1. Структура стратегического управления состоит из:
- Анализа среды;
- Выбора стратегии;
- Определения миссии и целей;
- Выполнения стратегии;
- Оценки и контроля выполнения.
Любая организация находится и функционирует в определенной среде, которая оказывает большое и непосредственное влияние на ее деятельность. Вся среда функционирования организации состоит из двух взаимосвязанных совокупностей:
1. Внутренняя среда, которая включает элементы находящиеся внутри самой организации, и которые находятся под контролем ее руководства.
2. Внешняя среда, которая включает элементы, находящиеся вне организации.
Анализ внутренней среды предполагает:
1. Кадровый срез внутренней среды (взаимодействие менеджеров и рабочих: подбор, обучение и расстановку кадров; анализ результатов труда и стимулирование; поддержание связей между работниками).
2. Организационный срез (коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и обязанностей; иерархия подчинения).
3. Производственный срез (анализ техники и технологии, эффективности расходования ресурсов и т.д.).
4. Маркетинговый срез (изучение составляющих комплекса маркетинга (товар, цена, продвижение, сбыт).
5. Финансовый срез (изучение движения денежных потоков, затрат на производство, ликвидности организации и прибыльности).
6. Анализ организационной культуры (набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающему выражение в заявленных организационных ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий).
Внешняя среда состоит из макроокружения (среды косвенного воздействия) и микроокружения или непосредственного окружения (среда прямого воздействия). Анализ внешней среды проводится отдельно по каждой из названных совокупностей.
|
Макроокружение — это то, что создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера. К основным составляющим макросреды относят: социально-экономическую политику государства и состояние экономики, социокультурные факторы, научно-технический прогресс, политические факторы, международные события.
Среда прямого воздействия непосредственно оказывает влияние на деятельность организации. При этом сама организация, как правило, имеет возможность оказывать влияние на взаимодействие с элементами этой среды и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию. К элементам внешней среды прямого воздействия относятся: потребители, поставщики, конкуренты, профсоюзы, законодательство и государственное управление.
Макроокружение состоит из нескольких компонент.
1. Экономического компонента (темп инфляции; величина ВВП; уровень безработицы; процентная ставка; производительность труда; нормы налогообложения; платёжный баланс; норма накопления; общий уровень экономического развития; добываемые природные ресурсы; климат; тип и уровень развитости конкурентных отношений; структура населения; уровень образованности рабочей силы; величина средней зарплаты).
2. Международные события (анализ тенденций развития процессов глобализации бизнеса, изучение динамики мировых цен, прогнозирование развития мировых рынков и т.д.).
|
3. Политического компонента – изучается для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых, государство намерено проводить в жизнь свою политику.
4. Социального компонента (отношение людей к работе и к качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографическая структура общества; рост населения; уровень образования; мобильность; готовность к перемене места жительства).
5. Технологического компонента – её анализ позволяет увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, модернизации изготовления и сбыта продукции.
Анализ непосредственного окружения включает в себя:
1. Анализ покупателей (какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями; на какой объём продаж может рассчитывать организация; в какой мере покупатели привержены продукту данной организации; насколько можно расширить круг потенциальных покупателей; насколько сильны позиции покупателя по отношению к организации в процессе торга).
2. Анализ поставщиков (выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьём, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами; финансами и т.д., от которых зависят: эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта).
3. Изучение конкурентов (определение наиболее важных конкурентов, выявление их слабых и сильных сторон).
4. Анализ рынка рабочей силы (наличие кадров, необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола; стоимость рабочей силы; анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке).
5. Изучение законодательства и деятельности органов государственного управления (анализ налоговой системы, правовой базы, ее региональных особенностей; лицензирование).