В 1947 г. на филологическом факультете БГУ было открыто отделение логики, психологии и русского языка. Просуществовало до 1955 г. Возглавляла отделение Е.Н.Ересь. Под ее руководством студенты обследовали психическое состояние детей, находившихся под патронажем Академии народного образования. Также издавалась газета “За сталинские кадры”.
В истории Беларуси 1947-ой год явился годом колоссального напряжения. Человеческое страдание и боль, разруха, голод и нищета переплелись с большой надеждой на возрождение, чувством сопричастности к делу построения новой жизни. В этих условиях возрождалась и наука, и система образования.
Этот же год явился знаменательным в развитии белорусской психологической школы и стал годом основания отделения логики, психологии и русского языка при филологическомфакультете БГУ. С этого времени начал формироваться фундамент не только основных принципов психологического обучения в республике, но и белорусская психологическая школа со своими характерными чертами и новым подходом к подготовке специалистов. И прежде чем изучать организацию, структуру учебного процесса и само его содержание необходимо проанализировать систему зарождения новой (для того времени) формы подготовки психологов в Беларуси.
Характер психологических концепций тех или иных школ в той или иной стране формировался под воздействием многих факторов. Прогресс и развитие любой области научного познания зависит от “духа времени”, рациональных особенностей, этноса. Все это способствует развитию восприимчивости к другим.
Рассматривая становление отделения логики, психологии и русского языка в иерархической взаимосвязи, можно выделить следующие внешние факторы – это и социально-экономическое положение в стране, и идеологические, политические предпосылки, стратегическая направленность в системе образования, а также преемственность как важнейший фактор в исследовании исторического развития и столкновения психологической школы Беларуси.
|
Конец 40-х гг. для стран бывшего СССР представлял контрастную, противоречивую и достаточно сложную картину.
Все последствия войны явились тяжелым бременем для общества. Для становления белорусской психологической школы последствия войны имели двойственную роль. С одной стороны, возросла потребность в знаниях психологического характера – и события, происходящие во время войны доказали их необходимость. А с другой – множество таких проблем, как отсутствие материальной и кадровой базы, препятствовали быстрому и эффективному развитию науки. Решение двух весьма важных проблем привело к формированию национальной психологической школы. Во-первых, необходимость оказания психологической помощи не только людям, прошедшим все ужасы войны, но детям-сиротам, которые были лишены опеки и защиты от трагедий окружающей реальности. Во-вторых, – ускорение процесса развития практической психологии, где важную роль играли: инженерная психология, психология кадровой политики, психология формирования нового мировоззрения.
Политический фактор придавал значимый оттенок в развитии психологического направления. Большое место в то время занимал вопрос идейного воспитания людей как воспитания нового человека. С одной стороны, стояла задача развить, а затем и удовлетворить потребности человека, а с другой – раскрыть его способности. Причем стремились найти такие формы, которые бы формировали целостный организм. В идеологической работе руководящие органы провозглашали воспитание нового человека в духе высокой идейности, на основе всестороннего и гармонического развития, поэтому в области воспитания главное значение уделялось теории формирования нового научного мировоззрения, на основе коллективной стратегии развития и ответственного отношения к трудовой деятельности.
|
В области народного образования основной целью являлось воспитание высокообразованных людей. Образование должно было обрести тесную связь с жизнью – производством и практикой, что требовало правильного отношения к труду, ориентированному на пользу всего общества. Отделение логики, психологии и русского языка выпускало не только психологов, но и преподавателей русского языка и литературы, которые получали профессиональное образование, позволяющее подойти к проблемам образовательного процесса комплексно и системно, опираясь на 3 основополагающего момента: воспитательной, образовательный и развивающий.
Экономический фактор в силу отсутствия денежных средств, направленных в то время на строительство и восстановление страны, не мог способствовать укреплению психологической школы и подготовке специалистов. Эта причина предопределила решение о закрытии психологических кабинетов в детских учреждениях и кадровых единиц школьных психологов. И, как следствие, в 1950 г. состоялся последний набор студентов на отделение, а предмет психологии стал существовать как часть общего процесса образования БГУ.
|
Т.обр., процессу развития отделения логики, психологии и русского языка при филологическом факультете БГУ способствовали многие грани времени, дух которого как наполнял энтузиазмом прогрессивные слои интеллигенции, так и создавал серьезное напряжение в их творческом устремлении. С одной стороны, цель единого организма аккумулировала силы, возможности и веру в достижение результата, а с другой – сдерживала инициативу ученого, ограничивая его направленность в исследованиях.
Рост и прогресс любой области науки подвержен не только внешним, но и внутренним влияниям, которые отражают основные научные закономерности развития роста любой научной школы, формируя ее характер и направленность в исследовании.
Одним из важных внутренних факторов, способствующих развитию работы психологического кружка при отделении логики, психологии и русского языка, явился принцип коллективного взаимодополняющего творчества, которые включает в себя процесс согласования целей и способов совместной деятельности, позволяя членам коллектива достичь более высокого уровня профессионализма в исследовательской работе. В совместном творчестве человек использует в максимальной степени свои индивидуальные способности путем их дополнения свойствами, знаниями и качествами других людей.