Над обезглавленными телами расположены четыре символических знака или изображения: дверь, сокол, лодка с носом и кормой и сокол, держащий гарпун. –
Очевидный вывод, что жрецы древнего Египта для сохранения сакральных знаний о матрице Мироздания (О Невидимом мире) перенесли по аналогии расположение Номов Египта на территории вдоль течения реки Нил. НАРМЕР (собственно Мер Хор-Нар, где «Мер» – личное имя означающее дословно «премирный вечный свет», а «Хор-Нар» – титул, содержащий сопоставление с богом Хором и означающий «Хор-Сом»), египетский правитель ок. конца 33 в. до н. э. из т. н. «нулевой династии» царей Верхнего Египта, живших до окончательного объединения страны. Предшественник Менеса (дословно «мен» – месяц, луна!), вел войны за покорение Нижнего Египта. Две стороны палетки Нармера были некими «шаблонами», один из которых, например, «первая» сторона палетки с изображением фараона в белой короне Верхнего Египта, должна была совмещаться с областью матрицы Мироздания, которая относилась к Верхнему Египту (выше 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания). Соответственно «вторая» сторона палетки с изображение фараона в красной коронеНижнего Египта должна была совмещаться с областью матрицы Мироздания, которая относилась к Нижнему Египту (ниже 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания). По аналогии с матрицей, в которой есть Верхний и Нижний мир, жрецы ввели в обычную жизнь египтян понятие Верхнего и Нижнего Египта. По этой причине фигура фараона в белой короне Верхнего Египта фактически является «Творцом Вселенных» – Демиургом.
Поэтому характер изображенной на палетке сцены носит не характер убийства пленного, а, скорее всего, формы «посвящения» коленопреклоненного человека. Подтверждением этого служит то, что фараон в правой руке держит булаву за середину, а не за конец ручки. Кулак левой руки фараона лежит на голове коленопреклоненного человека, а не ударяет по ней. После сильного удара по голове человек бы просто упал без сознания. Аналогичным образом поступали сеньоры в средневековье при посвящении в рыцари. Одно время был обычай, после произнесения «соискателем» клятвы посвящающий бил его плоской частью меча по затылку, но некоторые «соискатели» теряли сознание и получали увечья. По этой причине от ударов отказались и стали возлагать меч сверху на плечо.
|
На ночном небе фигура фараона точно соответствует Ориону – Человеку Неба, три великих пирамиды – звездам Пояса Ориона, Сириус располагается снизу и влево на одной прямой с Поясом, знаменуя собой меч, кулак Ориона сжимающий булаву – звезда Бетельгейзе, по-арабски «бетель» – дом, «гази» – герой, одержимый борец за веру.
Тремя основными царскими ритуалами в Египте были: возведение на престол, которое, если в обществе все было нормально, происходило сразу же после смерти предшествующего царя; коронация, которая была разнесена во времени с возведением на престол и происходила обычно в начале года или в начале сезона, когда после гелиакического восхода Сириуса и разлива Нила начинались сельскохозяйственные работы, то есть она приходилась на время посева, когда жизнь начинала осуществляться, и царская власть символизировала это. Эти ритуалы есть во всех монархиях до сего дня. А вот третья составляющая – это очень своеобразный, чисто египетский, ритуал Хеб-сед – «праздник хвоста».
|
Этот ритуал отражает очень существенный аспект царственности в Древнем Египте. Какой же? – Праздник хеб-сед был связан с битвой сынов Гора и последователей Сета. В более поздние времена бог Сет был окончательно демонизирован, хотя и сохранял семантику всемогущего бога. Эту битву изображали люди – мы не знаем, жрецы ли, добровольцы ли, или два отряда воинов, – но есть изображения, как люди с палками (очень архаично!) бросаются друг на друга. Наверное, никто никого не убивал, это было, в общем, символическое действо, турнир. После этого происходило воздвижение столпа Джед. Этот столп, по мнению большинства египтологов (и в Текстах пирамид это сказано впрямую), – это спинной столб, позвоночник Осириса. То есть воздвижение Джед – это воздвижение Осириса. После воздвижения столпа Джед происходил обряд, который назывался «Умиротворение Осириса». И после этого обряд хеб-седа заканчивался.
Мы знаем, что хеб-сед мог праздноваться раз в 30 лет, но иногда он праздновался, – по крайней мере, символически, – каждые три года.
А что же являлось живым прообразом, так напоминающим цивилизацию? Африканский жираф вот прообраз всех мифологических существ и атрибутов, включая Джед. Цивилизованный образ жизни и в самом деле настолько схож с африканским жирафом, что такое не могло быть только аналогией, пусть даже исключительно глубокой, и совпадением. При зарождении египетской космологии жираф изначально играл одну из центральных ролей в качестве связующего звена между небом и землёй.
|
Это утверждение кажется фантастикой, пока вы не познакомитесь с описаниями жирафа и его образа жизни! В этом чувствуется та подлинность разумности, способности разума, которая неведома философам, точнее они-то и профанировали и заболтали самоощущение разумности у человека.
Так вот, фараоны раннего бронзового века совершенно закономерно избрали себе фетиш в виде жирафа, приспособив его в качестве посоха/скипетра власти – это посох Уас. Символ Мироздания включал два таких посоха/скипетра, что опираясь на иероглиф со значением «земля», поддерживают иероглиф, означающий «небо». Дальнейшая и глубочайшая подмена заключалась в том, что вместо двух появился один, а жирафа заменили на змею. Однако морда Сета это именно жирафья морда, и даже в детской песенке сохранилась рифма «граф – жираф» – «выступает важно, словно граф, очень длинношеее животное под чудным названием жираф», – письменность и судебные процедуры относящиеся к компетенции и прерогативе графской должности глубочайше напоминают трудности жирафьей жизни, да и аутентичный сатана манерой действовать и парадоксальными успехами соотносится только с этим удивительным животным!
После «умиротворения Осириса» хеб-сед завершался следующими действиями: царь короновался (я подчеркиваю, что это был давно правивший царь, который уже был до этого коронован, это была новая коронация прежнего царя) и объезжал столицу (это мог быть Мемфис или Фивы) верхом или, чаще, в боевой колеснице, тем самым, как бы демонстрируя, что он вступает вновь в свои царские права. Вот вам и ROTAS.
В хеб-седе мы можем видеть попытку царя смыть свои накопившиеся грехи через «смерть» и «воскресение». И, смыв эти грехи, не только вернуться к правлению, но и помочь своим подданным, которые уже умерли (правление долгое, много людей умерло), пройти путь спасения, пройти этот путь в Инобытие. Незадолго до Крестной Смерти, на Тайной вечере, Христос говорит: «Ежели Я не умру, то вы не сможете пойти к Отцу Моему небесному» (см.: Ин. 16:7). Мы знаем из христианской догматики, что Христос умер и воскрес благодаря Своей безгрешности и открыл путь для всех остальных. Египетский царь также предполагал, что он в обряде хеб-седа умирал и воскресал и для себя самого, и для своих подданных. Существовал ритуальный предмет – орудие для отверзания уст покойника и для манипуляций с пуповиной при родах. Это и есть SATOR.
А ведь на самом деле речь идет о том, что царь как человек познал и смерть, и страдания, и искушение, и, возможно, даже им поддался. Образ человека, в котором нет греха, который был явлен во Христе, не был свойственен сознанию египтян. Египтяне нигде не говорили при живом царе, что в нем нет греха. Всякое может быть, поэтому нужно очищение. И египтяне понимали, что этот человек, который ритуально – Бог, фактически, как и любой человек, не соответствует этому высокому званию. И вся задача спасения – это соединение божественности и фактического положения. Каждый христианин, хотя и является сыном Божьим (вспомним обращение «Отче наш») тоже имеет нужду в очищении. Даже Иисус Христос, желая «исполнить всякую правду» [Мф.3:15], принимает очищение от руки Иоанна Предтечи, и тогда Ему отверзаются небеса. Царь же имел нужду в том, чтобы очистить свою плоть, и именно очищая свою плоть, побеждая себя и в этой жизни, и в ритуальной смерти во время хеб-седа, он спасал своих подданных.
Посмотрим на поразительное во многих отношениях 438 речение Текстов пирамид. Оно сохранилось в гробницах Пепи I и Неферкара: «Охо, охо! Для тебя воскликну я громким голосом: «О, Отец мой!», ибо не имеешь ты отцов среди людей, и не имеешь матерей человеческих. – Отец твой – Великий Дикий Бык, Мать Твоя – Дева (Хенут) [в пирамиде Неферкара даже идеографически изображена женская головка с девичьей косой. Это именно дева или молодая женщина, как у Исайи - almah [Ис.7:14]. В оригинале Дева Мария это almah и уж, во всяком случае, дефлорация в древности повсеместно была актом священнодействия. Возможно, это аллюзия Исиды. Но в любом случае подчеркнуто, что это не женщина]. Живи жизнью, ибо ты не умрешь смертью, как живет Гор, первенствующий в собрании Хема (Летополис, совр.- Авсим) » (Pyr. §809).
Здесь очень важно, что у царя нет земных отцов и земных матерей (хотя все знают, что они есть). Но его Отцом является Великий Дикий Бык. Великий Дикий Бык – это может быть Осирис, а может быть и Ра. И здесь наконец-то объясняется тайна хеб-седа – почему это «праздник хвоста». Во время хеб-седа к одеждам царя подвязывался жирафий хвост. Если Отец твой – Великий Дикий Бык, то, понятно, у тебя должен быть жирафий хвост. Того быка о котором подумал бы современный человек не имелось в виду вовсе. Тягловое животное, к тому же холощеное, и даже в диком виде не тянет на подобного рода представительство. А вот жирафа невозможно было приручить. Жираф ведет просто какой-то сверхестественный образ жизни! Это и был символ того, что ты – не земное существо, ты - сын Ра, ты - сын Осириса.
И, соответственно, поэтому ты можешь пройти через смерть и вернуться к жизни. И, проходя через смерть, помочь подданным, уже умершим, достичь спасения, достичь Осириса.
И очень важным элементом было воздвижение столпа Джед. Столп Джед лежал на земле. И задача царя была – поднять его. В ритуале его поднимал царь и священнослужители – это, видимо, была довольно массивная форма. И они поднимали столп Джед, лежащий на земле, при всеобщем ликовании народа. А что такое столп Джед? Это позвоночный столб Осириса. Прообразом этого чуда является жираф, подъемлющий свою длинную шею. То есть Осирис повержен, но Осирис воскрес. И это царь.
Хеб-сед – это воскресение царя. Хеб-сед часто праздновался 1-го Тиби, когда кончалось время разлива Нила и начинались сельскохозяйственные работы. Праздник соединялся с новолунием. То есть здесь присутствуют важнейшие элементы начала жизни: сельскохозяйственные работы, посев (а Осирис – это зерно, он прорастает, как зерно), новолуние - начинает расти луна, а луна связана и с земледельческим циклом: она, как считали в древности, производит рост растений. В том числе, речь идет о грибах. В Евангелии есть замечательные слова, что человек приходит и ночью (сон это галлюцинация, бытие это сновиденный характер всеобщей жизни, панургос), и днем (самоощущение разумности это источник и идеал цивилизации), и не видит (и не должно сего), как развивается в земле зерно, а оно растет (Мк. 4:26-28). Но, в любом случае, и новолуние, и сельскохозяйственные работы – это образы начала жизни, образы возрождения.
Значит, хеб-сед – это не праздник смерти, не праздник, подменяющий цареубийство некой символической формой. Хеб-сед – это праздник возрождения, это проводы царя в мир Осириса, превращение царя (живого царя!) в Осириса. То есть Гор становился Осирисом, а потом снова возвращался к жизни.
Мы не знаем до конца, почему египтяне считали, что иногда, когда царь долго правит, это нужно. Но, скорее всего, он должен пройти через смерть, чтобы возродить своих подданных, которые, видимо, без этого не могли ожидать полного возрождения.
В Апокалипсисе Иисус именуется Свидетелем верным, Первенцем из мертвых и Владыкой царей земных (Откр. 1:5). Почему? – А именно потому, что царь был образом спасающего Владыки. Христос был Первообразом, с точки зрения христиан, и поэтому Христос в Себе осуществил истинную царственность, поэтому Он и есть Царь царей земных. Он в Себе осуществил то, чем символически должен был являться царь. Царь на Переднем Востоке – это тот, кто помогает в спасении. И Христа именуют Тем, Кто соделал христиан царями (Откр. 1:6). То есть каждый христианин, в этом смысле, царь. Он не только спасается сам, не только спасается с помощью Христа, но он имеет силу спасать других.
Однако что такое, в сущности спасение, и сила спасать? – Вот удивительное, как жираф, самоощущение разумности и качество, требующее особого образа жизни для человека, подобно как у жирафа, который называется цивилизацией.
А достоин ли царь? Может ли он спасать? И в Евангелии Христос, прежде чем выйти на общественное служение, испытывается (Мф. 5:1-11). И испытания продолжаются и потом. И последнее испытание – уже на Голгофе, после распятия – испытание смертью. Помните этот крик: «Боже Мой, Боже Мой! — для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). До последней минуты происходит испытание. То же самое и с царем.
Вот, например, что написано у Диодора: «В последний из 72-х дней подготовки царя к погребению (72 дня мумифицируется тело царя) все его подданные собираются у входа в гробницу, где стоит ковчег (наверное, не все, но все, кто хотят). Каждый может высказать жалобу на царя. Жрецы же превозносят его благие поступки. Простой люд может выразить свое одобрение или неодобрение, если царь вел неподобающий образ жизни, и цари могли быть лишены общественного погребения (каким-то отзвуком этого являются речения Ипувера: «Смотрите, свершаются дела, которых никогда не было доселе – царь захвачен голыдьбой. Смотрите, погребенный Сокол <выброшен> … Скрывавшая его гробница пуста. Смотрите, страна лишена царственности кучкой людей, презирающих обычаи» (См.: Речение Ипувера, P.Leiden 344.recto. VII.2-3)). В результате цари стали творить справедливость из-за страха получить подобное неодобрение, страха за свое тело и боязни вечного поношения» (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. 1,72). Задача царственности заключается в том, что каждый ответственен за свои дела, и каждый так или иначе спасает других людей. В идеале, в пределе это делает царь, египетский фараон, а для христиан – Христос, но в какой-то степени своими поступками, словами, действиями делает каждый.
На пеленах мумии Тутмоса III (XVIII династия), сохранилась надпись: «Мои члены – боги. Я всецело - Бог. Нет ни единого члена у меня без бога. Божественны вхождения мои, божественны исхождения мои. Явили себя боги как члены тела моего» (Каир CG40001). Это эпоха Нового царства, когда царь пытается сказать, что он по преимуществу Бог. Конечно, каждый – Бог. Каждый – Осирис, каждый – Гор. Но царь – Бог по преимуществу, он выполняет эту свою божественную функцию для всех. В большей степени, чем другие. А почему в большей степени? – По причине власти.
И тут мы понимаем, наконец, и открываем тайну власти. Что власть – это не командовать другими, а власть – это возможность помогать другим в спасении. Помогать другим, в том числе, и утверждением Правды. Какой Правды? – О подлинном характере самоощущения разумности, его жирафности, и в силу именно этого и его божественности.
17-е речение Книги Мертвых говорит о том, что боги Эннеады – части тела Ра. А в Лейденском гимне говорится, что «Эннеада (Девятерица богов) объединена в членах твоих. Облик твой – бог каждый, соединенный в плоти Твоей» и «пальцы его – Восьмерица богов» (см.: Urk.V, Abs 1-4;3-8; 140). И, наконец, можно вспомнить 539-е речение Текстов пирамид, Гимн небесного восхождения, где все члены умершего отождествляются с Богом. То есть говорится о всецелой божественности царя. Здесь, на земле, царь – Бог по преимуществу.
Но быть Богом очень трудно. Потому что главное мерило божественности – это Правда, это Истина (Маат). Она судит человека на суде. И именно потому, что обычный, заурядный человек чувствует, что он не всегда соответствует Правде, он воздвигает царя как того, кто должен соответствовать. Зачем еще нужен царь, если он не соответствует Правде? Тогда он обманщик.
Именно поэтому Диодор пишет, что люди собираются и говорят, соответствовал Правде царь или не соответствовал. Это перманентное собеседование и есть политика. Политика осуществляется в помощь царю. И неслучайно обращение к царю: «Твоя речь – это святилище Маат». То есть речь царя – это храм Маат. Функцию хранения Правды царь не может передать никому. Каждый должен хранить Правду, но для всего Египта Правду хранит царь. Именно поэтому с царем закон – потому что закон стоит на принципе хранения Правды. Хатшепсут говорит: «Я творила сияющую Маат, которою любит Он (Ра). Знаю, что Он живет ею. Это – хлеб мой, я вкушаю от его сияния, я – подобие членов Его, я – одно с Ним. Он зачал меня дабы утвердить силу Свою в этой земле. Атум в Хепри свершает это, то, что Ра свершил при творении». Это надпись в Спеос Артемидос в Бени Хасан. «Хлеб мой» – это творение Правды.
Вспомним Христа, когда Он после беседы с самарянкой у колодца говорит ученикам, принесшим Ему еду, что «у Меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин. 4:32). Он, конечно, ничего не ел, самарянка не дала Ему хлеба. Но Он говорил ей Правду, он говорил ей Истину. Вот это и есть главная царская добродетель – говорить Правду, являть Правду, утверждать Правду. Если надо, даже силой утверждать Правду и силой уничтожать ложь. Для этого царю дан меч, только для этого. В «Притчах Соломоновых» говорится: «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Притч. 20:8). То есть суд – это важнейшая функция.
Что такое суд? Это отделение Правды от неправды. Поэтому там, где происходит фальсификация суда, там, где Правда выдается за неправду, а неправда за Правду – там всякая власть полностью лишена внутренней силы. Власть есть осуществление воли к бытию. Поэтому зиждется власть на панургии и на жирафности. О какой бы области цивилизованной деятельности ни идет речь, плодотворной она может быть только при условии различения панургии и жирафности в вещах и явлениях существующих, и отделение правды бытия от всяческой нети, стремящейся прикинуться существующей. И мерилом у судящего может быть только пронесенное через грехопадение чувство, интуиция о первозданной цельности бытия, что в падшем состоянии уже разделено на Небо и Землю, на ночь и день, женское и мужское и т.д.
Царь постоянно старается это благо, Маат, утвердить в Египте. В гимне Амону говорится: «Спят все, а Ты не спишь, промысляя благое для тварей Своих». И вот указ Хоремхеба (это примерно 1330 год до Р.Х.): «Его величество, бодрствуя круглые сутки, ищет благое для Египта, исследуя дела» (Указ Хоремхеба. ХИДВ. I, с.100). И еще из того же указа: «Маат возвратилась после того, как страна воссоединилась (хенем) » (Urk IV. 2140 ff.).
«Страна воссоединилась» – это не воссоединение частей египетского государства, или, по крайней мере, не только воссоединение частей египетского государства, а это воссоединение Неба и Земли.
Маат пребывает на Небе в виде Полярной звезды, а надо, чтобы она пребывала и на Земле. И это тоже великая задача царя.
Мы встречаем в заупокойных текстах огромное количество имен или обращений, утверждающих, что Бог – это Ка (Суть) царя. Но в гробницах частных лиц мы встречаем такие фразы: «Мой Ка (то есть моя Суть) принадлежит царю». «Моя Суть происходит от царя». «Царь творит мою Суть». «Царь – это моя Суть». Г. Фрэнкфорт говорит, что египтяне передавали свое понимание посреднической роли царя посредством идеи Ка (H. Frankfort. Kingship and the Gods. P. 78). Ра был Сутью царя, царь же был Сутью подданного, но это, естественно, означает, что Ра является Сутью подданного. Та же самая формула известна и христианам: Иисус – Сын Божий, мы через таинства – часть Иисуса, значит, мы – сыны Божьи. Та же самая модель.
Помните 271-е речение Текстов Пирамид (Pyr. 388-389), где утверждается, что царь спасается за свои дела? Властитель ответственен за все бесчинства и грехи в его стране. А страна – за грехи царя. Мы это впервые встречаем в Египте в «Поучении Мерикара», где царь Ахтой говорит о том, что он разорял кладбища (или при нём разорялись кладбища), и это ударило по нему, это была величайшая беда для царя. То есть любое преступление, любой грех, который совершается в стране – это беда для царя. Царь, даже если он лично благочестив, если он не ворует, не убивает, если он допускает, что в стране совершаются бесчинства, преступления, то он не хранит Маат. Он не царь, он не исполняет своего дела. Царь тот, кто исполняет свое дело до конца.
В гробнице вельможи Рамсеса II Тенроя содержится список из 57 царей в верном порядке, и им молится владелец гробницы. То есть былые цари, ушедшие цари, как хранители Маат при жизни, помогают живым людям Египта в сохранении Маат и помогают умершим, жившим в соответствии с Маат, победить на суде.
Так что задача царя – спасать людей для Вечности. Но не всех, а только тех, которые действительно жаждут спасения и жаждут жить в соответствии с Маат.
Вот знаменитое 361-е речение Текстов пирамид: «Нун представляет Тети Атуму, Широкорукий представляет Тети Шу, дабы были отверсты врата небесные для Тети, затворенные для тех, кто не имеет имени. Возьми Тети за руку его, веди Тети в небо, дабы не умер он на земле среди людей» (Pyr. §604).
Кто же не имеет имени? Среди кого Тети не должен умереть? Среди тех, кто при царе, созидающем Маат, не желает следовать Маат. «Формула Сатор» это символ и магия объединяющая царя, созидающего Маат, с любым последователем правды.
Приложение Второе. Таинственная Афина
Которое необходимо для того, чтобы читатели «Пришествия Короля» правильно понимали суть основной коллизии.
Богиня Афина - одна из самых известных богинь древнегреческого пантеона, с её недюжинными способностями не может соперничать никто, даже Зевс, а её имя носит столица Греции:
Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ или Ἀθηναία — Афинайя) — одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. В ипостаси Афины Паллады (Παλλὰς Ἀθηνᾶ) — богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости. Силой и мудростью она равна Зевсу (Гесиод, "Теогония" 896). Ей воздаются почести вслед за Зевсом (Гораций, "Стихотворения" I 12, 17-20) и место ее - ближайшее к Зевсу.
Для исследования Афины мы пойдём по нестандартному пути и вместо изучения мифологических аспектов попробуем сначала установить генезис её имени, считающийся неизвестным.
Афина в нумизматике
Воспользуемся артефактами с именем Афины, в частности многочисленными древнегреческими монетами, отчеканенными в её честь. На них обычно представлена голова Афины в шлеме, тотем (сова), оливковая ветвь и краткое имя - ΑΘΕ:
1.
2.
Есть варианты с более кратким именем - ΘΕ:
3.
4.
Ниже даны только реверсы монет с надписью ΘΕ:
5. 6. 7.
Удалось также найти монету, на которой имя Афины представлено единственной графемой - Θ:
8.
Один пример не отражает массовую практику хождения таких монет в античную эпоху, тем не менее его можно считать знаковым: для написания имени Афины древние греки могли обходиться двумя и даже одним символом, которым в Древнем Египте обозначалось солнце:
9.
Этот же символ применялся в древнегреческом языке для буквы "тета". Оказывается, между древнеегипетским иероглифом солнца и древнегреческой буквой "тета" есть генетическая связь, благодаря чему с момента своего появления в древнегреческом алфавите она считалась сакральной. Именно благодаря её сакральным качествам в греческом языке было образовано имя Саваоф: ΣΑΒΑ (др.-егип. "звезда") => ΣΑΒΑω (добавлена сакральная ω как на илл. 15) => ΣΑΒΑωΘ (в конце добавлена сакральная Θ).
В древнеегипетском языке бог солнца назывался "Ра", но в эпоху Среднего царства у него появился синоним - Атон (греч. ΑΘΕΝ; вариант - IΘΕΝ):
10.
Очевидно, для ряда правителей Древнего Египта имя верховного бога Ра было табуированным - вместо него дозволялось называть бога солнца именем "Атон", которое в переводе означает "Это". Значение имени раскрывалось с помощью детерминатива в виде символа солнца. Но для нас важно отметить, что подобные имена имели краткую форму - по аналогии с Амон=>Мин и Атум=>Тум, т.е. краткая форма имени Атон - это ΘΕΝ (Тен). Производные этого имени хорошо известны по таким именам и теонимам: Теон, Тион, Теона, Фиона и т.д. В конце этой морфологической цепочки (при переходе Θ=>Z) стоит имя "Зевс" - глава древнегреческого пантеона.
Редуцированный вариант имени ΘΕΝ - это просто ΘΕ или в крайнем случае - Θ. Причём имя ΘΕ, когда к нему было добавлено окончание мужского рода [-οσ], стало нарицательным в значении "бог" (ΘΕΟΣ).
Таким образом, имена ΑΘΕ, ΘΕ и Θ, которые встречались нам на монетах - суть производные имени Атон (Итон - к примеру в Англии, Итонский и Оксфордский колледж это прямое и очевидное свидетельство того, что Великий Рим располагался не на Аппеннинском п-ове, а в Африке!) в значении " Афина ". При этом, как мы видим, Θ в виде символа солнца оказалась единственной значимой графемой в имени Афины.
У монет с Афиной есть ещё одна особенность: на их подавляющем большинстве изображён полумесяц (см. также илл. 2):
11.
Середина V в. до н.э.
Если есть полумесяц, значит, наиболее вероятно и присутствие на монете солнца. Оно представлено в явном виде посредством буквы Θ, заимствованной из древнеегипетской иероглифики. Композиционное соседство луны и солнца в античную эпоху носило рутинный характер:
12.
Солнце изображено в виде 8-лучевой звезды с полусферической выпуклостью в центре. Примерно 300 г. до н.э.
Такая иконография согласуется также с известным вариантом буквы "тета" в виде диска с лучами:
13.
Но следует отметить, что в иконографии количество лучей солнечного диска не имело большого значения: их могло быть 4 или больше, но традиционно, в соответствии с сакральной буквой "тета", предпочтение отдавалось 4-м. Такой подход нашёл отражение в вотивной атрибутике, где нередко применялись ненадёжные с практической точки зрения колёса с 4-мя спицами:
14.
Источник: Б.А.Рыбаков, "Язычество древних славян".
Вследствие аллюзии на символ солнца колесо со спицами также считалось сакральным:
15. 16.
Илл. 15: Солярный бог ИАО на гемме; отдельно крупным планом показано колесо солнечной квадриги.
Илл. 16: Триптолем на колеснице с крылатыми змеями, рисунок на вазе; колесница представлена одним лишь колесом и подножкой.