Рынок совершенной конкуренции | Рынок стоматологическихуслуг |
Большое количество продавцов. | Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок. |
Однородность товара. | Неоднородность стоматологической услуги, ее индивидуальность, уникальность. |
Хорошая информированность покупателей. | Информационная «ассиметрия». |
Возможность сопоставления цены товара и его качества. | Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества. |
Производители стремятся к максимизации прибыли. | Наличие большого числа государственных,частных. |
Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. | В большинстве случаев требуется участие «третьей стороны» - компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг. |
Исходя из приведенного сравнения, можно утверждать, что рынок стоматологических услуг, с точки зрения организационной структуры, является рынком несовершенной конкуренции. При этом по своим основным характеристикам он в большей мере приближается к структурам, которые в экономической теории классифицируются каколигополия (приложение 2). Эти обстоятельства неизбежно накладывают свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также требует специфического регулирования происходящих процессов в этих рыночных структурах со стороны государства.
На сегодняшний день рынок стоматологических услуг организован по типу олигополии. Доступ на рынок ограничен. Имеется частичный контроль цен на услуги. Складывается ситуация, когда пациенты ищут «своего» врача - того, кто не обманет и окажет наиболее качественные услуги за определенную цену.
|
Особая роль принципов доступности и равенства в получении медицинской помощи. Объем потребления медицинских услуг не может определяться только уровнем платежеспособности человека. Это особенно очевидно в тех случаях, когда для уменьшения страданий и спасения жизни человека требуется экстренная медицинская помощь.
Необходимость корректировки рыночного механизма распределения ресурсов диктуется и тем обстоятельством, что наибольшую потребность в медицинской помощи, в том числе и стоматологической, имеют лица с низким доходом. Они имеют худшие условия жизни и труда, соответственно показатели их здоровья ниже, чем у обеспеченных слоев населения.
Обеспечение равных возможностей в потреблении медицинских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения в пользу наиболее нуждающихся — стариков, детей, лиц с низким доходом, хронических больных и т. д. Основой развития отрасли становится принцип общественной солидарности: богатый платит за бедного, здоровый — за больного. Реализация этого принципа требует активного вмешательства государства.
Мы перечислили главные специфические характеристики рынка стоматологических услуг, ограничивающие возможности рыночной самонастройки в сфере здравоохранения. Из этого можно сделать следующие выводы.
1. Информационная «асимметрия» в сочетании с возможностью нерационального поведения потребителя повышают вероятность формирования затратного механизма в здравоохранении, особенно в стоматологии. Производители стоматологических услуг в рыночной среде не имеют достаточных ограничителей для рационального использования ресурсов. Они могут расширять объем услуг, чтобы обеспечить загрузку имеющихся мощностей (стоматологического оборудования и прочего) и увеличить свой доход. Если этим процессом не управлять, то будет расти удельный вес дорогостоящих видов стоматологических услуг и общие затраты на случай лечения. Снизится заинтересованность в профилактике заболеваний и использовании относительно простых, но эффективных стоматологических технологий.
|
2. Специфика рынка стоматологических услуг определяет возможность противоречия между действиями, направленными на повышение локальной и структурной эффективности. Локальная (внутренняя) эффективность характеризует результаты использования ресурсов в конкретной стоматологической организации. Структурная эффективность характеризует результаты использования ресурсов в системе здравоохранения в целом. Известный американский экономист Питер Друкер определил различие между двумя этими понятиями следующим образом: «Локальная эффективность — это умение делать вещи нужными методами. Структурная эффективность — это способность делать нужные вещи»[ ].
В условиях, когда решения об объеме и составе стоматологических услуг принимают сами их производители, оплата деятельности стоматологов за конкретную услугу ведет к увеличению объема услуг в расчете на единицу затраченных ресурсов. Локальная эффективность функционирования стоматологических организаций повышается. Что же касается структурной эффективности, то рыночные механизмы не обеспечивают ее автоматического повышения. Заинтересованность конкретного стоматолога в наращивании объема услуг отнюдь не всегда ведет к повышению конечных результатов работы системы в целом.
|
Итак, недостаточная информированность пациента в сочетании с особой ролью стоматологов в определении объема и структуры стоматологических услуг таит в себе значительный потенциал структурных диспропорций в стоматологии. В отличие от большинства других отраслей хозяйства, в здравоохранении, особенно в стоматологии рыночный механизм распределения ресурсов не гарантирует эффективного использования ресурсов в системе в целом.
3. Для повышения структурной эффективности необходимо обеспечить целенаправленное управление объемами и структурой оказания стоматологической помощи, оказываемой населению. Субъекты управления могут быть разными в зависимости от господствующего принципа финансирования стоматологии. В самом общем виде это финансирующая сторона, то есть организация, заказывающая объемы стоматологической помощи у производителя стоматологических услуг и оплачивающая эти объемы.
Примеры проблем, решаемых финансирующей стороной:
- как выбрать экономически наиболее рациональный вариант лечения конкретного случая без ущерба для качества помощи;
- как обеспечить участие врачей в поиске ресурсосберегающих технологий;
- как стимулировать интерес населения к здоровому образу жизни и оптимизировать поведение пациентов.
Финансирующая сторона должна сделать то, что не способен сделать отдельный пациент в силу недостаточной информированности и слабой возможности влиять на медиков, спланировать оказание стоматологической помощи, обеспечить оптимальное соотношение между отдельными ее видами, заинтересовать стоматологов в наиболее рациональном использовании ресурсов.
Особое значение доступности и равенства в получении медицинской помощи диктует необходимость специфических форм государственного регулирования, которые либо вообще отсутствуют в других отраслях рыночной экономики, либо выражены значительно слабее. Прежде всего, государство берет на себя финансирование значительной части стоматологической помощи населению. Для этого используются механизмы перераспределения доходов — на основе общего налогообложения или целевых налогов на нужды здравоохранения. Кроме того, государство берет на себя прямое оказание части медицинской помощи — не только тех видов, которые обладают свойствами «общественных благ», но и услуг, потребление которых носит индивидуальный характер, например, бесплатное зубопротезирование для льготных групп граждан.
Государство в той или иной форме регулирует цены в системе общественного здравоохранения, устанавливает стандарты стоматологической помощи для защиты пациентов, осуществляет лицензирование стоматологических организаций, планирует трудовые и материальные ресурсы и осуществляет множество других регулирующих функций. Большинство из этих функций определяются стремлением государства нейтрализовать «ошибки» рынка.