При отборе содержания курса «Обучения грамоте и развитие речи» учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы, но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования.
Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности. Коммуникативная направленность обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, т.к. именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества в различных видах деятельности учащихся.
Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.
Вариативная часть включает задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от учащихся определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности учащихся, которая предполагает по завершению каждого их двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по желанию и выбору учащихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками информации. В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.
|
В ходе выполнения разнообразных заданий дети учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий инвариантной и вариативной части
предусматривает работу детей в парах постоянного и сменного составов. Выполняя эти задания, дети усваивают новые формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.
В данной программе выделены основные требования к уровню знаний и умений учащихся. Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть учащиеся к концу периода обучения грамоте. В программе определены знания и умения, которыми учащиеся могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.
|
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся (на конец
Букварного периода)
Учащиеся должны знать:
§ название букв алфавита;
§ различия звука и буквы;
§ различия гласных и согласных звуков;
§ основные гигиенические требования при письме;
§ правила графического изображения каждой письменной буквы, её составные части и развёрнутый алгоритм написания;
§ знать и использовать все виды соединения букв между собой.
Учащиеся должны уметь:
§ определять отдельные звуки в словах;
§ определять количество звуков в словах и их последовательность;
§ различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
§ определять количество слогов в слове;
§ определять место ударения в слове;
§ определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте;
§ соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами;
§ чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
§ правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
§ грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
§ употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
§ устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
§ правильно писать формы букв и соединения между ними;
§ уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
|
Учащиеся могут знать:
§ парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки;
§ алфавит;
§ правила оформления текста на письме.
Учащиеся могут уметь:
§ распределять слова по алфавиту;
§ находить среди группы слов родственные;
§ ставить вопросы к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям;
§ составлять и записывать ответ на вопрос (с опорой на лексику вопроса), а также небольшой текст из 2-3 предложений на определённую тему (с опорой на ключевые слова).
Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.
Обучение грамоте по «Букварю» Т.М.Андриановой. 1 класс. УМК «Планета Знаний»
Календарно-тематическое планирование 1 класс 2013-2014 учебный год