СТЭП – анализ макроокружения организации.




Макроокружение содержит такие элементы, воздействие которых важно не только для самой организации, но и для других субъектов действующих на рынке в данной СЗХ. Чтобы подчеркнуть особое значение этой сферы влияния для жизнедеятельности организации, используется модель СТЭП (социальные, технологические, экономические и политические воздействия).

СТЭП - анализ макросреды включает:

1) изучение макросреды с целью обнаружения признаков возможных изменений, способных оказать воздействие на жизнедеятельность организации;

2) отслеживание специфических тенденций и структур макроокружения;

3) прогнозирование направленности будущих изменений макросреды;

4) оценку существующих и будущих тенденций с точки зрения их вероятных воздействий на деятельность организации.

В процессе проведения СТЭП – анализа исследуются следующие элементы (компоненты) макросреды:

· социальная компонента макроокружения – направлена на выяснение влияния на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, разделяемые людьми ценности, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.д.

· технологическая компонента – позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

· экономическая компонента – позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения платежного баланса и т.п.

· политическая компонента – представляет собой информацию о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

Метод GAP.

Метод GAP был разработан в Стэнфордскомисследовательском центре Калифорнии. Он представляет собой попытку найти методы разработки стратегии и методы управления, позволяющие привести дела организации в соответствие с более высоким уровнем притязаний.

Использование данного метода предполагает последовательное выполнение следующих этапов:

· формулирование целей деятельности организации на ближайшие несколько лет;

· прогноз динамики нормы прибыли в увязке с установленными целями;

· установление разрыва между целями и прогнозами;

· определение альтернатив осуществления инвестиций для каждого предприятия (подразделения) и прогноз результатов;

· определение общих конкурентных позиций для каждого предприятия (подразделения);

· рассмотрение инвестиций и альтернатив развития для каждого предприятия (подразделения);

· согласование целей и стратегии развития каждого предприятия (подразделения) с перспективами развития всей организации в целом;

· установление разрыва между предварительными условиями деятельности (существующим положением и прогнозом для каждого предприятия (подразделения);

· уточнение профиля возможных приобретений новых предприятий;

· определение ресурсов, необходимых для таких приобретений, а также их возможных влияний на имеющиеся в портфеле предприятия;

· пересмотр целей и стратегии имеющихся предприятий в целях создания необходимых ресурсов.

Анализ GAP преследует цель: сократить разрыв между желаемым и действительным. Этот анализ может проводиться как для всей корпорации в целом, так и для отдельного предприятия, а также внутриорганизационных подразделений.

Метод LOTS.

Метод LOTS (в переводе – лоцман) был разработан в Швеции в начале 1980-х годов. Разработчики этого метода поставили перед собой цель – объединить все элементы целостного взгляда на бизнес. Философия LOTS включает детальное и последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и с различной степенью детализации и сложности: от корпоративных мнений компании в целом - до индивидуального предприятия.

Практическое применение метода LOTS предусматривает последовательную реализацию нескольких этапов анализа:

· оценка существующего положения фирмы;

· оценка стратегии её развития;

· анализ долгосрочных и краткосрочных целей;

· определение методов и объектов анализа;

· анализ кадрового и ресурсного потенциала;

· анализ планов развития организации;

· анализ организации управления;

· анализ системы отчетности и др.

При использовании метода LOTS могут быть использованы различные модели деловой стратегии и способы решения задач. Конечной целью применения этого метода является разработка позиции, которая позволит организации, её структурному подразделению или индивидууму правильно строить взаимоотношения с внешним миром.

Метод PIMS.

Метод PIMS (в переводе - влияние маркетинговой стратегии на прибыль), был разработан в 1960 г. компанией "Дженерал электрик" на основе исследования работы около трех тысяч предприятий. В данной модели специалисты "Дженерал электрик" предусмотрели установление количественных закономерностей влияния факторов производства и рынка на долгосрочную рентабельность и прибыльность фирмы.

Использование большого фактического материала для разработки данной модели является ее огромным достоинством, т.к. это позволило сократить разрыв между абстрактной и конкретной деятельностью предприятия.

В соответствии с этой моделью, все факторы, влияющие на прибыльность работы в новой отрасли подразделяются на три группы:

· факторы производственной структуры;

· факторы рыночной ситуации;

· факторы конкурентной ситуации (рис. 1).

 

I. Производственная структура 1.1. капитал / сумма продаж (-) 1.2. капитал / добавленная стоимость (-) 1.3. Степень использования производственных мощностей (+) 1.4. Производительность труда (+)
 
II. Рыночная ситуация 2.1. рост емкости рынка (+) 2.2. капиталоемкость (-) 2.3. расходы на маркетинг / сумма продаж (-) 2.4. сумма покупок (+)
 
III. Конкурентная ситуация 3.1. доля рынка (+) 3.2. относительная доля рынка (+) 3.3. относительное качество продукта (+)

 

Рис. 1. Решающие факторы прибыльности для любой отрасли в соответствии с моделью PIMS

 

На этом рисунке знак "+" означает благоприятное влияние на прибыльность компании, а знак "-" – неблагоприятный эффект.

Самое сильное влияние на прибыльность и рентабельность работы компании, по мнению специалистов компании "Дженерал электрик", оказывают в порядке убывания следующие факторы:

1. Капиталоемкость.

2. Относительное качество продукции.

3. Доля рынка.

4. Производительность труда.

Важное преимущество модели PIMS состоит в том, что ее авторы уделяют большое влияние относительному качеству продукта, т.к. решающим условием успеха в бизнесе является именно удовлетворение потребностей потребителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: