Вывод по данному разделу: имя Афины восходит к древнеегипетскому богу солнца Атону. Их сходство обусловлено тремя аспектами:
1) семантический: Афина и Атон относятся к могущественным богам;
2) фонетический: у них едва различающаяся вокализация имён: ΑΤΟΝ => ΑΘΕΝ(Α);
3) морфологическое: единственная значимая графема имени "Афина" - это символ солнца, при этом бог Атон был солнцем.
Таинственная фиала (Грааль) Афины
В музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ, Москва) в зале "Греческий дворик" экспонируется статуя Афины Поллады с необычным для непосвящённой публики предметом в правой руке:
17.
В описании статуи он не упоминается, но удалось установить, что он атрибутируется как "фиала с омфалосом", однако, когда именно в научный оборот была введена такая трактовка, на данный момент мы не знаем. Вероятно, в XIX или даже в XVIII веке, когда на многие неясные вопросы следовал простой ответ - "это фаллическая символика". Ошибочность такого подхода видна по многим признакам:
1. Омфалос понимался как "Пуп Земли". Впервые он встречается в древнеегипетской мифологии под названием "Бен-бен", означающим первичный холм. Египтяне оставили после себя множество Бен-бенов в виде массивных пирамидионов, сопоставимых с ростом человека. Со временем, правда, их размеры стали более демократичными, немного поменялся и вид, тем не менее сохранилась их конусная форма:
18.
Пирамидион Хонсу-Хора, Каирский музей.
2. "Фиала с омфалосом" имела строго определённую форму: это диск с небольшим бортиком или неглубокая круглая ёмкость, имеющие в обоих случаях полусферическое возвышение в центре. С другой стороны, Пуп Земли не может иметь границ, т.к., согласно мифологии, он возник посреди бескрайнего моря.
|
3. В античной иконографии омфалос широко представлен на монетах: на нём обычно восседает Аполлон, т.е., как и в случае с древнеегипетским холмом Бен-бен, высота омфалоса сопоставима с ростом человека:
19.
4. Поверхность омфалоса обычно украшена узнаваемым рельефом (см. илл. 19):
20.
Такой рельеф никогда не встречается на "фиалах с омфалосом". Усечённый конус последнего омфалоса означает, что это место предназначалось Аполлону, как на илл. 19.
5. Круглое возвышение в центре диска - это попытка мастера изобразить шарик, но не конус, что хорошо видно на множестве артефактов:
21.
IV-III в. до н.э., Древняя Греция, золото.
22.
Примерно 740 г. до н.э., "Музей анатолийских цивилизаций", Анкара.
23.
Древняя Греция.
В ряде случаев мастера сознательно золотили шар в центре, чтобы подчеркнуть его эмблематический смысл, который заключается в том, что это символ солнца. Данная коннотация усугубляется формой фиалы или диска: если смотреть на них сверху, то можно увидеть знакомую букву Θ (см. илл. 9). По сути фиала и была задумана в качестве материального воплощения сакрального символа, чтобы использовать её в ритуальных практиках. Поэтому предмет в руке Афины на илл. 17 с полным правом можно назвать "солнечная фиала" (СФ) (Грааль) или даже "Афина", исходя из её имени (см. выше). Причём, как можно видеть, Афина не выказывает желания использовать фиалу в качестве посуды "для возлияний" - она демонстрирует его зрителям в подтверждение того, что это она и есть. Амбивалентный смысл фиалы в том, что она играет роль сакрального символа и одновременно служит инструментом. Его применение можно видеть на следующем изображении, выполненном на древнегреческой вазе:
|
24.
(Увеличить). Обрядовое возлияние Аполлоном на омфалос из "солнечной фиалы", ок.440 г. до н.э.
Рисунок хорош тем, что мы видим отдельно омфалос и СФ (Грааль), не имеющими между собой ничего общего - это два разных предмета. О ритуале с использованием СФ (Грааль) красноречиво также говорит небольшой пропил по краю одной из фиал, позволяющий добиться излияния жидкости тонкой струйкой:
25.
Археологический музей Напфлиона, ок. 525-500 гг. до н.э.
Очевидно, бывший хозяин этой СФ таким образом экономил и старался обслужить как можно больше страждущих прихожан, используя меньшее количество благовоний, что безусловно способствовало увеличению дохода служителя культа.
Примеры использования СФ (Грааль) в погребальном культе
Изучение применения СФ в погребальном ритуале представляет интерес по нескольким причинам: он позволяет уточнить некоторые аспекты, в том числе проследить эволюцию культа и символики. Для этого рассмотрим несколько типичных примеров.
26.
"Банкет", Этрусский музей Гуарначчи, г.Вольтерра. (См.прил. 1)
На погребальной урне, кроме усопшего, представлена только Медуза горгона, служащая солярным символом, восходящим к образу Хора Бехдетского. В руке усопший держит СФ (Грааль), которая скорее похожа на диск, нежели на предмет утвари - он им не пользуется, а всего лишь демонстрирует окружающим. "Банкет" - это явно ошибочная интерпретация. На диске может поместиться что-то наподобие блина, но его там нет. Приходится додумывать за авторов атрибуции: блин съел усопший и демонстрирует пустую тарелку, похваляясь хорошим аппетитом, хотя сам он уже мёртвый. На внутренней поверхности СФ изображена лучистая звезда, украшенная точками, с выпуклой сердцевиной.
|
27.
"Этрусские древности", крышка погребальной урны, II в. до н.э., Лувр. (См. прил. 2)
Усопший демонстрирует пустую фиалу, которая уже глубже предыдущей, при этом на ней сохраняется изображение лучистой звезды с выраженной полусферической сердцевиной. И в этом примере сложно представить, что СФ (Грааль) использовалась в качестве посуды. К чести сотрудников Лувра они ограничились только общепринятой атрибуцией: "фиала с омфалосом".
28.
"Этрусские древности", крышка погребальной урны, III в. до н.э., Лувр. (См. прил. 3)
В следующем примере усопший также демонстрирует пустую фиалу, которая уже лишена украшений (рельефа), кроме того, стала ещё глубже и напоминает обычную тарелку с затерявшимся круглым комочком на дне. Но он не выпадает, давая понять, что это часть "тарелки". Атрибуция - стандартная: "Мужчина держит "фиалу с омфалосом".
В книге "Римский скульптурный портрет" (Н.Н.Бритова, Н.М.Лосева, Н.А.Сидорова) подобная композиция названа более определённо - "Пирующий этруск":
29.
Национальный археологический музей, Кьюзи. Глина, III в. до н. э.
С кем и чем пирует этруск, понять сложно. Авторы интерпретации, видимо, полагали, что этруск съел полную фиалу еды, оставив немного про запас с мыслью - "на том свете пригодится". Забегая немного вперёд, надо заметить, что такая точка зрения имеет полное право на существование.
29.
Саркофаг Ларции Сеянти, Национальный археологический музей, Флоренция. Глина, II в. до н.э.
К сожалению, мы не знаем, что держит в левой руке Ларция, поэтому будем ориентироваться на общий вид саркофага. Его передняя стенка украшена 4-я розеттами, две из которых - правая и вторая слева - это "солярные фиалы" (Грааль). Вполне вероятно, что они применены как популярные декоративные элементы и не более.
31.
Саркофаг, III в. до н.э., Лувр.
Как и во многих примерах, усопший демонстрирует зрителям СФ (Грааль) в виде лучистой звезды с полусферической сердцевиной. На передней стенке грифоны (см. прил. 4) с двух сторон держат солнечный диск идентичный СФ. Композиция с грифонами - это каноническая сцена, сохранившаяся в неизменном виде вплоть до Средневековья:
32.
Деталь Скуола Сан-Марко, Венеция, 1260 год.
Случайное совпадение иконографии маловероятно. Таким образом, мы получили явное подтверждение того, что термин "фиала с омфалосом" ошибочный.
В завершение обзора погребальной атрибутики рассмотрим курьёзный пример утраты сакрального символизма фиалы.
33.
Этрусская погребальная урна.
Автор этого творения уже, видимо, не знал о назначении СФ и рассуждал о ней из практических соображений: если брать с собой в иной мир, то полную фиалу каши, чтобы не позориться с непонятным комочком на дне.
Выводы по разделу:
1) практика использования СФ эволюционирует в зависимости от времени и места, его исходная семантика деградирует, а затем и вовсе принимает вульгарные формы, в результате чего сакральный атрибут превращается в предмет бытовой утвари;
2) в научной среде существует неверное представление о семантике СФ, что, видимо, связано с нежеланием пересматривать устоявшиеся догмы либо, что более вероятно, с онтологическими заблуждениями.
Афина в мифах
Мы не будем перечислять все качества и достоинства этой богини - они хорошо известны, - но выделим те, которые обычно находятся в тени и не получили должного объяснения.
1. К ним безусловно относится миф о необычном рождении Афины, которая находилась в голове Зевса (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"): когда у него стала болеть голова, он попросил расколоть её, и оттуда появилась Афина с воинственным кличем и в полном боевом снаряжении. Данный этиологический миф имеет простое и логичное объяснение, которое кратко звучит так: Афина изначально и была Зевсом. Это обусловлено этимологией имени "Зевс", о которой говорилось в начале:
34.
Если быть более точным, то Афину и Зевса связывает общее происхождение посредством этимологической цепочки, но в какой-то момент имена-синонимы обрели плоть, и каждое из них зажило своей жизнью. Этот пример показывает, как именно возник древнегреческий пантеон, и почему в нём так много вариаций этиологических мифов. Древние историки и просто путешественники, утратившие связь с исторической альма-матер, посещая Египет, оставляли после себя граффити наподобие "я тут был, но ничего не понял". Хотя очевидно, что кривотолки и рассказы того времени иногда передавали реальные представления о древнеегипетской мифологии, но это были в основном отрывочные сведения, из которых сложно составить общую картину.
2. По другому мифу отцом Афины был Итон: "Другие говорят, что её отцом был человек по имени Итон, царь города Итон" (ibid.). Кому-то может показаться странным, но миф о рождении Афины от отца Итона мало чем отличается от предыдущего мифа, в котором Афина появилась из головы Зевса. Дело в том, что имя "Итон" - это полный аналог имени "Атон". В египтологии до сих пор нет ясности в этом вопросе - вполне вероятно, что имена "Итон" и "Атон" имели параллельное хождение (общепринятая транслитерация - Jtn). Ну а поскольку имя "Итон" или "Атон" досталось Афине, следовательно её отец и есть упомянутый Атон/Итон, который послужил этимологической калькой для имени Зевс (см. илл. 34).
3. Р.Грейвс замечает, что "название города Итоны употреблялось и в мужском, и в женском роде" (ibid.). Пример с Афиной указывает на справедливость слов Грейвса: ΑΤΟΝ => ΑΘΕΝΑ. Андрогинные метаморфозы встречаются, прежде всего, в древнеегипетской мифологии, а затем стали частью древнегреческой. Мы видим это по статуе Афины (илл. 17), атлетическое сложение и лицо которой скорее напоминает мужское, и только женский пеплос заставляет предполагать, что Фидий сам был в замешательстве, не зная, кого ему ваять - мужчину или женщину. На мужские качества Афины обратил внимание и Гесиод: "Силой и мудростью она равна Зевсу" (Гесиод, "Теогония" 896). Кроме того, Афина - единственная богиня, использующая мужскую атрибутику, в частности оружие: шлем, копьё и щит.
4. В Древней Греции, оказывается, не было ясности и с началом поклонения Афине: "Миф об Итоне говорит о том, что итоняне, по их утверждениям, начали поклоняться Афине задолго до афинян" (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"). Если иметь в виду, что поклонение Атону/Итону зародилось в Древнем Египте задолго до появления греков, то следует признать правоту итонян. Единственно следует уточнить, что итоняне, согласно мифу, сами путались в названии своего города, называя его "Итон" либо "Итона" (см. выше), и тогда "Итона" автоматически становится Афиной.
5. "Платон отождествлял Афину, покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт" (ibid.). Близость обусловлена тем, что обе были воительницами и ходили с оружием.
6. Одна из самых популярных эпиклес Афины - "Паллада". По поводу её происхождения идут многовековые споры, но при этом, как правило, не учитывается одно важное обстоятельство: в древнегреческой мифологии было 4 персонажа с такими именами и прозвищами:
Афина Паллада (Ἀθηνᾶ Παλλὰς).
Паллант (титан) — титан, сын Крия, муж Стикс.
Паллант (гигант) — козлоподобный Гигант, убитый Афиной. По одной из легенд, его имя послужило источником эпитета Афины Паллады.
Паллант (сын Пандиона) — сын Пандиона, брат Эгея, убитый Тесеем.
Паллант был настолько популярным, что отметился также в латинской мифологии:
Паллант (латинская мифология) — сын либо внук Евандра, царевич Лация.
Согласно одному из этиологических мифов, "будучи девочкой, Афина нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооружённые мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада" (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"). По другому мифу, "Афина, рожденная от Зевса и воспитанная богом реки Тритоном, нечаянно убила свою молочную сестру Палладу, дочь реки Тритон" (ibid.). Третий миф рассказывает, что Афина убила титана Палланта, содрала с него кожу и покрывала ею своё тело во время гигантомахии, из-за чего её стали называть "Паллада" (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 6, 2). Явная надуманность мифов говорит лишь о том, что их авторы не имели понятия о происхождении эпиклесы "Паллада" и занимались фантазированием.
Имя "Παλλασ" - служит диалектным вариантом имени "Πολλοσ" со значением "могущественный", "сильный". Если предположить, что это краткая форма торжественного имени, то полное будет "Απολλοσ" (Аполлон). В свою очередь "Аполлон" восходит к названию величайшего храма древности, посвящённого Хору-Ра (Хору Бехдетскому) - "Pr-Ra" (Пер-Ра). В Древнем Египте множество имён было образовано таким же образом - от названия того или иного храма, аналогичная практика распространялась и по всей Ойкумене. Непререкаемый авторитет бога солнца Аполлона послужил распространению этого имени, в том числе в его краткой форме Απολλοσ <=> Πολλοσ (Поллос). Таким образом, имя "Афина Паллада" имеет перевод - "Атон храм Ра". Но мы знаем, что "Атон" и "Ра" - имена-синонимы, поэтому их связка имела естественное происхождение.
В данном контексте связь Афины с козлоподобным Гигантом Паллантом (см. выше) получает должное объяснение, если под ним иметь в виду Амона-Ра, имеющего характерный образ винторогого козла:
35.
7. Большинство источников настаивают на том, что Афина пользовалась козлиной шкурой в качестве защиты, и Геродот (IV.189) находит этому объяснение: "Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок – кожаная, а подвески на эгиде – не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя. Даже и само название указывает на то, что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения. Ведь ливиянки носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные мареной. Из этого-то слова "айгес" эллины и взяли [название] эгиды. Так же и езде на четвёрке коней эллины научились от ливийцев".
Р.Грейвс не согласен с Геродотом и дал своё объяснение "козлиной" шкуре: "Эгида — магическое щитообразное оружие Зевса, изготовленное Гефестом и украшенное внушающей ужас головой Горгоны Медузы. Впрочем, Зевс в бою ею даже не пользовался. Правой рукой он мечет молнии, а левой — потрясает эгидой и нагоняет грозовые тучи. Зевс часто передает эгиду Аполлону и особенно Афине, которые носят её как символ Зевсовой мощи. Принято считать, что слово «эгида» (греч. αἰγίς) не связано с козой (аіх), а восходит к неясному догреческому корню, входящему во многие мифологические имена. Но поздние греческие мифографы объясняли происхождение названия тем, что эгида изготовлена из шкуры козы Амалфеи". Однако Алмалфея, согласно мифологии, была обычной козой и не обладала чудодейственной силой.
Представляется, что путаница связана с самим словом αἰγίς, которое обнаруживается и в пелагонизме Αιγαίον πέλαγος ("Эгейское море") с неясной этимологией. Но она сразу же проясняется при условии, что в древности любое море называлось "священным", т.е. по-гречески - Αγιος πέλαγος ("Священное море"). Подтверждением тому служит коптское слово АЄIК - "освящать" (коптский язык наследует древнеегипетский), от древнеегипетского этимона которого, в результате метатезы при переходе из одного языка в другой, было образовано древнегреческое слово ΑΙΓ, а затем - ΑΓΙ(-οσ): АЄIК => ΑΙΓ => ΑΓΙ.
На одной из редких древнегреческих монет с профилем и символикой Афины мы находим слово ΑΙΓ:
36.
Древнегреческая монета, 331-316 г. до н.э.
Полагаем, что последний пример доказывает абсурдность слов Геродота, увязывавшего святую богиню с козой.
Щит Афины тоже служил ей эгидой, следовательно он был священным (ἅγιος), чему способствовала голова Медузы горгоны на ней:
37.
Щит Афины (Щит Странгфорда), 200-300 г.н.э.
С Медузой горгоной связано множество заблуждений в основном баснословного характера. В действительности это - полиморфный персонаж, восходящий к богу Бесу и Хору Бехдетскому. Таким образом, Медуза горгона персонифицирует в данном случае всю мощь бога солнца. Этот пример в очередной раз демонстрирует специфику мифотворчества древних авторов, безудержно фантазировавших, основываясь лишь на отрывочных знаниях либо вовсе без оных.