Исходя из стоящих перед системой здравоохранения республики целей, сложившихся тенденций изменений состояния здоровья населения, а также системы общественных ценностей в качестве основных критериев установления приоритетов были выбраны следующие:
1.Совершенствование системы организации и управления стоматологической службой;
Стоматологическую помощь в Чувашской Республике оказывают 28 государственных, 38 муниципальных поликлиник (из них 2 детские), а также 66частных практик. Общая мощность государственной и муниципальной сетиостается практически без изменения.Организационно развитие стоматологической службы происходит, главным образом, за счет открытияновых частных практик. Этот процесс, обусловленный объективными причинами, будет продолжаться и в дальнейшем. Частные структуры, как показывает практика, в своем развитии формируютнаправление развития, ориентированное на современные дорогостоящие стоматологические и организационные технологии. При этом не исключается возможность приватизации части муниципальных стоматологических поликлиник.
2.Обеспечение доступности и качества стоматологической помощи;
Государство не намерено отказываться от планов повышения доступности стоматологической помощидля социально незащищенных категорий населения. Поэтому останется сеть государственных и муниципальных стоматологических учреждений, работающих на основе государственного и муниципального заказов. Она будет ориентирована на оказание бесплатной и льготной помощи, однако ее перспективы в значительной мере станут определяться объемом платных услуг для трудоспособного населения.
Вопросы обеспечения доступности и качества стоматологической помощи остаются наиболее актуальными для населения Чувашской Республики. Доступность помощи зависит от:
|
А) развитости сети стоматологических организаций;
Б) утвержденных объемов программы государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь;
В) уровня цен на стоматологические услуги.
Развитие сети стоматологических организаций
В настоящее время существуют сильные диспропорции в возможностях и уровне получения стоматологической помощи в различных районах республики, в городе и на селе. Традиционно испытывают острый дефицит специалистов Канашский, Мариинско-Посадский, Порецкий и некоторые другие районы. Распределение ресурсов здравоохранения, по различным административным территориям республики крайне неравномерно, неравномерно ресурсы распределены также и по своему качественному составу. Ресурсы здравоохранения сосредоточены в основном в городских поселениях, что значительно снижает доступ к медицинской помощи сельского населения. При проведении анализа состояния здоровья населения сельских районов обращают на себя внимание низкие, по сравнению со средне республиканскими, показатели как общей, так и первичной заболеваемости в 2,2 и 2,3 раза соответственно. Однако данные показатели ни в коей мере не свидетельствуют об удовлетворительном состоянии здоровья сельских жителей, а являются результатом недостаточной выявляемости заболеваний, малой обращаемостью сельского жителя за медицинской помощью, его низкой медицинской культурой.
Для выравнивания ситуации с доступностью помощи требуется мобилизация усилий на местах и принятие нестандартных решений. Перспективы для расширения сети можно увидеть: при создании в Чувашской Республике общеврачебных практик; в сотрудничестве с учреждениями министерств образования, социальной защиты, культуры и другими министерствами и ведомствами. Приоритетными задачами по развитию сети являются - восстановление школьной стоматологии и открытие стоматологического приема в женских консультациях.
|
Расширение объемов стоматологической помощи, предоставляемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий
Стоматологическая служба Чувашской Республики может добиваться увеличения объема бесплатной помощи, опираясь на положения Федеральной программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью граждан Российской Федерации, предусматривающей лечение всех заболеваний полости рта, кроме услуг по зубопротезированию и ортодонтии за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Учитывая слабую социальную защищенность пенсионеров и высокую нуждаемость их в стоматологической помощи, расширение государственных гарантий следует проводить в первую очередь для старших возрастных групп населения.
Регулирование уровня цен на платные услуги
Возрастание объема стоматологических услуг населению, осуществляемых частным сектором и высокие темпы роста числа частных стоматологических фирм за последние 3 года неизбежно потребуют введения на федеральном уровне государственного регулирования цен на платные стоматологические услуги, оказываемые организациями всех видов собственности.
|
Повышение качества стоматологической помощи
и обеспечение его контроля
Переход здравоохранения от экстенсивных способов развития к интенсивным методам способствует повышению внимания к качеству оказываемых услуг. Это достигается через формирование территориальной системы управления качеством стоматологической помощи, которая направлена на защиту прав пациента.
Она предполагает комплексную стандартизацию стоматологической деятельности и организацию контроля соблюдения нормативных требований путем проведения ведомственной и вневедомственной экспертиз.
Для координации работы и осуществления работы по стандартизации и экспертизе в стоматологической службе республики предполагается создание сети уполномоченных по качеству и республиканского регистра экспертов.
Повышение требований к качеству стоматологических услуг в рыночных условиях затрагивает вопросы этики взаимоотношений стоматологов с пациентами и коллегами, а также страхования профессиональной ответственности. Эти аспекты деятельности должны быть под особым вниманием профессиональных ассоциаций и учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой специалистов стоматологической службы
3.Усиление профилактики стоматологических заболеваний;
Реальное снижение стоматологической заболеваемости населения главным образом зависит от эффективности профилактических мероприятий. Профилактика заболеваемости, как важная составляющая гигиены человека, должна быть обязательной составляющей общественной и личной воспитательной работы. Она не ограничивается возможностями стоматологической помощи и требует внимания всех сторон, участвующих в формировании культуры человека (врачей, педагогов, журналистов, деятелей культуры и т.д.).
В рыночных условиях активность профилактической работы заметно снизилась, что не могло не сказаться на ухудшении эпидемиологической ситуации заболеваемости полости рта.
Усиление профилактики стоматологических заболеваний в новых условиях потребует новых организационных подходов, которые можно рассматривать в двух плоскостях: через восстановление и развитие популяционной, групповой и индивидуальной профилактики и путем укрепления профессиональной профилактики.
4. Улучшение финансирования и материально-технического обеспечения;
Вопрос улучшения финансового обеспечения стоматологической службы связан с возможностью Чувашской Республики и государства поддерживать социально незащищенные и малоимущие слои населения и развитостью системы добровольного медицинского страхования.
Одним из путей оптимизации финансирования муниципальных стоматологических поликлиник является переход от финансирования по посещениям к оплате за фактический объем оказанных услуг, выражаемый через условные единицы труда (УЕТ).
Важным элементом улучшения финансового обеспечения стоматологических учреждений должно быть внедрение ресурсосберегающих технологий, которое первоначально требует организации в поликлиниках более строгого нормированного учета и контроля потребления и расходования электроэнергии, воды, тепла, расходных материалов.
Развитие материально-технической базы республиканской стоматологической службы должен проходить в двух направлениях.
Первое направление связано с развитием стоматологических учреждений, ориентирующихся на передовые технологии, материалы и оборудование ведущих зарубежных и отечественных фирм. Большие затраты на современное материально-техническое обеспечение будут определять высокую стоимость предлагаемых услуг и соответственно ограниченный контингент потребителей. Однако, благодаря такой технической политике, будет задаваться направление совершенствования оснащения стоматологии на перспективу.
Второе направление в развитии материально-технической базы больше приемлемо для основной массы стоматологических учреждений и кабинетов Чувашской Республики, которые будут стремиться достичь или соответствовать международному уровню требований к используемым материалам, инструментам и оборудованию. Оптимизация этого процесса потребует унификации приобретаемого оборудования, что позволитвпоследствии инициировать создание региональных центров сервисного обслуживания и ремонта.
5.Совершенствование кадровой политики и подготовка кадров;
В стоматологической службе Чувашской Республики по данным Медицинского информационно аналитического цента работает около 377 стоматологов, 149 зубных врачей и24 зубных техника. Средний возраст специалистов 36-38 лет. В результате в целом обеспеченность врачами лечебного профиля приближается к общероссийскому нормативу и составляет 3,9 на 10 тыс. населения при общероссийском нормативе 4,0. Существует дефицит в обеспеченности врачами ортопедами. При нормативе РФ 0,8-1,0 он составляет 0,7.
Высокие темпы развития стоматологии, доходность и престижность профессии и в ближайшие годы будут привлекать в эту сферу деятельности молодежь. Это ощущается по возрастанию конкурса на стоматологический факультет Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, который ежегодно выпускает около 70 молодых специалистов.
Однако это не решает проблему обеспеченности кадрами удаленных от районных центров.