ГЛАВА 3. Материальные поощрения и праздники 3 глава




Источник: https://www.babyblog.ru/user/id1682673/74163 © BabyBlog.ru

ГЛАВА 6. Тайм-аут для успокоения Социальное и эмоциональное развитие ребенка строится на постоянном и регулярном проявлении родительской любви, поддержки, понимания, а также общении. Родителям необходимо установить четкие границы последствий плохого поведения. Многие пробуют разные виды физических наказаний, нравоучения и неодобрение. Однако, как показывают исследования, все эти методы воспитания неэффективны. На самом деле выговоры, споры, крики и рассуждения с детьми, когда они плохо себя ведут, являются видами родительского внимания, которое само по себе поощряет плохое поведение и приводит к тому, что дети привыкают кричать, критиковать и спорить с родителями. Шлепки, легкие удары и побои не требуют временных затрат и быстро прекращают неприемлемое поведение в настоящий момент. Но сложность заключается в том, что шлепки будут иметь неприятные последствия в будущем. Во-первых, родители создают модель агрессивной реакции на плохое поведение, и их дети, следовательно, учатся пользоваться агрессией в сложных ситуациях. Еще хуже, когда родители теряют самообладание во время наказания. Это пугает детей и самих взрослых, которые, успокоившись, испытывают чувство вины. Тогда они стремятся компенсировать такое чувство подарками (иногда это заставляет ребенка вытерпеть порку, чтобы получить награду) или избегают в дальнейшем применять подобные методы. Мы уже говорили о том, как необходимо быть последовательными, чтобы ваше поведение было предсказуемым для детей. Если их шлепают только тогда, когда родитель рассердится по-настоящему, а не при первом проявлении проблемного поведения, ребенку трудно сделать вывод о том, как избежать шлепков. Другая сложность с физическим наказанием заключается в том, что после него дети обычно начинают «с чистого листа» у них не остается никаких угрызений совести из-за плохого поведения и они не учатся тому, чего мы от них ожидаем. В результате зачастую в присутствии родителей они ведут себя примерно, но склонны к плохому поведению в их отсутствие. А также приучаются скрывать проблемы или лгать, чтобы избежать побоев. На самом деле чем болезненнее средство, будь то унизительная критика или физическое наказание, тем более хитрыми и упрямыми становятся дети. Они могут начать испытывать неприязнь к родителям, что сделает еще более сложной задачу их воспитания. От родителей требуется, чтобы воспитание строилось на этическом основании. Надо разъяснить детям, какое именно поведение нетерпимо для окружающих, внушить им надежду, что в следующий раз они добьются успеха, и убедить их в любви родителей. Игнорирование, лишение привилегий и навыки конструктивного решения проблем являются во многих случаях эффективными дисциплинирующими методами. О них мы поговорим в последующих главах. В этой главе порассуждаем о методе, который называется тайм-аут. Он особенно хорошо работает при серьезных проблемах, таких как агрессивность и деструктивное поведение. Он также полезен при вызывающем, строптивом поведении и непослушании детей (отказ выполнять 75% указаний). Тайм-аут поддерживает послушание, которое является краеугольным камнем в способности родителей научить ребенка социальному поведению. Термин «тайм-аут»(От англ. time-out - перерыв) является сокращением от «тайм-аут в позитивной поддержке». По существу это крайняя форма игнорирования, когда дети на короткое время лишены всех видов внимания взрослых и получают возможность успокоиться. При правильном применении тайм-аут обладает многими преимуществами перед такими традиционными методами, как выговоры и физическое наказание. Он демонстрирует ненасильственную реакцию на конфликт. Тайм-аут предоставляет как детям, так и родителям время остыть и сохранить уважительные, доверительные отношения, при которых дети чувствуют, что могут быть откровенны с родителями в любых ситуациях. Тайм-аут также заставляет детей думать и способствует развитию внутреннего чувства ответственности, а также совести. Составляющие тайм-аута Многие родители испробовали разные виды метода тайм-аут со своими детьми и, возможно, решили, что он не дает желаемых результатов. На самом деле существуют научные исследования, демонстрирующие эффективные и успешные приемы проведения тайм-аута. для этого необходимо иметь в виду два важных момента. Во-первых, он должен быть коротким (обычно достаточно 5 минут) и, во-вторых, родитель должен контролировать тайм-аут на всем его протяжении. Далее описаны некоторые моменты, которые необходимо продумать, планируя тайм-аут. Место для тайм-аута Вам нужно выбрать место, где ваши дети будут находиться во время тайм-аута. Предпочтительно, чтобы это был стул, поставленный в пустом углу комнаты, или прихожая, удаленная от семейных занятий и телевизора. Важно, чтобы это место не носило название «позорный стул», а скорее называлось «место для тайм-аута» или «место для успокоения», или «стул для размышлений». Сначала, возможно, понадобится другое помещение в качестве запасного, на случай, если ребенок не захочет оставаться на стуле. Лучше всего, если оно будет скучным и относительно пустым, ребенок сможет находиться в нем один в безопасности. Хорошо, если у вас есть комната для гостей. Ванная комната не очень подходит для этого, потому что наличие воды, лекарств и чистящих средств несет опасность для ребенка. Некоторые семьи вынуждены использовать для тайм-аута комнату ребенка. Это эффективно для некоторых детей, но не для всех. Сложность с использованием спальни состоит в том, что в этой комнате обычно есть интересные игрушки и игры. Если ребенок очень агрессивен, такие вещи надо убрать из комнаты до тех пор, пока его поведение не станет контролируемым. Вообще, если запасная комната и нужна, то только в первое время, пока ребенок будет пытаться проверить, доведете ли вы до конца идею тайм-аута. Если вы регулярно применяете тайм-аут более 6 недель по одной и той же причине, стоит вновь задуматься и решить, в состоянии ли ребенок избежать тайм-аутов, то есть научили ли вы его альтернативному поведению, или ребенок использует тайм-аут как отсрочку для избегания чего-то более неприятного. Опишите поведение, которое будет приводить к тайм-ауту Вы должны твердо решить, какие конкретные проступки будут приводить к тайм-ауту. Естественно взять то, что нельзя игнорировать: например, крайнее непослушание, драки, вызывающее или деструктивное поведение. Не забывайте, однако, что все маленькие дети, не вполне владеющие речью, часто слегка толкаются или ведут себя агрессивно и иногда кусаются. Такие слабые проявления агрессии можно перенаправить, подсказав ребенку, как использовать в таких ситуациях слова, или просто попросив прекратить. Также следует помнить, что в трети случаев дети, как правило, не слушаются родителей, и обычного предупреждения иногда достаточно, чтобы разрешить эту проблему. Тайм-аут нужно приберегать для серьезного и намеренного проявления агрессии или настойчивого неповиновения. Вспомните пирамиду, в которой вы сначала выстраиваете отношения с ребенком посредством игры, похвалы, поддержки и использования всевозможных стратегий для профилактики проблем, прежде чем прибегнуть к тайм-ауту. Длительность тайм-аута Основное правило: З минуты для трехлетних детей, 4 минуты для четырехлетних и 5 минут для детей 5 лет и старше. При продлении тайм-аута более 5 минут его эффективность не увеличивается. Однако тайм-аут нельзя закончить, пока дети не успокоятся и не проведут в тишине, по крайней мере, 2 минуты. Это значит, что если ребенок не перестает кричать, когда вы в первый раз применяете тайм-аут, он может длиться и дольше (30-40 минут). Как только дети усвоят, что крики в отличие от тишины не помогают, тайм-ауты обычно становятся короткими (около 5 минут). Основная мысль состоит в том, чтобы тайм-аут был максимально коротким, а затем следует немедленно предоставить детям возможность сделать новую попытку быть хорошими. Ключи к проведению тайм-аута Сценарий для агрессивного ребенка Деррик - крайне агрессивный пятилетний мальчик. Родители объяснили ему, что если он нарушит домашнее правило не драться, то отправится в тайм-аут в углу гостиной. Тайм-ауту за агрессивное поведение не должно предшествовать предупреждение. Если вы заметили, что Деррик бьет сестру, нельзя сказать: «Если ты опять ударишь Салли, ты уйдешь в тайм-аут», так как это даст Деррику возможность ударить сестру снова. Драка должна автоматически сопровождаться тайм-аутом, потому что «никаких драк» является одним из не подлежащих обсуждению домашних правил. Например: РОДИТЕЛЬ: Деррик, нельзя бить сестру. Ты должен сейчас же идти в тайм-аут, чтобы успокоиться. Сценарий для хронически непослушного ребенка (4 лет и старше) Вы четко и вежливо попросили ребенка что-то сделать, а он игнорирует вашу просьбу или вызывающе отказывается ее выполнять. Вы подождали 5 секунд, чтобы удостовериться, выполнит ли он ваше указание, но совершенно очевидно, что он не собирается слушаться. Затем вы делаете четкое вежливое предупреждение: «Если ты не уберешь сейчас игрушки, тебе придется уйти в тайм-аут». Ждете еще 5 секунд и видите, что он по-прежнему не слушается. Тогда вы твердым, спокойным, уважительным тоном приказываете ему уйти в тайм-аут. Вот пример назначения тайм-аута за непослушание семилетнему мальчику, который не слушается указаний родителей в 95% случаев: РОДИТЕЛЬ: Деррик, повесь куртку, пожалуйста. (ждет 5 секунд). РЕБЕНОК: Нет, я смотрю телевизор. РОДИТЕЛЬ: Если ты не повесишь куртку, тебе придется уйти в таймаут. РЕБЕНОК: Я потом повешу. РОДИТЕЛЬ: (подождав 5 секунд) Деррик, я просил тебя повесить куртку, а ты не послушался. Иди в тайм-аут. Ставьте таймер Когда ваш ребенок в тайм-ауте, вам нужно поставить таймер на 3-5 минут и игнорировать его все это время. Важно пользоваться песочными часами или таймером для контроля над временем. Понятие времени слишком сложно для большинства малышей. Когда их просят посидеть спокойно сколько-то минут, у них может начаться паника. Мысль о таймере, отмеряющем время, может быть успокоительной для детей, к тому же он дает наглядное представление о том, сколько времени осталось сидеть на стуле. Возможно, вам захочется поставить таймер или часы туда, где ребенок сможет их увидеть, но не взять. Можно попробовать использовать «бутылку с блестками» - пластиковую бутылку, наполненную подкрашенной водой и блестками. Вы встряхиваете бутылку, и ребенок знает, что должен сидеть на стуле, пока блестки не осядут на дно бутылки. Важно не разговаривать с малышом во время тайм-аута. Конец тайм-аута: две минуты тишины Если ваш ребенок спокоен и тих, когда прозвенит таймер, вы можете сказать: «Твой тайм-аут окончился, ты можешь выйти». Если ребенок все еще плачет или кричит, вам следует подождать, пока он не посидит спокойно хотя бы 2 минуты. Не забывайте: некоторым детям требуется больше времени, чем другим, чтобы успокоиться, и нужно принимать во внимание эти индивидуальные черты характера. Доводите дело до конца: повторите исходное указание Если вы применили тайм-аут, потому что сын не сделал то, о чем его просили, немедленно по окончании тайм-аута вы должны повторить начальное указание. РОДИТЕЛЬ: Деррик, повесь куртку, пожалуйста. РЕБЕНОК: Ладно. РОДИТЕЛЬ: Приятно, что ты повесил куртку. Если бы Деррик отказался повесить куртку, пришлось бы все начать сначала. Если тайм-аут применен за драку или деструктивное поведение, сразу по окончании тайм-аута нужно заметить первый положительный поступок ребенка и похвалить его. РОДИТЕЛЬ: Деррик, как хорошо, что ты делишься игрушками с сестрой. Как обращаться с ребенком, который отказывается уходить в тайм-аут Если вашему ребенку 6 лет или меньше и он отказывается идти в тайм-аут, сделайте ему предупреждение: «Ты можешь уйти в тайм-аут как большая или мне придется тебе помочь». Обычно такого выбора достаточно, чтобы подтолкнуть большинство детей уходить самим. Однако если ребенок все же отказывается уходить, тогда мягко, но решительно возьмите малыша за руку и уведите в тайм-аут. Если ваш ребенок достаточно большой, чтобы иметь чувство времени (около 7лет), и он отказывается уходить в тайм-аут, прибавьте 1 минуту за спор и отказ уходить. Вы можете увеличить продолжительность до 10 минут. В этот момент сделайте предупреждение, что если он не пойдет в тайм-аут, то лишится привилегии - не будет смотреть вечером телевизор или его велосипед будет заперт на сутки. РОДИТЕЛЬ: Деррик, повесь куртку, пожалуйста. РЕБЕНОК: Нет, я смотрю телевизор. РОДИТЕЛЬ: Если ты не повесишь куртку, пойдешь в тайм-аут. РЕБЕНОК: Мне все равно. Ты не можешь меня заставить! РОДИТЕЛЬ: За это еще одна минута в тайм-ауте. РЕБЕНОК: Ну и что? Мне там нравится. РОДИТЕЛЬ: Это уже семь минут. РЕБЕНОК: А ты умеешь считать, да? (добавляйте время до 10 минут) РОДИТЕЛЬ: Десять минут, если сейчас не пойдешь, вечером не будешь играть с компьютером. РЕБЕНОК: Это нечестно! РОДИТЕЛЬ: Никакого компьютера вечером. Если дело доходит до лишения привилегии, ваш ребенок быстро усвоит, что лучше сразу уходить в тайм-аут. Преимущество этого подхода в том, что он избавляет вас от противоборства, а ваш ребенок получает выбор: или он уходит в тайм-аут (до 10 минут), или может лишиться компьютера. Обратите внимание: если вы лишаете ребенка привилегии, важно, чтобы он лишился ее на короткое время и получил привилегию назад в этот же день или на следующий. Более длительные наказания не являются эффективными. Короткие следствия дают детям возможность немедленно сделать новую попытку и достичь успеха. И, наконец, идеально, если ваш ребенок испытал последствия отказа уйти в тайм-аут до того, как будет назначен новый. Например, если проблема заключается в том, что Деррик бьет сестру, у него не должно возникать такой возможности до тех пор, пока он полностью не испытает последствия такого поведения в первый раз. Тогда в следующий раз, получив выбор между таймаутом и следствием, он будет знать, что вы доведете дело до конца, и, вероятнее всего, предпочтет тайм-аут. Когда ребенок отказывается оставаться в тайм-ауте Перед ребенком вновь стоит выбор. Если он покинул место, где стоит стул для тайм-аута, спокойно верните его назад с предупреждением: «Если ты опять раньше времени встанешь со стула, тебе придется пойти в комнату для таймаута». Если ребенок не остается на стуле во второй раз, тогда мягко отведите его в комнату для тайм-аута, оставив дверь открытой. Если он опять вышел из комнаты, сделайте еще одно предупреждение: «Если ты не можешь оставаться в этой комнате с открытой дверью, я буду вынужден закрыть дверь». Если он выйдет из комнаты во второй раз, тогда вам придется закрыть дверь. В этом сценарии ваш ребенок получает возможность сделать лучший для себя выбор. Если вначале он захочет испытать сценарий до предела, то вряд ли попытается это сделать еще раз, когда узнает, что вы готовы довести дело до конца. Если из тайм-аута уходит ребенок старше 7 лет, вы можете попробовать другой прием, включающий лишение привилегии. Сделайте одно предупреждение: «Если ты сейчас же не вернешься в тайм-аут, то не будешь кататься на велосипеде сегодня вечером». (Или: «Тебе не расскажут сказку сегодня» или «Никакого футбола после обеда».) Если ваш ребенок все еще отказывается, тогда можете лишить его этой привилегии. Сначала плохое поведение усиливается Помните: когда вы начинаете применять метод тайм-аут, плохое поведение вначале усиливается и лишь затем становится лучше. Будьте готовы к испытаниям. Иногда дети прибегают к экстремальному поведению, чтобы привлечь ваше внимание. Не забывайте, что порядок в доме может быть легко восстановлен, а материальный ущерб возмещен. Будьте позитивны По окончании тайм-аута не делайте выговоров и не ругайте ребенка. Поищите новые возможности для его обучения, при которых он может добиться успеха. Научите ребенка правильно воспринимать тайм-аут Дети менее склонны протестовать против тайм-аута, если вы заранее объясните им его смысл и последовательность, а так же если они побывали в помещении для тайм-аута до его применения. Например, вы можете сказать: «Тебе придется уходить в тайм-аут, если ты совершишь ошибку, подравшись с кем-нибудь. Там у тебя будет время успокоиться и подумать о том, что ты сделал. Когда он закончится, можешь попробовать поиграть спокойно еще раз». Такое объяснение не имеет смысла для самых маленьких детей, пока они сами не испытают тайм-аут, но тем не менее создает образец уважительного отношения к ребенку. Также неплохо отрепетировать с малышом, как ему следует вести себя в тайм-ауте, что он будет делать и о чем думать, сидя на стуле. Вы можете научить детей говорить себе: «Стоп. Успокойся. Я могу успокоиться. Я могу это сделать, Я буду глубоко дышать. Я смогу с этим справиться. Я попробую еще раз». Тренировка такого самовнушения поможет ребенку овладеть собой и научит успокаиваться быстрее. Но помните, что такого рода упражнения могут использоваться только когда вы знакомите ребенка с тайм-аутом, а не во время самого тайм-аута, потому что при настоящем тайм-ауте родитель должен игнорировать все протесты ребенка. При использовании тайм-аута нужно избегать распространенных ловушек. На следующих страницах вы найдете примерную картину проблем, с которыми вы можете столкнуться, и способы их преодоления. Сложности при введении тайм-аута Откажитесь от критики и выговоров Бывает чрезвычайно трудно сохранить спокойствие перед лицом наглого непослушания и агрессивного поведения. Иногда родители, отправляя детей в тайм-аут за плохой поступок, критикуют их или говорят им обидные и оскорбительные вещи. Вот несколько таких примеров: «Ничего не можешь сделать, как следует. Иди в тайм-аут», «Мне надоело! Ты никогда не слушаешься! Иди в тайм-аут!», «Ты невыносим сегодня. Сколько раз я просил тебя перестать? Ты плохой мальчик. Иди в тайм-аут!» Этот разрушительный процесс приводит к тому, что дети отказываются уходить в тайм-аут или отвечают оскорблением. Родители в ответ сердятся еще больше, и все это заканчивается ожесточенной перепалкой. Понятно, что родители сердятся и обижаются, когда дети плохо себя ведут, не слушаются и бросают вызов их авторитету. Однако чтобы избежать нарастания конфликта, родители должны принять сознательное решение прекратить критику и сохранять вежливость, даже если дети ведут себя невежливо, невыносимо и отвратительно. Это предполагает дополнительное умственное усилие, называемое «редактированием», при котором вы убираете негативные замечания и реакции и просто сообщаете ребенку, твердо и вежливым тоном, что именно от него требуется и почему. Например: «Тебе придется уйти в таймаут, потому что ты не сделал то, о чем я тебя просил» или «Не забывай: в нашем доме запрещено бить других. Иди в тайм-аут». Также не споит делать выговора ребенку по окончании тайм-аута. Иногда родителям хочется напомнить ребенку, почему ему пришлось быть в тайм-ауте: «Тебя отправили в тайм-аут потому, что ты дрался. Помни, бить других нельзя. Это меня очень сердит». Это все равно, что тыкать ребенка носом в его ошибку. Лучше сказать: «Ну, давай попробуем снова. Я знаю, у тебя получится». По окончании тайм-аута вы должны считать эту страницу закрытой и начать новый цикл обучения - дать новый шанс сделать попытку и добиться успеха. Распознавайте проблему сразу же Иногда родители мирятся с раздражающим поведением вроде постоянного нытья, перепалок с братьями и сестрами или громкого визга. Затем они вдруг чувствуют, что ни минуты больше не могут это терпеть и гневно взрываются: «Отправляйся в тайм-аут немедленно, я от тебя с ума сойду! Я сказал немедленно, иначе плохо будет!» Здесь есть несколько проблем. Во-первых, родители ждут, пока чаша их терпения не переполнится и почти теряют самообладание. Во-вторых, они не делают ребенку никакого предупреждения, и, в-третьих, остается совершенно не ясно, почему ребенок отправлен в тайм-аут. Такой подход не учит детей ничему, кроме взрывной реакции на раздражение. Возможно, вы даже не отдаете себе отчет, какой нарастающий гнев вызывают у вас некоторые поступки ваших детей, пока не доходит до взрыва. Если это так, попытайтесь обдумывать ваши реакции на различные типы плохого поведения и контролировать их. Тогда, если вы обнаружите, что возражения или нытье вызывает у вас сильную отрицательную реакцию, вы, возможно, решите, что у вас больше нет сил игнорировать такое поведение. Именно тогда вы должны ознакомить ваших детей с правилом «Три удара, и ты вылетаешь из игры». Сообщите им, что три возражения или три случая нытья подряд приведут к тайм-ауту. В первый раз, когда ребенок вас перебьет, вы можете сказать: «Это первое возражение». Затем - «Это твое второе возражение» и, наконец: «Ты перебил меня в третий раз. Иди в тайм-аут». Предупреждение дает ребенку понять, что его поведение неприемлемо, и показывает вам, что вы начинаете раздражаться. В такой ситуации вы четко заранее определяете, какое поведение приведет к тайм-ауту, и демонстрируете эффективный, спокойный и разумный подход к проблемному поведению. Оставаться спокойным - вот ключ к успеху. Не ждите раскаяния Некоторые родители полагают, что тайм-аут должен приводить к тому, чтобы ребенок выражал раскаяние и боль по поводу своего плохого поведения или плакал. Если этого не происходит, они ошибочно считают, что метод не срабатывает, и прекращают им пользоваться. Родители могут посчитать порку более эффективным средством, потому что битье чаще вызывает слезы и выражение раскаяния. Однако физическое наказание, даже если оно и убирает нежелательное поведение в настоящем, обычно приводит к новым проблемам в будущем, поскольку обучает насильственному подходу к конфликтам и не дает детям возможности научиться решению проблем. Слезы могут удовлетворить потребность родителя в «справедливом возмездии», но они вовсе не означают установления дисциплины. Наш опыт подсказывает, что искреннее извинение может прозвучать тогда, когда его не требуют. Тайм-аут не обязательно сопровождается приступами ярости, плачем и, как результат, словами раскаяния. Маленькие дети могут поначалу бурно реагировать, но при последовательном и частом применении тайм-аута большинство принимает его без гнева. Мы нередко замечали, что некоторые дети сами отправляются в тайм-аут, когда чувствуют, что выходят из себя. Таким образом, этот метод помогает детям приобрести навыки самообладания. Не удивляйтесь, если дети будут говорить вам, что им все равно, отправите вы их в тайм-аут или нет, - пусть это не вводит вас в заблуждение. Они просто блефуют. Не забывайте, целью тайм-аута является не возмездие или причинение боли детям, а стремление прекратить конфликт. Он дает детям время остыть и возможность обдумать свое поведение. Пятиминутный тайм-аут с двумя минутами тишины Родители склонны думать, что тайм-аут будет эффективнее, если его сделать дольше, особенно, когда дети поступили по-настоящему скверно, например, солгали или украли. Некоторые добавляют время, если дети кричат или плохо себя ведут в тайм-ауте. Такой подход приводит к дополнительным проблемам, особенно, когда родители кричат из-за двери: «Еще одна минута за крик», поскольку это внимание усиливает плохое поведение. Слишком долгий тайм-аут, очевидно, вызовет у детей обиду, а изоляция, в которой они находятся, не даст им возможности сделать новую попытку и добиться успеха. Некоторые родители испытывают трудности обратного характера. Они применяют тайм-аут на 1 минуту и сразу выпускают детей, если те плачут, колотят в дверь и обещают «больше так не делать», К сожалению, если вы выпускаете детей, когда они продолжают плохо себя вести, то поощряете это поведение. Тогда дети получают следующий сигнал: «Если ты будешь долго колотить в дверь (или плакать и обещать), я тебя выпущу». Для эффективного тайм-аута достаточно 5 минут, если в конце были 2 минуты тишины. Если ваш ребенок вопит первые З минуты тайм-аута и спокоен последние 2 минуты, можете его выпустить. (Прибавлять время за крик не стоит, просто убедитесь, что малыш был спокоен последние 2 минуты.) Не забывайте: когда имеешь дело с детьми, наказание вовсе не должно соответствовать преступлению. Тайм-аут не то же самое, что тюремное заключение для взрослых. Важно, чтобы предоставить ребенку время остыть и послужить четким и не поощрительным следствием плохого поведения. Цель состоит в том, чтобы дети, выйдя оттуда, как можно скорее получили новую возможность добиться успеха. Чрезмерное применение тайм-аута Тайм-аут часто применяют за всякое плохое поведение - от нытья, крика и плача до разбрасывания вещей, драк и вранья. Некоторые родители сообщают, что применяют его до 20-30 раз в день! Такое чрезмерное количество таймаутов лишает ребенка возможности учиться на собственных ошибках. Хотя вы сами на короткое время получаете передышку, в перспективе это может породить горечь и вызвать у детей ощущение собственной беспомощности. Если вы злоупотребляете тайм-аутом, вам необходимо выбрать один или два типа поведения, которые особенно вас беспокоят (например, агрессивность) и первые 3-4 недели применять тайм-аут только за это. Когда подобное поведение станет проявляться значительно реже, можно применить тайм-аут за что-то другое (например, за обидные слова). За более мелкие возмутительные поступки, такие как вопли и приступы ярости, пытайтесь вместо тайм-аута применить игнорирование. Еще важнее убедиться, что вы тратите больше времени на поддержку хорошего поведения, обучение и побуждение к нему, нежели сосредоточиваетесь на плохом. Тайм-аут эффективен только в том случае, когда присутствуют частые положительные следствия и родительское внимание к хорошему поведению. Не забывайте: тайм-аут дает результат, только если его применяют нечасто. Если вы используете его наряду с поддержкой хорошего поведения детей, вам не придется применять его слишком долго. Не дожидайтесь взрыва Некоторые люди имеют врожденное стремление избегать конфронтации и конфликтов, они хотят, чтобы все всегда шло гладко и все были довольны. Такие люди не меняются, становясь родителями, и они чаще всего всячески избегают тайм-аута. Часто их недовольство накапливается, но они начинают заниматься проблемой только когда доходят до точки взрыва. Уклонение от конфликта с детьми не помогает им усвоить, что существуют негативные последствия плохого поведения. Необходимо быть честным с самим собой: определитесь, какое поведение вас раздражает, является неприемлемым или может привести к появлению у вашего ребенка плохих друзей и проблем с учебой. Это значит, что проблемы надо четко и твердо решать по мере их возникновения. Например, вы можете сказать своему ребенку: «Мне неприятно, когда ты меня не слушаешься. Если ты не приберешь в гостиной, отправишься в тайм-аут». Свобода в известных рамках Некоторые люди избегают тайм-аута, потому что хотят, чтобы их отношения с детьми были демократичными и равноправными. Они считают, что родители не должны навязывать детям авторитет и пользоваться своей властью, и что совместное обсуждения проблем предпочтительнее отправки в тайм-аут. Возможно, им кажется, что тайм-аут является проявлением неуважения к детям или даже формой их отторжения. Во-первых, важно не приравнивать тайм-аут к обычным средствам воспитания детей. Некоторые родители автократичны и ожидают полного повиновения. Они могут использовать тайм-аут для подавления в детях стремления к независимости, креативности, спонтанности и умения решать проблемы. Другие родители демократичны, они объясняют детям, почему некоторые типы поведения приемлемы, а другие нет. Такие люди используют тайм-аут для обучения детей тому, что существуют следствия неподобающего поведения и что для разрешения конфликтной ситуации необходимо успокоиться. Демократия не означает полной свободы без всяких правил, скорее это свобода в известных границах. Такие границы необходимо установить и сделать обязательными. В большинстве семей они обычно означают запрет на причинение вреда людям или разрушение вещей и уважительное сотрудничество друг с другом. Во-вторых, тайм-аут не нужно воспринимать как замену обсуждения с детьми проблем и их обучения. Это только средство для краткого применения, когда ребенок испытывает высокий уровень напряжения или гнева. Позднее, когда все успокоилось, и ребенок ведет себя хорошо, родители могут показывать, учить и обсуждать с ним другие виды поведения, более приемлемые для решения проблем. Предупреждения «если - тогда» и доведение их до конца Временами родители угрожают тайм-аутом, не имея намерения довести угрозу до конца. Они могут сказать «Ты хочешь в тайм-аут?» или «Ты напрашиваешься в тайм-аут?» или «Ты готов в тайм-аут?» Такие угрозы действуют как придирки. Поскольку они редко осуществляются, они подрывают авторитет родителей. Дети начинают думать, что такого никогда не будет, и в результате при реализации тайм-аут, вероятно, вызовет в них усиленное сопротивление. Вместо пустых угроз тайм-аутом более эффективно пользоваться заявлениями «если - тогда». «Если ты не закроешь дверцу холодильника, тогда тебе придется уйти в тайм-аут». Затем доведите дело до конца, сначала дав ребенку возможность послушаться. Упоминайте о тайм-ауте только когда у вас есть время и энергия осуществить свой план. Иначе лучше игнорировать плохое поведение. «Довести до конца» означает также, что вы должны быть готовы повторить тайм-аут, если ребенок не послушался во второй раз. Если мама донны послала ее в тайм-аут за отказ вымыть посуду, тогда сразу по окончании тайм-аута она должна повторить свое указание. Если Донна вновь откажется, предупреждение и тайм-аут следует повторять до тех пор, пока она не вымоет посуду. Если вы опустите эту важную часть последовательности, ваши дети усвоят, что можно воспользоваться тайм-аутом для того, чтобы не делать чего-то, что им делать не хочется. Не нужно давать ребенку возможность выбора, когда вернуться из тайм-аута, поскольку есть много свидетельств того, что это делает метод неэффективным. Вы должны контролировать и начало, и конец этого процесса. Избегайте контакта во время тайм-аута Некоторые родители косвенно уделяют внимание детям во время тайм-аута. Например, Тимми вопит в комнате для тайм-аута и его папа на каждый вопль отвечает криком: «Пока не успокоишься, тебя не выпустят». Другие родители отвечают детям каждый раз, когда те спрашивают: «Сколько минут осталось?» Третьи входят и выходят из комнаты для тайм-аута, чтобы проверить детей или вернуть их обратно. Все эти действия подрывают цель тайм-аута и усиливают плохое поведение детей. Во время тайм-аута не должно быть никакого общения родителей с детьми. Если вам обязательно нужно войти в комнату для тайм-аута из боязни, что дочка что-нибудь разобьет, все бьющиеся вещи должны быть убраны или найдено новое помещение. Если ваш сын все время уходит из комнаты, может быть, необходимо запереть дверь на замок до тех пор, пока он не усвоит, что его не выпустят раньше времени. Если вы пользуетесь стулом для тайм-аута, и ребенок ухитрился привлечь внимание вашей собаки, братьев и сестер, необходимо переставить стул в более скучное место в стороне от других членов семьи. Старайтесь не удерживать детей в тайм-ауте силой Иногда, когда дети несколько раз выходят из помещения для тайм-аута, родители физически принуждают их оставаться на месте. Другие тянут детей обратно в комнату и бьют их, чтобы заставить там находиться. Родители оправдывают такое физическое принуждение и наказание тем, что это последнее средство, и поскольку оно сработало, все в порядке. Проблема с таким подходом - «цель оправдывает средства» - в том, что он подрывает цели тайм-аута и заменяет их краткосрочной целью сохранить контроль над ситуацией и заставить детей подчиниться. К сожалению, неприятные последствия этой подмены намного превышают временный выигрыш, усиливая в детях агрессивность и создавая модель насильственного подхода к конфликтным ситуациям. Такие ситуации решаются гораздо лучше при тайм-ауте в сочетании с утратой привилегий. Например, как только вы замечаете, что начинаете физически навязывать ребенку тайм-аут, необходимо сменить тактику и предоставить выбор: или уйти в тайм-аут добровольно, или принять последствия отказа. Такая тактика демонстрирует ненасильственный подход, при котором сохраняются хорошие отношения между родителями и детьми. Отказы выйти из тайм-аута Существуют и другие ситуации, когда дети отказываются выходить из таймаута по его окончании. Если вы отправили ребенка в тайм-аут за непослушание, очень важно повторить первоначальное указание. (Например: «Деррик, ты должен выйти из тайм-аута и вынести мусор».) Если ребенок отказывается подчиниться, нужно добавить 2 минуты ко времени тайм-аута. Таким образом продолжительность можно увеличить до 10 минут, а затем лишить ребенка какой-нибудь привилегии. Очень важно довести дело до конца, попросив ребенка исполнить начальную команду, иначе дети усваивают, что могут от- делаться от выполнения требуемого, оставаясь в тайм-ауте. Однако если ребенок отправлен в тайм-аут за драку, можно сказать: «Твое время закончилось. Можешь выходить». В данном случае от ребенка ничего не требуется, и если он не желает выходить, ничего страшного не случится. Можете просто сказать: «Хорошо, выйдешь, когда захочешь» и проигнорировать его отказ. В результате вы не придаете этому значения и не уделяете непослушанию ребенка чрезмерного внимания. Когда нет подходящего помещения для тайм-аута У некоторых семей нет свободного помещения для тайм-аута в качестве запасного, если ребенок отказывается сидеть на стуле. Это не значит, что вы не сможете применить тайм-аут, но у вас должен быть резервный план. Например, использовать методику, рекомендованную для лишения привилегии, когда ребенок постарше отказывается выходить из тайм-аута. Можно сказать: «Если ты опять сойдешь со стула для тайм-аута, то не сможешь смотреть телевизор». Тогда, если ребенок опять встает со стула, вы должны закончить тайм-аут и довести дело до конца. Подумайте, каких привилегий вы можете лишить ребенка сразу после его отказа оставаться на стуле для тайм-аута - например, права пользоваться компьютером, телевизором, велосипедом. Как только ребенок испытал последствия отказа подчиниться, он узнает, что лучше высидеть тайм-аут, чем лишиться привилегии. Другие формы борьбы за власть Другая сложность возникает после тайм-аута, когда родителю трудно успокоиться и он продолжает игнорировать ребенка еще час или даже весь день. Как уже говорилось, это не учит детей правильному решению проблем, скорее, приучает их уклоняться от конфликтов. Отказ разговаривать с ребенком долгое время после плохого поведения только усиливает чувство напряженности и гнев. В такой ситуации вам следует обдумать, что вас тревожит, какого поведения вы ожидаете и затем прямо сказать об этом ребенку. Например: «Я рассердилась, потому что ты разбил мою вазу. Теперь тебе придется все убрать и заплатить за нее из своих карманных денег. Я помогу тебе собрать осколки». Другие принципы тайм-аута Пусть дети несут ответственность Некоторые дети в комнате для тайм-аута продолжают реагировать очень бурно, разбрасывая и разбивая вещи или даже проламывая дыры в двери. Родители иногда в ответ открывают двери и бьют ребенка. Или, наоборот, избегают применять тайм-аут, боясь столкнуться с подобной реакцией. Такое поведение детей, при котором они сильно реагируют на тайм-аут, встречается довольно часто, особенно вначале. Если ребенок портит вещи в комнате во время тайм-аута, вы можете действовать по-разному. Во-первых, должна быть повторена начальная команда (если тайм-аут назначался за непослушание). Например, если ваш сын был в тайм-ауте за отказ поставить на место велосипед, то он сначала должен его убрать. Затем его нужно попросить навести порядок в комнате для тайм-аута. Если он что-то разбил, то должен нести за это ответственность и выплатить стоимость предмета из своих карманных денег или лишиться какой-нибудь привилегии в этот день. Если для отбывания тайм-аута служит спальня ребенка, и во время воспитательной процедуры там часто творится беспорядок, тогда вам придется найти другое помещение. Скучная, по возможности пустая комната окажется менее интересной и не будет поощрять плохое поведение, так как там возможность устроить бе<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: