Общее количество учреждений | Количество учреждений, ведущих платный прием | Количество установок, шт. | Норма времени на одного пациента, мин. | |
Государственные учреждения | 20 (45*) | |||
Муниципальные учреждения | 20 (45*) | |||
Частные практики |
* - на платном приеме
Доля государственных стоматологических учреждений составляет21,2%, доля муниципальных – 28,8%, доля частных – 50%.
Из указанных в таблице 1.1 28государственных учреждений здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги 28 (100%) поликлиник предназначены для обслуживания взрослого населения. Платные услуги оказываются в 4 (14 %) учреждениях государственного сектора.
Из указанных 38 муниципальных учреждений 2 (5%) являются специализированными детскими стоматологическими поликлиниками,36 предназначены для обслуживания взрослого населения. Только 11 (29%) – являются самостоятельными стоматологическими поликлиниками. Платные услуги оказываются во всех муниципальных учреждениях.
Общая численность стоматологических установок, сосредоточенных в государственном секторе, составляет около 150 единиц, из которых примерно 28 (19%) предназначено для ведения платного приема. В муниципальном секторе - около 630 единиц, из которых примерно 40 (6%) предназначено для ведения детского приема. На платном приеме задействовано 144 (23%).
Общее количество стоматологических установок, эксплуатируемых в 66 частных стоматологических учреждениях, составляет 165.
Отношение числа установок к числу учреждений для государственного сектора составляет – 5,36, для муниципального сектора – 16,6, для частного – 2,5.
Основную долю частного сектора рынка (более 85,6%) занимают небольшие частные практики с количеством установок от 1 до 2. Средние клиники с количеством установок от 3 до 5 в совокупности занимают 14,5% рынка. Все стоматологические практики состоятиз одного филиала. Сетевых клиник на территории Чувашской Республики нет.
|
В государственном и муниципальном секторена бесплатный прием по нормативу отводится 20 минут на одного пациента, на платном приеме– 45 минут. В частном секторе время увеличено до 60 минут.
Структура стоматологических учреждений ЧР | Кол-во |
1 Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие только стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования; | |
2. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие хозрасчетные стоматологические услуги | |
3. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие одновременно стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования и хозрасчетные услуги | |
4. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие только стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования; | |
5. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие одновременно стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования и хозрасчетные услуги; | |
6. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие только хозрасчетные услуги | |
5. Учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, оказывающие только услуги в рамках обязательного медицинского страхования по стоматологии; | нет |
6. Учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, оказывающие одновременно услуги обязательного медицинского страхования по стоматологиии хозрасчетные услуги; | |
7. Учреждения, находящимися в частой собственности, оказывающие стоматологические услуги на основе возмездного договора. | 66* |
* учитывалось количество частных стоматологических практик по месту осуществления деятельности
|
В отличие от негосударственных стоматологических клиник, государственные и муниципальные стоматологические учреждения на территории Чувашской Республики распределены относительно равномерно.
Проведение анализа по параметрам, характеризующим уровень оснащенности и универсализации среди государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги, на наш взгляд, не имеет смысла, поскольку очевидно, что учреждения оказывают почти весь спектр услуг, рентгеновское оборудование имеется еще с советских времен, зуботехнические лаборатории присутствуют в каждом учреждении.
Возможности частных стоматологических практик по оказанию полного комплекса стоматологической помощи напрямую связаны с их оснащенностью и наличием лаборатории. Только 7% частных стоматологических практик обладают и собственной зуботехнической лабораторией, и радиовизиографом. Проблема отсутствия в практиках собственных лабораторий отчасти решается путем размещения ими заказов в лабораториях других клиник, а также привлечения многочисленных техников, работающих в домашних условиях, "на коленке", или техников, занимающихся частной практикой на своих рабочих местах. Ситуация с отсутствием рентгенологического оборудования более сложная – стоматологическая практика вынуждена направлять пациентов в другие организации или вообще игнорировать лучевую диагностику, что при проведении, например, эндодонтического лечения граничит с преступной безответственностью. Главная причина подобной ситуации кроется, прежде всего, в трудновыполнимых нормах и требованиях СЭС к эксплуатации данной техники. Многократно поднимался вопрос о пересмотре завышенных в ряде случаев требований Госсанэпиднадзора к оказанию стоматологической помощи. Однако, несмотря на усилия профессиональных ассоциаций стоматологов, в компетенцию которых входит решение этих вопросов, мало что меняется.
|
В таблице 2.2 представлено процентное распределение стоматологических учреждений по административным территориям Чувашской Республики.
Таблица 2.2