Айти свое призвание: дело жизни 18 глава




ды, царившие в этой отрасли. Подобную стратегию Фуллер распространял на все свои идеи, включая самую, пожалуй, знаменитую — геодезический купол.

Артефакты Фуллера — превосходная модель не только для любого нового изобретения, но и для новых идей в бизнесе и коммерции. Предположим, вы придумали новый продукт. Вы можете собственноручно разработать его, довести до ума, после чего приступить к реализации. Однако нередко при этом вы замечаете разрыв, несоответствие между вашим собственным уровнем восхищения продуктом и довольно холодным, безразличным приемом со стороны публики. Вы не вступили в диалог с реальностью, а ведь это — необходимое условие стратегии переменного тока. Лучше, если вместо этого вы создадите прототип — в каком-то смысле аналог гипотезы — и посмотрите, как окружающие станут на него реагировать. Опираясь на полученные оценки, вы сможете исправить ошибки, переделать работу и запустить ее снова, повторяя этот цикл много раз, пока не достигнете совершенства. Реакция окружающих вынудит вас серьезнее и глубже продумать то, что вы собираетесь производить.

Подобная обратная связь поможет вам увидеть то, что обычно остается незамеченным: объективную, реальную значимость вашей работы, ее достоинства и недостатки — как если бы посмотрели на нее глазами многих людей. Переход от идей к артефактам и обратно поможет вам создать нечто действительно новое, нужное и эффективное.

Г. Меняйте угол зрения Типичные шаблоны, которые следует изменить

Представим себе мышление как развитую и расширенную форму зрения, позволяющую нам больше видеть, а творчество — как способность проникать этим сверхзрением за пределы обычного.

Когда мы воспринимаем объект, глаза видят его лишь схематично, в общих чертах и сообщают об этом мозгу,

который дополняет картину, быстро выдавая нам относительно точную оценку увиденного. Глаза не уделяют пристального внимания каждой детали, но выделяют основные закономерности.

В наших мыслительных процессах используются такие же сокращения, как и в зрительном восприятии. Когда происходит какое-то событие или мы знакомимся с новым человеком, мы не задерживаемся ради детальной оценки всех аспектов и деталей, а обращаем внимание на общие схемы или шаблоны, которые вписываются в наши представления и ожидания. Мы относим человека или событие к определенной категории. Как и в случае со зрением, необходимость углубленно размышлять о каждом новом событии или объекте очень скоро истощила бы мозг. К сожалению, мы склонны применять подобную схематизацию почти ко всему. Такая склонность — типичное свойство заурядного разума. Мы можем убеждать себя, что поведем себя иначе, решая действительно серьезную проблему или обдумывая разумную и ценную идею, но, к сожалению, мы сами не замечаем, как соскальзываем на ту же колею схематичного, шаблонного мышления.

Как часто, когда какое-либо открытие или изобретение становится общим достоянием, мы удивляемся тому, насколько все это очевидно — буквально лежит на поверхности, — нас поражает, что до сих пор никто до этого не додумался.

Люди творческие умеют не поддаваться этому искушению. Они способны рассматривать явление с разных точек зрения, замечая в нем то, чего не видим мы, потому что воспринимаем явление прямолинейно. Как часто, когда какое-либо открытие или изобретение становится общим достоянием, мы удивляемся тому, насколько все это очевидно — буквально лежит на поверхности, — нас поражает, что до сих пор никто до этого не додумался. А объясняется это тем, что творческие люди смотрят на то, что скрыто от прямолинейного взгляда, и не торопятся обобщать и навешивать ярлыки. Наделены они этой способностью от природы или научились ей, значения не имеет: можно выучиться раскрепощать свой ум и не позволять ему соскальзывать на колею рутины. Вы просто должны помнить о типичных ситуациях, в которые мы рискуем попасть, и понимать, как можно из них вырваться, сознательным усилием изменив угол восприятия. На-

чав уделять этому внимание, вы удивитесь обилию идей и творческих сил, высвобожденных в результате.

Расскажем о некоторых, наиболее распространенных схемах и трафаретах и о том, как можно их избежать. Вот эти схемы.

Привычка обращать внимание на «что» вместо «как»

Избегать поверхностного подхода — Сосредоточиться на структуре —

Получить целостное представление — Важность взаимосвязей в науке

Предположим, в некоем проекте что-то пошло не так. Чаще всего мы ищем какой-то конкретной причины или простого объяснения, способного помочь справиться с проблемой. Если не получается книга, которую мы пишем, мы говорим об отсутствии вдохновения или о том, что заложенная в основу концепция была ошибочной. Или, если фирма, в которой мы служим, не добивается удовлетворительных результатов, мы начинаем разбираться с продуктом, который разрабатываем или производим. Хотя такой подход кажется нам вполне осмысленным, надо признать, что проблемы, как правило, оказываются более сложными и всеобъемлющими. Мы же упрощаем дело, повинуясь привычке мозга следовать примитивным схемам.

Улучшение стр; туры приведет к улучшению произведения в целом.

Обращать внимание на «как» вместо «что» означает сосредоточиваться на структуре — на том, как отдельные части соотносятся с целым. В случае с книгой, например, работа над рукописью может буксовать из-за того, что была неверно организована, а скверная организация — это отражение идей, не продуманных как должно: если в голове у нас каша, это не может не сказаться на работе. Взглянув на это таким образом, мы поневоле начинаем обращать более серьезное внимание на отдельные части и на то, как они относятся к общей концепции. Улучшение структуры приведет к улучшению произведения в струк- целом. В случае с фирмой необходимо обратить при-

стальное внимание на всю ее организацию — хорошо ли члены коллектива ладят друг с другом, достаточно ли четко налажена передача информации? Если люди не общаются между собой, не находят общего языка, никакие

улучшения выпускаемого продукта, никакие маркетинговые ходы не поправят положения.

Старайтесь уделять больше внимания связям между предметами, так как это позволит объемнее и лучше понять картину в целом.

В мире все имеет структуру, части любого целого соотносятся друг с другом, но часто эта структура подвижна и переменчива, поэтому нам совсем не просто разобраться и понять, как именно все это действует. Нам свойственно стараться раскладывать все на составные элементы, разделять вещи, мыслить в категориях существительных, а не глаголов. Словом, старайтесь уделять больше внимания связям между предметами, так как это позволит объемнее и лучше понять картину в целом. Так, исследование взаимосвязей между явлениями электричества и магнетизма привело к настоящему перевороту в научном мышлении, приведшему от Майкла Фарадея к Альберту Эйнштейну и к разработке теорий поля. Подобный переворот, пусть и меньшего масштаба, может и должен произойти в нашем образе мыслей.

Привычка торопиться с обобщениями и пренебрегать деталями

Переключение с макро- на микроуровень — Чарлз Дарвин и скрупулезное изучение рачков — Внимание Леонардо да Винчи к деталям — Тщательно прорабатывайте детали

Наш разум вечно спешит обобщать, нередко делая выводы на основе минимума информации. Мы поспешно выносим суждения, подстраивая их под свои же предыдущие выводы, но к деталям относимся с полным пренебрежением. Чтобы сломать этот стереотип, необходимо переключиться с макро- на микроуровенъ\ научиться сосредоточенности, обращать пристальное внимание на мелочи.

Дарвин, стремясь доказать правильность своей гипотезы, посвятил восемь долгих лет жизни подробнейшему изучению усоногих рачков. Изучая эту, казалось бы, мелкую и незначительную группу организмов, ученый смог найти убедительное подтверждение истинности своей теории.

Леонардо да Винчи в поисках нового художественного языка в живописи, отличавшегося реалистичностью и эмоциональностью, придавал огромное значение прора-

ботке мельчайших деталей. Он проводил бесконечно долгие часы, экспериментируя с разными источниками света и направляя его на всевозможные геометрические тела, чтобы разобраться в том, как освещение изменяет внешний облик предметов. Изучению разных градаций теней во всевозможных сочетаниях посвящены сотни страниц в его дневниках. Не менее внимательно изучал он и складки на тканях, фактуру волос, старался схватить едва заметные, мимолетные изменения выражения лица. Любуясь рисунками и живописными полотнами Леонардо, мы не задумываемся об этих его титанических усилиях, а просто восторгаемся точностью и реалистичностью изображения, будто художник сумел перенести на картину кусочек настоящей жизни.

Старайтесь, однако, не погрязнуть в мелочах, чтобы не утратить того самого отраженного в них целого и не потерять масштабного видения.

В общем и целом старайтесь подходить к решению любой проблемы с максимальной открытостью и непредвзятостью. Тщательная проработка деталей должна играть определяющую роль в любых ваших размышлениях и мысленных построениях. Любое явление природы, любое событие в мире представляйте как каплю воды, ничтожную по размеру, но отражающую целый мир. Погружение в детали поможет вашему мозгу справиться с пагубной тенденцией к поспешным обобщениям и приблизит вас к реальности.

Старайтесь, однако, не погрязнуть в мелочах, чтобы не утратить того самого отраженного в них целого и не потерять масштабного видения. Это на самом деле оборотная сторона той же болезни.

Привычка утверждать общепринятые парадигмы, игнорируя

АНОМАЛИИ

Привычка цепляться за парадигмы — Значение аномалий — Мария Кюри и феномен радиоактивности — Разработчики системы Google и аномалии, с которыми они столкнулись — Отклонения как двигатель эволюции

В любой области неизбежно существуют свои парадигмы — системы воззрений, общепринятые способы объяснения действительности. Это необходимо, без таких

парадигм мы не смогли бы осмыслить происходящее в мире. Но иногда такие системы воззрений превращаются в закосневшие догмы, не позволяющие нам выйти за их рамки. Мы рутинно ищем вокруг себя привычные схемы, подтверждающие те парадигмы, в которые уже верим. То, что в них не вписывается — аномалии, — мы стараемся игнорировать или отделываемся поверхностными объяснениями. А ведь на самом деле подобные аномалии несут в себе богатейшую информацию. Часто они позволяют выявить пробелы и неточности в наших парадигмах, позволяют открыть новый взгляд на окружающий мир. Вы должны превратиться в детектива, раскрывающего тайны и выявляющего те самые аномалии, на которые люди стараются закрывать глаза.

В конце XIX века многие исследователи, изучавшие уран и другие редкие металлы, замечали странное самопроизвольное излучение: флуоресцентные лучи неизвестной природы исходили от этих металлов и их солей даже без воздействия на них солнечного света. Однако никто не обращал на это серьезного внимания, надеясь, что рано или поздно будет найдено объяснение, которое впишется в общие теории строения материи. Но вот исследовательница Мария Кюри сочла эту аномалию заслуживающей самого пристального внимания. Ученая почувствовала, что в этом загадочном явлении может таиться огромный потенциал для расширения представлений о строении вещества. Четыре долгих года Мария и ее муж Пьер посвятили изучению этого феномена, получившего название радиоактивности. Сделанное в результате открытие кардинально изменило отношение науки к материи в целом. Ранее материю веками рассматривали как состоящую из статичных и неизменных элементарных частиц — оказалось же, что ее структура намного более подвижна и сложна.

Когда Ларри Пейдж и Сергей Брин, разработчики информационно-поисковой системы Google, изучали поисковые службы, существовавшие в мире в середине 1990-х годов, они сфокусировались на, казалось бы, мелких недочетах таких систем, как AltaVista, на аномалиях.

Эти поисковые службы, на тот момент наиболее современные и популярные, в основном ранжировали запросы по одному критерию — по количеству упоминаний ключевых фраз в той или иной статье. Такой подход нередко давал недостоверные или просто бесполезные результаты. Однако эти недостатки либо считали сбоями системы, которые надеялись устранить при доработке, либо относились к ним как к неизбежным и неустранимым издержкам, с которыми придется мириться. Внимательно изучив эту аномалию, Пейдж и Брин поняли, что имеют дело не с мелким сбоем, и сумели выявить уязвимое звено самой концепции, после чего разработали принципиально другой алгоритм ранжирования, основанный на количестве ссылок на данную статью. Это полностью изменило принцип поиска, повысив его эффективность и сделав удобнее для пользователей.

Чарлз Дарвин дошел до сути своей теории в результате изучения мутаций, этих странных и случайных изменений в природе, благодаря которым вид может начать эволюционировать в новом направлении. Относитесь к аномалиям и отклонениям от нормы как к творческой форме таких мутаций. Часто они указывают путь в будущее, хотя на первый взгляд кажутся нам странными и даже уродливыми. Их изучение поможет вам пролить свет на будущее раньше, чем это сделает кто-то другой.

Привычка обращать внимание на то, что есть, игнорируя то, чего нет

Шерлок Холмс и негативные сигналы — Гоуленд Хопкинс, негативные подсказки и цинга — Изучение неудовлетворенных потребностей — Генри Форд, негативные подсказки и сборочная линия — Изменение эмоционального угла зрения — Препятствия как благоприятные возможности

В новелле Артура Конан Дойла «Серебряный» Шерлок Холмс решает загадку, обратив внимание на событие, которое не произошло, — собака не залаяла. Это означало, что преступление совершил кто-то, кого собака знала. Для нас эта история иллюстрирует ту идею, что обычный, средний человек, как правило, не обращает внима-

ния на то, что можно назвать негативными сигналами, на то, что должно было бы случиться, но не случилось. Это естественно для нас всех — фиксировать исключительно позитивную информацию, замечать только то, что мы видим и слышим. Нужно быть человеком весьма творческим, таким как Холмс, чтобы мыслить шире и логичнее, тщательно обдумывать, какой информации недостает, замечая это отсутствие так же легко, как мы видим присутствие чего-либо.

Столетиями врачи считали причиной возникновения болезней исключительно факторы, атакующие организм извне: болезнетворные микроорганизмы, холодный воздух, гнилостные испарения-миазмы и тому подобное. Лечение состояло в подборе лекарства, способного противостоять вредоносному воздействию этих факторов. Но вот в начале XX века биохимик Фредерик Гоуленд Хопкинс, изучая цингу, взглянул на проблему под другим углом и пришел к интересным выводам. Причиной конкретной болезни, предположил он, является не то, что атакует организм извне, а то, чего ему, организму, не хватает, — в данном случае речь шла о витамине С. Подойдя к этому вопросу творчески, Хопкинс обратил внимание не на то, что есть, а как раз на то, чего недоставало, и именно так сумел найти решение. Это привело его к открытию витаминов, полностью перевернувшему наши представления о здоровье.

В бизнесе естественной тенденцией является изучение рынка и всех продуктов на нем с тем, чтобы выпустить свой продукт, более дешевый или лучшего качества. Но высший пилотаж — эквивалентный вйдению негативных сигналов — умение сосредоточиться на некоей потребности, в настоящее время рынком не удовлетворяемой, на том, чего недостает. Для этого требуется более глубокое обдумывание — к таким выводам куда сложнее прийти, зато выигрыш, если удастся выявить эту неудовлетворенную потребность, может превзойти все ваши ожидания.

Существует интересный способ, позволяющий начать мыслить в нужном направлении, — искать повсюду но

вые (уже внедренные) технологии и представлять самые разные, самые неожиданные их применения, пытаясь удовлетворить потребности, которые, как мы чувствуем, существуют, но не слишком бросаются в глаза. Если потребность чересчур очевидна, над ней уже наверняка работают другие.

Нам необходимо научиться представлять множество разных вариантов и возможностей — больше, чем мы обычно принимаем в расчет, — при этом необходимо стараться мыслить как можно раскованней и шире.

В конечном счете способность изменить угол зрения, ракурс, под которым мы рассматриваем проблему, зависит от нашего воображения. Нам необходимо научиться представлять множество разных вариантов и возможностей — больше, чем мы обычно принимаем в расчет, — при этом необходимо стараться мыслить как можно раскованней и шире. Это важно для предпринимателей и изобретателей не меньше, чем для художников. Примером может служить Генри Форд, в высшей степени творчески мыслящий человек. На заре эры автомобилестроения Форд представил совершенно иной принцип ведения бизнеса, чем существовал до него. Он решил наладить массовое производство автомобилей и тем способствовал созданию потребительской культуры, приближение которой предвидел. Однако для выпуска одного автомобиля на его заводах требовалось в среднем двенадцать с половиной часов — это было слишком медленно, такие темпы не позволяли Форду достичь намеченной цели.

Однажды, размышляя о том, как же можно повысить темпы производства, Форд шел по цехам, наблюдая за сборщиками, — рабочие толкались вокруг стоящего на возвышении автомобиля. Форд сосредоточился не на том, как усовершенствовать инструменты, как заставить рабочих двигаться быстрее или не стоит ли ему нанять еще больше сборщиков, — эти и подобные мелочи не способны были кардинально решить проблему. Вместо этого он вообразил вдруг нечто совершенно другое. Он представил, как машины движутся, тогда как люди стоят на месте, причем каждый рабочий выполняет одну несложную операцию на подъезжающих к нему по очереди машинах. Уже через несколько дней, подготовив и опробовав эту систему, Форд осознал, что набрел на золотую жилу. К 1914 году, когда заводы Форда были полностью

оборудованы, на сборку одной машины уходило всего девяносто минут. С годами этот процесс был еще ускорен, что дало просто невероятный выигрыш во времени.

Сложности

закаляют вас,

помогают выявить

недостатки,

которые

необходимо

исправить.

Работая над тем, чтобы раскрепостить и освободить свой разум, позволив ему воспринимать мир с разных точек зрения, помните о следующем: чувства, которые мы испытываем, определяют наше восприятие мира, окрашивают его определенным образом. Если нам страшно, то в любом действии видятся потенциальные опасности и риск. Если мы настроены решительно, то склонны игнорировать возможные рискованные ситуации. Нам необходимо научиться изменять не только мысленный угол зрения, но и эмоциональный. Если, к примеру, вас преследуют неудачи, работа продвигается трудно, постарайтесь увидеть в ней что-то по-настоящему позитивное, поверить, что ваши усилия непременно принесут плоды. Сложности закаляют вас, помогают выявить недостатки, которые необходимо исправить. В физических упражнениях сопротивление — это способ укрепить тело, сделать его сильнее. В ментальной сфере дело обстоит точно так же. Такой же принцип применяйте и в случае удачи и везения — обратите внимание на опасность расслабиться, привыкнуть к успеху и т. д. Подобные перевертыши раскрепощают воображение, позволяя видеть больше возможностей, которые будут влиять на то, что вы делаете. Относясь к препятствиям и сопротивлению как к благоприятным возможностям, вы с большей вероятностью добьетесь реального успеха.

Д. Обратитесь к древнейшим формам мышления

Интеллект наших примитивных предков — Человеческий мозг как многофункциональный инструмент — Грамматика как ограничивающий фактор — Мышление без речи — Примеры мышления образами у великих людей — Ограничения памяти — Использование диаграмм и моделей — Шиллер, Эйнштейн, Сэмюел Джонсон и синестезия

Как уже обсуждалось во введении, у наших древнейших предков были развиты разные формы умственной деятельности, предшествовавшие появлению членораздель-

ной речи. Это позволило им победить в борьбе за выживание в суровых условиях. Мыслили они по преимуществу зрительными образами и были чрезвычайно наблюдательны, замечая все важные детали окружающей обстановки и малейшие отклонения от типичной картины. Бродя по обширным открытым пространствам, они обрели способность к пространственному мышлению, научились ориентироваться на местности по положению солнца и заметным, бросающимся в глаза объектам. Нашим предкам было свойственно и техническое мышление, они мастерили орудия, обладая превосходной координацией в системе «глаз — рука».

С появлением речи возможности интеллекта безмерно возросли. Мысля словами, наши предки получили способность точнее и богаче воспринимать окружающий мир, представлять себе больше разных возможностей, которые затем можно было обсуждать и претворять в действие. В результате такого долгого пути развития человеческий мозг превратился в многофункциональный, невероятно гибкий инструмент, способный мыслить на разных уровнях, сочетая различные формы интеллектуальной деятельности с развитыми чувствами.

Но в какой-то момент возникло осложнение. Мы постепенно утратили былую пластичность, в нашем мышлении произошел перекос в сторону слов, языковых представлений. В процессе была утрачена связь с чувствами — зрением, обонянием, осязанием, — которые раньше играли куда более существенную и важную роль в нашей интеллектуальной деятельности. Язык — система, предназначенная в первую очередь для общения с себе подобными. Он основан на неких допущениях, известных всем. Его структура стабильна и в чем-то жестка, но именно это и позволяет нам общаться друг с другом с минимумом помех. Но, учитывая невообразимую сложность и изменчивость жизни, язык нередко подводит нас.

Уже сама грамматика формирует жесткие структуры, определяя логику и направление мысли. Как сказал однажды писатель и философ Сидни Хук: «Аристотель, разрабатывая таблицы категорий, которые представляли в его понимании грамматику всего сущего, по сути проецировал грамматику греческого языка на космос». Лингвисты выделяют огромное число понятий, для описания которых в английском языке нет специальных слов. Но если для того, чтобы назвать или описать концепцию, не существует слов, мы, как правило, о ней и не задумываемся. Таким образом, язык — это инструмент зачастую ограниченный и жесткий по сравнению с разнообразными многоуровневыми возможностями разума, которым мы наделены от природы.

За последние несколько столетий, с быстрым развитием науки, технологий и искусства мы, люди, просто вынуждены использовать мозг на полную мощность, чтобы решать задачи все возрастающей сложности. Те же, кто отличается творческими способностями, развивают в себе умение мыслить не только в категориях языка, но и проникать в глубины подсознания, обращаясь к тем древнейшим формам мышления, что служили человечеству миллионы лет назад.

По утверждению великого французского математика Жака Адамара, большинство математиков мыслят образами, визуально представляя себе теорему, которую собираются доказать. Майкл Фарадей обладал мощным образным мышлением. Когда, предвосхищая теории поля XX века, Фарадей сформулировал концепцию электромагнитных силовых линий, он буквально увидел эти линии своим мысленным взором и лишь потом описал. Химик Дмитрий Менделеев увидел структуру своей периодической системы во сне — элементы лежали перед ним, образуя четкую и наглядную схему. Список великих мудрецов, мысливших образами, огромен, а величайшим из всех был, пожалуй, Альберт Эйнштейн, написавший однажды: «Язык или слова, написанные или произнесенные, похоже, не играют никакой роли в механизме моего мышления. Физические сущности, кажется, служащие элементами мышления, — это определенные знаки и более или менее ясные образы, которые можно „добровольно" воспроизводить и комбинировать».

Изобретатели, такие как Томас Эдисон и Генри Форд, мыслили не просто зрительными образами, они представляли трехмерные модели. Рассказывают, что великий Никола Тесла — физик, инженер, изобретатель в области радиотехники и электротехники — мог в мельчайших деталях вообразить механизм со всеми движущимися частями и затем дорабатывал изобретение в соответствии с тем, что ему представилось.

В отличие от слов, которые могут быть безликими, зрительный образ — то нечто, что создаем мы сами, нечто, отвечающее нашим насущным нуждам и способное более выразительно и живо передать нашу мысль, чем обыкновенные слова.

Причина такого «отступления» к зрительным, образным формам мышления проста. Оперативная память у человека ограничена. Мы можем сохранять в памяти лишь определенный объем информации. Образ позволяет нам мгновенно вообразить множество разных вещей одновременно. В отличие от слов, которые могут быть безликими, зрительный образ — то нечто, что создаем мы сами, нечто, отвечающее нашим насущным нуждам и способное более выразительно и живо передать нашу мысль, чем обыкновенные слова. Зрительные образы, используемые для познания мира, возможно, наидревнейшая и самая примитивная форма мышления, но именно она способна помочь, словно по волшебству, вызвать в воображении идеи, которые позднее мы можем облечь в слова. Слова — это тоже абстракция, зрительный образ, картина или модель, они придают нашей мысли конкретность, удовлетворяя потребность видеть вещи и ощущать их с помощью всех наших чувств.

Даже те, кому не свойствен подобный тип мышления, согласятся наверняка, что использование, скажем, диаграмм, графиков и моделей намного облегчает понимание и продвижение творческого процесса. На раннем этапе исследовательской деятельности Чарлзу Дарвину, не отличавшемуся природным образным мышлением, явился, тем не менее, образ, который помог ему наглядно представить суть эволюции, — это было дерево с несимметричными ветвями. Образ читался так: вся жизнь началась с одного семени; существование некоторых, коротких ветвей прервалось, другие же продолжали расти, выбрасывая новые побеги. Дарвин зарисовал это дерево в своем дневнике. Образ оказался очень полезным, и ученый впоследствии не раз возвращался к нему. Еще пример: молекулярные биологи Джеймс Д. Уотсон и Фрэнсис Крик создали трехмерную интерактивную модель молекулы ДНК, которую можно было изменять. Модель эта сыграла важную роль в их открытии и описании ДНК.

Использование зрительных образов, моделей, диаграмм и графиков способно помочь и вам нащупать закономерности и указать новое направление движения, которое было бы невозможно представить, думай вы только и исключительно словами. Выразив свою мысль с помощью сравнительно простой диаграммы или модели, вы вдруг ясно, словно в луче прожектора увидите всю концепцию. Это поможет упорядочить большие массивы информации, придаст глубину вашей идее, добавит новые измерения.

Выразив свою мысль с помощью сравнительно простой диаграммы или модели, вы вдруг ясно, словно в луче прожектора увидите всю концепцию.

Такой концептуальный образ или модель могут быть результатом напряженного обдумывания, как у Уотсона и Крика, работавших над трехмерной моделью ДНК, или прийти как озарение в минуту полного покоя — во сне или полудреме. В последнем случае это требует от вас умения расслабляться. Если вы слишком сосредоточенно размышляете над проблемой, решение может оказаться чересчур буквальным. Дайте волю фантазии, поиграйте с разными гранями своей концепции, позвольте образам прийти к вам.

Майкл Фарадей в молодости брал уроки рисования и живописи. Умение рисовать потребовалось ему, чтобы воссоздать некоторые эксперименты, которые демонстрировались на различных лекциях. Со временем, однако, ученый понял, что рисование позволяет ему мыслить более полно и объемно. Связь руки и мозга глубоко укоренена в нас. Пытаясь что-то зарисовать, мы должны внимательно присмотреться и разглядеть этот предмет, и буквально кончиками пальцев ощущаем, как вдохнуть жизнь в изображение. Подобные упражнения способны помочь нам мыслить зрительными образами, освобождая разум от привычки постоянно облекать любую мысль в слова. Для Леонардо да Винчи рисование и размышление были синонимами.

Однажды писатель и энциклопедист Иоганн Вольфганг Гёте сделал любопытное открытие, касавшееся творческой кухни его друга, великого немецкого поэта Фридриха Шиллера. Как-то Гёте явился к Шиллеру с визитом и узнал, что хозяина нет дома, однако он должен скоро вернуться. Дожидаясь друга, Гёте подсел к письменному столу Шиллера, желая записать пришедшую в голову мысль. Вскоре, однако, он почувствовал странную дурноту, голова закружилась. Гёте отошел к окну и сразу почувствовал себя лучше. С изумлением он вдруг понял, что из ящика стола исходит неприятный, тошнотворный запах. Открыв ящик, он с изумлением обнаружил, что тот полон гниющих яблок, некоторые из них уже почти полностью разложились. В комнату вошла жена Шиллера, и недоумевающий Гёте задал ей вопрос о зловонных яблоках. Женщина ответила, что сама регулярно заполняет ящики яблоками, так как Фридриху этот запах очень нравится. Более того, не вдыхая этого запаха, он вообще не может заниматься творчеством.

Другие художники и мыслители тоже нередко изобретали подобные специфические средства, стимулирующие творческий процесс. Напряженно размышляя над теорией относительности, Альберт Эйнштейн любил сжимать в руке резиновый мячик. Писатель Сэмюел Джонсон, приступая к работе, требовал, чтобы на столе перед ним лежали ломтик апельсина и кот, которого он время от времени гладил, чтобы услышать мурлыканье. Видимо, только эти, такие разные, сенсорные раздражители могли правильно настроить его на творческий лад.

Все эти примеры связаны с феноменом синестезии — явлением, при котором воздействие на один орган чувств стимулирует другой. Например, мы слышим определенный звук, а в воображении при этом возникает какой-то цвет. Исследования показали, что синестезия особенно свойственна художникам и глубоко мыслящим людям. Предполагают, что синестезия свидетельствует о высоком уровне согласованности между разными отделами мозга — свойства, также очень существенного для умственного развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: