опыта. Они определяют не только индивидуальные особенности приема информации, но и преобладание того или иного вида представлений в воображении, памяти, образном мышлении. Насколько стабильна эта характеристика? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта или специальной тренировки. Л. И. Селецкая исследовала зрительные дифференциальные пороги рабочих-шлифовальщиков. Различительная чувствительность опытных шлифовальщиков оказалась в 20 раз выше обычного уровня. В. И. Кауфман обнаружил высокую слуховую чувствительность у врачей-терапевтов, постоянно пользующихся для диагноза болезни ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких, у авто- и авиамехаников, определяющих на слух состояние двигателя. Н. К. Гусев отмечал повышение абсолютной и разностной чувствительности вкусового анализатора у специалистов-дегустаторов [7, с. 91 - 93]. Опытные сталевары умеют быстро и точно определять температуру печи по накалу стенок и свода мартеновской печи. При повышении температуры окраска огнеупорного материала изменяется: - красные оттенки переходят в розоватые, а затем в ослепительно белые. Точное описание всех тончайших оттенков цвета, характеризующих температуру накала, позволило составить специальные таблицы, в которых воспроизводились все цветовые оттенки печи. Впоследствии был смонтирован прибор, еще более точно воспроизводящий оттенки цветов стенок печи. С помощью этого прибора учащиеся в сравнительно короткий срок научились различать цвета так, как это делают опытные сталевары, опирающиеся на многолетний опыт [16]. Аналогичные результаты многочисленных исследований в области других анализаторов приводит в своей монографии Б. Г. Ананьев [2]. Однако вывод об изменении порогов чувствительности, который делается в таких исследованиях, в большинстве случаев не имеет строгих доказательств. В одних случаях основанием для вывода об изменении порогов служит сравнение новичков и профессионалов; при этом не учитывается, что более высокий уровень чувствительности у работников с большим стажем может быть следствием стихийного отсева работников с более низкой чувствительностью анализаторов и соответственно меньшей профессиональной успешностью. В других случаях повышение эффективности решения сенсорных задач достигалось в процессе специальной тренировки, замеры чувствительности до и после тренировки не производились, поэтому нельзя делать вывод об изменении порогов только на основании улучшения результатов, что может быть следствием овладения сенсорными навыками. Изучение сенсорных навыков [42, 81] показало, что они складываются из запаса сенсорных эталонов (представлений) и овладения способами оперирования образами, в частности сопоставления воспринимаемого сигнала с эталонным. Интересен факт, подмеченный Я. К. Пономарем: если опытный специалист должен обнаружить неисправность в незнакомой аппаратуре, он обращается к такому же, но заведомо исправному прибору, сравнивая их характеристики (зрительные, слуховые, кинестетические сигналы) на уровне первичных образов. Исследователи провели экспериментальное формирование сложных перцептивных навыков («технического слуха») для выявления неисправностей в двигателях внутреннего сгорания и диагностических приемов извлечения информации о неисправности радиоэлектронной аппаратуры и доказали возможность быстрого повышения результативности решения сенсорных и перцептивных задач у испытуемых, не обладающих повышенной чувствительностью. (Хотя среди профессионалов, самостоятельно выработавших аналогичные навыки, оказались именно специалисты с высоким уровнем чувствительности в профессионально-важной зоне.) Таким образом, вопрос о сравнительной значимости изменения уровня чувствительности и сенсорных навыков для успешности решения сенсорных задач остается открытым. По-видимому, низкие пороги чувствительности служат предпосылкой для формирования соответствующих навыков, а процесс формирования навыка, вербализация сигналов, интеллектуализация процесса восприятия приводят к повышению чувствительности. Компенсирующая роль сенсорных и перцептивных навыков по отношению к соответствующим профессионально значимым свойствам несомненна. Сформированные сенсорные и перцептивные навыки, абсолютная и различительная чувствительность разных анализаторов выступают в конкретной трудовой деятельности как «слаженный, сонастроенный ансамбль, работа которого подчинена определенным целям, распределена по функциям, совершается в определенной последовательности» [106, с. 77]. В структуре этой сенсорной основы деятельности (СОД) выделяются ведущий или ведущие и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Ведущее положение сохраняется анализатором или постоянно, или на отдельных этапах, операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятельности может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение или выключение того или иного анализатора при переходе от операции к операции. Одним из важнейших факторов, определяющих структуру и функции СОД, А. В. Филиппов считает конкретную материальную среду, с преобразованием которой связана профессиональная деятельность. Он отмечает, что если в старых видах труда сенсорная основа трудовой деятельности складывается вследствие естественных связей и отношений, существующих в объектах труда, то в условиях опосредованного управления (в работе оператора) важнейшее значение приобретает целенаправленное формирование сенсорной основы трудовой деятельности. Одним из перспективных направлений такого формирования автор считает (и экспериментально это доказывает) расширение сенсорной основы трудовой деятельности за счет включения тактильного, кинестетического и других анализаторов [106]. Исследования А. В. Филиппова, Ю. А. Каликинского, Я. К. Пономаря и других убедительно показывают, что по мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сенсорным и перцептивным свойствам специалиста не только не снижаются, но перерастают в требование высокой сенсорной культуры. Одним из важнейших компонентов сенсорной культуры является культура наблюдения - полианализаторной, целенаправленной деятельности восприятия, опосредованного знаниями и мышлением. Профессиональное умение вести наблюдение тесно связано с наблюдательностью как свойством личности: оно опирается на это свойство и в то же время развивает его.   СОДЕРЖАНИЕ

 

По материалам работ А. А. Крылова и Е. А. Климова     9. Аттенционные свойства личности. Профессионально значимые свойства внимания - интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения - по-разному выступают в различных видах деятельности, Для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль (корректор, бракер, оператор радиолокатора), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания. Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость.переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом. Устойчивость внимания определяется силой возбудительного процесса. В лабораторном эксперименте у лиц со слабым возбудительным процессом Л. Б. Ермолаева-Томина [35] наблюдала снижение умственной работоспособности почти в два раза уже через 30 - 35 мин. Она пришла к выводу, что сила нервной системы является основным фактором, обусловливающим возможность длительной сосредоточенности, и что лицам со слабым возбудительным процессом (при прочих равных условиях) труднее, чем «сильным» оправляться с профессиональными задачами, требующими длительной сосредоточенности внимания, постоянного бдительного наблюдения. Вместе с тем Ермолаева-Томина отмечает компенсирующее значение эмоционального фактора (заинтересованности в результатах работы) и привычки к систематическому сосредоточенному труду. Действительно, можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда эти характеристики у одного и того же человека могут варьировать в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой мере от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают его устойчивость. Вместе с тем никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно [43]. Подавляющее большинство профессий не предъявляет повышенных требований к вниманию. Однако с развитием техники в ряде современных профессий, в частности водительских и операторских, количество объектов увеличивается настолько, что один человек вообще не в состоянии охватить их своим вниманием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам. С ускорением темпов труда, например с увеличением скорости полета летательных аппаратов или движения автомобиля, а также в аварийных ситуациях деятельность протекает в условиях дефицита времени, также повышающего требования к аттенционным свойствам личности. В таких видах деятельности совершенствование внимания необходимо и возможно. Эти возможности кроются в формирования аттенционных навыков и в усвоении оптимальной для данной, деятельности системы организации внимания [43, с. 109 - 117]. Большое практическое значение имеет вопрос, на какое количество (и каких) объектов может быть распределено внимание в том или ином процессе труда. Прежде всего это зависит от того, сколько органов чувств участвует в процессе восприятия. Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии необходимой информации, тем большее количество объектов может находиться в поле внимания. Поэтому при обучении важно определить, с помощью каких органов чувств следует контролировать различные объекты, так как один и тот же объект может контролироваться разными способами. Например, летчик может судить о скорости полета по прибору, по числу оборотов двигателя, по положению капота мотора относительно линии горизонта, по давлению на ручку управления, по шуму и вибрации самолета. При выполнении действий, требующих распределения внимания между.многими объектами, степень его концентраций на определенных объектах с течением времени непрерывно меняется в зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени. Создание оптимальной схемы распределения внимания предполагает учет этого значения и его динамики. В трудовой практике возникает и вопрос о том, какова наиболее выгодная последовательность переключения внимания с одного объекта на другой и каков оптимальный темп его переключения? При составлении схем переключения внимания важно учитывать значимость различных объектов. На более важные объекты внимание должно переключаться большее число раз, чем на менее важные. Необходимо установить и правильный темп переключения внимания. Излишне быстрый темп утомляет работника. При слишком медленном переключении можно упустить важные изменения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности изменения обстановки, например от степени вероятности появления препятствий на дороге (за городом эта вероятность одна, в городе другая). Рассмотрев основные элементы системы организации внимания, А. В. Катаев подчеркивает, что воспитание внимания в труде - это не выработка высокого напряжения внимания или развитие абстрактных его качеств. Правильное воспитание внимания в трудовой деятельности состоит в изыскании наиболее рациональной системы его организации в каждом виде труда, в каждом действии и операции су четом задачи и условий труда, особенностей машины (оборудования, технологии) ив практическом овладении этой системой в процессе обучения. При овладении новым видом деятельности или при, выполнении той же деятельности в новых условиях всегда происходит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение тому или иному виду труда или переучивание применительно к новой технике заключается в усвоении работником новой для него системы организации внимания. Для этого человек должен изучить ее, выработать убежденность в ее необходимости, рациональности и эффективности и затем овладеть ею в процессе практического обучения. В психологии труда есть опыт успешного формирования аттенционных навыков. А. П. Гозова провела эксперимент с ткачихами-многостаночницами; которым разъяснялось значение распределения внимания, а затем они овладевали навыком распределения внимания по специальной инструкции. В результате формирующего эксперимента производительность труда ткачих повысилась [19]. Богатый; опыт формирования аттенционных навыков и умений накопила авиационная психология. Наряду с формированием аттенционных навыков происходят и интеллектуализация внимания, опосредование его актов мыслительными и мнемическими свойствами, включение внимания в - систему профессионального опыта и отношений личности. Подтверждением этому служат экспериментальные данные Л. Н. Фоменко о значительном возрастании межфункциональных связей внимания с такими психическими функциями, как память и мышление, с вербальным и невербальным интеллектом в период зрелости (с 18 до 35 лет) [107].   СОДЕРЖАНИЕ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: