Частный сектор
Потенциальные внутренние сильные стороны (S) | Потенциальные внутренние слабые стороны (W) |
Четко проявляемая компетентность Адекватные финансовые источники Высокое искусство конкурентной борьбы Хорошее понимание потребителей Признанный рыночный лидер Имеется тенденция среди директоров клиник получения специального образования в сфере управления Четко сформулированная стратегия Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество Применение «проверенных» технологий, лучшие производственные мощности Проверенное надежное управление Надежная сеть распределения Высокое качество применяемых технологий и материалов Более эффективная в отрасли реклама Отсутствие государственного или муниципального заказов стимулирует на поиск клиентов Рыночное искусство выше среднего Относительно более высокое качество по сравнению с государственным и муниципальным сектором, стоматологическоголечения Применение гибкости в управлении клиникой Наличие постоянных клиентов клиники Постоянное расширение клиентской сети Постоянный анализ информации о своих потребителях Применение внутренних стандартов Практическое отсутствие обслуживающего персонала | Потеря некоторых аспектов компетентности - ограниченность видов стоматологических услуг Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии Отсутствие на руководящих должностях людей с профессиональным управленческим образованием Нарушение трудового законодательства. Преобладание экстенсивных подходов к развитию клиники. Демпинг. Нечестная конкуренция. Осуществление гарантийных обязательств клиники и повышение квалификации персонала за счет заработной платы врачей. Недобросовестная реклама Рыночное искусство выше среднего Сильный участник рынка Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами Сравнительно высокие издержки Слабая сеть распределения Слабые позиции в НИОКР Слабая политика продвижения Стремление врачей «левачить» в стенах клиники |
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О) | Потенциальные внешние угрозы (Т) |
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей Расширение видов стоматологических услуг Благодушие конкурентов Существующие проблемы в обеспечении государственных гарантий в сфере медицинского обслуживания населения (недостаток финансирования, низкое качество предоставляемых услуг, низкая заработная плата врачей и недовольство их работой со стороны населения) способствуют поддержанию устойчивого массового спроса на медицинские услуги, оказываемые на коммерческой основе. Благоприятный сдвиг в курсах валют Большая доступность ресурсов средства, получаемыеот оказания платных услуг, направлялись на развитие производственной базы (новые материалы, технологии, оборудование и т.д.) Ослабление ограничивающего законодательства Ослабление нестабильности бизнеса | Ослабление роста рынка как следствие неблагоприятных демографических изменений – уменьшения числа жителей Чувашской Республики Увеличение продаж заменяющих товаров, Изменение вкусов и потребностей потребителей Ожесточение конкуренции Введение стандартизации стоматологических услуг – это потребует дополнительных материальных затрат на приобретение оборудования Ужесточение законодательства о лицензировании и аккредитации учреждений, оказывающие медицинские услуги Отзыв лицензии Появление иностранных конкурентов с услугами более низкой стоимости Появление конкурентов с более низкими издержками и услугами более низкой стоимости Неблагоприятный сдвиг в курсах валют Усиление требований поставщиков Введениерегулирования цен Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса Проблема подготовки специалистов в ЧГУ и ИУВ |
|
|
Преобладание экстенсивных подходов к развитию клиники.
Владельцы, развивающие свои бизнес экстенсивным путем, постоянно ощущают ущербность своего бизнеса. Потому что рядом находятся клиники, где при отсутствии внешней рекламы, требующей постоянных значительных затрат, постоянный приток пациентов. Так сложилось, что оценка качества стоматологического лечения у нас возложена на пациентов, и они пытаются найти клиники с наилучшим соотношением цена-качество. В клиниках, оказывающих добросовестные медицинские услуги, владельцы, как правило, врачи. В этих клиниках наиболее доброжелательная и комфортная психологическая атмосфера, т.к. у врачей и обслуживающего персонала нет стрессов, связанных с низкой зарплатой, нехваткой материалов или оборудования, наличием неоправданных требований от владельца по увеличению интенсивности труда. В этих клиниках врачи имеют выходные дни, и работают не перенапрягаясь. Рабочий день у врача может начинаться с 10 утра и даже позже, а заканчиваться в 18 или 20 часов. Как правило, в таких клиниках нет текучести кадров и среди врачей и среди ассистентов, т.к. все получают достойную зарплату. В клиниках с интенсивным типом развития постоянно улучшается качество и расширяется спектр услуг, что создает у пациентов ощущение нужности и полезности лечения на постоянно высоком уровне.
|
Получение сверхприбыли за счет снижения необходимых издержек. Нечестная конкуренция.
Существует определенный минимум расходования материалов для проведения качественных манипуляций. Вот этот минимум и стараются сократить «великие» финансисты - владельцы клинки. Предположим, в клинике средней ценовой категории алмазные боры должны меняться на новые один раз в месяц, в дорогой клинике для каждого пациента должны использоваться новые боры. Чем новее, острее и качественнее боры, тем быстрее будет выполнено препарирование зуба, меньше будет напряжение и усталость врача, меньше риск врачебной ошибки, выше качество лечения. Соответственно в клинике, где новые боры врачу покупают один раз в год качество услуг ниже, чем в другой клинике с такими же ценами, но своевременно закупающей расходные материалы. Пациенты переплачивают за качество услуги, т.к. экономятся не дополнительные, а необходимые издержки. Оценить, сколько времени он проводит в кресле и насколько качественно проводится препарирование, пациент никогда не сможет. Это по зубам только стоматологу- профессионалу. Экономить можно на всем, и это распространенная практика. Довольно распространенная практика, это экономия на сменной рабочей одежде и обуви для врача и медперсонала, отсутствие мест отдыха для врачей, плохо организованное питание персонала, отсутствие в принципе обеденного перерыва у врача, работающего 12 часов подряд.
2. Нарушение трудового законодательства. Нечестная конкуренция.
Внимательно посмотрите рекламу любой частной клиники: «Мы работаем с 9 до 21 без выходных». В большинстве клиник врач работает не полдня, а именно с 9 до 21, т.е. 12 часов подряд. Иногда вообще без выходных дней, т.к. совмещает работу в нескольких клиниках. Хотя согласно постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2003 года № 101 продолжительность рабочего дня, например, врача-ортопеда должна быть не более 33 часов в неделю. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (ст.110 ТК РФ). После того, как врач отработал полдня риск врачебной ошибки (при добросовестном отношению к лечению) резко возрастает, снижается качество лечения. Цена лечения при этом не меняется, и в этом заключается нечестность конкуренции, по сравнению с другими клиниками, правильно организующими врачебную работу. В тоже время, пациенты переплачивают за услуги, т.к. качество их значительно снижено.
3.Демпинг. Нечестная конкуренция.
Клиники постоянно конкурируют за пациентов, и цена услуги является одним из конкурентных преимуществ. Однако, пациенту сложно оценить соотношение цена-качество, и пользуясь этим клиники с более дешевыми ценами вводят его в заблуждение. Они утверждают, что качество лечения такое же, что и в более дорогой клинике, просто там дороже ремонт, стоимость аренды помещения и т.д. На самом деле, это - неправда. Если сравнивать клиники, оказывающие добросовестные услуги, то в более дорогой клинике будут применяться более дорогостоящие материалы и оборудование, выше будет квалификация врачей.
4. Превышение врачами своей квалификации.
Владельцу клиники не выгодно брать на работу опытного специалиста, т.к. он потребует высокой заработной платы. Выгодно взять на работу начинающего врача и поручить ему сложные и дорогостоящие манипуляции. Кроме того, существующие врачебные категории не отражают реальной картины знаний и умений врача. Не специалисту сложно провести оценку квалификации врача. Превышение квалификации, как правило не влечет за собой какую-либо ответственность врача. К сложному лечению, требующему высокой квалификации от врача, можно отнести установку имплантатов в случаях недостатка костной ткани, эндодонтическое лечение искривленных или прежде обтурированных плотным материалом или обломками инструментов корневых каналов, ортопедическое лечение сложных эстетических случаев, изготовление цельнокерамических коронок, лечение нарушений окклюзий и дисфункций ВНЧС.
Сюда же можно отнести неинформирование пациента о различных возможностях стоматологического лечения. Я неоднократно встречал пациентов, которым уже депульпировали интактные зубы при подготовке к изготовлению коронок в клинике, где не практикуется имплантация. Узнав о возможностях имплантации, они перешли в другую клинику, т.к. хотели бы сохранить свои зубы, однако, здоровье зубов уже было испорчено. В Германии недавно введена парламентом уголовная ответственность для врача, если он не информировал пациента о возможностях имплантации.
5. Осуществление гарантийных обязательств клиники и повышение квалификации персонала за счет заработной платы врачей.
Во многих клиниках в случае наступления гарантийного случая врач несет материальную ответственность перед владельцем клиники в полном объеме (т.е. выплачивает полную цену услуги). Владелец не теряет не только уже полученную прибыль, но и приобретает дополнительную. Это полностью снимает ответственность владельца перед пациентом, и создает материальные проблемы для врача, который не всегда может позволить себе такие расходы. В конечном итоге, страдает и пациент и врач: пациент не получает высококачественную услугу, врач приобретает дополнительные стрессы и материальные трудности.
Постоянное повышение квалификации врача также очень часто полностью производится за счет его заработной платы. Однако, прибыль клиники напрямую зависит от квалификации врача, а заработная плата должна обеспечивать минимально достойный уровень жизни врача.
6. Недобросовестная реклама.
С одной стороны реклама - это неотъемлемая часть рыночных отношений. С другой, при отсутствии независимой экспертизы и стандартов лечения, недобросовестная реклама может принести вред большому количеству пациентов. Здоровье - это одна из главных ценностей человека, следовательно реклама медицинских услуг должны быть под жестким контролем.