ГЛАВА 3. Материальные поощрения и праздники 1 глава




Материальные поощрения и праздники В предыдущей главе речь шла о родительском внимании, похвале и поощрении. Материальные поощрения являются еще одним важным видом воздействия, который можно использовать как мотивирующий фактор в попытках детей овладеть особо сложными навыками. Материальное поощрение - нечто конкретное: особое угощение, дополнительные привилегии, наклейки, праздник или проведенное с кем-то время. Этими поощрениями нужно пользоваться реже, чем социальными. Их нужно приберегать для поощрения детей при завершении ими трудного задания. Например, поощряйте за пользование туалетом, дружную игру с братьями и сестрами, исполнение домашней работы без жалоб или умение самостоятельно одеться и т. д. Используя материальные поощрения для пробуждения у детей желания приобрести новые навыки, важно также не забывать о социальных поощрениях. Воздействие усиливается, когда комбинируются оба типа поощрений, поскольку каждый ведет к определенной цели. Социальные поощрения используются для поддержания маленьких успехов детей и их попыток усвоить новые навыки или поведение. Материальные обычно даются в награду за достижение конкретной цели. Существуют два способа использования материальных поощрений. Первый - поощрение-сюрприз или спонтанная награда всякий раз, когда вы видите, что ребенок ведет себя нужным вам образом, например, делится игрушками или сидит в машине спокойно. Вы можете сказать: «Джонни, ты так хорошо помогал мне в магазине, пойдем съедим что-нибудь вкусненькое». Такой метод работает, если ваш ребенок регулярно демонстрирует нужное вам поведение, и вы хотите сделать это нормой. Это эффективная стратегия с дошкольниками. Второй метод состоит в совместном планировании, за какое поведение будет полагаться вознаграждение. Программа такого типа, похожая на контракт, рекомендуется, когда вы хотите, чтобы редкие положительные поступки стали более частыми. Давайте посмотрим на конкретный пример. Марию беспокоило, что семилетняя Анна и пятилетний Карл часто спорят и дерутся из-за игрушек. Она поставила себе целью уменьшить количество драк и увеличить продолжительность спокойной игры и сотрудничества. И она спланировала программу материальных поощрений с обоими детьми. Мария начала программу, сказав: «Мы начинаем составлять карту наклеек, чтобы помочь вам делиться друг с другом. Сейчас вы не умеете делиться игрушками и часто ссоритесь за игрой. В результате я всегда сержусь, когда вы играете. Это никому из нас не нравится. Теперь, по возвращении из школы и до ужина, я буду наблюдать, как вы играете вместе. Мы поставим кухонный таймер на 15 минут, и каждый раз, когда он звонит, я буду давать вам наклейку, если вы не ссорились, делились игрушками и помогали друг другу. После ужина вы можете обменять наклейки на приз. А сейчас помогите мне составить список того, ради чего вы готовы постараться». Список поощрений и особых поблажек был написан, они договорились и подписали его - своего рода меню поощрений. Затем Мария сказала: «Вы предложили большой список. Тут и Мэтью, которому разрешено прийти с ночевкой, и чтение сказки перед сном, прогулки в парке с папой, любимые конфеты, кино и подарок-сюрприз. Позже мы сможем добавить к этому списку что-нибудь еще. Теперь давайте посмотрим, сколько наклеек нужно заслужить для каждого из этих пунктов». Как только дети определили «цену» каждого из пунктов в наклейках, они нарисовали график и прикрепили его к дверце холодильника. Для детей постарше (6-8 лет) список поощрений можно сделать довольно длинным, в нем должны быть как мелкие, так и крупные награды. В графике Анны и Карла дополнительная сказка перед сном стоила 5 наклеек, поход в кино - 30. Этот список можно изменять, вносить новые предложения. Разные дети готовы ждать награды разное время. Пяти-шестилетки, возможно, должны обменивать свои наклейки на «подарок» каждый день, а дети постарше могут ждать несколько дней и только тогда менять наклейки или очки на награду. Но дети различаются по личным качествам и способности ждать. Некоторые пятилетние дети могут отложить получение поощрения на несколько дней, тогда как импульсивный восьмилетка может захотеть получить награду в тот же день. Трех-четырехлетние дети не всегда способны разобраться в сложной системе обмена наклеек на призы. В этом возрасте особая наклейка, магнитик или небольшая награда (дополнительная сказка, сюрприз), выданные сразу за нужным поступком, будут наградой сами по себе. Примеры материальных поощрений Недорогие предметы: · маркеры, краски, мелки, бумага, карандаши, книжки-раскраски; · деньги (мелкие монетки); календарики; · сюрпризы «в мешке» с копеечными вещами (маленькая машинка, стеклянные шарики, резинки, воздушные шары); · новая игрушка (с заданным пределом стоимости); · выбор любимых сладостей в магазине; · фрукты по желанию; · что-то вкусное для школьного завтрака; · новые детали к игрушке или коллекции; · любимый напиток; · новый инструмент к набору инструментов; · новая одежда для куклы и т. д. Особые привилегии дома: · выбор десерта для всех; · выбор программы по ТВ или видео; · возможность оставить подругу ночевать; · разрешение переодеваться в одежду родителей; · возможность сидеть за обедом на папином или мамином месте; · разрешение накрыть на стол; · позволение играть на компьютере; · возможность привести друга в гости. Особые виды деятельности вне дома: · поход на бейсбольный матч; · поход в кино; · езда на велосипеде; · прогулка по парку; · ночевка у бабушки с дедушкой; · поездка на пикник; · возможность три-четыре раза прокатиться на эскалаторе в магазине; · плавание; · возможность покататься верхом; · поход в кафе; · поход в зоопарк, океанариум, научный центр. Особое времяпрепровождение с родителями: · 10 минут дополнительной игры с родителем; · приготовление печенья с родителями; · дополнительная сказка на ночь; · возможность составить план действий на день; · игра со взрослым. Примечание. Не забывайте привлекать детей к выбору поощрений. Помните о том, о чем они часто просят или что любят делать, это будет самым действенным поощрением. Примечательно, что в приведенном примере Мария весьма конкретно говорила с детьми о проблемном поведении и о хорошем, которое должно заменить плохое. Она выбрала 15 минут в качестве отрезка времени, потому что заметила, что дети обычно ссорятся каждые 20-30 минут. Таким образом, 15 минут дают им реальную возможность добиться успеха и получить наклейку. Однако если через день она заметит, что они не могут продержаться без ссоры 15 минут, тогда ей придется сократить этот период до 10 минут. Если, с другой стороны, она обратит внимание, что они всегда получают наклейку через 15 минут, тогда надо будет увеличить этот период до 20 Минут. Смысл в том, чтобы начать с маленьких шагов, не слишком сложных, но и не слишком простых. Другой значительный аспект в этом примере: Мария пытается сделать программу занятной для детей, привлекая их к составлению списка поощрений. Важно не забывать, что программы материальных поощрений срабатывают, пока вы: · подбираете мотивирующие поощрения; · делаете программу простой и занятной; · тщательно контролируете процесс; · последовательны и немедленно выдаете поощрения; · пересматриваете программу в зависимости от перемен в поведении и поощрениях; · устанавливаете логичные границы того, какие поступки сопровождаются поощрениями. Как только дети освоят новое поведение, можно постепенно убрать материальные поощрения и пользоваться похвалой. При том, что программы поощрений могут показаться простыми, в них есть достаточное количество ловушек, которых следует избегать, чтобы добиться успеха. На следующих страницах мы обрисуем некоторые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются родители в попытках составить такие программы, и предложим эффективные методы, позволяющие этим программам работать. Задавая цели Будьте конкретны Родители часто создают программы поощрений с нечеткой формулировкой желаемого поведения. Например, отец Билли говорит: «Если ты будешь хорошо вести себя с братом, то получишь награду» или «Если ты будешь хорошо вести себя в магазине, ты получишь от меня что-то вкусное». Он неопределенно упоминает что-то вкусное, и неясно, какое конкретно поведение принесет Билли награду. Если у вас нет точного определения того, какое поведение вам нужно, дети вряд ли достигнут успеха. Вполне искренне они могут потребовать поощрения, потому что считают, что ведут себя хорошо, когда вам их поведение кажется ужасным. Билли может возразить: «Но я был хорошим. Я хочу угощение!» И действительно, он думает, что вел себя хорошо, потому что один раз дал брату игрушку поиграть и вообще очень старался. К сожалению, его отец понимает слово «хорошо» несколько иначе. Первым шагом в составлении программы должно стать обдумывание того, какие варианты поведения беспокоят вас больше всего. Как часто это происходит и что бы вас устроило взамен? Если, как отец Билли, вы хотите, чтобы ребенок лучше вел себя в магазине, вы можете сказать: «Если ты будешь спокойно идти рядом со мной, пока мы будем в магазине, без беготни и крика, тогда ты заслужишь наклейку». В таком случае ребенок получает четкое описание хорошего поведения. А вы будете уверены, что поощрили малыша заслуженно. Пусть шаги будут маленькими, но в направлении больших целей Одна из причин провала многих программ поощрений заключается в том, что родители ставят такие большие цели, что детям кажется невозможным заслужить поощрение, и они перестают стараться - иногда даже не пробуют. В примере с магазином, например, если Билли 3 года, он очень активный мальчик и привык бегать по проходам, нереально ожидать, что сын долго пробудет рядом с отцом. В таком случае программа, по которой он мог заработать наклейку, оставаясь рядом с отцом в течение 45 минут, обречена на неудачу. Хорошая программа поощрений включает в себя маленькие шаги, которые дети должны сделать на пути к цели. Понаблюдайте несколько дней за тем, как часто дети плохо себя ведут. Эти наблюдения помогут вам определить посильные действия для ребенка. Если вы заметите, что он может иногда пройти по проходу между витринами без беготни и крика, это будет первым шагом, который нужно поддержать. В программу нужно включить поощрение за каждый раз, когда ребенок спокойно пройдет по проходам. (Может оказаться полезным начать с небольших тренировочных походов за покупками. Не стоит делать больших закупок, просто попытаетесь пробыть в магазине не больше 5-10 минут - избегайте стресса, не пытайтесь объединить две задачи: закупить продукты на неделю и научить ребенка хорошо вести себя в магазине.) При таком подходе у малыша есть возможность добиться успеха и заслужить несколько наклеек. Когда он сможет без проблем ходить по проходу, вы постепенно увеличите время нахождения в магазине. Не забывайте: смысл в том, чтобы спланировать ваши тренировки и достичь желанной цели маленькими шагами. Правильно рассчитайте темп Противоположная проблема возникает, когда родители делают шаги слишком легкими. В такой ситуации у детей отсутствует мотивация для получения поощрений или они их мало ценят, поскольку получают часто. Вряд ли эта проблема актуальна для начального периода, поскольку большинство родителей делают шаги слишком трудными. Однако это может превратиться в проблему по мере применения программы. Например, после нескольких недель трехлетний ребенок будет получать наклейки в конце каждого прохода в магазине. Если родители не усложнят программу, попросив малыша одолеть три прохода для получения поощрения, наклейки утратят свою стимулирующую силу. Правило состоит в том, чтобы детям было просто заслужить поощрение, когда они начинают осваивать новое поведение. Вначале им нужны регулярные успехи, чтобы они могли оценить поощрения и родительское одобрение и поняли, что способны добиться цели. Затем можно сделать задачу более сложной. Постепенно поощрения станут все более редкими, пока надобность в них совсем не отпадет. В конце концов поведением будет управлять только одобрение родителей. Однако будьте осторожны. Иногда родители, чувствуя успешность программы, делают шаги слишком быстрыми, и дети в таком случае регрессируют, расстраиваясь, что не могут добиться успеха. Постоянный контроль скорости шагов является одним из ключей к успеху программы материальных поощрений. Тщательно отберите типы поведения Иногда программы проваливаются, потому что родители пытаются справиться со слишком многими проблемами сразу. Мы видели, как взрослые с большим энтузиазмом начинают программы, включая в них требования: слушаться указаний старших, не дразнить братьев и сестер, ложиться спать без возражений и быстро одеваться по утрам. Они слишком сложны. Достижение успеха в таких разных сферах жизни может оказаться настолько нереальным, что дети падают духом, даже не начав. другой недостаток такого подхода в том, что он требует постоянного контроля со стороны родителей в течение всего дня. Просто для того, чтобы проследить за исполнением ребенком родительских требований, нужно огромное количество усилий, потому что такие ситуации очень часты. Помните: если вы не в состоянии контролировать поведение ребенка, даже самая хорошо продуманная программа провалится. Решая, сколько вариантов поведения вы хотите помочь ребенку освоить за один раз, вы должны иметь в виду три важных момента: частоту каждого события, уровень развития ребенка и свою способность осуществить программу. Не забывайте, что непослушание, визг, поддразнивание и возражения бывают часто, и поэтому потребует много родительского контроля. Это значит, что реально вы не сможете сосредоточиться более чем на одном типе поведения за один раз. С другой стороны, такие события, как одевание, чистка зубов и использование ремня безопасности в машине случаются сравнительно редко и три-четыре таких действия могут быть объединены в одной схеме. Второй важный момент, с которым необходимо считаться, - это уровень развития вашего ребенка. Маленьким детям нужны легкие для понимания программы, которые направлены на один или два простых типа поведения. Учиться слушаться родителей и не вставать с постели в течение ночи - задачи, слишком крупные для маленького ребенка. для каждой потребуется масса попыток, время и много внимания со стороны родителей. Однако по мере роста ребенка (младшие школьники и подростки) программы материальных поощрений могут становиться все сложнее, потому что большие дети способны лучше понять и запомнить их. И все же поведенческие проблемы на этом этапе обычно встречаются не так часто, и их легче контролировать. Поэтому для ребенка школьного возраста не будет чрезмерной программа, в которую включены наклейки за чистку зубов, вешанье одежды на место, выполнение домашних заданий и помощь в мытье посуды. Оценка того, насколько реально осуществляется контроль с вашей стороны, является третьим фактором в определении того, на каких типах детского поведения вы сосредоточите внимание. Даже посвятив все свое время воспитанию детей, мама нескольких дошкольников будет испытывать трудности с контролем над их послушанием в течение всего дня. Поэтому она, вероятно, захочет выбрать то время, когда сможет сосредоточиться на проблемном поведении. Например, подходящим временем могут быть два часа днем, когда младший спит, или утром, когда старший в садике. С другой стороны, мать, спешащая на работу утром и уставшая после работы по вечерам, может контролировать проблемное поведение только в течение получаса перед завтраком. Сосредоточьтесь на положительном поведении Другая проблема связана с тем, что родители обращают внимание исключительно на плохое поведение. Взрослые могут четко определить, какое плохое поведение они хотят устранить, например, ссоры. Их программа описывает поощрения, которые получат дети, если проживут один час без ссор. Пока что все хорошо, но программу нужно расширить. Она показывает детям, что они не должны делать, но не описывает и не поощряет поведение, которого от них ждут. Таким образом, неприемлемое поведение получает больше родительского внимания, чем приемлемое. Очень важно обозначить хорошее поведение, которое должно заменить отрицательное, и включить его в программу материальных поощрений. Детей надо поощрять за то, что делятся игрушками и спокойно играют вместе, как и за умение в течение 15 минут не ссориться с братьями и сестрами. Крайне важно, чтобы положительные типы поведения были так же четко прописаны, как и те, от которых нужно избавиться. Подбирая поощрения Когда вы установили, какое поведение вы хотите видеть чаще или устранить, и определили нужные этапы для осуществления этого, следующая задача заключается в подборе материальных поощрений с участием вашего ребенка. Выбирайте недорогие поощрения Хотите верьте, хотите - нет, мы видели программы, которые доводили своих составителей почти до банкротства. Все дети хотят включить в список поощрений такие дорогие вещи, как велосипед или поездку в Диснейленд. Некоторые родители уступают и вставляют их в список, потому что считают, что дети все равно не заслужат столько очков, или потому, что чувствуют вину и хотели бы быть в состоянии обеспечить своим чадам желаемое. Некоторые включают в список дорогие вещи потому, что не умеют ограничить детей. Даже при самых добрых намерениях родителей включение дорогих поощрений в список пагубно для программы. Слишком часто детям удается набрать необходимое количество наклеек или очков. Родители оказываются в неловком положении, если они не в состоянии выдать обещанное поощрение, или дети получают поощрение, но взрослые при этом испытывают недовольство. В таких случаях ребенок получает противоречивый сигнал о радости родителей от его достижений. Это подрывает цель программы поощрений и снижает вероятность того, что родители приложат новые усилия по поощрению хорошего поведения. Даже когда последние в состоянии позволить себе дорогие вещи, использование только таких поощрений приучает детей ждать больших наград за свои успехи. Упор делается на размере награды, а не на чувстве удовлетворения и гордости, которые в случае успеха испытывают как родители, так и ребенок. Вообще, совсем не плохо установить границы стоимости любого предмета в списке поощрений - например, один доллар или меньше, в зависимости от возможностей семьи. Вы можете сообщить об этом детям в самом начале. Хотя они будут просить дорогие вещи и проверять на прочность правило о стоимости, но в общем недорогие вещи их стимулируют больше. Маленьким детям часто нравится зарабатывать особое время с родителями, например, дополнительную сказку перед сном, прогулку в парке и игру с мячом. Сладости вроде изюма, леденцов, выбор завтрака или десерта также могут быть привлекательны. дети постарше любят зарабатывать деньги и особые привилегии вроде дополнительного просмотра телевизора, разрешения оставить друга ночевать, посадки цветов и т. д. Не забывайте, что гораздо легче повысить ценность награды, чем понизить ее. Рассчитайте количество ежедневных и еженедельных поощрений Иногда родители не только делают поощрения слишком крупными и дорогими, но также и очень растягивают время, за которое ребенок должен его заслужить. Предположим, отец Тома говорит: «Когда ты соберешь четыреста наклеек, ты получишь велосипед» или «Набрав сто очков, ты сможешь пойти на бейсбол». В зависимости от того, сколько наклеек или очков можно заработать за день, Тому может понадобиться месяц или больше, чтобы обрести желаемое. Большинство маленьких детей (3-4 лет) перестают стараться, если не получают поощрения каждый день. Дети постарше (6-8 лет) должны «зарабатывать» что-нибудь каждую неделю. Чтобы ваши поощрения реально ценились, определите сначала, сколько наклеек, значков или очков можно заработать за день при 100% выполнении ребенком программы. Например, если семилетний Том получает две наклейки за чистку зубов (два раза день), одну за пользование ремнем безопасности в машине (две поездки в машине ежедневно), одну за самостоятельную игру (с 17:00 до 17:30 ежедневно) и одну за уход спать по первому требованию, тогда общее количество заработанных им за день наклеек будет равно шести. Поэтому список поощрений Томми должен включать мелкие предметы ценой в четыре наклейки, чтобы при выполнении большей части «заданий» он мог бы выбрать что-то из списка. Неплохо также иметь в списке наименования по цене от четырех до двадцати пяти очков, так, чтобы у него была возможность подождать два-три дня и реализовать наклейки за любимый десерт ценой в десять очков. Чтобы набрать сто очков для посещения бейсбольной игры, Тому потребуется шестнадцать дней при идеальном ежедневном поведении. Если же он хорошо ведет себя только две трети этого времени, на получение ста очков ему понадобится двадцать пять дней. Ключ к составлению действенной программы поощрений заключается не только в творческом создании списка того, что может заслужить ребенок, но также и в реальной оценке каждого наименования, основанной на среднем количестве получаемых ребенком за день очков. Если родители, которые пользуются наклейками или очками для поощрения послушания, обнаружат, что ребенок может заслужить до тридцати очков за день, то стоимость поощрений для него будет выше, чем для того, кто может заработать только шесть очков в день. Привлекайте детей к работе над программой Иногда родители выбирают материальные поощрения, которые больше поощряют их самих, чем детей. Они включают такие пункты, как поход в пиццерию или на концерт, то есть то, чего хочется взрослым. Сходные проблемы возникают у родителей, которые слишком строго контролируют программу. Мы видели сложные схемы, украшенные наклеенными картинками и затейливые наклейки, выбранные родителями, а не детьми. Если малышам не дают участвовать в процессе, программа почти наверняка проваливается. Целью программы материальных поощрений должно быть обучение детей чувству ответственности за свое поведение. Если они чувствуют, что вам не хочется выпускать рычаги контроля из своих рук, то могут настроиться на скандал. В таком случае для детей акцент смещается с удовольствия от сотрудничества и хорошего поведения на удовлетворение от победы в борьбе с родителями. Выясните, что наиболее действенно для поощрения каждого ребенка. Это можно сделать, подготовив множество предложений на случай, если у детей вначале не будет своих. Однако постарайтесь заставить детей внести собственные предложения. Вы можете сказать пассивному ребенку: «Тебе нравится, когда Джулия приходит к нам. А что, если это включить в список?» Не забывайте, что список поощрений не обязательно должен быть составлен за один раз, к нему можно добавлять новые пункты. Если вы пользуетесь наклейками, позвольте детям выбрать их в магазине и привлекайте детей к составлению схем и решению вопроса о том, сколько наклеек «стоит» каждое наименование из списка. Пусть ребята почувствуют азарт игры и стремление заслужить то, что включено в список. Хорошее поведение, а затем награда Какая разница между подкупом и поощрением? Подумайте об отце, который говорит в банке своей орущей дочке: «Элайза, я куплю тебе шоколадку, только перестань орать», или об отце, который предлагает сыну, встающему среди ночи: «Санджи, я дам тебе бутерброд, если ты потом сразу ляжешь». В этих примерах шоколадка и бутерброд - взятки, потому что их дают до того, как проявилось нужное поведение, и они спровоцированы неподобающим поведением. родители учат своих детей, что если те ведут себя плохо, они получают поощрение. Поощрения следует давать за положительное поведение после того, как оно имело место. Полезно помнить принцип «сначала одно - потом другое». Сначала вы добиваетесь нужного поведения, а затем ребенок получает награду. В первом примере отец Элайзы мог сказать перед входом в банк: «Если ты тихо постоишь рядом со мной, я пойду с тобой в парк, когда мы освободимся». Сначала родитель получает желаемое поведение, затем выдает поощрение. В примере с ночным хождением отец Санджи мог сказать: «Если не будешь вставать с постели всю ночь, утром можешь выбрать, в какую игру мы с тобой поиграем». Пользуйтесь материальными поощрениями за каждодневные успехи Некоторые родители припасают материальные поощрения для каких-то особых достижений детей, например, за «отлично» в дневнике, уборку во всем доме или за спокойное поведение в машине во время двухдневной поездки. Это в принципе означает, что для вашего ребенка шаги к конечной цели будут слишком велики. Родители не только слишком долго тянут с поощрениями, но к тому же берегут их для идеального случая. При этом дети получают сигнал, что повседневные поступки, как, например, послушание, дележка или выполнение домашних поручений, не считаются. Подумайте о том, чтобы выдавать мелкие и частые поощрения. Например, родители, желающие спокойной поездки в машине, могут приготовить мешок с сюрпризами (мелки, книжки, головоломки, игры), который будут открывать через каждые 80 или 100 километров, если дети будут сидеть спокойно, без ссор. Такие поощрения легко удовлетворяют потребность детей в стимуле во время долгой автомобильной поездки. Конечно, вы можете планировать поощрения за особые достижения, но нужно поощрять и маленькие шаги к цели, например, выполнение задания по математике, уборка игрушек, сотрудничество, пользование туалетом. Только посредством поощрений мелких шагов могут быть достигнуты такие более крупные цели, как хорошие отметки, постоянное послушание или добрые отношения с друзьями. Заменяйте материальные поощрения социальным одобрением Родителей часто беспокоит вопрос, не слишком ли много материальных поощрений они используют. Их заботит, что дети могут научиться хорошо себя вести только за награду, а не путем обретения внутреннего контроля. Это беспокойство обоснованное, и проблема вполне может реализоваться при двух обстоятельствах. В первом случае фигурирует родитель, у которого есть «зависимость от наклеек», то есть он дает наклейки за все, что делает ребенок, но забывает при этом о социальном одобрении и похвале. По сути, родитель учит ребенка демонстрировать результат ради награды, а не ради того удовольствия, которое они оба получают от достигнутого результата. Второй случай возможен, когда родитель не планирует сокращение материальных поощрений и поддержку хорошего поведения социальным одобрением. Другими словами, дети не получают сигнала, что родители ожидают от них способности хорошо себя вести по собственной инициативе. Использование материальных поощрений надо рассматривать как временную меру для того, чтобы помочь детям усвоить новые и более сложные навыки. Они должны сопровождаться социальными поощрениями. Когда вы обучили ребенка чему-то новому, можете постепенно убрать материальные поощрения и руководить хорошим поведением при помощи социальных усилителей. Например, мать Сони говорит: «Сейчас, когда ты почти всегда писаешь в туалете и зарабатываешь много наклеек, давай сделаем игру интересней. Теперь, чтобы получить наклейку, тебе нужно будет проходить с сухими штанишками целых два дня». Если теперь Соня регулярно ходит сухая по два дня, можно этот период увеличить до четырех дней и так продолжать до тех пор, пока надобность в наклейках не исчезнет. В это время мама может найти другое применение наклейкам. Например, сказать: «Ты помнишь, как здорово тебе помогла игра в наклейки, когда ты училась ходить в туалет? Давай теперь при помощи наклеек научимся быстро одеваться по утрам!» Таким образом программа с наклейками может быть постепенно сведена на нет и начата снова с другими типами поведения. Очень важным аспектом программ поощрений является тот сигнал, который сопровождает поощрение. Родители должны четко давать знать ребенку, что они не только одобряют его достижения, но также признают, что его старания - не только ради награды. Таким образом родители помогают ребенку видеть свои успехи и ценить их. Например, папа Марка говорит: «Я горжусь тем, что ты научился не выходить из спальни по ночам. Ты здорово поработал и можешь быть собой доволен. Ты, несомненно, растешь». Тем самым отец Марка признает заслуги сына в достижении столь желаемого результата. Список поощрений должен быть четким и конкретным Другая распространенная проблема в составлении программы поощрений заключается в том, что поощрения слишком нечетки. Виктор говорит своей дочери: «Когда ты сделаешь то, о чем я прошу и заработаешь много очков, то сможешь купить себе что-нибудь. Что ты хочешь?» Тина говорит в ответ: «Кота Гарфилда». А Виктор отвечает «Ну, может, мы купим его или что-нибудь другое. Если ты наберешь много очков, мы посмотрим». В этом примере отец очень расплывчато говорит о поощрении и о том, сколько очков нужно, чтобы его заработать. В результате Тина не особенно заинтересована. Эффективные программы поощрений всегда четки и ясны. Вы с детьми должны составить схемы, которые будут включать поощрения, о которых вы договорились, и стоимость каждого из них. Этот список нужно повесить там, где его видно всем. Приведенная ниже схема напоминает контракт. Если у вас дети постарше, то под списком можно поставить подписи, ваши и детские, для подтверждения того, что каждая сторона понимает свои обязательства. Неплохо также сообщить детям, что через неделю вы посмотрите, как выполняется программа, нет ли необходимости внести изменения или добавить новые наименования к списку. Он может выглядеть так: Список должен быть разнообразным Некоторые программы поощрений строятся на фиксированном списке. Родители и дети составляют список во время одного разговора и не меняют его в течение трех месяцев. Однако в этом подходе есть сложность: изначально дети не очень уверены, ради чего они готовы стараться. Позднее они могут придумать что-то более интересное. Пусть ваш список поощрений будет гибким и разнообразным. Побуждайте детей включать такие пункты, как дополнительное время с родителями, недорогие игрушки, особые привилегии, занятия на свежем воздухе и лакомства. Конечно, основное - найти то, что будет их максимально мотивировать. Обычно привлекательный и разнообразный список дает детям выбор, поскольку их интересы и настроения меняются изо дня в день. Более того, важно каждые несколько недель производить пересмотр этого списка и позволять детям добавлять в него новые наименования, что поддержит интерес к программе, когда острота новизны притупится. Проверьте, соответствуют ли ваши поощрения возрасту ребенка Для трех-пятилетних детей программа должна быть ясной, простой и похожей на игру. В этом возрасте малыши любят собирать разные марки и наклейки или иметь возможность достать что-то из пакета с сюрпризами. Нет необходимости усложнять систему составлением списка поощрений или обменом на большие призы. Простое получение наклейки одновременно с вашим поощрением и то, как заполняется альбом с наклейками, служит достаточной наградой. Как только дети усвоили понятие чисел и понимают, что такое дни недели и течение времени (начиная с 6 лет), им нравится участвовать в программах, где они могут накапливать вещи и их обменивать. Это тот возраст, когда начинаются «коллекции» - вспомните все ваши коллекции календариков, фантиков, камешков, монет и марок. В этом возрасте детям можно предложить собирать наклейки и обменивать их на большие призы. Будьте позитивны Что случится, если вы вложите массу стараний в эту программу, а дети не сумеют зарабатывать очки? Возможно, у вас возникнет ответное желание критиковать и поучать их, что они должны сильнее стараться. К сожалению, это не только даст им негативный сигнал об их способностях (это может оказаться правдивым предсказанием будущего). Начавшееся противостояние косвенно поддержит плохое поведение или отступление от программы. Другими словами, дети получат большую отдачу от невыполнения программы, чем от следования ей. Если у вашего ребенка не получается зарабатывать очки или наклейки, лучше всего спокойно сказать: «Ты на этот раз ничего не заработал, но я уверен, что заработаешь сразу несколько в следующий раз». Если вы собираетесь предсказывать будущее, лучше выразить позитивные ожидания. Однако если ваш ребенок по-прежнему испытывает трудности с получением очков, проверьте, не сделали ли вы шаги слишком большими. Не смешивайте программу поощрений и методы дисциплинирования Некоторые родители создают системы поощрений, а затем примешивают к ним наказание. Например, ребенок может заработать наклейки за то, что делится игрушками, а затем потерять их за драку. Тогда наклейки приобретают для него скорее отрицательные, чем положительные ассоциации. Такой подход создает еще больше проблем, если ребенок в результате остается в минусе. Если единственной целью становится выбраться из «долга», пропадает все положительное воздействие награды за хорошее поведение. Естественно, в результате ребенок падает духом и прекращает все старания добиться перемен. Не смешивайте систему поощрений с программой дисциплинирования. Не отбирайте заслуженные очки или награды в наказание, потому что это меняет весь смысл затеи, ведь он заключается в акцентировании нужного поведения. Если вы хотите использовать лишение чего-либо в качестве средства дисциплинирования, не включайте в список поощрений те привилегии, которые вы планируете убирать, вроде времени просмотра телевизионных программ и катания на велосипеде. Не теряйте контроль над программой Есть несколько способов утратить контроль над программой. Первый - оплата «почти» достижения, то есть выдача поощрения детям, когда они не набрали нужного количества очков. Так обычно происходит, когда они начинают спорить и доказывать, что сделали все, что от них требовалось. К сожалению, это подрывает не только правила вашего контракта, но и ваш авторитет. В перспективе это, возможно, приведет к росту споров детей с вами в попытке доказать свои права по поводу очков. Вместо того чтобы избавиться от одной поведенческой проблемы, вы приобретете другую. Другая сложность возникает, если наклейки и поощрения открыто лежат по всему дому так, что все имеют к ним доступ. Отсутствие последовательности - третья опасность. При этом дети ведут себя в соответствии с программой, а вы не всегда это замечаете или забываете выдавать им наклейки. Если поощрение выдается слишком поздно или непоследовательно, его поддерживающее воздействие сводится к минимуму. Программа материальных поощрений требует довольно большой работы со стороны родителей. Вы должны последовательно контролировать поведение детей и определять, заслужили ли они очки или наклейки. давайте награды только в тех случаях, когда сами наблюдали за результатом. Если вы работаете над частыми проблемами вроде непослушания, ссор и криков, тогда от вас, несомненно, требуется много внимания. Поощрения наиболее действенны, если выдаются непосредственно после проявления нужного поведения. Кроме того, чтобы эти программы работали, вы должны уметь последовательно устанавливать границы. Все дети склонны испытывать взрослых на прочность и проверять, нельзя ли заработать поощрения меньшими усилиями. Это нормальное поведение, но вы должны быть готовы к таким попыткам. Наконец, вам необходимо контролировать поощрения. Награды и наклейки должны быть спрятаны и выдаваться под вашим контролем. Работайте вместе с учителями Если вы занимаетесь поведенческой проблемой, которая проявляется также и в школе, разумно согласовать ваши планы с учителем. Например, если поступки наперекор всем и агрессивность у вашего ребенка проявляются и в школе, то вы можете совместно с учителем разработать систему поощрений, которая будет срабатывать и дома, и на уроках. Учитель может давать вашему ребенку наклейки или марки, когда видит, что его ученик делится с другими или выполняет указания. В конце дня домой отсылается отчетная карточка, сообщающая вам, сколько наклеек ребенок заработал за день. Затем вы можете усилить эффект, предложив занести заработанные наклейки в его домашнюю программу, так как он набрал оговоренное ранее количество наклеек в школе. После этого вы продолжаете вести вашу схему домашнего поведения, в которую заносятся новые наклейки за выполнение ваших указаний и способность делиться с др



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: