Методологические принципы и системный подход в инженерной психологии




На начальном этапе развития инженерной психологии как науки во многих исследованиях преобладал машиноцентристський подход, когда человек рассматривался как элемент технической системы, а описание и оценка ее ди ияльности проводились по схемам и методам, которые использовались для описания технических систем Главная задача исследований заключалась в описании \"входящих\" и \"исходящих\" параметров человека, независимо от й й индивидуальности и конкретных обстоятельств деятельности Этот подход навязывал классические бихевиористские схемы, которые были очень распространены в англо-американской инженерной психологии інженерній психології.

Дальнейшие исследования свидетельствовали о ограниченность и односторонность такого подхода Человек не всегда вела себя так, как можно ожидать, представляя ее одним из элементов технической или биологической системы стеми.

Таким образом, в процессе развития инженерной психологии возникла необходимость принципиально нового подхода к анализу СЛМ, по которому деятельность человека-оператора можно было бы изучать во взаимодействии всех психических х функций, процессов и состояний в контексте этой деятельности Надо было переходить, как справедливо отмечал Б Г Ананьев, от анализа человека как оператора (и только оператора!) К анализу оператора как человека А нтропоцентричний подход был внедрен благодаря трудам Б Г Ананьева, В П Зинченко, А О Крылова, О М Леонтьева, Б Ф Ломова, А Р Лурия, О О Смирнова, Б М Теплова, их идеи развили в поздних трудах другие исследователи Были разработаны такие новые принципы, концепции, методы и подходы к изучению, анализа и проектирования операторской деятельностиаторської діяльності:

o системный подход к анализу и оптимизации взаимодействия человека и машины (Б Ф Ломов) | 75 |;

o концепция \"информационной модели\" (В П Зинченко, Д Ю Панов) 1441;

o психофизиологический и функционально-алгоритмический под-'ход к анализу трудовой деятельности (Г М Зараковський) 1421;

o концепция \"оперативного образа\" (Д А Ошанин) [102);

o структурно-алгоритмический подход к анализу и проектированию деятельности (Г В Суходольский) 11411;

o структурный метод прогнозирования надежности СЧМ (А И Губы нский, В Г Евграфов) | 31);

o концепция поэтапного моделирования и синтеза биотехнич-ных и эргатических систем (В М Ахутин) | 6 |;

o концепция взаимной адаптации человека и машины (В Ф Вен-Да) [18];

o антропоцентрический подход к анализу и оптимизации СЛМ (Б Ф Ломов) [77];

o принцип активного оператора (Н Д Завадова, В О По-номаренко) [41);

o структурно-эвристическая концепция послойной переработки информации оператором (В Ф Рубахин) [126]

На фунте этих и других исследований были сформированы основные специфические принципы инженерной психологии (следует заметить, что общие методологические принципы психологии - принципы детерминизма,-связи психи Ики и деятельности, развития, личностного подхода - рассматривались в курсе \"Общая психология\" [77; 120])77; 120]):

Принцип гуманизации труда подчеркивает ведущую, творческую роль человека в трудовой деятельности в процессе функционирования СЧМ Актуализируется необходимость ураховування требований человека к техническим системам, психолог ческих и психофизиологических возможностей человека и особенностей его взаимодействия с другими в групповой деятельности Противоположным этому принципу является принцип симплификация (упрощение), согласно которому человек отождествлять изменяется с техническими элементами системыи;

Принцип активного оператора учитывает личностное отношение оператора к выполнению своих обязанностей, исходя из того, что при пассивной его позиции в случае срочного перехода к активным действиям нужно бу уде потратить гораздо больше энергии, а это, в свою очередь, может повлиять на эффективность работы СЧМ Необходимо уже на стадии проектирования будущей деятельности оператора определить ее структуру, уровень ак ности оператора, обеспечив ему так называемый \"оперативный покой\", т.е. готовность в любое время вмешаться в процесс функционирования СЧМ и обеспечить своими действиями высокую эффективностьективність;

o Принцип комплексности основывается на идеях Б Г Ананьева, В М Бехтерева и других исследователей о необходимости комплексного изучения человека Его реализация требует расширения междисциплинарных связей ков инженерной психологии с другими науками, разработки обобщающих критериев оценки функционирования СЧМ Разумеется, это не исключает возможности использования специальных для человека и машины критериев Р еализуються эти принципы при применении системного подхода, суть которого отражена в трудах В П Кузьмина и Б Ф Ломова [61; 75; 7761; 75; 77).

Человек-оператор - это очень сложная система, функционирующая в другой сложной системе \"человек - машина - среда\", которая, в свою очередь, состоит из различных подсистем со своими взаимоотношениями и н вязкой зв'язками.

Системный подход, используемый для описания и исследования инженерно-психологических явлений и процессов, имеет свои специфические черты

Во-первых, психологические явления рассматриваются как многомерные и многоуровневые системы Многомерность проявляется в том, что психические процессы анализируются в совокупности различных характеристик - информационных х, операционных, мотивационных тошо, каждая из которых имеет свой уровень, - это и обеспечивает многоуровневостьь.

Так, например, процесс принятия решения может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как отдельное действие, и как творческий процесс нахождения или открытие чего-то нового, и как социально-пси ихологичне образования со своими параметрами При этом структура и механизмы принятия решений будут неодинаковыми на разных уровнях психической регуляции деятельности, а также зависеть от технического и технологического ее обеспечениюя.

Во-вторых, сложность и специфика СЛМ, а также обстоятельства, в которых она функционирует, обусловливают отличие структуры деятельности оператора, которая влияет на ее свойства

Природные особенности нервной системы, способности, черты характера, уровень развития когнитивной, эмоционально-коммуникативной и регулятивной сфер, готовность к деятельности - все это свойства различного рядом ГКУ, и их необходимо учитывать при решении проблемы оптимизации СЧМ Так, в частности, при оценке надежности СЧМ, которая функционирует в условиях дефицита времени, в аварийных ситуациях, на первый план выступают природные свойства человека, связанные с особенностями его нервной системы 193; 94].

В-третьих, система психических свойств человека постоянно меняется, развивается, что нужно учитывать при инженерно-психологическом проектировании СЧМ Это возможно использование основных положений ь концепции многоуровневой взаимной адаптации человека и машины [18; 88].

В-четвертых, все виды СЛМ - целенаправленные системы, в которых человек выбирает или формулирует цель, определяет задачи и способы их решения есть цель есть \"система-образовательный фактором\" (П К Анохин) орг ции всей системы психических процессов, обеспечивающих деятельность оператора, при этом внешнее воздействие на человека опосредуется всем внутренним психическим складом личностим особистості.

Таким образом, человек-оператор организует систему для достижения выбранной ею цели, обеспечивая СЛМ пластичность ее функционирования Техническая система рассматривается как средство достижения заданного результата в, которым пользуется человек, выполняя свои действия и получая информацию о результатах их исполнениия.

Реализация рассмотренных принципов и подходов позволяет решить основную проблему инженерной психологии - гуманизации труда и оптимизации функционирования СЧМ, тем самым обеспечивая решение основной ого народнохозяйственного задача - повышение эффективности общественного производства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: