Деятельность Центральной психотехнической лаборатории




В 1921 – 1922 гг. большая работа развернулась в области промышленной психотехники и психофизиологии труда, которая осуществлялась в рамках движения научной организации труда. Именно в это время теоретики и практики выдвинули ряд краеугольных проблем, определявших содержательные критерии профориентационной работы и установления проф.пригодности. Среди них можно выделить такие, как управляемость отдельных профессионально важных качеств; связь между IQ и пригодностью к отдельным профессиям; соотношение между прирожденными и приобретенными качествами.

Среди работ по психотехнике значительное место занимают те, которые изучают вопросы профессиографии, отбора представителей различных профессиональных групп, утомления и упражняемости (С.Г.Геллерштейн “К вопросу о проф. типологии”, “Психотехника”, “Проблема упражнения интеллектуальных функций”).

В 1923 г. создается ……. “Время” – общественная организация, которая решала задачи развития и пропаганды идей научной организации труда. Ее руководители – П.М.Керженцев, И.Н.Шпильрейн, А.К.Гастев, В.Э.Мейерхольд. В 20–е гг. в нашей стране возрастает значительный интерес к анализу результатов исследований зарубежных психологов – З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга. Устанавливаются контакты советских и зарубежных психологов. Советские ученые принимают участие в международных психологических конгрессах и конференциях, проходят стажировку за границей.

В это время создаются многочисленные психотехнические и психофизиологические лаборатории на предприятиях, транспорте, в армии.

Подъем в развитии психологии в стране в целом повлиял на положение практической психологии в Беларуси. В июне 1925 г. в Минске при Наркомате труда БССР начала работу Центральная психотехническая лаборатория. Основные задачи, которые ставились в ней: проведение психотехнических исследований; профотбор и профконсультации; разработка и подбор тестов для исследований; составление профессиограмм.

Заведующий лаборатории был Серафим Михайлович Василейский, ассистентом А.А.Гайворовский и лаборантом – С.М.Вержбалович.

Вержбалович Сергей Михайлович (1902 – 1987) в 1928 г. окончил пед.факультет БГУ, но, еще будучи студентом, работал лаборантом, а потом – научным сотрудником, ассистентом в психотехнической лаборатории. Научными исследованиями в этой лаборатории руководил крупный ученый–психолог, профессор БГУ Серафим Михайлович Василейский (1888 – 1961). С начала создания Университета и до 1929 г. его научная и педагогическаядеятельность протекала в БГУ. Это был высокообразованный человек: он закончил Петербургский университет, а также Петербургский психоневрологический институт; стажировался по психологии в Лейпцигском университете, работая в экспериментальной психологической лаборатории профессора Вильгельма Вундта.

Профессор С.М.Василейский, как вспоминают его бывшие ученики, был не только крупным ученым–психологом, умелым организатором научно–исследовательской работы, но и великолепным пропагандистом научных знаний. Хотя в то время практиковалось свободное посещений лекций студентами, аудитория, в которой читал лекции Серафим Михайлович, всегда была заполнена. На его лекции ходили с удовольствием не только студенты пед. факультета, где по учебным планам читался курс психологии, но и других факультетов. Лекции профессора нередко заканчивались апплодисментами.

Педагогическую деятельность Василейский успешно сочетал с научно–исследовательской. Так. в 1927 г. им была опубликована книга “Введение в теорию и технику психологических, педолого–педагогических и психотехнических исследований”, о которой известный психолог, профессор Е.А.Аркин писал в журнале “Асвета” в январе 1928 н.: “Книга несомненно заполняет пробел, остро ощущавшийся как учащимися педагогических ВУЗов, так и широким кругом лиц, занимающихся вопросами изучения личности и, в частности, личности ребенка.

Настоящая работа представляет собой не поверхностную компиляцию, а результат хорошо продуманной систематизации добросовестно изученного материала”.

Вопросы психологии профориентации, а также психотехнической квалификации были в центре научных интересов Василейского. Он входил в состав делегации советских ученых – участников Международной психотехническойконференции в Париже (1927).

Профессор Василейский исследовал также вопросы психологии детского мышления. Результаты этих исследований получили отражение в его работе “Экспериментально–психологическое исследование мышления у детей”.

Характеризуя вклад ученых БГУ в развитие психологической науки рассматриваемого периода, нельзя обойти вниманием научную деяетльность А.А.Гайворовского. За время работы в университете и в психотехническойлаборатории им были опубликованы следующие научные работы: “Развитие круга общежизненного и общекультурного опыта современного ребенка”, “Вопросник для психологической характеристики профессий”, “Методы профотобора”, “Очерк методологии профессиографии”.

Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н.Корнилова книга А.А.Гайворовского “Основы психотехники политпросветработы (библиотеке, клуб, “школа взрослых”), которая была издана секцией научных работников БССР в 1928 г. В книге раскрыты основные вопросы политпросветработы, ее научной организации, даются конкретные практические рекомендации работникам просвещения, касающиеся психологических основ научной организации умственного труда. Книга Гайворовского была весомым вкладом в психологическую науку именно тогда, когда ощущалась острая потребность в исследовании прикладных проблем психологии, связанных с политическим и культурным просвещением масс, а также с потребностью в научной организации труда людей, занимающихся этим делом.

Василейский, Гайворовский, Вержбалович действенно участвовали в работе Белорусской ассоциации научной организации труда при ЦКК РКИ (Центральная контрольная комиссия рабоче–крестьянской инспекции). Они являлись наиболее активным звеном этой ассоциации. Например, как отмечает в автобиографической справке Вержбалович, вначале он был членом Президиума и секретарем этой ассоциации, а с мая 1927 г. по октябрь 1929 г. – ответственным секретарем Белорусской ассоциации НОТ. С 1924 г. заместителем председателя ассоциации был профессор Василейский.

В 1927 г. в Москве на 1–ой Всесоюзной конференции по психологии труда и профотбору Василейским и Гайворовским был представлен доклад на тему “Сравнительная оценка метода психотехнической характеристики профессий”. Исследование профодаренности и профпригодности проводилось лабораторией; авторы разделили его на 2 части:

– разработка психограмм профессий;

– исследования человека с целью применения при профессиональном исследовании личности.

Лаборатория проводила работу в сотрудничестве с рядом учреждений, научных сотрудников и практических работников школ и диспансеров. Психологические испытания проводили в 1–ой клинике, профконсультации – при центральном детском диспансере, психотехнические исследования – в частях погранохраны. Шла работа по созданию ведомственного кабинета по вопросам психофизиологии и др. Лаборатория являлась своего рода центром по снабжению педологических и психологических кабинетов белорусских педтехникумов необходимыми приборами и тестами.

За время существования лаборатории сотрудниками был опубликован ряд печатных работ по тематике проводимых исследований и практической работе. Усилиями сотрудников лаборатории в Беларуси был сделан фундаментальный вклад в зарождение практической психологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: