Деятельность кафедры психологии Брестского педагогического университета
С 1955 г. в Бреете работает педагогический институт. Кафедра психологии образовалась в 1977 г. после разделения кафедры педагогики и психологии.
С сентября 1986 г. кафедру возглавила Г.С. Абрамова.
Тема кандидатской диссертации «Формирование индивидуальных различий деятельности школьников (па материале письменной речи)». Тема докторской диссертации Г.С. Абрамовой — «Теория взаимодействия и опыт ее применения и психологическом консультировании подростков» (1996 г.) Г.С. Абрамова подготовила ряд спецкурсов: «Психологическое консультирование как вид профессиональной деятельности психолога», который она прочитала в педагогических вузах Москвы, Ярославля, Вологды, Курска, Волгограда, Перми, Орла, Магадана, Витебска, «Проблемы профессионального становления психолога», прочитанного в педвузах Витебска, Вологды, Волгограда, Перми и др.
По заказам профессиональных объединений органов образования и по ее личной инициативе подготовлено 10 авторских семинаров для студентов, родителей, учителей, педагогов, социальных работников. Галина Сергеевна была инициатором проведения двух международных конференций женщин, а также ряда республиканских. Она участвовала в международных семинарах и Германии и Голландии по проблемам социальной работы с женщинами.
Научная работа кафедры велась в области поиска конкретных методических путей исследования педагогического общения.
Г.С. Абрамова — автор известного учебного пособия «Введение в практическую психологию», куда входят практическая этика и практическая психология профессиональной деятельности; психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия и др.
|
Она является автором более 100 научных и научно-популярных работ, многие из которых переведены на немецкий, английский и французский языки. Кроме отмеченного учебного пособия ею опубликованы: «Возрастная психология», «Практическая психология», «Практикум по психологическому консультированию», «Психология в медицине», а также такие научно-популярные книги, как «Психология в метафорах и образах», «1000 фактов из жизни людей», «Психология только для студентов».
Под руководством Г.С. Абрамовой успешно защищены кандидатские диссертации по темам «Особенности психологической дистанции как показателя личностного развития младших школьников»; «Исследование идентификации как проявление динамических свойств личности с помощью клинико-феноменологического метода»; «Клинико-феноменологический анализ показателей развития «Я» взрослого человека».
В 2000 г. С. Абрамова переезжает в Данию, где продолжает свою творческую деятельность. После ее переезда кафедра делится па две: общей и возрастной психологии (заведующим избран М.А. Валитоп, кандидат психологических наук, доцент, выпускник факультета психологии МГУ) и психологии (заведующий — Г.И. Малейчук). Эта кафедра занимается подготовкой психологов по двум специальностям; «Психология» (квалификация — психолог, преподаватель психологии) и «Практическая психология» (квалификации — педагог-психолог), а также двум специализациям: «Социальная психология» и «Педагогическая психология».
Вновь созданные кафедры молоды и находятся в состоянии формирования своей научной и профессиональной идентичности. При университете с 1994 г. функционирует психолого-педагогическая служба.
|
Далее профессором кафедры Общей и возрастной психологии успешно работает доктор психологических наук, профессор Лидия Глебовна Лысюк. Она закончила факультет психологии МГУ в 1977 г. Изучала в течение трех лет проблему влияния общения со взрослыми на появление у детей первого года жизни новых форм взаимодействия с ними.
После окончания университета ГЛ. Лысюк поступила в аспирантуру на кафедру возрастной и педагогическойпсихологии, которой руководил П.Я. Гальперин. Исследовала проблему влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное развитие ребенка. Диссертация была защищена в 1982 г.
Учителем и вдохновителем, в том числе и докторской диссертации Л.Г. Лысюк, считается С.Г. Якобсон. Докторская диссертация на тему «Становление продуктивного целеполагания у детей 2—4 лет в онтогенезе» была защищена в БГПУ им. М Танка в 1997 г.
Один из основных принципов психологии — единство сознания и деятельности — в ходе исследований, по мнению автора, приобрел реальное практическое воплощение.
В настоящее время Лидия Глебовна отдает много сил психологическому консультированию. Последнее время она занимается весьма благородным и гуманным делом оказания помощи женщинам-заключенным и беспризорным детям в надежде помочь им обрести в себе человека. Эта работа уже нашла отражение в статье «Женщины-заключенные Беларуси: социально-психологический портрет».
К числу основных работ Л.Г. Лысюк, помимо уже указанной относятся: «Развитие целеполагания у детей 2—4 лет» (Брест, 1977), «Давайце гуляць разам» (Мн., 1995) и другие. Ряд работ издан на немецком языке.Развитие психологии в ВитебскеСтарейшим психологом Витебского педагогического института был Ефим Константинович Матлин (1904—1978). В высшей педагогической школе он проработал более 40 лет. Ученик П.П. Блонского, он успешно исследовал вопросы педагогической психологии. Его труды находят практическое применение в работах белорусских учителей, равно как и учительства в других республиках. Им опубликовано около 50 научных работ, в том числе 3 книги по актуальным вопросам педагогической психологии и высшей школы.
|
Первые научные публикации — статьи, брошюры — Е.К. Матлин начал издавать с 1933 г.: «Методика построения клинической беседы», «Значение логической памяти для усвоения арифметических действий», «Психологическое состояние учащихся на экзаменах*.1 Далее после ряда научных статей были опубликованы более крупные работы:
«Обучение письму и счету в I и II классах», «К вопросу о решении задач в 4-м классе», «Беседы с учителем о памяти школьников». Диссертация по проблеме памяти: «Влияние сходства заучиваемого материала на освоение». была подготовлена и защищена в 1940 г. Проведенное исследование было первой в Беларуси работой, посвященной изучению психологических механизмов произвольной памяти. Экспериментально было доказано, что сходство в заучиваемом материале оказывает как отрицательное, так и положительное действие на продуктивность запоминания, а преобладание того или другого определяется не самим фактом сходства в материале, а той деятельностью, которую заучивающий осуществляет в процессе запоминания.
Активную педагогическую деятельность начал после эвакуации (1941 г.) в г. Кустанай Казахской ССР доцентом в учительском институте. После освобождения Минска он был вызван для работы на родину с назначением заместителем директора Витебского педагогического института по научно-учебной работе и заведующим кафедрой. В этот период ученым были опубликованы работы: «Психология индивидуального подхода к деятельности?, <Ю повышении качества преподавания психологии», «Учение И. П. Павлова о сигнальных системах и его значение для психологии» и др1.
Богатый опыт работы в высшей школе обобщен в книге «Некоторые психологические вопросы воспитания студентов». Известный психолог В.А. Крутецкий в предисловии этой работы, характеризуя автора, пишет: «Книга принадлежит перу очень увлеченного своим делом человека, преподавателя психологии с большим стажем и опытом...». Далее он подчеркивает, что система высшего образования в своем активе имеет мало работ, специально посвященных вопросам воспитания студенчества и что «...научная работа Е.К. Матлина в какой-то мере восполняет этот пробел»2.
Е.К. Матлина отличали открытость, исключительная доброжелательность, интеллигентность и человеческое обаяние, профессии опальная эрудиция и скромность. Его труды можно оценивать как цикл работ по педагогической психологии.
Кафедру психологии Витебского педагогического института, а затем и университета возглавлял кандидат психологических наук, доцент С.Л. Богомаз. Он разрабатывал проблему самоанализа как условия профессионального самоопределения.
История развития психологической службы в Витебской области началась в сентябре 1989 г., когда впервые в республике в г. Орша был организован методический центр школьной психологической службы, на базе которого в 1991 г. открыта лаборатория перспективных проблем развития школьной психологической службы.
За основополагающую программу была принята московская, составленная в НИИ общей и педагогическойпсихологии под редакцией И.В. Дубровиной. Были также изучены программы Минского, Гродненского, Санкт-Петербургского, Тюменского, Смоленского, Харьковского, Архангельского и других спецфакультстов. Преимуществом программы является то, что в ней более половины времени отведено практике и практикумам.
В целях действенной интеграции в области подготовки психологов для проведения лекционных и практическихзанятий на факультет привлекается профессорско-преподавательский состав ведущих факультетов и кафедрпсихологии педагогических вузов России, Беларуси и Украины.
В Витебской области в настоящее время создана и функционирует психологическая служба во всех сферах образования. Однако нужно еще принять ряд мер по дальнейшему развитию и совершенствованию психологической службы в республике, о чем подробно отмечается в статье доцента А.С. Метелицы.Развитие психологии в Гомельском университетеГомельский государственный университет (ГГУ) им. Ф. Скорины основан в 1969 г. на базе педагогического института им. Чкалова. Имя Ф. Скорины присвоено в 1988 г. До 1995 г. в нем работала единая кафедра педагогики и психологии. В 1995 г. кафедры разделились, и первым заведующим кафедрой психологии стал Александр Александрович Лытко, доцент, кандидат педагогических наук. Кафедра закреплена за факультетом довузовской подготовки и профориентации.
Работниками кафедры психологии ГГУ им. Скорины проводятся различные научно-методические мероприятия. Среди них проходивший в октябре 1996 г. Международный психологический конгресс, посвященный 100-летию со дня рождения Л.С.Выготского, в котором приняли участие ученые-психологи из разных стран.
В 2001 г. в ГГУ им. Ф. Скорины прошла очередная Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология». Принято решение сделать конференции по научному наследию Л.С. Выготского систематическими.
Кафедра планирует создание с помощью итальянских ученых научно-психологического центра им. М.С. Выготского, а также участие в создании центров психологической помощи на территориях Гомельской области, подвергшихся радиационному загрязнению.Деятельность кафедры психологии Могилевского пединститутаМогилевский государственный педагогический институт (МНИ) — одно из старейших в Беларуси высших педагогических учебных заведений.
Со второй половины 70-х годов в научной работе кафедры психологии принимают активное участие и студенты. В институте работают спецсеминары по вопросам: «Основные проблемы психологии нравственности в развитии личности младшего школьника», «Индивидуально-типологические особенности личности и деятельности младшего школьника», «Обучение и умственное развитие». В 1982 г. в Могилеве проходит Всесоюзная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания», активное участие в организации которой принимают преподаватели кафедры психологии. С 1987 г. кафедру психологиивозглавляет кандидат психологических наук, доцент, а впоследствии доктор психологических наук, профессор Елена Константиновна Осипова.
В 1986 г. она защитила диссертацию на тему «Психологические основы формирования профессионального мышления учителя». Работа была выполнена на кафедре психологии Могилевского государственного педагогического института имени А.А. Кулешова. Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании структуры профессионального мышления учителя, проектировании и теоретическом обосновании педагогического процесса по циклу психолого-педагогических дисциплин и методике преподавания спецпредмста с учетом особенностей этой структуры, то есть создании психологического обеспечения для эффективного управления формированием профессионально-педагогического мышления.
В 80—90-х годах на кафедре начинается работа ряда молодых преподавателей, кандидатов психологических наук, многие из которых были в прошлом выпускниками МГПИ им. Кулешова.
Сотрудники кафедры принимали активное участие в работе ряда международных конференций, проходивших на Могилевщине в 90-х годах: международная конференция «Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI в.»; «Теория и практика воспитательной работы в высших учебных заведениях».
С 1992 по 1996 г. заведующей кафедрой психологии была избрана кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Ковалева. В это время по семейным обстоятельствам Е.К. Осипова переезжает в Тулу. Усилия кафедры были направлены на разработку теоретических и методических основ организации психологической службы в разных структурах системы образования. Впервые в Могилевской области на базе педагогического института открывается «Центр психологической помощи».
Под руководством Т.Н. Ковалевой разработана необходимая учебно-планирующая документация для открытия в институте дополнительной специальности «Детский практический психолог», что позволило с 1994 г. начать подготовку данных специалистов на базе педагогического факультета и факультета дошкольного воспитания.Развитие психологии в технических вузах Республики БеларусьРазвитие психологии в технических вузах Республики Беларусь непосредственно связано со становлением системы профессионально-педагогического образования. Начало ей было положено в 60-е годы XX в. открытием специализированных инженерно-педагогических факультетов в Белорусском политехническом институте (ныне — БИТУ) и Белорусском институте механизации сельского хозяйства (ныне -БАТУ) с профильными кафедрами психолого-педагогических дисциплин.
Опыт работы первых в истории высшей школы СССР инженерно-педагогических факультетов в дальнейшем послужил основой для развертывания подготовки инженерно-педагогических кадров более чем в 30 вузахСоветского Союза.
В 70-е годы XX в. подготовка преподавателей труда и специальных дисциплин, а также мастеров производственного обучения была организована в Мозырском педагогическом институте, а в начале 90-х годов — в Республиканском институте профессионального образования (РИПО).
За время своего существования на данных факультетах сформировалась плеяда ученых- психологов, внесших значительный вклад в разработку важнейших научных проблем профессионально-педагогического образования.Деятельность кафедры психологии профессионального образования Республиканского института профессионального образованияКафедра начала свою работу в 1993 г. Изначально целью ставилось повышение квалификации педагогических работников в системе профессионального образования. Основной задачей деятельности кафедры было знакомство слушателей с психологическими знаниями. Однако в системе народного образования появился большой спрос на специалистов с высоким уровнем знания психологии. Назрела необходимость подготовки педагогов-психологов для общеобразовательных школ. С 1995 г. кафедра начала также готовить психологов и для системы профессионально-технического образования.
За время деятельности кафедры было подготовлено около 120 психологов для системы образования. В настоящее время по республике обеспеченность психологами профессионально-технических учреждений составляет 43%, а средних специальных учебных учреждений на 85%, тогда как 5 лет назад только 3% ПТУ имели психологов.
В последнее время возрос спрос на получение профессии психолога.В основном проходят подготовку мастера производственного обучения, преподаватели ПТУ, учителя школ, руководители учебных заведений.
Кафедра постоянно взаимодействует с региональными звеньями психологической службы — методическими центрами. При кафедре действует лаборатория психологического обеспечения профессионального образования, куда могут обращаться за консультацией практические психологи.Развитие психологии в системе Академии наук БеларусиРазвитие психологической науки в системе АН Беларуси формально начинается с 1980 г., но в рамках данной организации долгие годы работали известные психологи, философы и педагоги, такие как С.Я. Вольфсон, П.Я. Панкевич и др.
Собственно исследовательские работы в области психологических наук начались в начале 70-х годов. Это был период выполнения исследований отдельными научными работниками, которые осуществляли свою деятельность в различных научных учреждениях и в разных научных подразделениях. Провести полный научный анализ выполненных исследований невозможно. Такая исследовательская работа еще предстоит. Пока освещается только организационная сторона становления психологической науки в Академии, излагаются факты и события.
Впервые психологические исследования начались в 1971 г., когда в структуре Института технической кибернетики была создана экспериментальная лаборатория производственного обучения, в задачи которой входило решение проблем и организации процессов внедрения в народное хозяйство автоматизированных систем проектирования. В штат этой лаборатории был включен специалист в области психологии (В.И. Секун). Здесь начались исследования человеческого фактора в системах автоматизированного проектирования. Начался период разрозненных психологических исследовании отдельными сотрудниками, которые были включены в разные научные коллективы. Причем эти исследовательские группы были ориентированы не на чисто психологические исследования. Начались отдельные исследования и разработки психологических проблем в одном из институтов отделения биологических наук, а также в институте философии и права.
В последующее годы исследовались психологические вопросы речи в Институте языкознания. В дальнейшем эти исследования получили свое развитие в Институте технической кибернетики
В этот период шел процесс накопления опыта научных исследований, проводились разработки проблем построения обучающих систем в условиях автоматизации проектирования, разработана сценическая модель личности.
В 1990 г. В.И. Секун возглавил отдел социальной психологии личности и коллектива.
Всего им опубликовано более 120 работ. Вторая монография «Психология активности* была также опубликована в Минске в 1996 г.
В научном плане В.И. Секун разработал теории деятельно-опосредованных вторичных черт личности, теорию регуляции деятельности и поведения человека, основы активности личности и ряд других проблем. Он исследовал различные виды трудовой и учебной деятельности, Провел исследования и в области прикладной социальной психологии. Продолжает разрабатывать проблему личностной регуляции.
В первом учебном пособии по истории психологии в Беларуси в основном собран фактический материал, который не претендует на полноту и глубину научного анализа всех исторических фактов и событий, в частности, новейшей истории Беларуси. Мы также не располагаем пока фактическим материалом по большинству факультетов психологического профиля, прежде всего это факультет психологии БГПУ им. М. Танка, факультетпсихологии ЕГУ, факультет психологии Женского негосударственного института «ЭНВИЛА», факультетпсихологии Гродненского университета, факультет психологии Академии последипломного образования и ряд других.