ЧАСТЬ 3. Как справляться с обычными поведенческими проблемами




ПРОБЛЕМА 1. Пристрастие к телевизору и компьютерным играм: как уменьшить негативное воздействие Салли выбилась из сил. Ночью ей пришлось трижды вставать к новорожденному, а сейчас ее четырехлетний сын Гарри носится по дому, требуя ее внимания и устраивая беспорядок в комнате, где она только что поставила все на место. В конце концов, она думает: «Мне необходим перерыв». И поворачивается к сыну со словами:«Гарри, хочешь немного посмотреть телевизор или поиграть на компьютере?» Он охотно включает телевизор и упоенно сидит перед ним весь следующий час, внезапно утратив всю свою энергию. В доме становится тихо, и Салли начинает готовить обед, не зная, что он там смотрит. Вам знакома эта картина? Телевидение и компьютерные игры могут создавать зависимость не только у детей, но и у родителей, поскольку это единственное время, когда взрослые могут обрести тишину и покой или заняться делами. Телевидение может стать удобной и постоянной няней. Действительно, исследования показывают, что дети уже с полуторагодовалого возраста смотрят телевизор в среднем по 14 часов в неделю, дошкольники - около 23 часов в неделю, а школьники - от 25 до 30 часов в неделю. К 18 годам средний ребенок уже провел у телеэкрана около 15 000 часов. Другими словами, на это он тратит больше времени, чем на занятия в классе или игры со сверстниками. Более того, количество часов, которые дети проводят перед телевизором или за компьютером, из года в год все увеличивается. Другим тревожным фактом является то, что менее 25% этого телевизионного времени приходится на детские развивающие программы. За год дети видят в среднем 18 000 убийств и более 35 000 рекламных роликов, две трети которых рекламируют продукты, содержащие сахар. Исследование, проведенное университетом в Темпле, было построено на опросе 2279 детей в возрасте от 7 до 11 лет. Свыше 50% из них сообщило, что им разрешается смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, когда они захотят, а 30% разрешали смотреть все, что они захотят. Почему нужно беспокоиться по поводу телевизионных программ или компьютерных игр? За последние 25 лет проведены множество исследований воздействия телевидения на детей. Доказано, что передачи, созданные для познавательного и эмоционального развития ребенка, способствуют хорошему поведению и увеличению количества детских игр. Доказано, что образовательные компьютерные программы, нацеленные на чтение, математические и научные концепции, учат детей читать, считать и вообще лучше успевать в классе. Однако такие программы и компьютерные игры - скорее исключение. Уровень агрессии и насилия возрастает с каждым новым поколением игр. Анализ показал, что насилие и агрессия являются темой около 80% популярных компьютерных игр. Однако большинство родителей часто не знакомы даже с самыми известными из них, несмотря на рекомендации Оценочного комитета образовательных компьютерных программ (ESRB). Многие компьютерные и телевизионные программы не соответствуют уровню развития детей и могут привести к негативным последствиям. Вот о каких отрицательных воздействиях сообщают ученые. Телевизионное и компьютерное насилие стимулирует агрессию в играх детей и драки с другими детьми Многочисленные исследования доказали, что просмотр жестоких компьютерных игр и телевизионных передач усиливает агрессивное поведение детей и их враждебность. Дети любят подражать и усваивают новые формы агрессии, глядя на любимых персонажей. Более того, отношение детей к агрессивным поступкам меняется под влиянием просмотра больших порций этого варева. Те, кто смотрит подобные передачи, вероятно, станут эмоционально глухими или апатичными к агрессивному поведению в реальной жизни. Телевизионное насилие притупляет сочувствие к жертвам. Дети приучаются видеть в насилии приемлемую тактику решения проблем. Если «хороший парень» в телепередаче или в компьютерной игре побеждает, убив «плохого парня», многие маленькие зрители начинают верить, что насилие позволительно, при условии, что вы являетесь «хорошим» героем. (С 1980-х годов американская и британская армии используют жестокие видеоигры для тренировки солдат, чтобы уменьшить чувствительность последних к страданиям их жертв.) В частности, маленьким детям трудно различить реальную и условную жизнь, когда они играют в симуляционные компьютерные игры. Это может привести к смещению в понимании того, что значит «быть живым». Просмотр жестоких компьютерных или телевизионных программ вырабатывает плохие познавательные привычки В типичной телевизионной или компьютерной программе упор делается на быстрое развитие событий, чего добиваются монтажом и спецэффектами. Образы меняются молниеносно. Быстрая смена кадров рассчитана на то, чтобы удержать внимание зрителя. Такой метод подачи информации вреден, потому что у детей нет времени отвлечься или подумать о том, что они видят. Скорость, возможно, отражается на способности запоминать и усваивать новый материал. Чтобы хоть в какой-то степени переварить получаемую информацию, нужно прервать просмотр. Книга же, напротив, дает возможность возвращаться к прочитанному, пока все не будет усвоено и понято. Прочитан строчку, ребенок может остановиться, подумать о прочитанном, оценить информацию или создать визуальное представление о том, что происходит. Такого рода процесс обретения знаний невозможен при просмотре телевизора. Поскольку дети не имеют времени обрабатывать поступающую так быстро информацию, они приучаются просто сидеть и впитывать то, что им дают. Телевидение не только вырабатывает плохие познавательные привычки, оно также поощряет детей ожидать от родителей, учителей и других взрослых различные развлечения во время обучения. Тем, кто проводит много часов за компьютерными играми или перед телевизором, становится трудно удерживать внимание во время длительных объяснений. Неразвлекательные методы обучения вызывают у них скуку, а скучающие дети становятся более активными. Некоторые исследования предполагают, что гиперактивные дети более склонны смотреть телевизор, чем другие. С другой стороны, исследования Джерома Сингера из Йельского университета телевидения показали, что дети, которые смотрели несколько недель неспешную образовательную передачу, обладали большим воображением и готовностью сотрудничать, чем те, которые такое же время смотрели «быстрые» программы. Передачи с быстрым темпом не дают детям времени развивать умение думать и размышлять. Эти навыки гораздо более важны для истинного знания, чем механическое запоминание цифр и букв. Пристрастие к телевизору развивает пассивность и не побуждает к другим обучающим действиям Часы, проведенные перед телевизором, «съедают» время на игры с ровесниками, чтение, размышление или игру воображения. Была установлена связь между увеличением времени просмотра телевизионных программ и снижением школьных успехов, плохими навыками чтения, недостаточным объемом внимания и воображения, меньшим интересом к школе и повышенной активностью. Ученые выдвигают следующую теорию: снижение успеваемости и недостаточные навыки чтения появляются в результате того, что телевидение подменяет собой учебу, размышление и чтение. Есть некоторые свидетельства того, что увеличение времени, проводимого перед экраном и монитором, связано с ростом детского одиночества и депрессии. Телевизор и компьютерные игры мешают разговорам и дискуссиям Пристрастие к телевизору и компьютерным играм сокращает общение в семье между взрослыми, а также между родителями и детьми. Может установиться такой порядок, когда дети просыпаются по утрам и немедленно включают телевизор. Они уходят в школу и возвращаются домой смотреть телевизор. Бывает даже так, что родители обедают вместе с детьми перед телевизором, и потом дети смотрят телевизор, пока не приходит время идти спать. Телевизор и компьютерные игры не способствуют подвижным играм Физическая активность очень важна для нормального социального, эмоционального, познавательного и физического развития детей. Делая что-либо, участвуя в играх, они учатся. Поскольку телевидение делает детей пассивными, у них снижается интерес к обучению, творческой активной игре. Есть основания полагать, что чрезмерное время, проведенное перед экраном, способствует детскому ожирению. Телевизионная и компьютерная реклама воспитывает плохие навыки еды и развивает у детей потребность в материальных благах Большая часть рекламы, показываемой во время детских передач, расхваливает сладкие каши, конфеты, игрушки и другие соблазнительные вещи, и побуждает малышей требовать это у родителей. В некоторых случаях целый мультфильм может быть, по существу, рекламой какого-то товара. Просьбы детей купить рекламируемые товары часто ведут к конфликту с родителями, которые не могут и не должны выполнять все эти требования. Малыши крайне подвержены действию рекламы, потому что на них сильно воздействуют спецэффекты. Наивные и доверчивые потребители, они в большинстве своем верят, что реклама содержит точную информацию, и не могут понять возражений родителей против покупки таких замечательных вещей. Телевидение и компьютерные игры воспитывают у малышей неправильное представление о реальности До восьми лет детям трудно отделить фантазию от реальности. Фантазия и воображение являются важной частью эмоционального и социального развития детей, и их значение неоценимо. Сказки, игры «понарошку», фантазийные игры являются для ребенка средством исследовать новое за пределами их непосредственной реальности и знакомиться с взглядами других людей. Однако телевидение и компьютерные игры, которые не рассчитаны на уровень развития ребенка, могут вводить в замешательство и вызвать тревогу. Страшные сцены или сцены насилия могут быть приняты за реальные. Например, просмотр передачи с привидениями и чудовищами может заставить детей поверить, что по соседству живут такие существа. Программы новостей, в которых показывают войну или извержение вулкана, также могут вызвать мрачные чувства. Дети способны поверить, что мир -это враждебное, пугающее и неуютное место, и начать проявлять страх, явно вызванный содержанием программ. Передачи с таким пугающим содержанием вызывают особенно много проблем у детей, если они смотрят их без присмотра взрослых. Если родители присутствуют при этом, то могут наблюдать за реакцией ребенка и объяснить, что действительность, а что фантазия, и заверить детей, что они не допустят ничего плохого. Родители могут также сделать выводы о том, какие передачи не соответствуют по своему содержанию уровню развития их ребенка. Телевидение отражает людские предрассудки и стереотипы, которым дети учатся подражать Телевидение не объективно изображает мир, в котором мы живем. В частности информация о женщинах, меньшинствах, стариках и бедняках представлена недостаточно или дается подчас негативно, в соответствии с существующими предрассудками, стереотипами. Отношения между мужчинами и женщинами быстро перерастают в сексуальные связи. Многие главные герои курят или пьют, не уважают старших или грубо ругаются. Исследования демонстрируют, что дети подражают стереотипному поведению взрослых в том виде, в котором оно показано по телевидению. Это должно вызывать особенную озабоченность, потому что многие из этих взрослых не являются образцами для подражания. Как взять от телевизора и компьютера лучшее Полезное в телевидении и компьютерных играх Многие исследователи полагают, что умеренное использование подходящих компьютерных и телевизионных программ не оказывает значительного воздействия на детскую дружбу или семейные отношения, оно может даже способствовать развитию некоторых интеллектуальных навыков, таких как умение читать и узнавать визуальные образы, и может развивать компьютерную грамотность. Телевидение и компьютерные технологии могут стать окном в мир событий и идей, недоступных вашей семье. Они могут открыть для вас концерты, выставки и другие художественные мероприятия. Вы можете путешествовать по Африке, побывать в подводных мирах и в лабораториях ученых. Увидеть, как другие улаживают свои личные дела или справляются с такими важными проблемами, как преступность, бедность, наркомания, старость или смерть. Дети могут научиться читать, решать математические задачи, играть на пианино. Телевидение и компьютеры могут стать для них важным источником знаний, если вы будете его контролировать, а не позволять себе и детям сделаться телевизионными наркоманами. Вот некоторые способы контроля. Что делать Определите временные рамки. Исследования показывают, что именно чрезмерное использование телевидения и компьютерных технологий подвергает детей риску, последствий, вредных для их физического, социального или психологического развития. Чтобы обеспечить полезное и правильное использование телевизора и компьютера, ограничьте время, которое ваше дети будут на них тратить. Тридцать минут ежедневно - это довольно много, особенно для дошкольников. Если у ваших детей сложности со школой, домашние задания должны быть сделаны до того, как им будет позволено смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Также вы можете решить, что вся семья ограничится телевидением по выходным. Будьте тверды и последовательны в выполнении этого домашнего правила. Если вы не отнесетесь к этому серьезно, не сделают этого и дети. Во всяком случае, будьте благоразумны в ограничениях, и если идет какая-то особая передача, например, «Щелкунчик», позвольте детям посмотреть телевизор подольше. С детьми постарше можно попробовать составить схему: сколько часов и какие передачи каждый член семьи просмотрел по телевизору. Затем просмотрите схемы и оцените, не слишком ли много времени ваша семья смотрит телевизор или играет в компьютерные игры. Определяйте и контролируйте типы передач, которые смотрят дети. Помимо ограничения времени тщательно отберите типы передач для просмотра. Объясните детям, какие из них смотреть запрещается. Не позволяйте им смотреть вечерний выпуск новостей, программ, мультфильмы или фильмы для взрослых, потому что многие из них агрессивны и содержат насилие. Исследования показывают, что детям, которые смотрят передачи с насилием, часто снятся кошмары, и они испытывают немотивированный страх. Позволительно смотреть передачи, которые специально подготовлены для детей, - «Улица Сезам» и другие. Существует много отличных компьютерных программ для маленьких, которые учат читать, считать и объясняют научные понятия. Замените этими программами агрессивные компьютерные игры. Поскольку вы сами их ограничиваете, научите детей смотреть передачи по выбору. Советуйте планировать заранее, что смотреть, а не включать телевизор наугад и смотреть все подряд. Появление кабельного телевидения означает, что вам необходимо чаще, чем раньше, контролировать то, что смотрят дети, потому что у них расширился доступ к программам, не рассчитанным на детскую аудиторию. Ограничьте доступный набор программ в телевизоре и доступ в Интернет, чтобы помешать детям изучать то, что им не подходит. Побуждайте к другой деятельности и чтению. Выключите телевизор и компьютер. Поиграйте с детьми или сходите с ними погулять, в зоопарк или научный центр. Поощряйте спорт, хобби и музыку, активно участвуя в этом сами, а не просто наблюдая. Читайте детям как можно чаще. Пригласите кого-нибудь из друзей вашего ребенка к вам поиграть, планируйте общую деятельность, например, приготовление еды, строительство крепости из конструктора Лего, игру в мяч или какое-то творческое занятие. Общение с вами даст вашим детям возможность взаимодействовать с другими и учиться социальным навыкам, решению проблем и умению дружить. Определите время отхода ко сну независимо от телевизионных передач и компьютерных игр. Не ставьте телевизор в спальне детей, а то они будут допоздна смотреть передачи. Если же поставить телевизор в общей комнате или гостиной, вы сможете контролировать то, какие передачи они смотрят. Хвалите хорошие привычки ваших детей в пользовании телевизором. Хвалите ваших детей, когда они выключают телевизор в конце передачи, за то, что смотрят учебные программы и прекращают компьютерную игру, чтобы помочь накрыть на стол. Смотрите телевизор и компьютерные игры вместе с детьми и смягчайте их действие. Смотрите телевизионные передачи вместе с детьми и говорите с ними о заботливых и эмоциональных персонажах. Используйте эти передачи, чтобы начать разговор о таких темах, как доверие, сотрудничество и умение делиться с другими. Со старшими детьми можно использовать передачи как повод для обсуждения последствий пьянства и наркомании, сексуальной активности, насилия, стереотипов, предрассудков и смерти. Например, вы можете указать, как насилие причиняет вред людям и их семьям, и поговорить о возможных альтернативах. Попросите детей переделать сюжеты так, чтобы найти другое решение, кроме стрельбы. Разговаривайте с ними о рекламе и покажите, как товары представлены таким образом, чтобы они лучше продавались. Обсудите такие факторы, которые реклама не принимает во внимание, например, что сладкие каши и конфеты приводят к разрушению зубов. Посмотрите новости вместе со старшими детьми и обсудите, какую роль играют репортеры и редакторы. Попросите их сравнить то, что пишут газеты и показывает телевидение, а также отметить, как можно представить темы с разных точек зрения. Если вы смотрите спектакли, поговорите о том, как разные герои ведут себя в конфликтной ситуации, как они относятся друг к другу, удается ли им передать свои чувства. Если дети - дошкольники, вы можете помочь им понять разницу между миром фантазии, или миром «понарошку», и реальным миром. Объясните, чем драматические истории отличаются от новостных программ, а реклама - от других передач. Если вашим детям понравилась увиденная передача, побудите их пойти в библиотеку и почитать что-нибудь по данной теме. В то время как пассивный просмотр не увеличивает социальных или академических знаний ребенка, исследования показывают, что обсуждение передач с родителями или учителями может превратить его в способ усвоения новых идей. Покажите хороший пример. Не все люди понимают, как много они смотрят телевизор. Попытайтесь быть честным с самим собой. Возможно, вам не хочется признавать, что вы смотрите телевизор слишком много. Однако если вы каждый день часами его смотрите, чтобы иметь возможность с помощью фантазий избавиться от стресса, будьте уверены, что дети будут делать то же самое. Поэтому строго взгляните на собственные привычки, и если вы чувствуете, что проводите перед телевизором или за компьютерными играми слишком много времени, заставьте себя больше читать, играть с детьми, заниматься хобби, физической активностью и другой конструктивной деятельностью. Стремитесь к балансу. Компьютерные игры и телевизионные передачи могут быть не только развлечением, но и источником обширных знаний для детей. Важно, чтобы вы контролировали, что смотрят дети и сколько времени они на это тратят. Помогите детям найти баланс между сидением перед экраном и другими занятиями, включая общение, спорт и чтение.

 

Источник: https://www.babyblog.ru/user/id1682673/90321 © BabyBlog.ru

ПРОБЛЕМА 2. Поведение в общественных местах Я пошла с моим четырехлетним сыном и его бабушкой и дедушкой в хороший ресторан. Это было ужасно. Он все время слезал со своего стула и ползал под столом. Он пролил молоко и ничего не стал есть. Мне было очень неловко. Никогда больше не возьму его туда. Почему поведенческие проблемы проявляются в общественных местах? Когда вы идете с детьми в магазин, к врачу, в кино и ресторан, это может оказаться тяжелым испытанием. Кто из нас не видел, как в магазине малыш закатывает истерику, когда ему не купили любимых конфет? Поведение детей может ухудшаться в общественных местах по целому ряду причин. Иногда родители слишком заняты разговором друг с другом, когда перекусывают в кафе или обсуждают список нужных покупок в магазине, и игнорируют тихих, хорошо себя ведущих детей. Только когда дети начинают вести себя плохо, их замечают. Родители, которые обращают внимание на плохое поведение, игнорируя хорошее, учат своих детей, что плохо себя вести гораздо выгоднее. Вторая причина плохого поведения детей на людях в том, что посещение ресторана, врача или кинотеатров обычно длится слишком долго. Трудно ожидать, что ребенок четырех или пяти лет сможет сидеть тихо, терпеливо, как вам нужно, в течение часа или двух. Плохое поведение имеет место, возможно, и потому, что многие дети слишком мало бывают на людях. Неуверенные в том, чего ждать и как нужно себя вести, они становятся беспокойными и ведут себя плохо. Эти поведенческие проблемы усилятся, если родители, надеясь избежать скандала, реагируют на проблемы иначе, чем дома. Малыши очень быстро понимают, что родители готовы уступить даже при простой угрозе устроить скандал в общественном месте. Поэтому они обязательно должны узнать, что приступы ярости не приносят успеха не только дома, они бесполезны и на людях. Конечно, в магазинах и ресторанах дети испытывают массу искушений, что требует от родителей введения определенных ограничений. Обычно в общественных местах необходимо чаще, чем дома, говорить детям «нет». Наконец, когда маленькие дети попадают в окружение других детей, например, в парке, они испытывают возбуждение, особенно, если это случается редко. Дети могут плохо себя вести, чтобы увидеть, какой реакции ожидать от окружающих или в попытке порисоваться. Часто это происходит просто потому, что они не знакомы с другими, более подходящими способами взаимодействия в подобных ситуациях. Что делать Организуйте обучающие ситуации. Хотя вылазки в общественные места очень соблазнительны с точки зрения демонстрации плохого поведения, они вместе с тем дают возможность обучить детей новым способам поведения. Хитрость заключается в том, чтобы думать об этих ситуациях иначе - как о возможности обучения. Например, если ваш ребенок плохо вел себя у врача или в магазине, важно не избегать этих мест в будущем. Наоборот, вернитесь как можно скорее, но организуйте все так, чтобы ваш ребенок добился успеха. Это можно сделать самыми разными способами. Скажем, ваша дочь испытывает проблемы при посещением магазина. Вам придется устроить пробные заходы, беря ребенка с собой без намерения что-то купить. Пробудьте в магазине всего 5 или 10 минут, чтобы у дочери был шанс добиться успеха. Во время этой краткой тренировки хвалите хорошее поведение, например, то, что она стоит рядом с вами и не хватает предметы с полок. Обязательно выберите время, когда в магазине немного народа, чтобы было мало свидетелей, если вам придется призывать ее к дисциплине. С другой стороны, если проблемы возникли при посещении ресторана, вы можете устроить тренировочные вылазки в недорогие места. Не заказывайте еду, возьмите напитки и бутерброды, чтобы вы могли быстро уйти. Во время таких посещений поощряйте хорошее поведение за столом и в ресторане вообще. Другой способ - это тренировки дома: пусть вся семья празднично оденется, как будто для выхода в ресторан, и продемонстрирует свои самые лучшие манеры. Во время этих застолий нужно хвалить детей за всякое проявление подобающего поведения. Сформулируйте правила. Убедитесь, что вы четко сформулировали правила поведения в общественных местах. Например, вы можете напомнить детям о правилах поведения в банке: «Помните, что в банке вы не должны отходить от меня, и разговаривать нужно тихо». Точно так же, собираясь в библиотеку, вы можете напомнить детям: «В библиотеке нужно читать или тихо разговаривать, а не носиться с криками». Используйте тайм-аут. Будьте готовы приучать ваших детей к дисциплине в общественных местах. Например, если ваш сын устроит скандал в банке, возможно, вам удастся игнорировать его плохое поведение, если только другие взрослые не окажут ему поддержку своим вниманием. Если вы не сможете игнорировать этот инцидент, возможно, придется срочно уйти из банка и заставить его провести короткое время в тайм-ауте прямо на улице. Как только тайм-аут закончится, вы можете дать ему новый шанс добиться успеха. Иногда не остается другого выхода, кроме как унести орущего ребенка в машину, чтобы он успокоился. Важно, чтобы ваши дети усвоили, что правила, которые действуют дома, действуют и в других местах. Не уступайте при истериках, потому что в этом случае они повторятся. Если ваш ребенок убегает, когда вы находитесь в магазине, объясните, что это будет стоить ему одну минуту сидения в магазинной тележке. Вы можете сказать: «Каждый раз, когда ты будешь от меня убегать, я буду сажать тебя в тележку на одну минуту, чтобы ты научился быть со мной рядом». Если вы придумали правило, будьте готовы его выполнить. Когда вам приходится приучать детей к дисциплине на людях, пытайтесь не обращать внимание на то, что о вас думают окружающие. Сосредоточьтесь на том, чтобы помочь детям контролировать свое поведение, и на том, чтобы самим сохранять спокойствие. Гораздо лучше делать это, когда им четыре года, а не пятнадцать. Поддерживающие программы. Составьте программы материального поощрения хорошего поведения на людях. Например: у Рэнди проблема - его четырехлетняя дочь Таня убегает от него в магазине. Он составил программу поощрений, чтобы контролировать такое поведение. Отец сказал дочери: «Если ты не отойдешь от меня, пока мы идем по этому ряду, то получишь наклейку. Если пройдешь рядом со мной по всем шести рядам, то сможешь заработать шесть наклеек. Когда мы закончим с покупками, ты сможешь обменять свои наклейки на то, что захочешь. Например, на пакетик с леденцами или попкорн. Как тебе такая мысль?» Очень важно, чтобы Рэнди хвалил дочь, когда она идет рядом с ним, все время, пока они в магазине, для начала ему стоит хвалить ее через каждые 10 шагов. Будьте реалистами и обучайте постепенно. Нереально ожидать, что дети будут хорошо вести себя длительное время в ресторанах, в церкви или в магазинах. Иногда лучше получить удовольствие от покупок или посещения ресторана в обществе взрослых, а детей оставить дома с няней. С другой стороны, если вы будете ждать, пока им исполнится 8 или 10 лет, прежде чем взять их с собой в церковь или ресторан, они не будут знать, как себя вести в этой ситуации. Все дети независимо от возраста нуждаются в обучающем опыте. Так что когда бы вы ни начали, обязательно устраивайте короткие тренировочные выходы в свет и постепенно увеличивайте их продолжительность. Идея состоит в том, чтобы дать детям возможность быть успешными, поэтому поспешите уйти, пока они не начали вести себя плохо. При всякой возможности вовлекайте детей в свою деятельность. Пытайтесь вовлекать детей в разговор в общественных местах, У зубного врача вы можете сказать врачу: «Рэджи хочет показать вам свои чистые зубки. Он чистит их каждый день». Или в магазине можете сказать дочке: «Дай мне, пожалуйста, банку томатного сока вон оттуда». Вы можете использовать эти ситуации, чтобы многому их научить, например тому, где растут ананасы, сколько стоит тот или иной товар, зачем нужны морозильники и т. д. Чем больше дети помогают вам, сотрудничают и разговаривают, тем меньше вероятность того, что они будут плохо себя вести.

 

Источник: https://www.babyblog.ru/user/id1682673/91919 © BabyBlog.ru

ПРОБЛЕМА 3. Медлительность Том входит утром в спальню своей пятилетней дочери и видит, что Лайза в пижаме играет на полу своими игрушками. «Лайза, ты еще не оделась! - восклицает он, - поторопись, я опаздываю на работу!» Он уходит из спальни и начинает на кухне делать завтраки в школу. Когда через 5 минут он возвращается, то видит, что дочка надела один носок. Он злится по-настоящему и говорит: «Поторопись! Или я должен одевать тебя как маленькую?» Он уходит. Через 10 минут на Лайзе надеты носки и маечка. Он взрывается: «Ты невыносима! Никогда не научишься сама одеваться!» Откуда берется медлительность? Узнаете картину? Очень часто родители жалуются на то, что дети копаются. Они медлительны, когда одеваются утром, за едой, когда отправляются спать и исполняют свои обязанности дома. Медлительность возникает по разным причинам. Иногда проблема заключается, скорее, в восприятии взрослого, чем в поведении ребенка. Часто ожидания родителей нереальны. Можно ожидать, что ребенок в 4 года сможет одеться самостоятельно, без всякой помощи или поощрения родителей. При этом родители часто дают ребенку слишком мало времени на завершение этого процесса. Важно помнить, что у маленьких детей нет представления о времени. До десятилетнего возраста большинство детей не умеют ничего планировать, потому что не понимают течения времени. Поэтому нереально ожидать, что дети будут точными без помощи родителей. На уровень их активности и представление о времени влияют также индивидуальные особенности детского темперамента. Некоторые дети медлительны от природы, они более вялые и легче отвлекаются. Могут замечтаться и забыть о том, что от них требуется. В других случаях дети медлят, чтобы оттянуть что-то для них неприятное, например школу, разлуку с родителями или выполнение какой-то обязанности. Если такая медлительность имеет место, она может перерасти в привычное противоборство между родителями и детьми. В приведенном выше примере, чем больше Том торопит Лайзу, тем больше она копается. Дети быстро обнаруживают, что медлительность дает им возможность проявить свою независимость и власть, делает родителей беспомощными и доводит их до отчаяния. Лайза поняла, что может получать больше внимания за то, что не одевается, чем за одевание. Так, родительское внимание, пусть и негативное, косвенно поддерживает ее медлительность и утверждает противоборство. Что делать Хвалите и поощряйте. Любой попытке детей вести себя хорошо нужно уделять внимание. В нашем примере надо было бы похвалить Лайзу за то, что она надела один носок, и затем за каждый маленький шаг вперед. Чтобы победить медлительность, ее отцу надо было заходить в комнату каждые 2-3 минуты и хвалить ее старание. Позднее можно было бы приходить через более длительные промежутки времени. Другой способ - составить программу материальных поощрений, например, играть со временем. Если ваш ребенок сможет одеться или поесть прежде, чем прозвонит будильник, он заслужит наклейку. Затем эти наклейки можно обменять на какое-то особое поощрение из списка, к примеру, вы почитаете лишнюю сказку или поиграете с ребенком. Игнорируйте копание. Способ заставить копушу двигаться быстрее заключается в том, чтобы перевернуть ситуацию и не уделять внимание ребенку при плохом поведении. Не критикуйте детей за то, что они не умеют делать хорошо. Такое негативное внимание на самом деле поощряет ребенка не одеваться, не есть и не торопиться. Обращайте внимание на то, что у него получается, и игнорируйте то, чего он делать не может. Придумывайте игры. Каким бы странным это ни казалось, вы можете помочь вашим детям ускорить темп при помощи игры. Например, некоторым ребятам нравится, когда родители громко считают, наблюдая, как быстро они одеваются. Вы можете сказать: «Интересно, сможешь ты одеться, пока я досчитаю до двадцати?» Другие хорошо реагируют на предупреждения типа: «Пять минут до ухода. Две минуты.., одна.., а теперь мы выходим». Некоторые дети любят одеваться, собираться ко сну или быстрее делать работу по дому под маршевую музыку. Музыка также настраивает на более бодрый тон. Такие игры не только ускоряют процесс, но и доставляют удовольствие. Пустите в ход естественные и логические последствия. Пусть ваши дети испытают естественные последствия промедления. Возможно, им придется одеваться в машине по дороге в школу или остаться без завтрака; никаких бутербродов перед сном, если они не надели пижаму до звонка будильника, никакого десерта, если не успели съесть обед вовремя, никакого телевизора, пока не оделись и не позавтракали. Однако приняв решение использовать этот метод, вы должны подробно и заранее объяснить детям последствия. Важно, чтобы им было понятно, что произойдет, если они не оденутся или не будут готовы вовремя. Обычно, испытав такие последствия один - два раза, дети перестают медлить. Используйте тайм-аут. Если похвала и поощрения не помогают вашим крайне строптивым детям действовать быстрее, может быть, необходимо прибегнуть к тайм-ауту. Скажите, что если они не будут готовы или не сделают свои дела до звонка будильника, то получат 3 минуты тайм-аута. Может показаться, что этот метод способен поощрить медлительность, поскольку в результате на все нужно больше времени, а эффект - противоположный. Поскольку копание - это вид непослушания, тайм-аут заставляет их слушаться и усиливает воздействие родительских требований в будущем. Обязательно сочетайте тайм-аут с программой поощрений, когда детей хвалят и поощряют за попытки делать дела быстрее. Мотивировать хорошее поведение, наказывая за плохое, также очень важно. Делайте много предупреждений и давайте время на выполнение. Маленьким детям требуется много времени на переход из одного состояния в другое. Некоторым очень трудно просыпаться утром. Они бывают недовольны, раздражительны и плаксивы. Таких детей нужно будить за час или два до того времени, когда нужно выходить из дома, чтобы дать время пройти их плохому настроению. Большинству малышей также нужны напоминания: «Через десять минут нужно будет уходить» или «Через пять минут, когда прозвенит звонок, надо будет складывать игрушки и собираться ко сну». Подобные напоминания помогают детям совершить переход от одного занятия к другому, и они очень важны для энергичных малышей, которым трудно переключиться с одной деятельности на другую. Определите распорядок дня. Идет ли речь о подготовке ко сну или о пробуждении по утрам, заведенные порядки помогают детям ощущать уверенность и быстрее обучаться нужному поведению. Спланируйте распорядок вашего утра и вечера. Дети могут встать в 7 часов, умыться, одеться, позавтракать, почистить зубы, а потом поиграть или идти в школу. Нужно определить конкретные правила: как одеваться в спальне, никакого телевизора или завтрака до полного одевания, никаких вечерних сказок, пока не наденут пижаму и т. д. Четко определенные процедуры поощряют детей скорее выполнить задачу. Используйте самовнушение. Вы можете показать детям, как пользоваться самовнушением, вслух уговаривая себя действовать побыстрее и подбадривая себя. Вы можете сказать: «Ну, какое утро хорошее. Мне будет приятно работать сегодня. Начну с того, что быстро соберусь». Или: «Кажется, я теперь собираюсь все быстрее и быстрее по утрам. У меня есть время расслабиться». Пусть ваши ожидания соответствуют возможностям ребенка. Ваши ожидания обязательно должны соответствовать возрасту и развитию ребенка. Не ожидайте, что он сможет одеться самостоятельно, пока он не подрастет. Не так много детей могут самостоятельно одеться до 4-5 лет. Более того, дошкольникам нужно не менее 30 минут, чтобы одеться полностью. Помните, начинать обучать одеваться надо в возрасте 2-3 лет, и на это требуются 2-3 года, поэтому будьте терпеливы и постарайтесь превратить одевание в игру. Если у вас есть трехлетний ребенок, который обучается одеваться, пусть его одежда будет свободной и легкой в обращении. Вы можете помочь подтянуть штанишки, а ребенок сам должен закончить процесс одевания. Затем постепенно вы можете отстраниться. Однако на каждом этапе этого пути вы должны хвалить ребенка, оказывать ему поддержку и поощрять. К чему спешка? Наконец, время от времени важно задавать себе вопрос: «К чему спешка?» Мы живем в обществе, которое торопится и поторапливает других, мы погружены в наши планы и расписания. Вероятно, мы подгоняем наших детей, так же как торопимся сами в банк или офис, бегом отправляя их в садик. Поэтому очень важен вопрос о том, не являемся ли мы необоснованно нетерпеливыми с детьми, торопя их, не давая им времени насладиться успехом. Слишком поспешное продвижение может вызвать стресс в жизни ребенка и нарушить его нормальное социальное и эмоциональное развитие. Притормозите и дайте и себе и детям время учиться и исследовать.

 

Источник: https://www.babyblog.ru/user/id1682673/93121 © BabyBlog.ru

ПРОБЛЕМА 4. Соперничество между братьями и сестрами и ссоры между детьми САЛЛИ: Это он начал, он меня ударил. ДОНАЛЬД: Ты - дура. Н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: