Тема 2. Соотношение международного и национального




Тема 1. Предмет, система, особенности и основные принципы

Международного права.

Задача № 1.

Выделите среди перечисленных ниже ситуаций международные межгосударственные отношения и международные отношения негосударственного характера:

1) обращение гражданки Болгарии в компетентные органы России о выплате алиментов;

2) заключение сделки между российской организацией и иностранной фирмой;

3) обращение гражданина РФ в европейский суд по правам человека;

4) отношения между супругами, имеющими разное гражданство, проживающими в России, по поводу раздела имущества;

5) подача гражданином Польши искового заявления в суд России о наследовании имущества.

Международные межгосударственные отношения характеризуются тем, что имеют межвластный характер, поскольку государства как субъекты такого правоотношения являются суверенными носителями власти. В международном публичном праве главное место занимают политические взаимоотношения государств. Помимо государств, субъектами международного публичного права являются международные организации, нации и народы, не имеющие своей государственности, а также субъекты особого рода (государственно подобные образования).

Международные отношения негосударственного характера регулируются международным частным правом, к ним прежде всего относятся гражданско-правовые, а также иные частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Субъектами таких отношений являются иностранные физические лица, иностранные юридические лица, международные юридические лица, транснациональные компании, международные межправительственные и неправительственные организации, а также иностранные государства. Для международного частного права типично приоритетное значение источников чисто внутреннего характера — национальные законодательство, судебная и арбитражная практика, наряду с международными договорами и международными обычаями.

Иными словами, различие между МПП И МЧП состоит в неодинаковом характере предмета правового регулирования, субъектах, источниках права.

Таким образом, ситуации 1, 2, 4, 5 регулируются международным частным правом, возникающие из них правоотношения имеют частноправовую природу.

Ситуация 3 регулируется международным публичным правом. В соответствии со ст.34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 года Европейский суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Жалоба рассматривается против конкретного государства. Отношения по защите прав и свобод человека объективно принадлежат к внутренней компетенции государства, однако они представляют интерес для всего международного сообщества в целом, тем самым относясь к международным межгосударственным отношениям.

Задача № 2.

В 1983 году лидерами турецкой общины Кипра была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра. Только Турция признала вновь созданное государство. Совет безопасности ООН в своей резолюции заявил, что решение о создании кипрского турецкого государства неправомерно, и призвал его не признавать. Обоснуйте решение Совета безопасности.

Как сообразуются подобные действия с принципом самоопределения народов?

 

В соответствии с ч.2 ст.1 Устава ООН (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) Организация Объединенных Наций преследует Цели развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

 

Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» в ст.1 закрепляет:

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

3. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

 

«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) закрепляет, что каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в изложении принципа равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость.

Также декларация закрепляет содержание принципа равноправия и самоопределения народов:

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и

b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею, такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Задача № 3.

В 1999 году вооруженные силы США провели бомбардировку объектов, находящихся на территории Югославии. Причиной этих действий послужила квалификация НАТО операций, проводимых властями Югославии в Косово, как акт геноцида.

Оцените действия вооруженных сил НАТО против Югославии в части их соответствия принципам невмешательства во внутренние дела, неприменения силы, мирного разрешения споров.

В соответствии с ч.4 ст.2 Устава ООН (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций.

 

В силу ст.39 Устава ООН Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 Устава для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Таким образом, Совет Безопасности играет роль глобального органа, способного регулировать международные конфликты.

 

«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) считает существенно важным, чтобы все государства в своих международных отношениях воздерживались от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций,

 

«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)) раскрывает содержание принципа, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

Так, каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.

 

Ч.7 Ст.2 Устава ООН закрепляет, что Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII (действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии).

 

«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) раскрывает принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства:

Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине по внутренние и внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы, имеющее целью лишить народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как затрагивающее положения Устава, касающиеся поддержания международного мира и безопасности.

«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) считает в равной степени существенно важным, чтобы все государства решали свои международные споры мирными средствами в соответствии с Уставом ООН.

 

«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) раскрывает принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость:

Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

 

Ч. 1 ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) закрепляет, что Организация Объединенных Наций преследует Цели: поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

В соответствии с ч.3 ст.2 Устава ООН все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

 

«Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств» (Принята 09.12.1981 Резолюцией 36/103 на 36-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)) также конкретизирует положения принципов невмешательства во внутренние дела, неприменения силы, мирного разрешения споров.

 

Задача № 4.

В каких из ниже перечисленных случаев нарушается принцип невмешательства во внутренние дела:

1) предоставление террористических формирований, преследующих неполитические цели;

2) экономическая блокада;

3) вооруженная поддержка правительства в борьбе с оппозицией, стремящейся его свергнуть.

«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) закрепляет содержание принципа, касающегося обязанности в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства.

Так, ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы, имеющее целью лишить народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как затрагивающее положения Устава, касающиеся поддержания международного мира и безопасности.

«Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств» (принята 09.12.1981 Резолюцией 36/103 на 36-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

· в п.m закрепляет обязанность государства воздерживаться от использования практики терроризма в качестве государственной политики против других государств или против народов, находящихся под колониальным господством, иностранной оккупацией или под гнетом расистских режимов, и не допускать предоставления какой-либо помощи, использования или проявления терпимости в отношении террористических групп, саботажников или лиц, ведущих подрывную деятельность против третьих государств;

· в п.k закрепляет обязанность государства при осуществлении своих международных отношений в экономической, социальной, технической и торговой областях воздерживаться от любых мер, которые могут представлять собой интервенцию или вмешательство во внутренние или внешние дела другого государства, препятствуя ему тем самым свободно определять свое политическое, экономическое и социальное развитие; это включает, в частности, обязанность государства не использовать свои программы внешней экономической помощи и не прибегать к любой многосторонней или односторонней экономической репрессалии или блокаде и не допускать использования транснациональных или многонациональных корпораций, находящихся под его юрисдикцией или контролем, в качестве средств политического давления или принуждения против другого государства, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций;

· в п.c закрепляет обязанность государства воздерживаться от вооруженной интервенции, подрывной деятельности, военной оккупации или какой-либо иной формы интервенции и вмешательства, явной или скрытой, направленной против другого государства или группы государств, или от любого акта военного, политического или экономического вмешательства во внутренние дела другого государства, включая акты репрессалий с использованием силы;

· в п.n закрепляет обязанность государства воздерживаться от организации, обучения, финансирования или вооружения политических и этнических групп на своих территориях или территориях других государств с целью осуществления подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений в других странах.

 

Тема 2. Соотношение международного и национального

Права.

Задача № 1.

Указ Президента РФ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1333 от 19 декабря 2000 г.», в частности, гласит:

1. Всем государственным учреждениям, промышленным, торго­вым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, фирмам, банкам, организациям, иным юридическим лицам и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, в своей деятельности исходить из того, что помимо осуществления мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 5 мая 2000 г. с 19 января 2001 г.:

а) запрещается прямая или косвенная поставка, продажа и переда­ча на территорию Афганистана, находящуюся под контролем движе­ния «Талибан», как установлено Комитетом Совета Безопасности ООН, резолюцией 1276 от 15 октября 1999 г. (далее именуется — Ко­митет), с территории РФ или с использованием судов или летательных аппаратов под российским флагом продукции военного назначения, товаров, технологий двойного назначения, а также запасных частей, агрегатов и вспомогательного имущества к указанным продукции и товарам;

б) замораживаются средства и другие финансовые активы У. Бен Ладена, физических и юридических лиц, которые, как установлено Ко­митетом, связаны с ним, включая средства и активы организации «Эль-Каида», а также средства, получаемые или извлекаемые благода­ря имуществу, находящемуся во владении либо под прямым или кос­венным контролем У. Бен Ладена и связанных с ним физических и юридических лиц.

Вопросы:

1. Почему акт об исполнении решения Совета Безопасности ООН принимается Президентом России?

2. Необходимо ли принять дополнительные акты для исполнения мер, предусмотренных Указом?

В соответствии с ч.1 ст.24 Устава ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций, ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что, при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. В силу ст.25 Устава ООН Члены Организации соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В соответствии с положениями ст.28 Устава ООН действия, которые требуются для выполнения решений Совета Безопасности в целях поддержания международного мира и безопасности, предпринимаются всеми Членами Организации или некоторыми из них, в зависимости от того, как это определит Совет Безопасности. Такие решения выполняются Членами Организации непосредственно, а также путем их действий в соответствующих международных учреждениях, членами которых они являются.

 

Таким образом, принимаемые Советом Безопасности в соответствии со ст. 25 Устава ООН решения для Членов Организации являются юридически обязательными, хоть и не являются источником права. Такие решения имеют силу обязательств по Уставу и, следовательно, в соответствии со ст. 103 Устава преобладают над любым обязательством государств, вытекающим из любого договора. При этом резолюция Совета Безопасности хоть и обладает обязательной силой, но не является самоисполнимой, т.к. адресована государству. Нормы Резолюции должны быть имплементированы в национальное законодательство, чтобы регулировать конкретные отношения между иными субъектами национального права.

 

В соответствии с ч.1, ч.4 ст.80, ст.86 Конституции РФ главой российского государства является Президент РФ, как глава государства он представляет РФ в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой. В связи с этим Президентом РФ была осуществлена имплементация вышеуказанных норм в законодательство РФ путем издания Указа. При этом сам Указ предусматривает необходимость принятия дополнительных правовых актов и мер для реализации положений Указа, конкретизирующих и детализирующих данные нормы в соответствии с правовой системой РФ.

 

Задача № 2.

18 мая 1994 г. в авиаотрядах и на авиапредприятиях некоторых регионов России по инициативе профсоюза летного состава РФ была проведена забастовка летного состава. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР «О по­рядке разрешения трудовых споров (конфликтов)» в части, запре­щающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, подтвердило правильность решений местных судов о признании подобных забастовок незаконными.

Ограничение права на забастовку не противоречит общепризнан­ным принципам и нормам международного права. Так, исходя из по­ложений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отноше­нии лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администра­ции государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в инте­ресах государственной безопасности и общественного порядка или для ограничения прав и свобод других (п. «с» ч. 1 ст. 8). При этом рег­ламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допустимых данными актами ограничений.

Вопросы:

1. Какие нормы международного права — договор РФ или общепризнанные принципы и нормы международного права — были использованы в рассматриваемом Постановлении Конституционного Суда?

2. Статья 15 Конституции РФ не устанавливает приоритета «общепризнанных принципов и норм международного права» по отношению к противоречащим им нормам внутреннего права. Некоторые юристы полагают, что такой приоритет ус­тановлен для «общепризнанных принципов и норм международ­ного права» о правах человека на основании ст. 17 Конституции: «В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным прин­ципам и нормам международного права и в соответствии с на­стоящей Конституцией».

3. Какова позиция Конституционного Суда по данной проблеме?

Как указал Конституционный суд РФ в п.3 Постановления от 17 мая 1995 года № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 12 закона СССР от 9 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой профсоюза летного состава РФ»:

Статья 37 (часть 4) Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Забастовка, таким образом, рассматривается как способ разрешения спора, и законодатель вправе определять, когда и при каких условиях такой способ разрешения спора возможен, а когда он недопустим.

При регламентации права на забастовку должно осуществляться необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, средством которых является забастовка, и соблюдением общественных интересов, которым она способна причинить ущерб и обеспечение которых - обязанность законодателя.

Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников, в том числе занятых в гражданской авиации, с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым Конституция РФ определяет для законодателя рамки возможных ограничений.

Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[1], запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (часть вторая статьи 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других (пункт "c" части первой статьи 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений.

Как указал Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 10.10.2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 статьи 17 Конституции РФ). Согласно части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции РФ. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Задача № 3.

Конституция Королевства Испания 1978 года в п.1 ст.96 устанавливает, что законно заключенные и официально опубликованные в стране международные договоры «составляют часть ее внутреннего законодательства». В то же время в Конституции не содержится упоминания о международных обычаях как одном из источников обязательных для государства международно-правовых норм. В ходе одного из судебных процессов, состоявшихся в Испании, одна из спорящих сторон сослалась на то, что испанский закон, применимый в данном случае, противоречит международному обычаю.

Что должен применить суд при вынесении решения – внутренний закон или международный обычай?
Как соотносятся по степени обязательности для субъектов международного права международный договор и международный обычай?

 

В международном праве не установлена иерархическая структура норм; обычные нормы имеют такую же юридическую силу, как и договорные. Это закреплено практикой государств. Более того, значи­тельное число действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные временем кодифицированные обычаи.

Поскольку в настоящий момент конвенционные и обычные нормы международного права по юридической силе являются обязательными, то в принципе возможно изменение обычной нормы договорным путем и договорной нормы обычным путем.

 

Международный обычай – правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленное в международном договоре. Является источником права в тех случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Необходимым условием признания международного обычая источником права или, как его называют, обычной нормой международного права, является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное либо в активной форме (в виде определенных действий), либо путем воздержания от действий. Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства, обязательны для всех стран. Другие обычаи действуют для признавших их государств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: